РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи
09.07.2014 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Лебединской М.П.,
с участием заявителя Коновалова А.А.,
представителя заинтересованного лица администрации г.Сочи, администрации Центрального района г.Сочи Круглова К.М.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Коновалова А.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
установил:
Коновалов А.А. обратился в суд с заявлением, которым просит признать пригодным для круглогодичного, постоянного проживания, принадлежащий ему на праве собственности дом, общей площадью 139,5 кв.м, (кадастровый номер №), расположенный на земельном участке (кадастровый номер №) г.Сочи, <адрес>, удовлетворить его требования и возложить обязанности совершить действия по признанию строения жилым и пригодным для проживания с возможностью постоянной регистрации по месту пребывания.
В обоснование требований указывает, что он является собственником садового земельного участка площадью 637 кв.м (кадастровый номер №) с расположенным на нём двухэтажным кирпичным домом общей площадью 139,5 кв.м (кадастровый номер №) в садовом обществе "Восход". Дом построен как капитальное строение. Садовый участок со строением находится в городской черте на землях поселений в Центральном районе г.Сочи. На участок и строение имеются оформленные свидетельства о государственной регистрации права и присвоен почтовый адрес г.Сочи, <адрес>
Он и его семья с 2000 г. проживает в г.Сочи в вышеуказанном садовом доме, (являющемся единственным местом постоянного проживания) и не имеет другого своего жилья. В целях соблюдения законодательства вынуждены оформлять периодически временную регистрацию по месту пребывания в г.Сочи.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 1185 от 29.12.2009 г. "Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания", им были подготовлены и переданы в городскую межведомственную комиссию по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории муниципального образования город курорт Сочи необходимые документы.
22.08.2013 г. Городская межведомственная комиссия приняла заключение признать жилое строение на садовом земельном участке по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес> пригодным для постоянного проживания и соответствующим требованиям, установленным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009. г № 1185 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания".
Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи был подготовлен проект распоряжения "О признании жилого строения по <адрес> Центрального района г.Сочи пригодным для постоянного проживания", который был отклонен от согласования правовым управлением администрации г.Сочи потому, что в свидетельстве собственности на дом от 23.07.2013 г. объект права обозначен, как "садовый дом, назначение: нежилое"
Правовое управление рекомендовало поменять свидетельство собственности на садовый дом и предоставить новое свидетельство собственности на садовый дом с указанием назначения объекта права "жилое".
02.10.2013 г. он обратился в Центральный отдел г.Сочи Управления Росрестра по Краснодарскому краю с заявлением об исправлении технической ошибки в свидетельстве собственности на дом в части указания объекта права на назначение "жилое". Получил ответ, что внесение изменений в ЕГРП не требуется. Государственная регистрация права на дом проведена 03.02.2007 г. и соответствует требованиям существующего законодательства. Правовая возможность отнесения пригодных для постоянного проживания садовых домов, расположенных на садовых земельных участках к жилищному фонду была установлена Постановлением Конституционного Суда от 14.04.2008 г. № 7-П.
В ответе Росреестра написано: "Признание вашей постройки пригодной для постоянного проживания жилой возможно в соответствии с процедурой, предусмотренной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. № 1185" и для изменения назначения объекта необходимо принятие распоряжения администрации г.Сочи.
Учитывая изложенное, 30.10.2013 г. он обратился с заявлением на имя начальника правового управления администрации г.Сочи Рябцева Р.А. с просьбой повторно рассмотреть вопрос о признании принадлежащего ему садового дома пригодным для постоянного проживания и согласовать проект распоряжения № 13-08-13 от 22.08.2013 г. "О признании жилого строения по <адрес>, Центрального района г.Сочи пригодным для постоянного проживания".
В ответе правового управления от 10.01.2014 г. снова сказано, что ему следует обратиться в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением об исправлении ошибки в части указания назначения объекта.
Целью подачи заявления в Городскую межведомственную комиссию о признании строения пригодным для постоянного проживания было оформление постоянной регистрации по месту пребывания, т.к. отсутствие регистрации по месту постоянного проживания препятствует ему и его семье в получении медицинской помощи, пенсии.
Фактически садовый дом является пригодным для круглогодичного проживания, что подтверждается заключением межведомственной комиссии и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям пригодным для круглогодичного проживания в соответствии с п.2 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 1185 от 29.12.2009 г.
