№
Заявление поступило 25.09.2013 г.,
Принято в срок - 25.09.2013 г.,
Суд. заседание назначено 27.09.2013 г.,
Заявитель подполковник запаса Пахомов А.А.,
Должностное лицо - начальник террит.отделения
Западного РУЖО МО РФ в Архангельской обл.,
Вид (род) войск - прочие (ВКО),
Категория дела - форма 5 строка 13
«прочие жилищные споры»,
Рассмотрено - в срок 10 дней,
Гос. пошлина - 200 рублей.
Копия.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 октября 2013 года г. Мирный
Мирненский гарнизонный военный суд в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО - судьи Таманова В.И.,
ПРИ СЕКРЕТАРЕ - юристе 1 класса ФИО1,
с участием заявителя - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> подполковника запаса ФИО2 ФИО9 об оспаривании действий начальника территориального отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в Архангельской области, связанных со снятием заявителя с учета нуждающихся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что до увольнения из армии проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>, был признан жилищной комиссией части нуждающимся в получении жилья в избранном месте жительства - г. Краснознаменске Московской области составом семьи 2 человека со 2 апреля 2010 года, после чего был включен в автоматизированную систему «Учет». По решению военного суда он был поставлен на соответствующий учет в территориальном отделении ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» в Архангельской области (далее - Архангельское отделение Западного РУЖО), однако 8 августа 2013 года был снят с названного учета. Полагая нарушенным свое право на получение жилья в избранном месте жительства, ФИО2 в заявлении просил суд обязать начальника названного отделения отменить свое решение от 8 августа 2013 года и принять его на соответствующий учет.
В судебном заседании ФИО2 на удовлетворении своих требований настаивал и просил суд признать незаконным решение начальника Архангельского отделения Западного РУЖО от 8 августа 2013 года № №, обязать должностное лицо отменить это решение и принять его, ФИО2, на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства на состав семьи из 2 человек с 2 апреля 2010 года.
В обоснование своих требований заявитель указал, что имеет право на получение жилья от Министерства обороны РФ, поскольку его выслуга на военной службе в календарном исчислении составляет свыше 30 лет, он уволен в запас по льготному основанию, своевременно обратился в жилищную комиссию части о признании нуждающимся в получении жилья в избранном месте жительства, во исполнение решений Мирненского гарнизонного военного суда в 2010 году был признан жилищной комиссией части нуждающимся в получении такого жилья и включен через 607 КЭО МО РФ в автоматизированную систему «Учет», однако соответствующие его документы при реорганизации жилищных органов МО РФ были утрачены. В связи с этим он, ФИО2, в 2011 году обратился в отдел Западного РУЖО с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства и приложил к заявлению необходимые документы. Во исполнение решения Мирненского гарнизонного военного суда 5 августа 2013 года он был принят на соответствующий учет в Архангельском отделении Западного РУЖО, однако 8 августа 2013 года начальник этого же отделения принял решение о снятии его с учета нуждающихся в получении жилья в связи с выявлением нового обстоятельства - наличия у заявителя и его дочери жилья в собственности по последнему месту службы. При этом ФИО2 пояснил, что во всех заявлениях в жилищные органы МО РФ, как и в судебных заседаниях по обжалованию решений должностных лиц этих органов, он с 2010 года указывал о том, что является, наряду с дочерью, собственником приватизированной квартиры в г. Мирный, дал обязательство вместе с дочерью расприватизировать данное жилье при предоставлении квартиры по линии МО РФ. В настоящее время, руководствуясь изложенной в решениях военного суда правовой позицией о необходимости передачи жилья органам местного самоуправления до получения жилья от МО РФ, он фактически завершил оформление документов по передаче квартиры в муниципальную собственность, передал эти документы в жилищный отдел администрации г. Мирный.
