ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3604/19 от 25.09.2019 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

<номер обезличен>

26RS0<номер обезличен>-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2019 года <адрес обезличен>

Ленинский районный суд <адрес обезличен>

в составе:

председательствующего судьи Радионовой Н.А.,

при секретаре Зориковой А.Г.,

с участием:

помощника прокурора <адрес обезличен>ФИО1,

представителя комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес обезличен>ФИО2,

действующего по доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3 о признании бездействий незаконными, об обязании обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение организации,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора <адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО3 о признании бездействий незаконными, об обязании обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение организации.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что в помещении организации – группа дневного пребывания «Продленка» «Островок детства», расположенной по адресу: <адрес обезличен> отсутствует стационарный пандус (плавный съезд), отсутствует кнопка вызова персонала, выполненная шрифтом Брайля, на подходных путях не установлено информационное обеспечение, в том числе напольные тактильные направляющие и предупредительные элементы, выполненные шрифтом Брайля. Указанное является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

На основании изложенного, истец просит суд: 1) Признать бездействие ФИО3, выразившееся в необеспечении доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение организации – группа дневного пребывания «Продленка» «Островок детства», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, незаконным; 2) Обязать ФИО3 обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение организации – группа дневного пребывания «Продленка» «Островок детства», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата обезличена> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001)

В судебном заседании помощник прокурора <адрес обезличен>ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Ответчик ФИО3, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представила.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке статьи 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица - комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес обезличен> - ФИО2 просил требования заместителя прокурора <адрес обезличен> удовлетворить.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, - ФИО4, извещенная надлежащим образом, в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Суд, выслушав пояснения помощника прокурора <адрес обезличен>, представителя третьего лица - комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес обезличен>, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, полагает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 3 ст. 35 Федерального закона от <дата обезличена> № «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.

Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью зашиты права на обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости, а также создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 2 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 2 Федерального закона от <дата обезличена> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от <дата обезличена> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Необходимость установления такого требования вытекает также из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от <дата обезличена><номер обезличен>-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с <дата обезличена> (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"). Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес обезличен> проведена проверка с целью выявления нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям на территории района.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в организации – группа дневного пребывания «Продленка» «Островок детства», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, выявлены следующие нарушения требований законодательства по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе Федерального закона от <дата обезличена> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), а именно отсутствует стационарный пандус (плавный съезд), отсутствует кнопка вызова персонала, выполненная шрифтом Брайля, на подходных путях не установлено информационное обеспечение, в том числе напольные тактильные направляющие и предупредительные элементы, выполненные шрифтом Брайля.

Указанное является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

Из представленного договора аренды от <дата обезличена> следует, что собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, является ответчик ФИО3, а ФИО4 – арендатором.

При этом из представленного договора аренды от <дата обезличена> (пункт 2.5) арендатор ФИО4 вправе осуществлять перепланировку и переоборудование в арендуемом помещении только с письменного согласия арендодателя.

Указанное бездействие ФИО3 нарушает законодательство о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения, а обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности бездействия ответчика, выразившееся в необеспечении доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещении организации, и возложении на ответчика обязанности обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение организации – группа дневного пребывания «Продленка» «Островок детства», расположенной по адресу: <адрес обезличен>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3 о признании бездействий незаконными, об обязании обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение организации – удовлетворить.

Признать бездействие ФИО3, выразившееся в необеспечении доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение организации – группа дневного пребывания «Продленка» «Островок детства», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, незаконным;

Обязать ФИО3 обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение организации – группа дневного пребывания «Продленка» «Островок детства», расположенной по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата обезличена> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.

Судья Н.А. Радионова