Дело № 2-35/2022 г.
УИД 69RS0023-01-2021-000824-98
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 июня 2022 года г. Осташков Тверской области
Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н. В.,
при секретаре Сысоевой А.А.,
с участием представителя истца Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области ФИО1, представителя ответчика ФИО2 - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области к ФИО2 о признании объектов самовольной постройкой и их сносе,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области обратилось в суд с иском к ФИО2, в котором с учетом уточнений просило признать самовольными постройками - одноэтажное здание с пристройкой выполненное из бревна, рубленного «в обло», на высоком цоколе с двухскатной крышей, расположенное в границах территории объекта культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером № и двухэтажное здание прямоугольное в плане, вытянутое по оси с северо-востока на юго-запад, на невысоком цоколе, с двухскатной крышей, расположенное в границах территории объекта культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером №, расположенных по адресу: и обязать ФИО2 за счет собственных денежных средств снести указанные объекты в течение месяца после вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Главным управлением архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области проверки уведомления направленного Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области было выявлено, что в границах объекта культурного наследия «Усадьбы Ивановское (ФИО4) 2-я половина XIX века, Парк. Кон. XVIII-XIX в.в., на территории которого запрещается строительство объектов капитального строительства, и увеличение объемно-пространственных характеристик, существующих на территории памятника объектов капитального строительства, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, на земельных участках, принадлежащих ответчику, с кадастровыми номерами № и № возведены здания, которые по мнению истца являются самовольными постройками.
Кроме того, спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (№) и для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (№). Таким образом, наличие на данных земельных участках жилых строений не соответствует виду разрешенного использования. Кроме того, данные строения не соответствуют градостроительному регламенту, установленному Правилами землепользования и застройки МО «Свапущенское сельское поселение» Осташковского района Тверской области.
Определениями Осташковского межрайонного суда Тверской области от 09 марта 2022 года и 30 мая 2022 года, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора привлечено МКУ «Управление сельскими территориями» и Управление Росреестра по Тверской области.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснил, что в ходе проведения строительно - технической и землеустроительной экспертизы экспертом сделаны однозначные выводы о том, что оба здания являются капитальными строениями. Земельный участок с кадастровым номером № располагается в границах зоны охраняемого природного ландшафта, земельный участок с кадастровым номером № в границах территории объектов культурного наследия. На основании чего полагает, что ответчиком не соблюдаются нормы градостроительного законодательства, так как при возведении спорных зданий не была получена разрешительная документация, в материалах дела отсутствует какая-либо техническая документация на указанные строения, в том числе не было получено разрешения и согласие органа по охране объектов культурного наследия, которое предусматривается ФЗ №73.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что приказом от 28.04.2020 года № 9-нп Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области было принято решение о включении выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр ОКН народов РФ, а так же указанным приказом были утверждены описания границ указанного ОКН, координаты поворотных точек границ и режим использования территории объекта ОКН.
Утвержденные границы территории объекта культурного наследия, режим ее использования учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории, в которые вносятся изменения в установленном порядке. Соблюдение режима использования территории объекта культурного наследия является обязательным при осуществлении строительной, хозяйственной и иной деятельности на его территории в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ (п. 13-14 Приказа Минкультуры России от 04.06.2015 № 1745).
Таким образом, до 28.04.2020 года «Усадьба Ивановское (ФИО4) 2-я половина Х1Х века» не входила в Единый государственный реестр ОКН. При этом согласно данным ЕГРОКН сведения о наличии или об отсутствии зон охраны объекта культурного наследия не содержится. Согласно Градостроительному регламенту зоны регулирования застройки «Усадьба Ивановское (ФИО4) 2-я половина XIX века», являющейся приложением к проекту ОКН и имеющимися в материалах дела, на который и обратил свое внимание эксперт ООО Группа Компаний «ЭКСПЕРТ» при проведении судебной строительно-технической экспертизы земельный участок с кадастровым номером № и находящиеся на нем жилой дом расположены в зоне охраняемого природного ландшафта ОКН. Однако, при этом не учел, что данный градостроительный регламент не согласован с органом охраны памятников истории культуры Тверской области (о чем есть соответствующая отметка на указанном плане), при этом не учел что это был всего лишь проект установления таких границ.
