ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-35/2022 от 23.05.2022 Чемальского районного суда (Республика Алтай)

УИД 02RS0009-01-2021-001249-76 дело № 2-35/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2022 года с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Чориной Е.Н.

при секретаре Поповой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО ««Бирюза», к индивидуальному предпринимателю ФИО1, к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о возложении обязанности демонтировать ограждение,

УСТАНОВИЛ:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, Республики Алтай и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Бирюза» (с учетом уточненных исковых требований) о возложении обязанности в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда демонтировать ограждение общей протяженностью 30 метров на лесном участке с кадастровым номером , расположенном на <адрес>, находящееся на отрезках от точки с географическими координатами от <данные изъяты>.

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой установлено, что в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ арендатором лесного участка площадью 1 га с кадастровым номером , расположенного на <адрес>, является ООО «Бирюза», на котором расположена турбаза «Бирюза», представленная отдельно стоящими строениями, предназначенными для осуществления рекреационной деятельности. Данный лесной участок расположен в водоохранной зоне <адрес> и по периметру с 3 сторон, за исключением стороны водного объекта, имеет деревянное ограждение протяженностью 254 м высотой от 1 м до 1,6 м, закрепленное на деревянных столбах, заглубленных в грунт. Также в северной части лесного участка имеется ограждение протяженностью 9 м и высотой 1,5 из металлических прутьев на бетонных столбах. Общая протяженность не демонтированного ограждения на дату рассмотрения дела составляет 30 м. Указанное ограждение по своему назначению выполняет функцию по разграничению лесного участка, обозначая его границы и ограничивая доступ на лесной участок. Арендатором установлено ограничение свободного доступа к объекту общего пользования - лесному участку. Наличие ограждения создает препятствий для свободного перемещения граждан и диких животных, ограничивает въезд транспортных средств на территорию лесного участка, тем самым нарушает права и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц. Оснований, предусмотренных лесным законодательством, при которых возможен запрет или ограничение пребывания граждан в лесах, в ходе проверки не установлено.

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, Республики Алтай и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (с учетом последних уточненных исковых требований) о возложении обязанности в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда демонтировать ограждение общей протяженностью 231 метр на лесном участке с кадастровым номером , расположенном на <адрес> на отрезках с географическими координатами от <данные изъяты>., и ограждение протяженностью 30 метров вдоль Чемальского тракта на лесном участке с кадастровым номером , расположенном на части <адрес>, на отрезке с географическими координатами от <данные изъяты>.

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой установлено, что в соответствии с договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ арендатором лесного участка площадью 0,7 га с кадастровым номером , расположенного на <адрес>, является ИП ФИО1, на котором расположены отдельно стоящие строения. Данный лесной участок расположен в водоохранной зоне <адрес> и по периметру с 3 сторон, за исключением стороны водного объекта, имеет металлическое сетчатое ограждение (сетка-рабица) протяженностью (по первоначальному исковому требованию) 231 м высотой 1,2 м, закрепленное на деревянных столбах, заглубленных в грунт. Также на расстоянии 120 м к северо-востоку от указанного лесного участка вдоль Чемальского тракта оборудовано металлическое ограждение из профтрубы протяженностью 135 м высотой 1,2 м, а также деревянное ограждение протяженностью 102 м высотой 1,3 м, соединенное с данным металлическим ограждением и северной границей указанного лесного участка, устроенных на землях лесного фонда РФ, не предоставленных в установленном порядке. Общая протяженность ограждения составляет 468 м. Указанное ограждение по своему назначению выполняет функцию по разграничению лесного участка, обозначая его границы и ограничивая доступ на лесной участок. Арендатор лесного участка ограничивает свободный доступ к объекту общего пользования – лесному участку. Наличие ограждения создает препятствия для свободного перемещения граждан и диких животных, ограничивает въезд транспортных средств на территорию лесного участка, тем самым нарушает права и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц. Оснований, предусмотренных лесным законодательством, при которых возможен запрет или ограничение пребывания граждан в лесах, в ходе проверки не установлено.

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, Республики Алтай и неопределенного круга лиц обратился в суд (с учетом уточненных исковых требований) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о возложении обязанности в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда демонтировать ограждение общей протяженностью 371 метр на лесном участке общей площадью 1,5521 га, расположенного на землях лесного фонда с кадастровым номером , расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, на отрезках с географическими координатами <данные изъяты>.

