57RS0023-01-2023-004056-46
№ 2-3604/23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 13 ноября 2023 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Гребеньковой А.Е.,
помощнике судьи Конкиной Н.Н.,
с участием истца Демина А.В.,
представителя ответчика Безуглова А.С.,
представителя третьего лица Карасевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Демина А.В. к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области об отмене дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Демин А.В. обратился в суд с иском к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области об отмене дисциплинарного взыскания.
В обоснование своих требований истец указал, что состоит в должности начальника отдела водных ресурсов Управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области. Приказом руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 27 июня 2023 года № 151-к за ненадлежащую организацию представления формы федерального статистического наблюдения № 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 августа 2012 года № 469 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения за выполнением водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах» к Демину А.В. было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
С указанным приказом истец не согласен, полагает его незаконным, поскольку в должностных регламентах государственных гражданских служащих, замещающих должности в отделе водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования отсутствует обязанность по представлению формы федерального статистического наблюдения № 2-ОС.
В связи с чем, просит суд обязать Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области отменить действие дисциплинарного взыскания в виде замечания в отношении Демина А.В.
В судебном заседании истец Демин А.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Безуглов А.С. иск не признал, полагал его необоснованным по доводам, представленным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Администрации Губернатора и Правительства Орловской области Карасева Е.В. также полагала исковые требования необоснованными, представила письменные возражения.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В целях обеспечения эффективной защиты работников посредством национальных законодательств и практики, разрешения проблем, которые могут возникнуть в силу неравного положения сторон трудового правоотношения, Генеральной конференцией Международной организации труда 15 июня 2006 г. принята Рекомендация N 198 "О трудовом правоотношении" (далее - Рекомендация МОТ о трудовом правоотношении, Рекомендация).
В пункте 2 Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении указано, что характер и масштабы защиты, обеспечиваемой работникам в рамках индивидуального трудового правоотношения, должны определяться национальным законодательством или практикой либо и тем, и другим, принимая во внимание соответствующие международные трудовые нормы.
В пункте 9 этого документа предусмотрено, что для целей национальной политики защиты работников в условиях индивидуального трудового правоотношения существование такого правоотношения должно в первую очередь определяться на основе фактов, подтверждающих выполнение работы и выплату вознаграждения работнику, невзирая на то, каким образом это трудовое правоотношение характеризуется в любом другом соглашении об обратном, носящем договорной или иной характер, которое могло быть заключено между сторонами.
Пункт 13 Рекомендации называет признаки существования трудового правоотношения (в частности, работа выполняется работником в соответствии с указаниями и под контролем другой стороны; интеграция работника в организационную структуру предприятия; выполнение работы в интересах другого лица лично работником в соответствии с определенным графиком или на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, заказавшей ее; периодическая выплата вознаграждения работнику; работа предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу).
В целях содействия определению существования индивидуального трудового правоотношения государства-участники должны в рамках своей национальной политики рассмотреть возможность установления правовой презумпции существования индивидуального трудового правоотношения в том случае, когда определено наличие одного или нескольких соответствующих признаков (пункт 11 Рекомендации МОТ о трудовом правоотношении).
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (часть 1 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 57 ТК РФ трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы, которая выполняется работником лично за плату.
Трудовая функция выполняется работником под управлением и контролем работодателя (ст.15 ТК РФ).
Содержание трудовой функции определяется трудовым договором с работником либо должностной инструкцией.
В соответствии с частью 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по соответствующим основаниям.
Согласно положениям ст. 58 Федерального закона № 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Согласно статье 59 Федерального закона № 79-ФЗ проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.
В соответствии с указом Губернатора Орловской области от 11 декабря 2018 г. № 800 «Об утверждении Положения об Администрации Губернатора и Правительства Орловской области, ее структуры и штатного расписания» (далее - Положение об Администрации) Администрация Губернатора и Правительства Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции в сферах региональной политики, развития местного самоуправления, гражданского общества, молодежной политики и патриотического воспитания, увековечения памяти погибших при защите Отечества и проведения поисковых работ на территории Орловской области, государственной гражданской службы Орловской области, осуществления государственного финансового контроля на территории Орловской области, бухгалтерского учета, отчетности и бюджетного планирования органов исполнительной государственной власти Орловской области, а также функции по контролю в сфере закупок и обеспечению деятельности Губернатора Орловской области и Правительства Орловской области.
Уполномоченным структурным подразделением Администрации Губернатора и Правительства Орловской области на организацию проведения служебных проверок в отношении гражданских служащих органов исполнительной власти в соответствии пп. 7.3 п. 7 указа Губернатора Орловской области от 25 декабря 2018 г.№ 859 «Об утверждении Положения о главном управлении государственной гражданской службы и кадров Администрации Губернатора и Правительства Орловской области и его структуры» является главное управление государственной гражданской службы и кадров Администрации.