Так в соответствии с Постановлением Администрации Тверской области №48-па от 29.03.2006 года раздел V в территорию зоны охраняемого ландшафта входят земельные участки и акватории из состава зоны охраняемого ландшафта историко-градостроительного и ландшафтного комплекса «Погост Стерж Городище Коковкино-1», утвержденное Постановлением Администрации Тверской области №430-па от 29.12,2003 года.
В соответствии с Федеральным законом №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» от 25.06.2002 года, законом Тверской области от 23.12.2009 года, Постановлением Правительства Тверской области от 22.07.2014 года № 357-пп, Постановление Администрации Тверской области № 430-па от 29.12.2003 года «Об утверждении Проекта зон охраны объектов культурного наследия историко-градостроительного и ландшафтного комплекса «Погост Стерж - городище ФИО5» было признано утратившим силу.
Кроме того, в Постановлении Администрации Тверской области № 48-па от 29.03.2006 года было указано, что на территории земельного участка площадью 8,9 га сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве собственности ФИО6 и ФИО7 допускается на общих основаниях с прочими землями сельхозназначения в зоне охраняемого ландшафта ведение сельскохозяйственных работ и застройка не более 5*10 м высотой до конька не более 4 м. Согласно публичной кадастровой карте сегодня земельный участок площадью 8,9 га нарезан на мелкие земельные участки с кадастровыми номерами: 69:24:0000008:1402 (который принадлежит Ответчику), на № который в 2019 году был разделен на № и № — указанные участки принадлежат ФИО10 Ранее эти участки имели категорию земли: Земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования: Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, но с 2019 года у них был изменен вид разрешенного использования на вид: Для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, хотя судя по Градостроительному регламенту зоны регулирования застройки «Усадьба Ивановское (ФИО4) 2-я половина XIX века» и Постановлению Администрации Тверской области №48-па от 29.03.2006 года это зона охраняемого природного ландшафта ОКН. При этом, в выписке из ЕГРН на вышеуказанные земельные участки отсутствуют какие либо сведения о наличии зон с особыми условиями использования территории. С 2006 года на указанной территории были проведены изменения, изменены зоны и градостроительный регламент, в 2014 году зоны охраны ландшафта отменены, в 2015 году были утверждены Правила землепользования и застройки Муниципального образования «Свапущенское сельское поселение» Осташковского района Тверской области, в связи с чем при утверждении описания границ указанного ОКН, координат поворотных точек границ и режим использования территории объекта ОКН, в Приказе от 28.04.2020 года № 9-нп Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области отсутствуют какие либо зоны охраняемого природного ландшафта ОКН.
Считает, что заключение судебной строительно-технической экспертизы, проведенной экспертом ООО Группа Компаний «ЭКСПЕРТ» не соответствует действительности в отношении жилого дома расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, размером 14,23 х 11,39 м, площадь застройки 211,8 кв.м. Эксперту не были предоставлены документы, которые могли повлиять на выводы, а именно: Постановление Администрации Тверской области № 430-па от 29.12.2003 года «Об утверждении Проекта зон охраны объектов культурного наследия историкоградостроительного и ландшафтного комплекса «Погост Стерж - городище ФИО5», Постановление Правительства Тверской области от 22.07.2014 года № 357-пп, Правила землепользования и застройки Муниципального образования «Свапущенское сельское поселение» Осташковского района Тверской области, Паспорт ОКН года «Усадьба Ивановское (ФИО4) 2-я половина XIX века», выписки из ЕГРН на земельные участки.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Осташковского городского округа, МКУ «Управление сельскими территориями» и Управление Росреестра по Тверской области о времени, месте разбирательства дела извещены, в суд не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о времени, месте разбирательства дела извещен, в суд не явился, в письменном отзыве поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из положений ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.
Из материалов дела следует и не оспаривалось лицами, участвующим в деле, что земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 11429 кв.м. и №, площадью 12017 кв.м., категория земель – для сельскохозяйственного назначения, по адресу: , принадлежат на праве собственности ФИО2 (т.1 л.д.18-26, 43-48).
Согласно приказу Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее — Главное Управление) от 28.04.2020 № 9-нп о включении выявленных объектов культурного наследия в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации включен объект культурного наследия «Усадьба Ивановское (ФИО4), 2-я пол. XIX в.: Главный дом, 2-ая пол. XIX в., Флигель,2-ая пол. XIX в., Парк, кон. XVIII- XIX в.в.» (далее — Усадьба) по адресу: Тверская область, Осташковский р-н, с/п Свапущенское, д. Ивановское (т.1 л.д.60-67).
Согласно данному приказу определен правовой режим использования земель и земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Ивановское (ФИО4), 2-я пол. XIX в.: Главный дом, 2-ая пол. XIX в., Флигель,2-ая пол. XIX в., Парк, кон. XVIII- XIX в.в.».
На территории объекта культурного наследия запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно- пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко- градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
На территории объекта культурного наследия разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
«Усадьба Ивановское, XIX — нач. XX в.в.» поставлена на государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия в соответствии с приказом Комитета по охране историко-культурного наследия от 30.12.1999 № 68 (т.1 л.д.50-51).
Постановлением Администрации Тверской области от 29 марта 2006 года № 48-па утверждены проект и границы зон охраны объекта культурного наследия «Усадьба «Ивановское» Тверская область, Осташковский район, с. Ивановское» (т.1 л.д.52-59).
По результатам проведенного Главным Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области 02.09.2021 года мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическим наблюдением на земельном участке с кадастровым номером: №, в границах территории объекта культурного наследия, возведен объекта капитального строительства - здание с пристройкой выполнено из бревна, рубленного «в обло» на высоком цоколе с двухскатной крышей. Цоколь отделан искусственные камнем бежевого цвета, с арочным проходом. Строение ориентировано по оси с Юго-Востока на Северо-Запад. Юго-восточный фасад здания в три оси с пристроенной верандой. Кровля по периметру обрамлена резным карнизом. Выступающая часть бревен (остаток) имеет вертикальный фигурный срез по всей высоте венцов.
На земельном участке с кадастровым номером №, в границах охранной зоны объекта культурного наследия и в зоне охраняемого ландшафта, возведено капитальное строение двухэтажного здания. Здание находится на въезде в деревню Ивановское, огорожено деревянным забором (штакетником) с въездными воротами. Возведенный объем представляет собой двухэтажное строение прямоугольное в плане, вытянутое по оси с северо-востока на юго-запад на невысоком цоколе с двухскатной крышей. Главный фасад в три световые оси выходит на северо-восточную сторону, с входной группой, выполненной в виде веранды. Снаружи здание обшитое деревом, имитирующим бревно (блокхаусом).
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).
Согласно п.п.2 п.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами.
В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Указанная статья содержит в себе три признака, позволяющих квалифицировать объект недвижимости, как самовольную постройку, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке; строительство без получения на это необходимых разрешений; существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил. Наличие хотя бы одного из предусмотренных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств, влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для застройщика.
В силу положений п. 2 ст.222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно положениям ст.ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов ) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту: нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4); в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч. ч. 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч. ч. 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (ч. 7).
В соответствии с п.2 ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (абз 3 п.2.ст. 222 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с абзацем первым п.1 ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В судебном заседании сторонами не оспаривалось и подтверждается материалами дела, что на земельных участках с кадастровыми номерами: № и №, принадлежащих ФИО2 возведены два капитальных жилых здания.
На основании ч. 2 ст. 36 ФЗ «Об объектах культурного наследия» изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Документация по разрешению на строительство на указанные объекты не выдавалась, что не оспаривается ответчиком.
06 сентября 2021 года главный специалист-эксперт Главного Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ФИО8 уведомил администрацию Осташковского городского округа о выявлении факта самовольных построек (том 1 л.д.39-42).
В соответствии с заключением комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы № 753/22 от 31 января 2022 года, проведенной с учетом картографического материала, постановления № 48-па от 29 марта 2006 г, Постановление Правительства Тверской области от 22.07.2014 года № 357-пп, а также на основании полученных исследований и сведений ЕГРН экспертом составлена схема фактического расположения на генеральной схеме охраны памятника. Экспертом сделан вывод, что здание с пристройкой выполненное из бревна, рубленного «в обло», на высоком цоколе с двухскатной крышей располагается на земельном участке с кадастровым номером № полностью в границах территории объекта культурного наследия.
