ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-360/17 от 23.05.2017 Железноводского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-360/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2017 года город Железноводск

Железноводский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Гараничевой И.П.,

при секретаре судебного заседанияТашкиновой Е.С.

с участием:

представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО3

к

администрации города-курорта Железноводска

о признании незаконными действий администрации города-курорта Железноводска, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации города-курорта Железноводска о признании незаконными действий администрации города-курорта Железноводска, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Свои требования мотивирует тем, что она являлась участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске Ставропольского края на 2013-2015 годы», находясь в списке под номером 39, что подтверждается письмом Администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией города - курорта Железноводска ДД.ММ.ГГГГ ее семья была исключена из программы «Молодая семья» в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. По мнению ответчика, суммарная площадь жилых помещений, имеющихся в собственности членов ее семьи, составляет 120.8 квадратных метра, то есть по 24.16 кв. метра общей площади жилья на каждого члена семьи, что более установленной учетной нормы. С данным отказом она не согласна.

Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Из буквального толкования приведенной нормы следует, что о принадлежности названных в ней лиц к одной семье свидетельствует факт их совместного проживания. Однако, с сестрой супруга - ФИО4 она совместно не проживает и совместного хозяйства не ведет, что касается матери супруга - ФИО5, то ее право на жилой дом, общей площадью 67.1 кв. метр, было прекращено ДД.ММ.ГГГГ, то есть задолго до подачи документов о вступлении ее семьи в программу «Молодая семья». Таким образом, на момент подачи документов, у нее и членов ее семьи суммарная площадь жилых помещений составляла 53,7 кв. метра, то есть по 10,74 кв. метра на каждого члена семьи. Ее семьей была предоставлена ответчику полная и достоверная информация. Таким образом, на момент принятия ее семьи в муниципальную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске Ставропольского края на 2013-2015годы» ее семья полностью соответствовала нормам закона.

На основании изложенного, просит суд признать незаконными действия Администрации города - курорта Железноводска ДД.ММ.ГГГГ об исключении из муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске Ставропольского края на 2013-2015 года» в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, обязать администрацию города-курорта Железноводска устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод путем восстановления ее семьи в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске Ставропольского края на 2013-2015 годы».

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Других оснований не имел.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, представив возражения на иск, согласно которым орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 25 Правил, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Приказом Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок формирования органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы по муниципальному образованию Ставропольского края. Согласно пп. 6 п.19 Порядка формирования списков не подлежат включению в общий список участников Подпрограммы (снимаются с учета в качестве участников Полпрограммы) молодые семьи, признанные органом местного самоуправления участником Подпрограммы, в случаях, если они не нуждаются в жилых помещениях. Орган местного самоуправления принимает решение о невключении молодой семьи в общий список участников Подпрограммы (снятии с учета в качестве участников Подпрограммы) и в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет данную семью о принятом решении. Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст. 56 ЖК РФ. Так, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч. 1 ст. 56). Кроме того, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Не истечение пятилетнего срока является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ). Из указанного следует, что постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ранее истечения пятилетнего срока, не может считаться законной. В соответствии со ст. 56 ЖК РФ, выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет является самостоятельным основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 6 ч. 1 ст. 56). По смыслу указанных норм, в случае выявления органом местного самоуправления сокрытия сведений о сделках по отчуждению жилых помещений, поспособствовавших приобретению права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, органы местного самоуправления принимают решение о снятии таких граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Истец ФИО3, ее супруг ФИО6, сын ФИО7, бабушка супруга ФИО8, мать супруга ФИО5, сестра супруга ФИО4 зарегистрированы по адресу: <адрес>. В силу ст. 69 ЖК РФ они являются членами одной семьи, ведут общее хозяйство.

Подпунктом 2.1.3 пункта 2 постановления администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 исключена из сводного списка молодых семей в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы, а именно суммарная площадь жилых помещений, имеющаяся в собственности членов семьи ФИО9 (в том числе отчужденная) составила 120,8 кв.м., то есть на каждого члена семьи пришлось по 24,16 кв.м. общей площади жилья, вместо установленных 12 кв.м.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация города-курорта Железноводска сообщила ФИО3 о том, что постановлением администрации города - курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из сводного списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Данное письмо получено ФИО6 (супруг истицы) ДД.ММ.ГГГГ. Постановление администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке не отменено, срок его обжалования истек ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, при принятии администрацией города-курорта Железноводска постановления об исключении ФИО3 из сводного списка молодых семей было установлено совершение ФИО5 (мать супруга) сделки по отчуждению жилого дома, расположенного по <адрес> (право собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ); ФИО4 (сестра супруга) произвела отчуждение 1/6 доли в праве на жилой <адрес> (право долевой собственности прекращено ДД.ММ.ГГГГ); ФИО4 принадлежит на праве собственности жилой дом по <адрес>. Таким образом, истцом не представлено доказательств наличия у нее права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, наличие права быть участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске».