Заявитель и его представитель в судебном заседании требования поддержали.
Представитель администрации г.Сочи и администрации Центрального района г.Сочи просил суд отказать в удовлетворении требований, указав на обоснованность отказа.
Заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Краснодарскому краю о дне слушания дела надлежаще извещено, в судебное заседание представителя не направило, не известив суд о причине своей неявки. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица, в соответствии со ч.3 ст.167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин или организация вправе обратиться непосредственно в суд.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таким образом, в силу ст.255 ГПК РФ и ст.13 ГК РФ признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том, случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением. На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 г. №7-П "По делу о проверке конституционности абз.2 ст.1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с обращениями ряда граждан", в соответствии с Законом Краснодарского края от 02.06.2006 г. № 1028-КЗ "Об органах архитектуры и градостроительства Краснодарского края" Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. №1185 утверждено "Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания".
Данное Положение устанавливает порядок признания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках на территории садоводческих некоммерческих объединений в границах населенных пунктов (далее - жилые строения), пригодными для постоянного проживания.
Пунктом 1.2 Положения установлено, что жилым признается индивидуально-определенное строение, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Признание жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных строений установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия создается органом местного самоуправления в установленном им порядке (п.1.3).
Согласно п.1.4 Положения орган местного самоуправления принимает решение о признании жилых строений на садовых земельных участках, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для постоянного проживания граждан и вправе делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих строений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания граждан.
Разделом 2 Положения определены требования, которым должны отвечать жилые строения, пригодные для постоянного проживания.
Согласно Заключения городской межведомственной комиссии по признанию жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания на территории муниципального образования г.Сочи № 13-08-13 от 22.08.2013 г. жилое строение на садовом земельном участке по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес> признано соответствующим требованиям, установленным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. № 1185 "Об утверждении Положения о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания", и пригодным для постоянного проживания.
Как следует из ответа Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи от 20.08.2013 г. № 21-01-15/18203 заявителю отказано в признании строения пригодным для проживания на основании того, что "Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания", утв. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. № 1185 не может применяться в отношении нежилых строений, расположенных на садовых участках.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права 23-АЛ № 797574 от 23.07.2013 г. объект права собственности заявителя садовый дом, расположенный по адресу: Краснодарский край г.Сочи, Центральный район, <адрес>, имеет назначение: нежилое.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07. 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Сведения о виде разрешенного использования (назначения объекта), внесенные в кадастр недвижимости и никем не оспоренные, подлежат внесению в Единый государственный реестр прав как уточненные данные об объекте недвижимого имущества, и регистрирующий орган должен провести лишь техническую процедуру внесения актуальных сведений по результатам кадастрового учета.
Однако, как уже указывалось ранее, Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания принималось государственным органом субъекта РФ именно в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 г. № 7-П "По делу о проверке конституционности абз.2 ст.1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с обращениями ряда граждан", поскольку Конституционный суд РФ определил право субъектов РФ осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания.
Так как садовый дом, расположенный по адресу: Краснодарский край г.Сочи, Центральный район, <адрес> признано в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. № 1185, утвердившим "Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания", соответствующим его требованиям, и пригодным для постоянного проживания, нельзя признать обоснованным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи от 08.05.2013 г. № 21-01-15/39723.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку у заинтересованного лица в силу закона, при отсутствии оснований для отказа, установленных "Положением о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания" (утв. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2009 г. №1185), в издании ненормативного правового акта о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания, с учетом фактических обстоятельств по делу, такая обязанность устанавливается судом.
При этом суд отказывает в удовлетворении требований в признании пригодным для постоянного проживания, принадлежащего ему на праве собственности садового дома, поскольку данный вопрос разрешен административным порядком в соответствии с "Положением о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания", не требует удостоверения судебным актом, что указывает на отсутствие предмета спора.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию г.Сочи согласовать и утвердить распоряжение о признании жилого строения в садоводческом товариществе "Восход", дом № по <адрес> Центрального района г.Сочи пригодным для постоянного проживания.
отказать в удовлетворении остальной части заявления.
решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
мотивированное решение составлено 14.07.2014 г.
Председательствующий