Дело № 2-360/20
УИД 26RS0013-01-2020-000396-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года город Железноводск
Железноводский городской суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Саматова М.И.,
при секретаре судебного заседания Малинич В.А.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора города Железноводска Михайлова О.З.,
представителя ответчика администрации города-курорта Железноводска ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора города Железноводска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
к
администрации города-курорта Железноводска
о признании подземного пешеходного перехода бесхозяйным недвижимым имуществом, обязании зарегистрировать право муниципальной собственности,
установил:
прокурор города Железноводска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города-курорта Железноводска о признании подземного пешеходного перехода бесхозяйным недвижимым имуществом, обязании зарегистрировать право муниципальной собственности.
Свои требования истец мотивирует тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения администрацией города - курорта Железноводска исполнения требований законодательства о муниципальной собственности в части оформления бесхозяйных объектов в муниципальную собственность и принятия мер по их безопасной эксплуатации на территории города - курорта Железноводска.
В ходе проведенной проверки установлено, что в районе <адрес> имеется подземный пешеходный переход, который состоит из подземного тоннеля и имеет выход на чётную и не четную сторону <адрес>.
Администрация города Железноводска несет обязанность по содержанию пешеходных переходов в том числе и подземных, с помощью которые обеспечивается безопасность пешеходов, как участников дорожного движения.
Вместе с тем, право муниципальной собственности администрацией города-курорта Железноводска на вышеуказанный подземный переход не зарегистрировано, на учете не состоит. Таким образом, подземный пешеходный переход, расположенный в районе 359 км.+360 - 368 км.+ 167 автомобильной дороги М-29 «Кавказ» является бесхозяйным объектом недвижимости.
В связи с тем, что указанный подземный пешеходный переход не состоит на учете в администрации города-курорта Железноводска и право муниципальной собственности на него не зарегистрировано, ремонт данного пешеходного перехода должным образом не осуществляется.
Следовательно, администрация города-курорта Железноводска обязана осуществить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества путем подачи заявления в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Не регистрация в установленном порядке права муниципальной собственности и не постановка на учет может повлечь нарушения бюджетного законодательства и законодательства об имуществе.
Указанные нарушения приводят к тому, что вышеуказанный подземный пешеходный переход находятся в неудовлетворительном состоянии, его содержание должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания безопасного передвижения граждан и наземного передвижения автотранспортных средств.
Из-за отсутствия ремонта вышеуказанного подземного пешеходного перехода создается опасность безопасности передвижения по нему неопределенному кругу лиц.
На основании изложенного истец просит суд признать подземный пешеходный переход, расположенный в районе <адрес> бесхозяйным недвижимым имуществом, обязать администрацию города-курорта Железноводска совершить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества - подземный пешеходный переход, расположенный в районе <адрес> путем подачи заявления в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, обязать администрацию города-курорта Железноводска после постановки на учет объекта - подземный пешеходный переход, расположенный в районе <адрес> зарегистрировать право муниципальной собственности.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора города Железноводска Михайлов О.З. поддержал исковые требования и просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, других доводов не имел, уточнив, что в соответствии со ст. 206 ГПК РФ ответчик должен совершить указанных действия в установленный законом срок.
Представитель ответчика администрации города-курорта Железноводска в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требования, пояснив, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Управление городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска, будучи надлежащим образом, извещенными о времени и месте судебного заседания в суд представителей не направили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьих лиц.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, также решают и иные вопросы местного значения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в которые кроме прочего входит организация пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города проведена проверка исполнения администрацией города - курорта Железноводска исполнения требований законодательства о муниципальной собственности в части оформления бесхозяйных объектов в муниципальную собственность и принятия мер по их безопасной эксплуатации на территории города - курорта Железноводска.
В ходе проведенной проверки установлено, что в районе <адрес>» имеется подземный пешеходный переход, который состоит из подземного тоннеля и имеет выход на чётную и не четную сторону <адрес>.
Администрация города Железноводска несет обязанность по содержанию пешеходных переходов, в том числе и подземных, с помощью которые обеспечивается безопасность пешеходов, как участников дорожного движения.
Согласно ответу Управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска на требование о предоставлении сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестре муниципального имущества города-курорта <адрес> подземный пешеходный переход, расположенный по адресу: <адрес> не значится.
В реестре муниципального имущества города-курорта <адрес> значится автомобильная дорога <адрес>, автомобильная дорога М-29 «Кавказ», 359+360 км – 368+167 км, кадастровый №, а в соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в состав автомобильной дороги, в том числе входят путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов.
Согласно распоряжению Федерального Агентства по Управлению государственным имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ в собственность муниципального образования городского округа города-курорта <адрес> передана автомобильная дорога <адрес>
Согласно выписке из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному образованию город - курорту <адрес> принадлежит автомобильная дорога <адрес> общая площадь <данные изъяты> по адресу: <адрес>, автомагистраль <адрес>
Вместе с тем, право муниципальной собственности администрацией города-курорта Железноводска на вышеуказанный подземный переход не зарегистрировано, на учете не состоит.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно ст. 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее ФЗ - №) Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, кроме того Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу ст. 58 ФЗ № права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Приказ №) зарегистрированным в Минюсте ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 5 Приказа, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, в отношении недвижимых вещей, находящегося на территории муниципального образования, в заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно п. 9 Приказа Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Ф3№.
Таким образом, подземный пешеходный переход, расположенный в районе <адрес> является бесхозяйным объектом недвижимости.
Следовательно, администрация города-курорта Железноводска обязана осуществить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества путем подачи заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Учитывая положения статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, суд полагает разумным установить срок для совершения вышеуказанных действий в установленный законом срок.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города-курорта Железноводска о признании подземного пешеходного перехода бесхозяйным недвижимым имуществом, обязании зарегистрировать право муниципальной собственности, удовлетворить
Признать подземный пешеходный переход, расположенный в районе <адрес> бесхозяйным недвижимым имуществом.
Обязать администрацию города-курорта Железноводска совершить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества - подземный пешеходный переход, расположенный в районе <адрес>, путем подачи заявления в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Обязать администрацию города-курорта Железноводска после постановки на учет объекта - подземный пешеходный переход, расположенный в районе <адрес> зарегистрировать право муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок администрации города - курорта Железноводска Ставропольского края для совершения вышеуказанных действий - по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Железноводский суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий,
судья М.И. Саматов