Третье лицо - Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, представив отзыв на иск, согласно которому в настоящее время действует подпрограмма на 2015- 2020 годы, в связи с чем, удовлетворение требований истицы о включении ее семьи в Под­программу на 2011-2015 годы не представляется возможным. Согласно пункту 26 Правил, орган исполнительной власти на оснований спи­сков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание поду­чить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов ме­стного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, форми­рует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограм­мы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список). Сводный список представляется органом исполнительной власти государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы. После утверждения Правительством Российской Федераций размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на пла­нируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпро­граммы этих сведений до органов исполнительной власти последние на осно­вании сводного списка, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из фе­дерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на со­ответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, ут­верждает списки - молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - список претендентов). Одним из условий для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ее несоответствие требованиям, предусмотренным п.7 Правил, а именно отсутствие у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении. В Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются мо­лодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные ор­ганами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуж­дающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ, по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площа­ди всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий принимается органами местного самоуправления самостоятельно, без участия министерства. Сведения для включения семьи ФИО3 в сводный список и список претендентов на 2015, 2016 и 2017 год в Министер­ство от администрации горда-курорта Железноводска не поступали.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и третьих лиц.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела и представленные сторонами в условиях состязательности процесса письменные доказательства, суд полагает необходимым в иске отказать по следующим основаниям.

Согласно п.2 ч.1 ст.51 ГК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п. 2 статьи 51 Жилищного кодекса, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Решением совета города-курорта Железноводска Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города-курорта Железноводска Ставропольского края» установлена учётная норма площади жилого помещения в городе-курорте Железноводске Ставропольского края в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

Статьей 53 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО3 состоит в зарегистрированном браке с ФИО6, от брака имеют несовершеннолетнего ребенка - ФИО7

Супруги ФИО9 проживают и зарегистрированы в доме по <адрес>, общей площадью 53,7 кв.м., принадлежащем на праве собственности бабушке супруга - ФИО8

Кроме семьи ФИО3 в указанном доме зарегистрированы по месту жительства: бабушка супруга - ФИО8, мать супруга - ФИО5, сестра супруга - ФИО4, племянница супруга - ФИО10

Постановлением администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, состав семьи 3 человека, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске" муниципальной программы города-курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие градостроительства и архитектуры в городе-курорте Железноводске Ставропольского края".

Постановлением администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ N 700 "Об утверждении сводного списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске" муниципальной программы города-курорта Железноводска Ставропольского края "Развитие градостроительства и архитектуры в городе-курорте Железноводске Ставропольского края", изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году", семья ФИО3 включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы под N 39.

Постановлением администрации города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО3, состав семьи 3 человека, исключена из вышеуказанного сводного списка молодых семей в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы, о чем истец уведомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент признания ФИО3 нуждающейся в получении жилья и включения в список молодых семей - участников муниципальной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске Ставропольского края" ее семья была зарегистрирована и постоянно проживала в принадлежащем бабушке супруга жилом доме, общей площадью 53,7 квадратных метра, вместе с матерью супруга, бабушкой супруга, сестрой супруга и племянницей супруга.

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ мать супруга - ФИО5 продала принадлежавший ей жилой дом, общей площадью 67,1 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, а сестра супруга - ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ распорядилась принадлежавшей ей на праве собственности 1/6 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 115,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Кроме того, сестре супруга - ФИО4 на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А, общей площадью 80,3 квадратных метра.

Таким образом, указанные площади жилых помещений подлежат учету при расчете обеспеченности общей жилой площадью каждого из членов семьи собственника жилого помещения, в котором зарегистрирована и проживает семья истицы.

В связи с этим суммарная площадь жилых помещений, находившихся в собственности членов семьи истицы, с учетом отчужденного матерью супруга жилого дома, на момент признания ФИО3 нуждающейся в получении жилья и включения в список молодых семей - участников муниципальной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске Ставропольского края" составляла 120,8 квадратных метров, следовательно, на каждого члена семьи приходилось по 24,16 квадратных метра, что превышает установленную в городе Железноводске учетную норму жилья на одного человека.

Согласно пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Согласно подп. "б" указанного пункта названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

Как следует из материалов дела, ФИО3, ее супруг, ее сын, мать супруга, сестра супруга и племянница супруга зарегистрированы и проживают в жилом помещении, принадлежащем бабушке супруга без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, что с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ свидетельствует о том, что они вселены в принадлежащий бабушке супруга жилой дом, как члены семьи собственника жилого помещения и как вселенные собственником жилого помещения члены его семьи согласно части 2 статьи 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения ответчика об исключении ФИО3 из сводного списка молодых семей в связи с обеспеченностью общей площадью жилья на одного члена семьи более учетной нормы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.31, 53, 56 ЖК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых ФИО3 к администрации города-курорта Железноводска о признании незаконным действия Администрации города - курорта Железноводска ДД.ММ.ГГГГ об исключении из муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске Ставропольского края на 2013-2015 года» в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод путем восстановления ее семьи в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Железноводске Ставропольского края на 2013-2015 годы», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий

судья И.П. Гараничева