В судебном заседании установлено, что в связи с поступлением в Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области письма Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 26 апреля 2023 года №01-15/1281 о нарушении Департаментом срока внесения отчетных данных формы № 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах» в веб-модуле ИС «Планирование» руководителем Департамента было инициировано проведение служебной проверки в отношении начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента Демина А.В.
Датой совершения дисциплинарного проступка является 25 января 2023 года (срок представления формы № 2-ОС за 2022 год - до 25 января 2023 года), о совершенном дисциплинарном проступке стало известно 27 апреля 2023 года (дата поступления в Департамент письма Московско-Окское БВУ Росводресурсов от 26 апреля 2023 года № 01-15/1281).
В соответствии с приказом Департамента от 22 мая 2023 года № 108-к комиссией по проведению служебной проверки в период с 22 мая по 22 июня 2023 года проведена служебная проверка.
По результатам проведения служебной проверки комиссией было установлено, что 27 апреля 2023 года в Департамент поступило письмо Московско-Окского БВУ Росводресурсов от 26 апреля 2023 года № 01-15/1281, содержащее информацию о нарушении Департаментом срока представления отчетности - до 25 января года, следующего за отчетным, то есть данные за 2022 год должны быть представлены в срок до 25 января 2023 года.
03 мая 2023 года управлением экологического надзора и природопользования Департамента в адрес исполняющего обязанности руководителя Департамента направлено письмо № 5-2-3-726 о том, что Департаментом надзорной и контрольной деятельности Орловской области в Московско-Окское БВУ Росводресурсов отчетность по форме № 2-ОС за 2022 год не подавалась.
Приказом Росстата от 28 августа 2012 г. № 469 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения за выполнением водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах» установлено, что перечень юридических лиц (их обособленных подразделений), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих водохозяйственные и водоохранные работы на водных объектах, подлежащих статистическому наблюдению по форме № 2-ОС, определяется территориальными органами Росводресурсов - Бассейновые водные управления (БВУ) на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Следовательно, перечень респондентов на территории Орловской области определяется Московско-Окским БВУ Росводресурсов.
Согласно письму отдела водных ресурсов по Орловской, Рязанской и Тульской областям Московско-Окского БВУ Росводресурсов от 7 июня 2023 года № 07-19/0260 Департамент в соответствии со статьями 25 и 26 Водного кодекса Российской Федерации реализует собственные и переданные Российской Федерацией полномочия в сфере водных отношений на территории Орловской области.
Вопросы правового содержания и реализации водохозяйственных мероприятий регулируются статьей 7.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Представление отчетности по форме № 2-ОС регламентировано Приказом № 469.
В установленном порядке Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области, правопреемником которого является Департамент, наряду с иными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации официально информировалось Росводресурсами (письмо заместителя руководителя Росводресурсов от 12 января 2016 года № ВН-03-26/0039) и непосредственно Московско-Окским БВУ Росводресурсов (письмо заместителя руководителя Московско-Окского БВУ Росводресурсов от 20 января 2016 года № 33) по существу вопроса. Департамент, имеющий статус юридического лица, как государственный заказчик водохозяйственных мероприятий обязан ежегодно подавать статистическую отчетность по форме № 2-ОС.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно п. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.
В силу п. 8 ст. 51 юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
В соответствии с общедоступными данными ЕГРЮЛ, юридическое лицо Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области зарегистрировано в ЕГРЮЛ 29.06.2016 с присвоением ОГРН 1165749051863. Юридическое лицо было реорганизовано в форме присоединения к нему других юридических лиц (в том числе Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области) 21.06.2019 г.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Департамент на основании данных ЕГРЮЛ поставлен на налоговый учет с присвоением ИНН 5752073580, что подтверждается копией свидетельства о постановке на учет.
Таким образом, Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области, вопреки доводам истца, является юридическим лицом.
Статьей 7.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (далее -водохозяйственные мероприятия) осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии со статьями 24-27 Водного кодекса Российской Федерации или лицами, которые в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации используют водные объекты и (или) на которых Водным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий.
Согласно Положению о Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области, утвержденному постановлением Правительства Орловской области от 21 октября 2015 г. № 475 «Об утверждении Положения о Департаменте надзорной и контрольной деятельности Орловской области», в полномочия Департамента входит осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Орловской области, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Орловской области.
Указанные полномочия в соответствии с приказом Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 11 марта 2019 г. № 10 «Об утверждении положений об отделах управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области» возложены на отдел водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента.
