ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3609/17 от 16.11.2017 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-3609/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2017 года г. Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Тайлаковой Ю.А.,

при секретаре Куковенцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ООО «УК» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «УК» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что является собственником квартиры .... Ответчик ООО «УК» является компанией, обслуживающей жилой дом, в котором проживает истец. Указывает, что в период с *** по *** собственник жилого помещения вносил плату за вывоз твердых бытовых отходов исходя из недействующего тарифа *** руб. *** коп. на квадратный метр. С установленным управляющей компанией порядком расчета за вывоз твердых бытовых отходов, исходя из площади занимаемого помещения, истец не согласен. Согласно Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23 февраля 1999 года № 9 (ред. от 12.10.2000), установлено, что для определения платы за вывоз мусора установлена оплата в куб. м., бытовых отходов.

Просил признать действия ООО «УК» по применению методики начисления на вывоз мусора с квадратного метра незаконными; обязать ответчика ООО «УК» привести услугу по вывозу мусора в соответствии с законодательством и произвести начисления за вывоз мусора, исходя из норматива потребления на вывоз твердых бытовых отходов *** куб. м. на *** проживающего в квартире человека в месяц; взыскать с ответчика ООО «УК» в пользу ФИО2 оплату государственной пошлины в размере *** руб., компенсацию морального вреда в сумме *** руб.

В ходе рассмотрения дела представитель истца ФИО2 – ФИО3, действующий по нотариальной доверенности, предоставил уточненное исковое заявление, в котором указал, что в период с *** по *** собственник жилого помещения вносил плату за вывоз твердых бытовых отходов, исходя из недействующего тарифа *** руб. *** коп. на квадратный метр. При этом ответчик не учитывает требование закона начислять мусор на *** человека.

Истец – ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом в установленном законом порядке.

Представитель истца - ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика ООО «УК» в судебном заседании исковые требования не признала.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит квартира .... Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК», что подтверждается договором управления многоквартирным домом от ***.

В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Таким образом, установленная указанной статьей структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

По смыслу данных норм к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491). В соответствии с пунктом 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома в настоящее время являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Данная позиция отражена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 21.02.2008 № КАС 07-764, решении от 28.07.2015 № АКПИ15-589, определении от 07.06.2016 № 53-КГ16-1.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.

В связи с принятыми изменениями принято Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 № 232, которым внесены изменения, которые применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

В настоящее время на территории Алтайского края региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не осуществляет свою деятельность.

До даты начала оказания региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором (Письмо Минстроя России от 22.02.2017 № 5554-АТ/04).

Истец ссылается на п.1.8 постановления Госстроя РФ от 23.02.1999 № 9 «Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства» в соответствии с которым калькуляционной единицей санитарной уборки городов по вывозу бытового мусора является куб.м. бытовых отходов. Вывоз твердых бытовых отходов и расчеты между управляющей компанией и организацией, осуществляющей сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется за куб.м.

Однако одного этого недостаточно для установления того, что правильность методики в данном случае следует считать исходя из количества проживающих в квартире человек. Калькуляционная единица видов работ и услуг по содержанию общего имущества в доме - вывоз твердых бытовых отходов исходя из куб.м. являются составляющими для определения и приведения платы за жилое помещение в том числе сбор и вывоз твердых бытовых отходов к нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. Между тем, расходы, понесенные на содержание общего имущества в многоквартирном доме, распределяются между собственниками пропорционально площади занимаемого жилого помещения.

Кроме того, истец просит применить указанную методику планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике (п.1.8) от 23.02.1999 года № 9 (ред. от 12.10.2000). Однако указанный документ не был официально опубликован. Постановлением Госстроя РФ от 04.12.2002 N 161, которому Минюстом РФ отказано в регистрации, данный документ признан утратившим силу. В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Таким образом, указанная методика не является действующей и не подлежит применению.

Согласно квитанциям начисления размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги за квартиру ... плата за вывоз мусора рассчитывается из объема услуги, рассчитанного из количества квадратных метров - *** кв.м.

При этом в ходе изучения и анализа существующего федерального, регионального и местного законодательства, судом не установлено запрета на использование методики начисления по услуге «вывоз мусора» исходя из площади занимаемого помещения, при этом выбор методики начисления по указанной услуге, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения или исходя из количества проживающих в квартире человек, принадлежит жителям многоквартирного дома совместно с управляющей компанией.

Тот факт, что существует альтернатива при определении методики начисления по оказываемой услуге подтверждается также Приказом Госстроя РФ от 29.12.1997 № 17-142 «Об утверждении Методики проведения аудита тарифов организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги», в соответствии с которым норма накопления бытовых отходов определяется в расчете на *** человека в год или на *** кв.м. общей жилой площади в год и зависит от уровня благоустройства жилищного фонда, от климатических условий.

Данный факт подтверждается также экспертной позицией Минстроя России, изложенной в Письме от ***

Из вышеизложенного следует, что услуги по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов и обслуживанию контейнерных стоянок оплачиваются исходя из количества квадратных метров жилого помещения и это не противоречит действующему законодательству.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания действий ответчика по применению методики начисления на вывоз мусора с квадратного метра незаконными.

Само по себе несогласие истца с тем, что ему применяют такую методику начислений, не может служить основанием для такого перерасчета только в отношении одного жителя многоквартирного дома. Тот факт, что в связи с тем, что истцу более выгодно применять именно эту методику также не является основанием для удовлетворения требований, так как все решения, касающиеся оказания услуг, в том числе «вывоз мусора», должны приниматься только на общем собрании большинством жителей дома. Пояснения стороны истца о том, что отходы образуются от жизнедеятельности людей, а не от квадратных метров основаны на неправильном толковании норм права.

Согласно п. 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Указанный Федеральный закон не относит услугу по вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данное разъяснение также дано в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от *** .

Исходя из системного толкования действующего законодательства, услуги по сбору и вывозу бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией любой организационно-правовой формы, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем с учетом особенностей ценообразования, установленных для муниципальных предприятий и учреждений, стоимость услуг которых утверждается учредителем - органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 3.2 Постановления Администрации города Рубцовска от 30.05.2014 N 2307 "Об утверждении Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления в границах муниципального образования город Рубцовск Алтайского края" лица, осуществляющее управление многоквартирными домам имеют право заключить со специализированной организацией письменный договор на выполнение работ, указанных в пунктах 3.2.1 - 3.2.3.

Должны иметь в письменном виде договоры на оказание услуг (выполнение работ) по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) или переработке отходов от собственников жилых помещений со специализированными организациями и организациями коммунального комплекса, заключенные в соответствии с действующим гражданским законодательством, в частности с учетом требований ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Для заключения данных договоров передают в специализированную организацию сведения для расчета объема образования отходов от собственников жилых помещений каждого многоквартирного дома в обслуживаемом (управляемом) жилищном фонде, в том числе: количество квартир, общую площадь помещений многоквартирного дома; численность зарегистрированных и фактически проживающих граждан в жилых помещениях; количество нежилых помещений; общую площадь каждого нежилого помещения; вид деятельности (выполняемые услуги, работы и т.д.) каждого собственника (арендатора, пользователя) нежилого помещения; характеристики видов деятельности каждого собственника, арендатора или пользователя нежилых помещений (общая и торговая площади; численность сотрудников, учащихся, занимающихся; количество посадочных мест, койко-мест, мест, посещений, машино-мест и т.д.); количество, вид (тип) и класс опасности образуемых отходов от нежилых помещений в соответствии с действующим проектом норматива образования отходов и лимитов на их размещение (при наличии);убираемая площадь земельного участка придомовой территории с твердым покрытием и зелеными насаждениями, количество деревьев, кустарников; адреса мест сбора отходов (контейнерных и/или бункерных площадок и т.д.); количество и объем контейнеров и бункеров по каждому адресу мест сбора (накопления) отходов; дополнительные данные, которые могут привести к увеличению количества и изменению вида (типа) отходов от собственников жилых помещений каждого многоквартирного дома.

Указанным Постановлением определено, что размер оплаты услуг (работ) определяется исходя из действующих тарифов или по соглашению сторон при заключении договоров. Оплата услуг (работ) производится за счет средств собственников помещений многоквартирных жилых домов, которые будут пользоваться (пользуются) контейнерными и бункерными площадками, мусороприемными камерами.

Судом установлено, что у ООО «Р.» имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. *** между ООО «Р.» (исполнитель) и ООО «УК» (заказчик) заключен договор на оказание возмездных услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов по адресу, в том числе .... Из указанного договора следует, что исполнитель обязуется оказать услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В соответствии с п.*** договора заказчик производит оплату за предоставленные услуги по тарифу *** руб. за *** куб.м. за вывоз и утилизацию ТБО, из расчета согласно Приложению к договору.

Исходя из расчета истца, содержащегося в исковом заявлении, стоимости услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, им в основу расчета положена норма вывоза бытовых отходов для малых городов *** кг или *** литров на человека в год, то есть норма вывоза бытовых отходов на одного человека должна составлять по его мнению *** куб.м., что закреплено ГОСТом Р 51617-2000 «Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия».

Между тем, суд не соглашается с данной позицией истца по следующим основаниям.

Истец ссылается на тот факт, что ... относится к малым городам в связи с чем, необходимо применять к нему нормы вывоза бытовых отходов для малых городов *** кг или *** литров на человека в год. Однако, в соответствии с отчетом главы администрации г.Рубцовска о результатах его деятельности в *** году от *** численность населения ... по состоянию на *** составила *** человек. Согласно постановления администрации Алтайского края № 129 от 09.04.2015 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края» городские округа и поселения Алтайского края подразделяются на группы, в соответствии с которыми ... относится к большим городам, численность которых исчисляется от *** до *** тыс. чел. Поэтому если применять к правоотношениям нормы ГОСТа Р 51617-2000 «Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», на который ссылается истец, норма вывоза бытовых отходов для больших городов *** кг или *** литров на человека в год, следовательно, норма вывоза бытовых отходов на *** человека в месяц для жителей ... - *** куб.м.

Между тем, указанный ГОСТ Р 51617-2000 в настоящее время является недействующим (с ***). К тому же нормы вывоза бытовых отходов, в нем установленные, носили рекомендательный, а не обязательный характер, а учитывая, что со времени ее разработки прошло *** лет, его рекомендации в настоящее время нельзя считать актуальными, поэтому данные нормы применению не подлежат.

В принятом взамен его "ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования" (утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 544-ст) данная норма вывоза бытовых отходов не установлена.

В Алтайском крае такая норма принята не была. В ... норма накопления для благоустроенного и частично благоустроенного жилищного фонда установлена в размере *** куб.м. с человека в месяц в расчете на *** кв.м. общей площади жилых помещений Постановлением администрации ... от *** «О начислении оплаты за услуги по вывозу твердых бытовых отходов», в целях обеспечения деятельности по заключению договоров между производителями отходов и специализированными организациями.

В ... Постановлением Администрации города Рубцовска от 15.05.2015 № 2444 утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов для населения, проживающего в многоквартирных домах в размере *** куб.м. в год на *** человека или *** куб.м. в месяц только для МУП «С.» (л.д.***).

Обязанность у Администрации города Рубцовска утверждать нормы накопления и вывоза, а также тарифы имеется в отношении муниципальных предприятий, между тем, такой обязанности по отношению к коммерческой организации - ООО «Р.», с которой заключен договор у ООО «УК» в отношении дома ... нет.

При этом тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в размере *** руб. установлен Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ******, оказываемых ООО «Б.» потребителям муниципального образования город Рубцовск на *** годы. Ссылка стороны истца на тот факт, что данный тариф не применяется к данным правоотношениям, неправомерен на основании следующего. В ... единственной организацией, оказывающей услуги по утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на полигоне является ООО «Б.». Между ООО «Б.» и ООО «Р.» *** заключен договор по оказанию услуг по размещению твердых коммунальных отходов на полигоне твердых бытовых отходов. Данные правоотношения существуют с ***.

В данном случае ООО «Р.» правомерно применяется тариф на утилизацию, установленный для ООО «Б.», с которым у ООО «Р.» имеются договорные отношения в сфере утилизации твердых бытовых отходов. Ограничений применения тарифов для вывоза твердых бытовых отходов Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не предусмотрено.

Согласно имеющего в материалах дела ответа ООО «УК» истцу произведен перерасчет платы по вывозу ТБО за период с *** по *** в сумме *** руб. *** коп.

В силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право.

В ходе судебного разбирательства нарушений прав ФИО2 действиями управляющей компании судом не установлено.

На основании изложенного, требования истца о признании действий ООО «УК» по применению методики начисления на вывоз мусора с квадратного метра незаконным, возложении обязанности на ответчика привести услугу по вывозу мусора в соответствии с законодательством и производить начисления за вывоз мусора исходя из норматива потребления на вывоз твердых бытовых отходов на *** проживающего в квартире человека в месяц, не подлежат удовлетворению.

Поскольку, факт нарушения прав истца не нашел свое подтверждение в судебном заседании, требование о взыскании компенсации морального вреда является производным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.А. Тайлакова