Дело № 2-360/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.<адрес>
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Кормиловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Серебренникова М.Н.,
при секретаре судебного заседания Хромовой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Кормиловского муниципального района <адрес> к ОМВД России по <адрес> и ФИО1 о признании регистрации по месту жительства недействительной и снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Кормиловского муниципального района <адрес> обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование своих требований указала, что при проведении работы по уточнению сведений об избирателях Кормиловского муниципального района <адрес> в пределах полномочий, предоставленных муниципальному району п. 6 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», было установлено, что по адресу: <адрес> зарегистрирован по месту жительства ФИО1
При этом, по информации администрации Новосельского сельского поселения жилой дом, расположенный по указанному адресу, находится в неудовлетворительном состоянии, полностью исключающим возможность постоянного или временного проживания в нем. Пользование ФИО1 жилым помещением прекращено, последний более 7 лет в нем не проживает.
Полагает, что обнаружение не соответствующих действительности сведений является основанием для снятие гражданина с регистрации на основании вступившего в законную силу решения суда.
Кроме того, выявленное нарушение миграционного законодательства влечет внесение недостоверных данных в списки избирателей и препятствует деятельности администрации муниципального района по формированию и уточнению сведений об избирателях.
Администрация Кормиловского муниципального района просила признать недействительной регистрацию ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес> снять его с регистрационного учета по указанному адресу.
В судебном заседании представитель истца администрация Кормиловского муниципального района – ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ОМВД России по <адрес> – ФИО3, действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что ОМВД России по <адрес> является ненадлежащим ответчиком.
Ответчик ФИО1 против удовлетворения возражал, пояснив, что в спорном жилом помещении зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ в дому произошел пожар, в результате которого жилой дом полностью сгорел, в связи с чем он стал проживать в <адрес>. С регистрационного учета не снимается, поскольку намерен построить новый дом на месте сгоревшего. Однако достаточных средств для восстановления жилья не имеет.
Третье лицо – администрация Новосельского сельского поселения Кормиловского муниципального района, будучи надлежащим образом извещенной о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя на направила. Глава администрации ФИО5 в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, также указав, что против удовлетворения заявленных требований не возражает.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в референдуме.
Как следует из п.2 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района.
Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 17 вышеуказанного Федерального закона установлено, что основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
По своему значению вопрос о признании за гражданином права быть включенным в список избирателей относится к числу конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим выражением власти народа, а также с принципом всеобщности избирательного права (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П).
Приведенное выше правовое регулирование в равной степени распространяется на все уровни выборов публичной власти, включая муниципальные выборы.
В определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что реализация гражданами их права на участие в осуществлении местного самоуправления (в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций) имеет особенности, обусловленные конституционной природой местного самоуправления, основное предназначение которого заключается в обеспечении самостоятельности жителей конкретной территории при его осуществлении, при решении населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации).
При этом избирательные права граждан служат одним из необходимых средств организации местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению, а правовое регулирование избирательных прав должно обеспечивать – при соблюдении принципа юридического равенства – адекватное выражение и наиболее полный учет воли населения муниципального образования, результатом чего являются итоги голосования и результаты выборов и формирование на их основе органов муниципальной власти.
Следовательно, и круг лиц, участвующих в местном самоуправлении, должен определяться с учетом природы местного самоуправления как особого вида публичной власти. Это означает, что участие в местном самоуправлении, в том числе путем муниципальных выборов, могут принимать те граждане, чье постоянное или преимущественное проживание на территории соответствующего муниципального образования дает основание для отнесения их к населению данного муниципального образования
Фиктивная регистрация граждан по месту жительства или регистрации не соответствующая действительности (отсутствие фактического проживания и преимущественного пребывания на территории) не дает возможности в полном объеме предоставляться сведения в список избирателей на избирательном участке, искажает степень избирательной активности граждан. Регистрация без намерения проживать либо без фактического проживания на данной территории, искажает списки избирателей на избирательных участка, что может повлечь нарушение прав, как избирателей, так и лиц избираемых.
Статья 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах РФ.
Частью 1 статьи 3 данного Закона предусмотрено, что регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством, обществом.