Отдел возглавляет начальник отдела, который руководит деятельностью отдела и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач и функций, планирует работу отдела, осуществляет действия от имени отдела, распределяет обязанности между специалистами отдела.
По информации, представленной Департаментом (письмо от 7 июня 2023 г. № 5-2-2345), в январе 2023 г. в Департамент из Росводресурсов поступил приказ от 30 декабря 2022 г. № 361 «Об организации статистических работ в системе Федерального агентства водных ресурсов в 2023 году» с приложением перечня форм государственного статистического наблюдения, сведения по которым обобщаются в Росводресурсах, в том числе формы № 2-ОС.
Постановлением Правительства Орловской области от 15 августа 2019 г. № 472 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области» предусмотрена Подпрограмма 8 «Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов на территории Орловской области», в рамках которой основным мероприятием является «8.1. Региональный проект «Сохранение уникальных водных объектов Орловской области» федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В целях реализации регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов по Орловской области» Департаментом реализуется мероприятие «Расчистка участка русла реки Сосна в пгт. Колпна Орловской области», заключены государственные контракты на выполнение работ по разработке проектной документации «Расчистка участка русла реки Сосна в пгт. Колпна Орловской области», «Расчистка участка русла реки Сосна в г. Ливны Орловской области»; на выполнение работ по расчистке участка русла реки Сосна в пгт. Колпна Орловской области; на оказание услуг по осуществлению авторского надзора за выполнением работ по мероприятию «Расчистка участка русла реки Сосна в пгт. Колпна Орловской области».
Демин А.В. замещал должность начальника отдела водных ресурсов управления экологической безопасности и природопользования Орловской области с 01 июля 2016 г. по 05 марта 2019 г., с 06 марта 2019 г. по настоящее время замещает должность начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента.
16 декабря 2022 г. в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» Демин А.В. проходил аттестацию.
В приложении к отзыву об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период с 06 марта 2019 г. по 16 ноября 2022 г. «Сведения о выполненных государственным гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за аттестационный период с 6 марта 2016 года по 16 декабря 2022 г.» начальник управления экологического надзора и природопользования Департамента указал, что Демин А.В. в период с 2016 по 2022 годы, в том числе, осуществлял работу по организации подготовки водохозяйственных и водоохранных мероприятий на территории Орловской области, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета.
Следовательно, подготовка отчетности по форме № 2-ОС для представления в Московско-Окское БВУ Росводресурсов входит в компетенцию отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента, а истец обязан был организовать ее подготовку и представление в соответствии с Приказом № 469, а также был вправе в рабочем порядке запросить в Московско-Окском БВУ Росводресурсов разъяснения в случае затруднений в правоприменении.
Более того, отделом водных ресурсов, должность начальника которого замещает истец, в Московско-Окское БВУ отчет по форме № 2-ОС за 2022 г. был представлен 24.04.2023 г. Отчеты по форме № 2-ОС за предшествующие годы также были представлены: за 2021 г.- 10.02.2022 г., за 2020 г. - 29.01.2021 г., за 2019 г. - 29.01.2020 г. Ранее отчеты по форме № 2-ОС представлялись правопредшественником Департамента - Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области: за 2018 г. - 30.01.2019 г., за 2017 г. - 01.02.2018 г., за 2016 г. - 10.01.2017 г.
В соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Орловской области, замещающего должность государственной гражданской службы Орловской области начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, с которым истец ознакомлен под подпись 06 марта 2019 г., Демин А.В. должен обладать профессиональными знаниями в сфере законодательства Российской Федерации, в том числе знанием Водного кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы природоохранной сферы, а также иных правовых актов, знание которых необходимо для надлежащего исполнения должностных обязанностей; порядков взаимодействия с иными органами государственной власти Орловской области, федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями; обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей, исполнять должностные обязанности добросовестно на высоком профессиональном уровне.
Комиссией по проведению служебной проверки было установлено ненадлежащее исполнение Деминым А.В. по его вине возложенных на него должностных обязанностей, выразившееся в ненадлежащей организации представления отчетности по форме № 2-ОС в соответствии с Приказом № 469, и предложено представителю нанимателя - руководителю Департамента, применить к Демину А.В. дисциплинарное взыскание в виде замечания.
27 июня 2023 года руководителем Департамента издан приказ № 151-к о применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде замечания, с которым Демин А.В. ознакомлен под подпись 28 июня 2023 года.
Совокупность всех указанных обстоятельств объективно свидетельствует об отсутствии оснований для отмены дисциплинарного взыскания, примененного в отношении истца, и необоснованности заявленных Деминым А.В. исковых требований.
Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Демина А.В. (ИНН №***) к Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области (ИНН 5752073580) об отмене дисциплинарного взыскания - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 20 ноября 2023 года.
Председательствующий: