№ 2-3603/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Челябинск 27 июня 2019 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего М.И. Галюковой,
при секретаре М.В. Симаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления федеральной почтовой связи Челябинской области в защиту неопределенного круга лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области обратилось в суд с иском к ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления федеральной почтовой связи Челябинской области в защиту неопределенного круга лиц.
В обоснование иска указано, что за период 2018 года и 1 квартал 2019 года в адрес Управления Роспотребнадзора по Челябинской области поступило – 60 обращений граждан, связанных с ненадлежащим оказанием услуг почтовой связи.
Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области в 2017-2018 годах было проведено 3 внеплановых контрольно-надзорных мероприятия связанных с жалобами при оказании услуг почтовой связи.
Кроме того, за период 2018 года по поступившим жалобам и обращениям на ФГУП «Почта России» в части оказания услуг почтовой связи ненадлежащего качества Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области выдано 5 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в адрес ФГУП «Почта России».
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФГУП «Почта России» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судом установлено, что по результатам вышеуказанных действий были установлены нарушения порядка оказания ответчиком услуг почтовой связи, а именно:
1) По обращению ФИО1, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, по обращению ФИО2 вх. № от ДД.ММ.ГГГГ следующего содержания: ФГУП «Почта России» был ограничен доступ женщинам с колясками, претензия потребителя, оставленная в книге жалоб оператором связи не рассмотрена. Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области проведена внеплановая выездная проверка. Выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.(было оспорено ФГУП «Почта России» в Арбитражном суде - дело № А-76-10527/2017, Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в части оставлено без изменений. Ответчик нарушил п.7 Правил о оказания услуг почтовой связи, ст.19 Закона «О почтовой связи», п.7 ст.55 ФЗ «О связи» в части отказа в доступе к услугам связи женщине с детской коляской в почтовом отделении 454000 расположенному по адресу: <адрес>, а также не рассмотрение в срок претензий.
2) По обращению ФИО3, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ следующего содержания: ФГУП «Почта России» не довела до потребителя достоверную информацию о режиме работы почтового отделения. По результатам проверки выдано предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ. По данному факту ФГУП «Почта России» был предоставлен ответ о действительном выявлении нарушения со стороны начальника почтового отделения.
3) По обращению вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, Ф.И.О. не указано, ФГУП «Почта России»не довела до потребителя достоверную информацию о режиме работы почтового отделения. По результатам проверки выдано предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ. По данному факту ФГУП «Почта России» был предоставлен ответ о действительном выявлении нарушения.
4) По обращению ФИО4, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУП «Почта России» не вручило первичное уведомление на электронный перевод, вторичное извещение было доставлено с нарушением срока. Ответ на претензию дан с нарушением срока. Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области проведена внеплановая документарная проверка. В соответствии с актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.(было оспорено ФГУП «Почта России» в Арбитражном суде - дело № А-76-31964/2018 но Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений). Ответчик нарушил п.19.7, 19.12, 20.4 Приказа № отДД.ММ.ГГГГ, п.32, 34 Правил оказания услуг почтовой связи. Пункт 8 ст. 55 ФЗ «О связи» в части не доставления первичного извещения в адрес потребителя, а также вручения вторичного извещения за 1 день окончания срока хранения почтового отправления. Нарушил срок рассмотрения претензии потребителя (вместо 5 дней - 72 дня).
5) По обращению вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, Ф.И.О. не указано, в отделении ФГУП «Почта России» в доступном месте, отсутствует книга отзывов, написания потребителем претензия не рассмотрена. По результатам проверки выдано предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ. По данному факту ФГУП «Почта России» было сообщено, что факт отсутствия книги отзывов подтвержден (п.6 Правил оказания услуг почтовой связи).
6) По обращению ФИО5 вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, ФГУП «Почта России» нарушен срок пересылки почтового отправления. По результатам проверки выдано предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ. По данному факту ФГУП «Почта России» был предоставлен ответ о подтверждении выявлении нарушения по пересылке отправления.