В ст. 6 указанного Закона определено, что на гражданина, изменившего место жительства, возлагается обязанность не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, при этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства, не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Абзацем 9 статьи 2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что под фиктивной регистрацией гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Тем самым, регистрация по месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительных характер и отражающим добросовестность исполнения гражданином своих обязанностей сообщать о месте, которое избрано им в качестве места своего жительства.
В силу подпункта «ж» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда, органами регистрационного учета производится снятие такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Указанные выше закон и нормативный правовой акт предусматривают, что местом жительства признаются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом – интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в соответствии с административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой, её территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы и Министерства внутренних дел России от ДД.ММ.ГГГГ№, возложен на органы МВД России и ФМС России.
Согласно п. 10 указанного Административного регламента, предметом контроля является соблюдение гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Правил регистрации.
В соответствии с п. 18 названного Административного регламента, результатом исполнения государственной функции по контролю за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации является помимо обеспечения выполнения требований законодательства РФ в сфере регистрационного учета, также выявление фактов фиктивной регистрации граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства.
Таким образом, в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина РФ по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета.
В судебном заседании установлено, что по адресу: <адрес>, д. Веселый Привал, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ФИО1
В соответствии с выписки из подомовой книги, цель регистрации ответчика по данному адресу является постоянное место жительство.
Согласно сведениям из администрации Новосельского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 по указанному адресу зарегистрирован, но не проживает более 7 лет. Жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии.
Факт не проживания ФИО1 по данному адресу также подтверждается справкой УУП ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, д. Веселый Привал, <адрес>, а также на расположенный под ним земельный участок, не зарегистрировано.
Согласно информации из администрации Кормиловского муниципального района и из администрации Новосельского сельского поселения, вышеуказанный жилой в реестре муниципальной собственности как Кормиловского муниципального района, так и Новосельского сельского поселения не числится.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, д. Веселый Привал, <адрес> не оформлено, дом находится в неудовлетворительном состоянии.
Согласно сведениям из МП ОМВД <адрес>, выписки из домовой книги, ФИО1 зарегистрирован в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений ответчика ФИО1 следует, что фактически он проживал в данном доме с 1963 года и после пожара, произошедшем в 2011 года там не проживает.
Истец в обоснование своих требований ссылается на положения подпункта «ж» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому снятие гражданина с регистрационного учета производится в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации.
Анализируя положения указанных Правил, суд считает, что возможность признать регистрацию недействительной по п.п. «ж» п.31 Правил возможно только в случае выявления не соответствующих действительности сведений и документов, послуживших основанием для регистрации, то есть существовавших на момент постановки гражданина на регистрационный учет по месту жительства.
В рассматриваемом случае ФИО1 зарегистрирован и проживал в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ до 2011 года. Не проживание ФИО1 в данном жилом помещении носит вынужденный характер. Последний в судебном заседании пояснял, что желает восстановить дом после пожара и в дальнейшем проживать в нем.
Исходя из положений ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлено суду доказательств наличия не соответствующих действительности сведений и документов, послуживших основанием для постановки ФИО1 на регистрационный учет по месту жительства. Само по себе не проживание в настоящее время в спорном жилом помещении таковым доказательством не является, как отсутствие у ответчика временной регистрации по месту пребывания.
При таких обстоятельствах судом наличия нарушений миграционного законодательства в части предоставления сведений и документов, послуживших основанием для регистрации ФИО1 по месту жительства в д. Веселый Привал не установлено, в связи с чем оснований для признания недействительной данной регистрации не имеется.
Органы местного самоуправления имеют возможность формировать достоверные сведения об избирателях, участниках референдума, поскольку отсутствие ФИО1 по месту жительства носит вынужденный характер.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований администрации Кормиловского муниципального района к ОМВД России по <адрес> и ФИО1 о признании регистрации по месту жительства недействительной и снятии с регистрационного учета отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации Кормиловского муниципального района <адрес> к ОМВД России по <адрес> и ФИО1 о признании регистрации по месту жительства недействительной и снятии с регистрационного учета отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Кормиловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Серебренников
Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.