ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-35/2020ГОДА от 29.01.2018 Козульского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-35/2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2020 года пгт. Козулька

Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,

при секретаре Кацаповой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее – АО «КрасЭКо») обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные ресурсы в размере 108134,78 руб. за период с 01.11.2015 г. по 31.12.2017 г., расходов по оплате государственной пошлины. Свои требования мотивировало тем, что между истцом и ответчиком заключен договор на поставку коммунальных ресурсов, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединённую сеть коммунальные ресурсы. Абоненту присвоен номер лицевого счёта <***>. Ответчик подключен к присоединенной сети. До настоящего времени обязанность по оплате ответчиком не исполнена надлежащим образом, у ответчика имеется задолженность за поставленные истцом коммунальные ресурсы.

Представитель истца АО «КрасЭКо» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, пояснил, что срок исковой давности не пропущен, поскольку истец обращался 20.03.2018 г. к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был отменен 03.05.2018 г., в связи с чем истец обратился 18.06.2018 г. в суд с настоящим исковым заявлением. В материалах дела имеется расчет начислений за тепловую энергию. Указывают, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии в жилом доме определяется по формуле Рi = SixNTxTT. Расчет начислений за тепловую энергию за период с 02.11.2015 г. по 31.12.2017 г. ответчику произведен следующим образом: ноябрь 2015 г.: (23,8 м2 х 0,024 Гкал/м2 х 4577,41 руб./Гкал) / 30 дн. х 29 дн. = 2527,46 руб.; декабрь 2015 г. – июнь 2016 г.: 23,8 м2 х 0,024 Гкал./м2 х 4577,41 руб./Гкал = 2614,62 руб. х 7 мес. = 18302,34 руб.; июль 2016 г. – июнь 2017 г.: 23,8 м2 х 0,039075 Гкал./м2 х 5069,98 руб./Гкал = 4715,01 руб. х 12 мес. = 56580,12 руб.; июль 2017 г. – декабрь 2017 г.: 23,8 м2 х 0,039075 Гкал./м2 х 5506,34 руб./Гкал = 5120,81 руб. х 5 мес. = 30724,86 руб.. Начисления за тепловую энергию составили 108134,78 руб.. В соответствии с ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Согласно п. 10 «Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительством РФ от 30.04.2014 г. № 400, применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса. Пунктом 5 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения фактических объемов потребления в результате проведения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды. ФИО1 обратилась к истцу с заявлением о заключении договора 31.01.2017 г. в результате чего ей был произведен перерасчет платы за тепловую энергию за период с 02.11.2015 г., соответственно, компенсация части платы за коммунальные ресурсы ответчику за период с 02.11.2015 г. по 31.12.2017 г. не предоставлялась.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представила возражение на исковое заявление, в котором указала, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. В направленном исковом заявлении и приложениях к нему истцом не произведен расчет суммы задолженности за оказанные услуги, а только указаны месячные суммы за период с ноября 2015 г. по декабрь 2017 г. и итоговая сумма в размере 108134,78 руб.. Таким образом, фактически не подтверждена образовавшееся сумма задолженности за коммунальные услуги в период с ноября 2015 г. по декабрь 2017 г. в сумме 108134,78 руб., в нарушение требований п. 6 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ. На основании п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма (далее - наниматели), а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (далее - собственники), использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Таким образом, АО «КрасЭКо» надлежит выплатить штраф в размере 54067,39 руб., компенсацию морального вреда оценивает в размере 50000 руб.. Заявила о применении последствий пропуска сроков исковой давности по указанному делу. Просить оставить иск АО «КрасЭКо» без удовлетворения, взыскать с АО «КрасЭКо» штраф в размере 54067,39 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.. В материалах дела имеется контррасчет. Расчет размера платы за отопление в жилом помещении (квартире), расположенном в многоквартирном доме, необорудованном общедомовым прибором учета, при осуществлении оплаты за отопление в течение отопительного периода производится по формуле № 2 Приложения № 2 к правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354. Таким образом, размер вносимой ею платы за тепло энергию не должна превышать значений базового периода, поскольку стоимость затрат на теплоснабжение компенсируется АО «КрасЭКо» государством. В представленных платежных квитанциях стоимость компенсации затрат АО «КрасЭКо» государством, не указана. В 2017 г. между ответчиком и истцом заключен договор теплоснабжения с распространением правоотношений на ноябрь 2015 г., однако, по мнению ответчика, истцом неправильно определен базовый период для применения предельных индексов изменения размера платы и не учтены сведения об оплатах стоимости услуг по теплоснабжению за предыдущие периоды. Считает, что АО ««КрасЭКо» неверно применены вышеуказанные предельные индексы при расчете задолженности. Сумма задолженности по расчету ответчика составляет 63474,85 руб..