Исковые требования мотивированы тем, что проведённой проверкой установлено, что лесной участок предоставлен в аренду по договору аренды лесного участка от от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному предпринимателю ФИО2 общей площадью 1,5521 га, расположенного на землях лесного фонда с кадастровым номером , расположенного по адресному ориентиру: <адрес>. В ходе проведенного Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой осмотра вышеуказанного лесного участка установлено, что данный лесной участок расположен в водоохранной зоне <адрес> и по периметру с 3 сторон, за исключением стороны водного объекта, имеет деревянное ограждение протяженностью 371 м высотой 1,5 м, выполненного из штакетника, закрепленных на деревянных столбиках, заглубленных в грунт, что препятствует свободному перемещению граждан и диких животных. Указанное ограждение по своему назначению выполняет функцию по разграничению лесного участка, обозначая его границы и ограничивая доступ на лесной участок. Таким образом, проверкой установлен факт ограничения арендатором лесного участка свободного доступа к объекту общего пользования - лесному участку. Наличие ограждения создает препятствия для свободного перемещения граждан и диких животных, ограничивает въезд транспортных средств на территорию лесного участка, тем самым нарушает права и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц. Оснований, предусмотренных лесным законодательством, при которых возможен запрет или ограничение пребывания граждан в лесах, в ходе проверки не установлено.

Определением Чемальского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ в одно производство объединены вышеуказанные гражданские дела № 2-76/2022, 2-73/2022, 2-35/2022. Объединенному делу присвоен номер 2-35/2022.

В судебном заседании помощник прокурора Чемальского района Шваба Ф.В., действующий на основании поручения, исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, также пояснил, что ограждение не является элементом благоустройства.

Представители ответчика ООО «Бирюза» ФИО3, ФИО4 исковые требования, заявленные к ООО «Бирюза» не признали, пояснили, что большую часть забора они демонтировали, в отношении ООО «Бирюза» не поступало жалоб от граждан, что расположенное ограждение мешает их свободному доступу, акт осмотра и схема не могут являться допустимым доказательством, так как речь идет об ограждении, а не о лесонасаждениях. Также на земельном участке имеется скважина, которая огорожена.

Ответчик ИП ФИО1, его представитель ФИО5 в судебном заседании исковые требования, заявленные к ИП ФИО1, не признали, просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме, представили суду проекты освоения лесов на земельные участки площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> га, выполненные в 2022 году, но еще не прошедшие экспертизу.

Ответчик ИП ФИО2, его представитель ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признали, просили суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме, представили суду письменное возражение, согласно которому, ответчик ИП ФИО9 является арендатором лесного участка, площадью <данные изъяты>, расположенного на землях лесного фонда Республики Алтай, местоположение: <адрес>. Указанный лесной участок предоставлен в аренду для рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма в соответствии со статьей 41 ЛК РФ. Часть 2 ст. 41 ЛК РФ предусматривает, что при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.11.2020 № 908, в соответствии с пунктом 7 которого, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности имеют право возводить некапитальные строения, сооружения (строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению).

Ограждения (заборы) не относятся к объектам капитального строительства (письмо Минфина России от 04.10.2019 № 02-05-11/7651), не имеют самостоятельного хозяйственного назначения. Ответчик полагает, что имел право, не нарушая договор аренды, возвести деревянное ограждение на арендуемом лесном участке.

В соответствии с пунктом 8 вышеуказанных Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов и осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

ИП ФИО9 указывает, что в отношении лесного участка составлен проект освоения лесов от 2019 года, который соответствует всем требованиям на основании проведенной государственной экспертизы. В приложенном проекте освоения лесов арендуемого лесного участка имеется характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, где одним из объектов является элемент благоустройства (деревянные столбы с элементами металла (вьющиеся растения), под которым и понимается ограждение лесного участка. Однако виду того, что вьющиеся растения (кустарники) постоянно съедали, вытаптывали безнадзорные деревенские домашние животные - коровы, кони (о которых будет подробно указано ниже), то от них ничего не остаётся для оформления озеленения. На основании указанного проекта освоения лесов арендуемый лесной участок расположен в защитных лесах. К защитным лесам согласно статье 111 ЛК РФ относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Выделяются такие защитные леса, как леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов. В соответствии со статьей 114 ЛК РФ к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся также леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно - гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов). В целях охраны лесов, расположенных в лесопарковых зонах, допускается возведение ограждений на землях, на которых располагаются такие леса (ч. 3 ст. 114 ЛК РФ). Поскольку в таких лесах, в том числе, запрещается ведение сельского хозяйства (ч.2 ст. 114 ЛК РФ), под которым понимается соответствии с частью 1 статьи 38 ЛК РФ выпас сельскохозяйственных животных. Находящееся на территории арендуемого лесного участка ограждение (забор) не является капитальным. Данный забор содержит достаточное количество не запирающихся ворот и калиток с разных сторон, обеспечивающих беспрепятственный доступ гражданам в лесной массив и к реке Катунь. Со стороны реки никакого ограждения нет, местное население имеет свободный доступ отдыху у реки. Люди в любое время могут посетить лесной участок и подойти к реке, ограждение им не препятствует.

