Дело № 2-360/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Гарбуз С.В.,
при секретаре Малейкиной Т.Г.,
с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2,
представителя ответчиков администрации МО «Красноборский муниципальный район» и КУМИ администрации МО «Красноборский муниципальный район» ФИО3, представителя ответчика администрации МО «Алексеевское» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» о признании незаконным постановлений главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 293 от 15.06.2020 и № 324 от 23.06.2020,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО «Красноборский муниципальный район» о признании незаконным постановлений главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 293 от 15.06.2020 и № 324 от 23.06.2020.
В обоснование иска указала, что 19.05.2020 она обратилась в администрацию МО «Красноборский муниципальный район» с письменным заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для целей ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в кадастровом квартале *** по адресу: примерно в 10 метрах на юго-восток от земельного участка, находящегося по адресу: ***, площадью 2 500 кв.м. Постановлением главы района № 269 от 02.06.2020 принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления до 17.06.2020, в связи с тем, что на рассмотрении администрации района имеется ранее поступившее заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого частично совпадает.
Постановлением главы района № 324 от 23.06.2020 ей было отказано в предварительном согласовании поскольку принято решение об утверждении ранее поступившей схемы.
В то же время, еще на стадии подготовки кадастровым инженером схемы интересующего ее земельного участка, последний в КУМИ администрации района встретился с явным нежеланием специалистов принимать решение в отношении испрашиваемого ею земельного участка.
Получив отказ в удовлетворении своего заявления, она обратилась на личный прием к главе администрации района, в ходе которого сообщили, что ранее ее заявления в районную администрацию поступило заявление администрации МО «Алексеевское». Администрация сельского поселения испрашивала земельный участок с целью размещения на нем детской площадки.
В то же время, земельный участок, в образовании которого она заинтересована, расположен на самой окраине населенного пункта ***. Данный участок удален от центральной части деревни, в которой сосредоточены многоквартирные дома и где, соответственно, проживает наибольшее количество жителей, в том числе и детей. К земельному участку примыкают исключительно индивидуальные жилые постройки. В зимний период времени расчистка дороги, ведущей к участку, администрацией не осуществляется. В настоящий период времени на участке расположены многолетние деревья, центральное освещение отсутствует. Участок расположен на склоне, часть участка (со стороны дороги по <адрес>) заросла лесным массивом, перепад высоты (угор) на участке составляет около 8 метров. По границе участка (от точки Н3 до точки Н2) участок представляет собой болотистую местность.
В соответствии с п. 3.2.2 Правил благоустройства территории МО «Алексеевское», утвержденных решением Совета депутатов МО «Алексеевское» № 30 от 22.11.2017 проектирование детских площадок осуществляется в зависимости от возрастных групп детей и мест размещения жилой застройки в муниципальном образовании. В то же время, приведенные выше характеристики земельного участка свидетельствуют о явной нецелесообразности возведения в указанном месте детской игровой площадки, так как это не в полной мере отвечает соблюдению безопасности детей.
На сайте администрации МО «Красноборский муниципальный район» во вкладке, предусмотренной для сельского поселения МО «Алексеевское», сведения о планируемом строительстве либо даже проектировании детской площадки на спорном земельном участке отсутствуют.
С целью проверки правомерности и законности принятого администрацией района постановления № 324 от 23.06.2020, она обращалась с письменным заявлением в прокуратуру района, где ей в удовлетворении заявления было отказано с указанием, что заявление администрации МО «Алексеевское» поступило ранее, при этом, ее довод относительно надуманных мотивов, заявленных администрацией МО «Алексеевское» в качестве основания для предоставления земельного участка сельскому поселению, прокурором района не рассмотрен, оценка этому доводу не дана.
Ознакомившись в прокуратуре с журналом входящей корреспонденции, она установила, что заявление администрации МО «Алексеевское» действительно под порядковым номером занесено ранее ее заявления, но время принятия заявления не фиксируется. Фактически же оба заявления поступили в один день, однако заявление сельского поселения в журнал входящей корреспонденции технически было внесено ранее ее.