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 3 ст. 438 ГК РФ фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать, как акцепт абонентом оферты предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с ч. 4 ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Вместе с тем, если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям, что разъяснено п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг...».

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, в состав которых входит и плата за теплоснабжение, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги до 30.06.2016 г. определялся Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и постановлением Правительства Красноярского края от 13 сентября 2012 г. № 460-п, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012 г., а с 01.07.2016 г. - Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года на территориях муниципальных образований Красноярского края (за исключением муниципального образования г. Канск и ряда муниципальных образований, указанных в перечне согласно приложению, в который муниципальное образование Козульский район либо п. Козулька не включены), то есть с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году.

В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Частью 2 ст. 13 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ предусмотрено, что потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном ст. 15 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом в соответствии с Уставом АО «КрасЭКо», утвержденным решением единственного участника от 28.10.2016 г., предметом деятельности АО «КрасЭКо» является в том числе: деятельность по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии. Основная цель деятельности АО «КрасЭКо» - это получение прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом (п.п. 2.1, 2.2, 2.3 Устава).

Согласно договору найма специализированного жилого помещения в общежитии от 09.06.2014 г. <данные изъяты>, именуемое наймодателем, и ФИО1, именуемая нанимателем, заключили договор найма специализированного жилого помещения в общежитии, предметом которого является предоставление для временного проживания на период действия трудового договора с 09.06.2014 г. по 09.06.2015 г. жилого помещения, находящегося в государственной собственности, состоящее из квартиры (комнаты), общей площадью 23,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно договору найма жилого помещения от 01.02.2015 г. КГАПОУ «Емельяновский дорожно-строительный техникум», именуемый наймодатель, и ФИО1, именуемая наниматель, заключили договор, предметом которого является предоставление для проживания и регистрации по месту жительства на время трудовых отношений на срок по 01.02.2016 г. жилого помещения, находящегося в государственной собственности, состоящее из 2-х комнат, общей площадью 23,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно договора № 15 найма специализированного жилого помещения в общежитии от 07.02.2017 г. администрация п. Козулька Козульского района, действующая от имени собственника жилого помещения, именуемая наймодатель, и ФИО1, именуемая наниматель, заключили договор, предметом которого является передача во владение и пользование жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящее из квартиры (комнаты), общей площадью 23,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.

09.02.2017 г. между АО «КрасЭКо» и ФИО1 заключен договор теплоснабжения, согласно которому АО «КрасЭКо» обязуется подавать ФИО1 через присоединенную сеть тепловую энергию для нужд отопления, а ФИО1 обязуется оплачивать принятую тепловую энергию; тепловая энергия подается на объект: жилая квартира в многоквартирном доме по адресу: Козулька, Школьная, 2, 26 (площадь 23,8 кв.м, 2 этажа, год постройки до 1999 г.).

Как следует из справки № 4 от 15.01.2020 г., выданной КГАПОУ «Емельяновский дорожно-строительный техникум», ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, площадь которой 23,8 кв.м, начислялись коммунальные услуги по тепловой энергии за период с ноября 2014 г. по октябрь 2015 г.: в 2014 г.: за ноябрь – 2051 руб. (0,571 Гкал., цена 3591,94 руб.), за декабрь – 2051 руб. (0,571 Гкал., цена 3591,94 руб.), всего – 4102 руб. (1,142 Гкал.); в 2015 г.: за январь – 2051 руб. (0,571 Гкал., цена 3591,94 руб.), за февраль - 2051 руб. (0,571 Гкал., цена 3591,94 руб.), за март - 2051 руб. (0,571 Гкал., цена 3591,94 руб.), за апрель - 2051 руб. (0,571 Гкал., цена 3591,94 руб.), за май – 977,01 руб. (0,272 Гкал., цена 3591,94 руб.), за сентябрь – 1059,01 руб. (0,273 Гкал., цена 3879,16 руб.), за октябрь – 2215 руб. (0,571 Гкал., цена 3879,16 руб.), всего – 12455,02 руб. (3,400 Гкал.).