Третье лицо Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай в судебное заседание представителя не направили, представили письменный отзыв, согласно которому между Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай и ответчиками заключены договоры аренды земельных участков, ответчиками были разработаны проекты освоения лесов. В соответствии с проектом освоения лесов и договором аренды лесного участка арендатор осуществляет пользование лесным участком таким образом, чтобы не допускать нарушения или ограничения прав на пользование лесным фондом иных лиц, права граждан на пребывание в лесах, любых иных нарушений прав и законных интересов третьих лиц.

Указанные проекты освоения лесов прошли государственную экспертизу, заключение по которой подтверждает соответствие самого проекта, а также объектов, включенных в данный проект, действующему федеральному законодательству. Проект освоения лесов в настоящее время является действующим, Министерством не отменен, в судебном порядке оспорен не был.

В соответствии с пунктом 11 договора аренды лесного участка арендатор имеет право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, склады и другие объекты), а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации. Допускается возведение временных построек (беседок, пункты хранения инвентаря и др.), физкультурно - оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, осуществление благоустройства лесного участка (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.).

В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 9 ноября 2020 года № 908 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности» лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда.

Часть 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.

Указанный Перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года№ 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» (далее - распоряжение).

Подпунктом «61» пункта 6 распоряжения установлено какие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры возможно размещать в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, за исключением лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, в ценных лесах, в лесах, расположенных в водоохранных зонах. Так, к ним, в том числе, отнесены объекты, указанные в подпунктах «а», «а(1)» и «б» пункта 6 распоряжения.В абзаце третьем подпункта «а» пункта 6 распоряжения указаны следующие объекты: элемент благоустройства лесного участка (информационный стенд (щит), информационная табличка (доска), дорожный знак, домовый знак, указатель, вывеска, учрежденческая доска, бортовой камень, бордюр, подпорная стенка, мостик, лестница, пандус (подъемник), ограждение, малая архитектурная форма (уличная мебель, элемент оформления озеленения, кормушка для птиц, скворечник, ротонда, урна, контейнер-мусоросборник), приствольная решетка, элемент озеленения, конструкция велопарковки, георешетка, настил, газон рулонный, посевной, мягкое покрытие, иные виды некапитальных покрытий).

Таким образом, нарушения требований федерального законодательства со стороны ответчика отсутствуют.

Также, вышеуказанным третьим лицом представлено письменное мнение Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), согласно которому в соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно- оздоровительной и, спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности допускаются возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства, если они предусмотрены в лесном плане субъекта Российской Федерации.

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года № 849-р (далее - Перечень).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 3962-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р» внесены изменения в Перечень, согласно которому предусмотрен такой объект, как ограждение.

Частью 1 статьи 88 Лесного кодекса установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса.

Состав проекта освоения лесов и Порядок его разработки утверждены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 (далее - Состав проекта).

Пунктом 3 Состава проекта определено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Согласно части 1 статьи 11 Лесного кодекса граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах. Лица, которым лесные участки предоставлены в пользование, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки (часть 8 статьи 11 Лесного кодекса).

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, а также в целях обеспечения безопасности граждан при выполнении работ согласно части 5 статьи 11 Лесного кодекса.

Таким образом, размещение на арендованном лесном участке объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, при использовании лесов для рекреационной деятельности, возможно только в случае, если договор аренды лесного участка заключён в соответствующих целях, объекты соответствуют Перечню и предусмотрены в проекте освоения лесов, прошедшем государственную экспертизу в установленном порядке.

Вместе с тем, предоставление лесного участка в целях осуществления рекреационной деятельности с возможностью возведения объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры в виде ограждения, (не уюжет препятствовать применению положения статьи 11 Лесного кодекса, устанавливающего свободный и бесплатный доступ граждан на предоставленные в пользование лесные участки.

Представители третьих лиц Казенного учреждения Республики Алтай «Чемальское лесничество», МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай, Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Согласно ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Статья 41 ЛК РФ устанавливает, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1).

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений (часть 2).

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается введение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений (часть 2).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 ЛК РФ на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек, в том числе предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

Часть 3 ст. 114 ЛК РФ предусматривает, что в целях охраны лесов, неположенных в лесопарковых зонах, допускается возведение ограждений на землях, на которых располагаются такие леса.

При этом ограждение лесных участков, представленных в целях рекреационной деятельности, лесным законодательством не предусмотрено.