Двухэтажное здание прямоугольное в плане, вытянутое по оси с северо-востока на юго-запад, на невысоком цоколе, с двухскатной крышей располагается на земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000008:1402 полностью за границами территории объекта культурного наследия, но в зоне охраняемого природного ландшафта.
Поскольку судебная экспертиза проведена в порядке, установленном ст.84 ГПК РФ, заключение дано экспертами ООО Группа компаний «Эксперт» ФИО9, имеющей высшее образование по специальности «Гидротехническое строительство речных сооружений и гидроэлектростанций», прошедшей обучение по дополнительной профессиональной программе «Контроль качества производства строительных работ на объекте капитального строительства», имеющей стаж работы по специальности 32 года, экспертной деятельности 20 лет, ФИО11, имеющим высшее образование, квалификационный аттестат кадастрового инженера стаж работы по специальности 8 лет, экспертной работы 5 лет, в соответствии с требованиями ст.86 ГПК РФ с учетом фактических обстоятельств дела, мотивировано, соответствует материалам проверки, проведенной Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, суд принимает результаты экспертного заключения и не усматривает в данном случае оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена компетентными экспертами, имеющими значительный стаж работы в соответствующих областях знаний, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Вопреки доводам представителя ответчика, Постановление Администрации Тверской области № 430-па от 29.12.2003 года «Об утверждении Проекта зон охраны объектов культурного наследия историкоградостроительного и ландшафтного комплекса «Погост Стерж - городище ФИО5», Постановление Правительства Тверской области от 22.07.2014 года № 357-пп, Правила землепользования и застройки Муниципального образования «Свапущенское сельское поселение» Осташковского района Тверской области, находятся в открытом доступе и были учтены при проведении экспертизы, также как сведения ЕГРН на земельные участки, о чем указано как в самом заключении эксперта, а также об этом в судебном заседании сообщил сам эксперт ФИО11, который также пояснил, что сведения, содержащиеся в Паспортах ОКН «Усадьба Ивановское (ФИО4) 2-я половина XIX века» повлиять на выводы экспертизы не могли.
Отсутствие в выписке ЕГРН на земельные участки, на которых расположены спорные объекты, сведений о наличии зон с особыми условиями использования, не является основанием для освобождения гражданской ответственности при нарушении законодательства, регулирующего отношения в сфере сохранения и использования объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 41 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Свапущенское сельское поселение», Осташковского района, Тверской области, утвержденных Решением Совета депутатов муниципального образования «Свапущенское сельское поселение» от 22.08.2014 № 21, зоны сельскохозяйственного использования (индекс СХ) предназначены для выращивания сельхозпродукции и выделены для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности при соблюдении нижеследующих видов и параметров разрешенного использования недвижимости.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах территории населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе, зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
При этом, ни на одной из зон сельскохозяйственного использования (CX-l, СХ2, СХ-З, СХ-4, СХ-5) в качестве основных видов разрешенного использования не предусмотрено строительство и содержание индивидуальных жилых строений.
Ответчиком не представлено суду убедительных доказательств, опровергающих результаты вышеуказанной судебной экспертизы.
Кроме того, Согласно абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 1) в порядке реализации конституционных предписаний закрепляет в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Этот принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, каковым целям служат также положения ЗК РФ (п. 2 ст. 7 и абзац второй ст. 42) и ГК (п. 2 ст. 260), возлагающие на собственников земельных участков, включая земли населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением (Постановление от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 24 декабря 2013 г. N 2153-О, от 24 марта 2015 г. N, от 23 июня 2015 г. N, от 28 февраля 2017 г. N, от 28 сентября 2017 г. N, от 27 сентября 2018 г. N 2347-О и др.).
Земельный кодекс Российской Федерации (пп. 5 п. 1 ст. 1) называет среди основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Этот принцип и принцип деления земель по целевому назначению, рассматриваемые в системном единстве, позволяют сделать вывод, что при строительстве и эксплуатации данных объектов (здания, сооружения, объекты капитального строительства, линейные объекты) должны соблюдаться требования, обусловленные целевым назначением земельного участка, в границах которого они создаются и используются. Из того же исходит и законодатель. В частности, обязанность при их возведении и последующей эксплуатации соблюдать целевое назначение и правовой режим земельных участков вытекает из Земельного кодекса Российской Федерации (абзац седьмой ст. 42), ГК РФ (п. 1 ст. 263) и Градостроительного кодекса Российской Федерации (ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 36, п. 2 ч. 11 ст. 51 и ч. 6 ст. 52).