Как следует из счета на оплату услуг за июнь 2017 г., получатель – АО «КрасЭКо», плательщик – ФИО1, лицевой счет: , адрес: <адрес>, общая площадь: 23,8 кв.м, количество проживающих: 1 чел., за тепловую энергию подлежало к оплате 77409,92 руб. (за расчетный период 4715,01 руб., доначислено с 02.11.2015 г. 72694,91 руб.); из счета на оплату услуг за июль 2017 г. следует, что за тепловую энергию подлежало к оплате 82530,73 руб. (за расчетный период 5120,81 руб.); из счета на оплату услуг за декабрь 2017 г. следует, что за тепловую энергию подлежало к оплате 108134,78 руб. (за расчетный период 5120,81 руб.).

Согласно сведениям от 31.12.2019 г., предоставленным МУП «Родник», ФИО1 по адресу: <адрес>, предоставлялись услуги холодного водоснабжения и водоотведения с ноября 2016 г., начислено в декабре 2016 г. за водоотведение – 73,46 руб., за холодное водоснабжение – 75,41 руб.; в декабре 2017 г. за водоотведение – 76,83 руб., за холодное водоснабжение – 84,64 руб.; в декабре 2017 г. за водоотведение – 76,83 руб., за холодное водоснабжение – 84,64 руб..

Факт получения услуг по предоставлению АО «КрасЭКо» коммунальных ресурсов ответчиком ФИО1 не оспаривается.

Таким образом, судом установлено, что АО «КрасЭКо» предоставляло услуги по отоплению с ноября 2014 г. КГАПОУ «Емельяновский дорожно-строительный техникум». ФИО1 в спорный период являлась нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (двухэтажный, кирпичный, до 1999 г. постройки), общая площадь которого составляла в спорный период 23,8 кв.м, стороной договора энергоснабжения (абонент ), заключенного с АО «КрасЭКо», в соответствии с положениями ст. 540 ГК РФ с момента первого фактического подключения к присоединенной сети. АО «КрасЭКо» предоставляло ФИО1 тепловую энергию. В связи с тем, что ответчик надлежащим образом не исполнял обязательства по оплате коммунальных услуг (тепловая энергия), образовалась задолженность. Указанное общежитие в период проживания в нем ФИО1 коллективными приборами учета не было оборудовано, способы управления им не выбраны.

Поскольку здание общежития не оборудовано коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в занимаемом ФИО1 помещении АО «КрасЭКо» правомерно рассчитывало ей:

до 30.06.2016 г. включительно по формуле 1(1) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307: Pi = Si х NT х ТТ, где:

Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

NT - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);

ТТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);

с 01.07.2016 г. по формуле 2(1) приложения № 2 к Правилам № 354: Pi = Si х (NT х К) х ТТ, где:

Si - общая площадь io помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме

NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению

К - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году;

ТТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До 30.06.2016 г. включительно, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Красноярского края от 13.09.2012 г. № 460-п «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края до 1 июля 2016 года», при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах с количеством этажей 1 или 2 до 1999 г. постройки включительно на территории муниципального образования г. Красноярск до 01.07.2016 г. подлежит применению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный п. 1 настоящего Постановления, с использованием норматива потребления тепловой энергии по отоплению в размере 0,024 Гкал/кв.м (также установлен решением Козульского районного Совета депутатов от 07.09.2007 г. № 24-182Р).

С 01.07.2016 г. нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 30.04.2015 г. № 217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края», для <адрес> (двухэтажный, кирпичный, до 1999 г. постройки) норматив составляет 0,0521 Гкал/кв.м. (Приложение № 46 к Постановлению № 217-п).