Согласно п. 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 № 62, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений: разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

В судебном заседании установлено, и подтверждено материалам дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства Республики Алтай и ИП ФИО2 заключен договор аренды лесного участка площадью 1,5 га, расположенного на землях лесного фонда с кадастровым номером , расположенного по адресному ориентиру: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО7 и ООО «Бирюза» заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 1 га с кадастровым номером , расположенного на <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства Республики Алтай и ИП ФИО1 заключен договор аренды лесного участка площадью <данные изъяты> расположенного на землях лесного фонда с кадастровым номером , расположенном на <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО8 и ИП ФИО1 заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , расположенном на <адрес>.

Из Приложений к указанным договорам аренды следует, что целью использования леса, на арендуемом лесном участке, является осуществление рекреационной деятельности.

По условиям заключенных договоров, арендаторы обязались, в том числе, использовать лесной участок по назначению, в соответствии с лесным законодательством и нормативно - правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором, осуществлять пользование лесным участком таким образом, чтобы не допускать нарушения или ограничения прав на пользование лесным фондом иных лиц, права граждан на пребывание в лесах, любых иных нарушений прав и законных интересов третьих лиц ( п. 10 данного договора).

Пунктом 11 указанных договоров предусмотрено право арендатора передавать свои права и обязанности по настоящему договору другим лицам (перенаем), отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Для осуществления рекреационной деятельности, ответчикам в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай (исполнительный орган Республики Алтай по осуществлению государственной услуги в области лесных отношений) были предоставлены проекты освоения лесов на вышеуказанных лесных участках.

В судебном заседании также установлено, что в ходе осуществления Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором полномочий, предоставленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» по результатам проведенной проверки исполнения законодательства при проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов на лесных участках, предоставленных в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности, установлено, что на данных лесных участках расположенных в водоохранной зоне реки Катунь, и по периметру с трех сторон, за исключением стороны водного объекта, имеются деревянные ограждения (частично демонтированные у ответчиков ООО «Бирюза» и ИП ФИО1), которые препятствует свободному перемещению граждан и диких животных. Указанные ограждения по своему назначению выполняют функцию по разграничению лесного участка, обозначая его границы, и ограничивая доступ на лесной участок. Проверкой установлен факт ограничения арендаторами лесных участков свободного доступа к объектам общего пользования – лесным участкам.

Представленные суду доказательства, свидетельствующие о наличии ограждения (забора), протяженностью 515 м., расположенного на лесном участке, с кадастровым номером 04:05:000000:316, расположенного в выделе 36 квартала 1 Семинского участкового лесничества, Чемальского лесничества Чемальского района Республики Алтай, предоставленного в целях осуществления рекреационной деятельности, устанавливает факт ограничения свободного доступа граждан к объекту общего пользования - лесному участку, что не допустимо арендатором, по условиям договора аренды лесного участка от 12.11.2008, принявшего на себя обязательства использовать лесной участок по назначению, в соответствии с лесным законодательством и нормативно- правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором, а также осуществлять пользование лесным участком таким образом, чтобы не допускать нарушения или ограничения прав на пользование лесным фондом иных лиц, права граждан на пребывание в лесах, любых иных нарушений прав и законных интересов третьих лиц.

Кроме того, наличие ограждения (забора) на данных лесных участках создает препятствия для свободного перемещения граждан, гарантированных ст. 27 Конституцией РФ, а также перемещению диких животных, ограничивает въезд транспортных средств на территорию лесных участков, тем самым нарушает права, и охраняемые законом интересы неограниченного круга лиц.

Оснований, предусмотренных лесным законодательством, при которых возможен запрет или ограничение пребывания граждан на лесных участках, по данному делу судом не установлено.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о правомерности заявленных Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором Республики Алтай в порядке ст. 45 ГПК РФ, в связи с чем, исковые требований Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО ««Бирюза», к индивидуальному предпринимателю ФИО1, к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о возложении обязанности демонтировать ограждение, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Бирюза» (ОГРН <данные изъяты>) в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу демонтировать ограждение общей протяженностью 30 метров на лесном участке с кадастровым номером расположенном на части <адрес>.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу демонтировать ограждение общей протяженностью 231 метр на лесном участке с кадастровым номером , расположенном на <адрес> на отрезках с географическими координатами <данные изъяты>.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу демонтировать ограждение общей протяженностью 371 метр на лесном участке общей площадью 1,5521 га, расположенного на землях лесного фонда с кадастровым номером , расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, на отрезках с географическими координатами от <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения судом путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья Е.Н. Чорина

Мотивированное решение судом изготовлено 30 мая 2022 года