Согласно выпискам из ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (№) и для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (№).
Согласно информации, содержащейся во внутрихозяйственной оценке земель совхоза «Заозерный» Осташковского района Калининской области, выполненной Всероссийским Производственным проектным объединением по использованию земельных ресурсов «Росземпроект» (<...> г.) в состав земельных участков с кадастровыми номерами, расположенных в Осташковском районе Тверской области входят следующие виды сельскохозяйственных угодий: № (сенокос); № (пашня), следовательно строительство жилых строений на указанных земельных участках не допускается.
Таким образом, анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд находит, что на земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: Тверская область, Осташковский район, Свапущенское сельское поселение, д. Ивановское, из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видами разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (№) и для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (№) принадлежащих ответчику ФИО2 возведены два объекта капитального строительства на территории зон объекта культурного наследия и охраняемого ландшафта без согласования с органами охраны памятников и истории, культуры и природы – Главного управления по государственной охране и объектов культурного наследия Тверской области, в связи с чем исковые требования Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области подлежат удовлетворению в полном объеме,
Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Как следует из материалов дела, определением Осташковского межрайонного суда от 15 декабря 2021 года по ходатайству истца была назначена комплексная судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Группа Компаний «Эксперт» ФИО9 и ФИО11
Согласно письму №22/01-31/034 от 31.01.2022 года стоимость расходов по производству судебной экспертизы составляет 68000 рублей. Оплата за производство судебной экспертизы возложена судом на истца Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области. Оплата расходов за производство экспертизы не произведена.Кроме того эксперт ФИО11 вызывался в судебное заседание и понес расходы связанные с оплатой проезда в сумме 6000 рублей
Поскольку в обоснование иска и принятия решения об удовлетворении иска положено заключение судебной строительно-технической экспертизы, суд, учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, приходит к выводу о том, что с ответчика ФИО2 в пользу ООО Группа Компаний «Эксперт» следует взыскать расходы по производству судебной строительно-технической экспертизы в размере 68000 рублей и оплаты проезда эксперта в судебное заседание в сумме 6000 рублей.
Так как истец Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области при подаче иска был освобожден от уплаты судебных расходов в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, а судебное решение принято в его пользу, с ответчика ФИО2 на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы в размере 6000 рублей за удовлетворения иска неимущественного характера.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области к ФИО2 о признании объектов самовольной постройкой и их сносе удовлетворить.
Признать объект – одноэтажное здание с пристройкой, выполненное из бревна, рубленного «в обло», на высоком цоколе с двухскатной крышей, расположенное в границах территории объекта культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: самовольной постройкой;
Признать объект – двухэтажное здание прямоугольное в плане, вытянутое по оси с северо-востока на юго-запад, на невысоком цоколе, с двухскатной крышей, расположенное в границах территории объекта культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: самовольной постройкой;
Обязать ФИО2 за счет собственных денежных средств снести указанные выше объекты, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами № по адресу: в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с ФИО2 в пользу ООО «Группа компаний «Эксперт» (ИНН<***>, КПП 695001001, ОГРН <***>, р/с<***> в ПАО АКБ «Авангард» г.Москва, БИК 044525201, к/с 30101810000000000201 (в назначении платежа указать: за экспертизу по делу «2-577/2021 (2-35/2022) Осташковского межрайонного суда Тверской области:
судебные расходы по производству судебной экспертизы в размере 68000 рублей и транспортные расходы связанные с вызовом эксперта в судебное заседание в сумме 6000 рублей, всего взыскать с ФИО2 в пользу ООО «Группа компаний «Эксперт» 74000 (семьдесят четыре тысячи) рублей.
Обеспечительные меры, принятые определением Осташковского межрайонного суда от 30 мая 2022 года в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области совершать регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: , сохранить до момента исполнения решения суда, после чего отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме – 01 июля 2022 года.
Судья Н.В. Ракитский
Дело № 2-35/2022 г.
УИД 69RS0023-01-2021-000824-98