Тариф на тепловую энергию установлен в соответствии с законодательством Российской Федерации приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 16.12.2015 г. № 588-п «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую акционерным обществом «Красноярская региональная энергетическая компания», и до июля 2016 г. составлял 4577,41 руб./Гкал.

Тариф на тепловую энергию установлен в соответствии с законодательством Российской Федерации приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 20.12.2016 г. № 654-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую акционерным обществом «Красноярская региональная энергетическая компания», и с июля 2016 г. до июля 2017 г. составлял 5069,98 руб./Гкал, с июля 2017 г. составлял 5506,34 руб..

Коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году (9) на количество календарных месяцев в году (12), составляет 0,75 (9 разделить на 12).

С учетом этого, размер начисленной ФИО1 платы за отопление, исходя из площади жилого помещения 23,8 кв.м, составит:

в период ноябрь 2015 г. (с 02.11.2015 г.) – 2527,46 руб. за 29 дней ((23,8 кв.м * 0,024 гкал/кв.м. * 4577,41 руб/гкал.) / 30 дней * 29 дней);

в период с декабря 2015 г. по июнь 2016 г. включительно – 2614,62 руб. в месяц (23,8 кв.м * 0,024 гкал/кв.м. * 4577,41 руб/гкал.);

в период с июля 2016 г. по июнь 2017 г. включительно – 4715,01 руб. в месяц (23,8 кв.м * 0,0521 * 0,75 * 5069,98 руб/гкал.);

в период с июля 2017 г. по декабрь 2017 г. включительно – 5120,81 руб. в месяц (23,8 кв.м * 0,0521 * 0,75 * 5506,34 руб/гкал.).

Всего, с учетом указанных размеров ежемесячных начислений, размер начисленной платы за отопление за заявленный истцом период составит 108134,78 руб. (2527,46 руб. + (2614,62 руб. * 7 месяцев) + (4715,01 руб. * 12 месяцев) + (5120,81 руб. * 6 месяцев)).

Таким образом, расчет подлежащей начислению платы за указанный период произведен истцом верно.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ, введенной в действие с 30.12.2013 г., предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (ч. 2 ст. 157.1 ЖК РФ).

Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия определяют Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 г. № 400 (далее - Основы формирования индексов).

В соответствии с п. 4 Основ формирования индексов (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.09.2014 г. № 953, 27.02.2017 г. № 232) предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов накопления твердых коммунальных отходов и нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 г., обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.

Согласно п. 3 Основ формирования индексов предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем 3 года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) с разбивкой по годам и могут устанавливаться с календарной разбивкой.

В силу п. 10 Основ формирования индексов применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

В первом долгосрочном периоде размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце с 01.07.2014 г. до 31.12.2014 г. сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в июне 2014 г..

Во исполнение положений ст. 157.1 ЖК РФ и Основ формирования индексов на территории Красноярского края Указами Губернатора Красноярского края от 20.06.2014 г. № 131-уг, от 26.12.2014 г. № 296-уг, от 31.12.2015 г. № 315-уг, от 30.12.2016 г. № 286-уг, от 26.12.2017 г. № 325-уг утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края, и для муниципального образования Козульский район, в том числе и для п. Козулька, установлены следующие предельные индексы:

с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. - 4,6 %;

с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. – 0 %;

с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. - 8,9 %;

с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. – 0 %;

с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. - 4,4 %;

с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. – 0 %;

с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г. - 3.9 %.

с 01.01.2018 г. по 31.06.2018 г. – 0 %,

с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г. - 3,9 %.