Должностное лицо - начальник Архангельского отделения Западного РУЖО, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл и своего представителя не направил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал. Представитель должностного лица ФИО3 в направленных в суд письменных возражениях требования ФИО2 правомерными не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что заявитель с дочерью по последнему месту военной службы имеют в собственности в равных долях квартиру общей площадью 40,6 кв.м., в связи с чем у них отсутствует право состоять на учете нуждающихся в получении жилья, предоставляемого по договору социального найма.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из послужного списка заявителя, справке начальника отдела военного комиссариата Архангельской области от 12 сентября 2011 года № №, выслуга ФИО2 на военной службе составляет в календарном исчислении свыше 30 лет, заявитель уволен в запас в феврале 2010 года в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно вступившим в законную силу решениям Мирненского гарнизонного военного суда от 18 марта 2010 года и от 2 августа 2010 года, ФИО2 имеет право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, несмотря на наличие у него и дочери в равных долях приватизированной квартиры общей площадью 40,6 кв.м. по последнему месту службы. Указанные решения содержат вывод о том, что ФИО2 и его дочь, давшие обязательство передать администрации г. Мирный имеющуюся у них в собственности квартиру при решении вопроса о предоставлении им жилья от МО РФ, имеют реальную возможность передать указанное жилье в муниципальную собственность, и поэтому препятствий для признания их нуждающимися в получении жилья не имеется.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от 2 апреля 2010 года № 4, ФИО2 признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства - г. Краснознаменск Московской области на состав семьи из 2 человек.
Из письма начальника 607 КЭО МО РФ от 17 августа 2010 года № № следует, что данные о ФИО2 и членах семьи внесены в компьютерную базу системы «Учет» для получения жилья в избранном месте жительства.
Из копии заявления ФИО2 в адрес начальника отдела Западного РУЖО от 27 сентября 2011 года видно, что заявитель просит принять его на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма в избранном месте жительства на состав семьи из 2 человек. Из этого же заявления усматривается, что данные о принятии его, ФИО2, на соответствующий учет в 2010 году утрачены, в базе данных ДЖО МО РФ сведения о нем и дочери отсутствуют. В том же заявлении ФИО2 указал на наличие у него и дочери в собственности квартиры в г. Мирный, которую они обязуются передать в муниципальную собственность при решении вопроса о предоставлении им жилья в избранном месте жительства.
Согласно копии решения начальника Архангельского отделения Западного РУЖО от 26 апреля 2013 года № №, ФИО2 отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства, поскольку заявитель обратился в жилищный орган МО РФ после увольнения с военной службы, утратив на тот момент статус военнослужащего.
Согласно вступившему в законную силу решению Мирненского гарнизонного военного суда от 14 июня 2013 года, на начальника Архангельского отделения Западного РУЖО возложена обязанность принять ФИО2 на соответствующий учет для получения жилья в избранном месте жительства.
Из решения начальника Архангельского отделения Западного РУЖО от 5 августа 2013 года № № видно, что ФИО2 и его дочь приняты на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма.
Согласно решению того же должностного лица от 8 августа 2013 года № №, ФИО2 снят с учета нуждающихся в получении жилья, в связи с выявлением обстоятельств, влияющих на решение вопроса о принятии на учет - наличие у заявителя и его дочери квартиры в собственности.
Как усматривается из свидетельств о государственной регистрации права от 6 марта 2006 года серии № и №, ФИО2 и его дочь - ФИО2 являются собственниками в равных долях квартиры общей площадью 40,6 кв.м. в г. Мирный, переданной им в порядке приватизации.
Свидетель ФИО4, начальник отдела управления муниципальным имуществом администрации г. Мирный Архангельской области, в судебном заседании показала, что ФИО2 ранее обратился в жилищный отдел администрации г. Мирный с заявлением о передаче в муниципальную собственность принадлежащей ему и дочери квартиры, просил разъяснить ему порядок расприватизации и какие для этого нужны документы. После этого, ФИО2, действуя также от имени дочери по доверенности, представил в администрацию все необходимые документы, в ближайшие дни квартира будет принята у ФИО2 по акту приема-передачи, после чего соответствующие документы будут направлены из администрации г. Мирный в районный отдел Федеральной регистрационной службы. Также ФИО4 показала, что препятствий для принятия квартиры ФИО2 в муниципальную собственность не имеется.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, заслушав объяснения заявителя, военный суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста, а также членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно подпункту «и» пункта 7 действующих в настоящее время Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054, избрание нового места жительства после увольнения является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и последующего получения жилого помещения в избранном месте.
Из Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № №, и приказа Министра обороны от 3 ноября 2010 года № № следует, что уполномоченным органом МО РФ по вопросам обеспечения жильем военнослужащих определен Департамент жилищного обеспечения МО РФ, имеющий региональные структурные подразделения.
Анализируя названные правовые нормы, следует прийти к выводу о том, что возникновение у военнослужащих в связи с увольнением специального основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий - выбор места жительства после увольнения с военной службы - порождает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обеспечить граждан жильем в этом месте.
Поскольку в судебном заседании установлено, что заявитель имеет выслугу лет на военной службе в календарном исчислении свыше 30 лет, уволен в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, до увольнения из армии установленным порядком обратился к командованию части с рапортом о признании нуждающимся в получении жилья в избранном месте жительства, был признан таковым и включен в автоматизированную систему «Учет» для получения жилого помещения по линии МО РФ, а его право быть признанным нуждающимся в получении такого жилья, при условии последующей передачи имеющегося жилья в муниципальную собственность, подтверждено тремя вступившими в законную силу решениями суда, то военный суд считает, что ФИО2 в настоящее время, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, свидетельствующих о фактической передаче занимаемой квартиры в муниципальную собственность, имеет право состоять на учете нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства.
Принимая решение по данному гражданскому делу, военный суд учитывает требования подпункта «а» пункта 10 названных Правил, которыми руководствовался начальник Архангельского отделения Западного РУЖО при принятии оспариваемого решения, однако суд считает, что наличие в данном, конкретном случае у ФИО2 квартиры в собственности по последнему месту военной службы не может служить безусловным основанием для снятия заявителя с соответствующего учета, поскольку, действуя в рамках той правовой определенности, которая была установлена тремя вступившими в законную силу решениями суда и сложившейся в тот период судебной практикой, ФИО2 в настоящее время, в целях реализации своего права на жилье в избранном месте жительства, руководствуясь изложенной в указанных решениях суда позицией и во исполнение данных им и членом семьи обязательств, предпринял реальные меры по передаче принадлежащей ему квартиры в муниципальную собственность в соответствии со статьей 9.1. Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и статьей 20 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ, и представил в судебном заседании доказательства, свидетельствующие о том, что он фактически выполнил все действия по передаче квартиры в собственность администрации г. Мирный.
Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования ФИО2 являются обоснованными, в связи с чем решение должностного лица от 8 августа 2013 года в отношении заявителя подлежит отмене.
Из квитанции банка видно, что ФИО2 уплатил государственную пошлину в размере 200 рублей. Поскольку требования ФИО2 об оспаривании действий должностного лица подлежат удовлетворению в полном объеме, то судебные расходы заявителя, связанные с уплатой государственной пошлины, в соответствии со статьей 98 ГПК РФ, также подлежат возмещению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-197, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление подполковника запаса ФИО2 признать обоснованным.
Признать незаконным решение начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в Архангельской области от 8 августа 2013 года № № в отношении ФИО2
Возложить на начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в Архангельской области обязанность отменить принятое в отношении заявителя решение от 8 августа 2013 года № № и принять ФИО2 на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения с военной службы месту жительства на состав семьи из 2 человек с 2 апреля 2010 года.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО2 200 (Двести) рублей в счет возмещения затрат по оплате заявителем государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам 3 окружного военного суда через Мирненский гарнизонный военный суд в течение 1 месяца со дня составления его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 11 октября 2013 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ПО ДЕЛУ: (подпись) В.И. Таманов
Подлинник подписан. Копия верна.
Судья Мирненского гарнизонного военного суда
В.И. Таманов