7) По обращению ФИО6, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от 26.062018 года, ФГУП «Почта России» оказало услугу по доставке почтовой корреспонденции ЕМС отправлением, однако сама услуга была оказана ненадлежащего качества – другим способом (отправкой письма 1- класса). Кроме того, что на сайте при выборе услуги ЕМС по адресу отправки потребителя указано, что ЕМС курьерская услуга не работает. Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области проведена внеплановая документарная проверка. Выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ (было оспорено ФГУП «Почта России» в Арбитражном суде - дело № А-76-35761/2018 но Восемнадцатым апелляционным судом от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений). Ответчик нарушил п.9.8 Порядка пересылки внутренних отправлений Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.8 ст.55 ФЗ «О связи» в части отсутствия указания тарифа за пересылку в бланке почтового ЕМС - отправления, указано только сумма к оплате. Нарушение порядка пересылки ЕМС - отправлений не было доставлено курьером. Кроме того, нарушен срок рассмотрения претензии.
8) По обращению ФИО7, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в ФГУП «Почта России» отсутствует разменная монета, упаковочный материал для отправки почтовых отправлений. По результатам проверки выдано предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ. По данному факту ФГУП «Почта России» был предоставлен ответ о подтверждении выявления нарушения ненадлежащего качества оказания почтовых услуг.
Суд, исследовав письменные материалы дела, полагает исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору (контролю) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка непосредственно и через свои территориальные органы.
Управление Роспотребнадзора по Челябинской области согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору (контролю) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, утвержденного Приказом Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, является территориальным органом Роспотребнадзора и согласно п.8.40. этого Положения, уполномочено обращаться в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
Правоотношения в сфере оказания услуг почтовой связи регламентируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О связи», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О почтовой связи», Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2004 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, «под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела».
В силу ст.19 Федерального закона № 176-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан передать (оказать услугу, выполнить работу) качество которой соответствует договору. Если законами или иными нормативно-правовыми актами предусмотрены обязательные требования к услуге (работе), то исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу) соответствующую этим требованиям.
В нарушение ст. 4 Закона РФ № от 07.02.14992 года «О защите прав потребителей» качество предоставляемых услуг (выполненных работ) ФГУП «Почта России» не соответствует Правилам оказания услуг почтовой связи № от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральному закону «О связи» № от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральному закону «О почтовой связи» № 176-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Приказу ФГУП «Почта России» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требование истца об обязании ответчика опубликовать решение суда путем размещения в Интернете на сайте ФГУП «Почта России» https://www.pochta.ru/ сроком на 6 месяцев в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу подлежит отклонению, в связи с тем, что вступившее в законную силу решение суда подлежит публикации на сайте Центрального районного суда г.Челябинска.
Таким образом, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления федеральной почтовой связи Челябинской области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать противоправными действия ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи по Челябинской области в отношении неопределенного круга потребителей, выразившихся в оказании услуг почтовой связи ненадлежащего качества.
Обязать ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления федеральной почтовой связи Челябинской области обеспечить оказание услуг почтовой связи надлежащего качества в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи № от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральным законом «О связи» № 176-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом ФГУП «Почта России» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления федеральной почтовой связи Челябинской области рассматривать поступающие жалобы и претензии потребителей в установленный законодательством срок.
Обязать ФГУП «Почта России» в лице филиала Управления федеральной почтовой связи Челябинской области организовать своевременную доставку отправлений с соблюдением контрольных сроков пересылки в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи № от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральным законом «О связи» № от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральным законом «О почтовой связи» № 176-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом ФГУП «Почта России» № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе своевременную доставку первичных и вторичных извещений в адрес потребителей для получения почтовых отправлений.
Отказать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в удовлетворении требования об обязании ответчика опубликовать решение суда путем размещения в Интернете на сайте ФГУП «Почта России» https://www.pochta.ru/ сроком на 6 месяцев в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий М.И. Галюкова