Законом Красноярского края от 01.12.2014 г. № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» установлено, что в случае, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги, размер которой определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса (п. 1 и 2 ст. 2);

финансовое обеспечение компенсации части платы граждан за коммунальные услуги является расходным обязательством Красноярского края и осуществляется за счет средств краевого бюджета (ст. 4 закона края от 01.12.2014 г. № 7-2835), при этом п. 3 ст. 2 названного закона установлено, что компенсация части платы граждан за коммунальные услуги предоставляется исполнителям коммунальных услуг в форме субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг;

если в соответствии с жилищным законодательством исполнителями коммунальных услуг выступают ресурсоснабжающие организации, компенсация части платы граждан за коммунальные услуги производится ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес (п. 4 ст. 2 названного закона)

В силу п. 5 ст. 2 названного закона края величина, на которую в результате применения предельного индекса снижается плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), и на основании которой рассчитывается размер компенсации, указывается в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг, отдельно по каждой коммунальной услуге и в целом по всем коммунальным услугам.

Таким образом, в случае, если совокупный размер платы за коммунальные услуги, начисленной по соответствующим тарифам, превышает размер платы, начисленной с применением предельных индексов, исполнитель коммунальных услуг или ресурсоснабжающая организация, предоставляющей коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес, обязаны уменьшить (снизить) совокупный размер предъявляемого к оплате гражданам ежемесячного платежа за коммунальные услуги на сумму компенсации, которую обязаны самостоятельно рассчитать и указать в платежном документе, выставляемом гражданину на оплату коммунальных услуг.

Однако, из представленных выписок по лицевому счету видно, что в предъявляемых ФИО1 платежных документах расчет компенсации с учетом применения предельного индекса не производился.

Поскольку в силу вышеприведенных положений п.10 Основ формирования индексов их применение должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса, а первым долгосрочным периодом является период с 01.07.2014 г. до 31.12.2014 г., то базовыми периодами для последующего сравнения совокупного размера платы за коммунальные услуги, начисленной по соответствующим тарифам, с размером платы, начисленной с применением предельных индексов являются соответственно декабрь 2014 г., 2015 г., 2016 г. и 2017 г..

Однако в платежных документах АО «КрасЭКо» сведений о размере платы, начисленной с учетом предельных индексов в эти базовые периоды не имеется, в связи с чем для того, чтобы установить, не превышает ли плата за отопление, начисленная ФИО1 в спорный период по соответствующим тарифам, размера платы, начисленной с учетом предельных индексов, в целях их сравнения следует произвести расчет указанных платежей в каждом базовом периоде, начиная с декабря 2014 года, то есть с первого установленного законом базового периода, поскольку ранее такой расчет с применением предельных индексов ФИО1 не производился.

АО «КрасЭКо» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей ФИО коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес, в связи с этим именно на АО «КрасЭКо» как на ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес, лежала обязанность проверить, не превышает ли размер ежемесячной платы, начисленной ФИО1 за коммунальные услуги по тарифам, размера платы, рассчитанной ей с применением предельных индексов.

Проверяя соотношение между подлежащей начислению ФИО1 по соответствующим тарифам платой за отопление и платой, подлежащей начислению с учетом предельных тарифов, начиная с первого базового периода (декабрь 2014 г.), суд исходит из следующего.

Так, норматив потребления тепловой энергии, установленный органом местного самоуправления для Козульского района и пгт. Козулька соответственно, составлял в декабре 2014 г. и декабре 2015 г. - 0,024 Гкал/кв.м (решение Козульского районного Совета депутатов от 07.09.2007 г. № 24-182Р), а в декабре 2016 г. и декабре 2017 г. - 0,0521 Гкал/кв.м. (установлен постановлением Правительства Красноярского края от 30.04.2015 г. № 217-п).

Тариф на тепловую энергию составлял:

в декабре 2014 г. - 4238,49 руб./Гкал (приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 г. № 422-п);

в декабре 2015 г. - 4577,41 руб./Гкал (приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2014 г. № 354-п);

в декабре 2016 г. - 5069,98 руб./Гкал (приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 16.12.2015 г. № 588-п);

в декабре 2017 г. - 5506,34 руб./Гкал (приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 20.12.2016 г. № 654-п).

С учетом этого, исходя из площади занимаемого ФИО1 помещения, и приведенных выше предельных индексов, установленных в эти периоды, а также с учетом совокупности оказываемых ФИО1 коммунальных услуг, размер платы за поставляемые ей коммунальные услуги не должен был превышать следующие размеры:

Расчетный период,мес.

Тариф, руб./Гкал

Норматив, Гкал/кв.м,с коэффициентом периодичности внесения платы

Предельный индекс,%

Начислено по экономически обоснованным тарифам без учета предельного индекса

Должна быть предоставлена компенсация части платы (приведение размера платы в соответствие предельному индексу), руб.

Размер платы за КУ, который не должен превышать установленный предельный индекс, руб.

руб.отопление+ХВС+водоотв=итого

Площадьжилогопомещения,кв. м.

дек.2014

дек.2015

дек.2016

- поскольку только с ноября 2016 г. появились новые коммунальные услуги в виде холодного водоснабжения (ХВС) и водоотведения, то стоимость этих услуг (73,46+75,41) не может приниматься в расчете компенсации за декабрь 2016 г., так как базовым периодом для ее расчета является декабрь 2015 г., однако они должны быть учтены в общий размер начислений, принимаемых в расчет базового периода за декабрь 2016 г., который с учетом этого составит 2480,70 (2331,78+73,46+75,41), с последующим увеличением его на предельный индекс:

июл.2017

дек.2017

Таким образом, размер начисленной платы за отопление (и совокупный размер платы за коммунальные услуги), предъявленной к оплате ФИО1:

в течение 2015 г. не должен превышать плату по комплексу коммунальных услуг в базовом периоде (декабре 2014 г.) более чем на установленный предельный индекс (8,9 %), то есть не должен быть больше 2233,53 руб.;

в течение 2016 г. не должен превышать плату по комплексу коммунальных услуг в базовом периоде (декабре 2015 г.) более чем на установленный предельный индекс (4,4 %), то есть не должен быть больше 2331,78 руб.;

в течение первого и второго полугодия 2017 г. не должен превышать по комплексу коммунальных услуг в базовом периоде (декабре 2016 г.) более чем на установленный предельный индекс (3,9 %), то есть не должен быть больше 2577,42 руб..

Поскольку начисленная ФИО1 за период с ноября 2015 г. по декабрь 2017 г. включительно ежемесячная плата по отоплению превышала размер платы, начисленной с учетом предельных индексов, то АО «КрасЭКо» обязано было начислить ей в этот период компенсацию и на эту сумму снизить размер предъявленных к оплате платежей.

За вычетом компенсации, которая подлежала начислению ФИО1 в связи с превышением размера начисленной ей платы за отопление над размером платы, рассчитанной с учетом предельных индексов, ФИО1 должна уплатить АО «КрасЭКо» за оказанную услугу по отоплению в период с ноября 2015 г. по декабрь 2017 г. включительно 63377,46 руб. ((2233,53 х 2) + (2331,78 х 12) + (2577,42 х 12)).

Возражая против исковых требований, ответчик ФИО1 заявила о пропуске истцом срока исковой давности для предъявления требований о взыскании задолженности за коммунальные ресурсы.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Из материалов дела следует, что истец обратился с исковым заявлением о взыскании задолженности за коммунальные ресурсы за период с ноября 2015 г. по декабрь 2017 г. включительно в суд 19.06.2018 г., о чем свидетельствует штамп почтового отправления на конверте, срок исковой давности истекает в ноябре 2018 г.. Следовательно, срок исковой давности истцом не пропущен.

Таким образом, исковые требования о взыскании с ответчика задолженности за коммунальные ресурсы подлежат частичному удовлетворению в размере 63377,46 руб..

Требования ответчика о взыскании штрафа, компенсации морального вреда с истца в пользу ответчика, содержащиеся в отзыве на исковое заявление, не относятся к предмету настоящего спора.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, пропорционально сумме удовлетворенных исковых требований, и в соответствии со ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 2101,31 руб..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» задолженность за коммунальные услуги за период с 01 ноябрря 2015 года по 31 декабря 2017 года в сумме 63377 рублей 46 копеек, расходы по оплате государственной пошлины 2101 рубль 31 копейку, а всего взыскать 65478 (шестьдесят пять тысяч четыреста семьдесят восемь) рублей 77 копеек.

В остальной части удовлетворения исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий судья: О.В. Чижикова

Мотивированное решение изготовлено: 24.03.2020г.