Учитывая, что факт фиксации заявления администрации МО «Алексеевское» ранее её еще не является доказательством, свидетельствующим о первоначальном обращении именно сельского поселения, то полагает, что особую значимость в данной ситуации имеет наличие либо отсутствие оснований для утверждения схемы, представленной администрацией поселения.
Кроме того, юридически значимым обстоятельством, по ее мнению, является установление истинности намерений сельского поселения получить в пользование земельный участок именно с целью реализации общественно-значимых полномочий, предоставленных муниципалитету.
Из содержания приказа Минэкономразвития РФ № 1 от 12.01.2015 следует, что орган местного самоуправления для приобретения земельного участка без проведения торгов на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве безвозмездного пользования должен представить документы, подтверждающие право заявителя на предоставление земельного участка в соответствии с целями его использования, а именно с учетом того, что земельный участок необходим для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий.
Совпадение даты подачи заявлений о предоставлении земельного участка дают ей повод усомниться в достоверности предоставленных ими сведений о поступлении заявления администрации МО «Алексеевское» ранее.
Кроме того, ею оспариваются действия административного ответчика относительно утверждения постановлением главы администрации района № 295 от 15.06.2020 схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, по тому основанию, что схема, представленная администрацией МО «Алексеевское» не в полной мере отвечает требованиям законодательства, в частности ст. 11.10 Земельного кодекса РФ и пунктам 3, 4, 7 приказа Минэкономразвития № 762 от 27.11.2014,
В схеме, утвержденной постановлением администрации района № 293 от 15.06.2020, в нарушение п. 7 приказа Минэкономразвития России № 762 от 27.11.2014, не отражены местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности.
В нарушение п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельного участка в соответствии со схемой расположения, утвержденной постановлением № 293 от 15.06.2020, приводит к вклиниванию с соседним земельным участком (*** что является обстоятельством, препятствующим рациональному использованию и охране земель и напрямую запрещено ЗК РФ.
Подпункт 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ в числе оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусматривает несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 указанной статьи.
В ходе рассмотрения дела истец требования увеличила, в обоснование дополнительных требований указала следующее.
Из содержания положений земельного законодательства следует, что заявитель (орган местного самоуправления), обращаясь в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов должен обосновать «нуждаемость» органа местного самоуправления в испрашиваемом земельном участке (положения ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).
Администрация МО «Красноборский муниципальный район», КУМИ администрации района, рассматривая вопрос об образовании земельного участка путем утверждения схемы на основании заявления сельского поселения и разрешая в дальнейшем вопрос о предоставлении земельного участка также должны принимать соответствующие решения исходя именно из того, что земельный участок необходим сельскому поселения для решения конкретных задач.
В рамках рассмотрения судебного спора установлено, что администрации МО «Алексеевское» земельный участок с кадастровым номером: *** необходим для реализации еще не разработанного и не утвержденного проекта ТОС «Молодежный». Необходимость предоставления именно данного земельного участка, включающего в себя угор, превышающего по площади 40 соток, расположенного в ***, администрацией МО «Алексеевское» не мотивирована.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014 к виду разрешенного использования земельного участка «обслуживание жилой застройки» относится размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с соответствующими кодами, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан. Какие именно виды «объектов капитального строительства» предполагается разместить на предоставлении сельскому поселению земельном участке, органами местного самоуправления не указано.
В настоящий период ответчиком принято решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации МО «Алексеевское».
При рассмотрении дела было установлено, что в журнале исходящей корреспонденции администрации МО «Алексеевское» за 19.05.2020 сведения о направлении указанного выше заявления в адрес администрации района - отсутствуют. В указанном журнале за 19.05.2020 содержится запись о направлении в адрес администрации района одного заявления за № 02-13/396 «О выдаче разрешения на размещение». В журнале входящей корреспонденции администрации за № 960 так же зарегистрировано заявление администрации МО «Алексеевское» № 02-13/396 «О выдаче разрешения на размещение», но под этим же входящим номером зарегистрировано и заявление об утверждении схемы расположения земельного участка. Таким образом, ответчиком за одним номером допущена регистрация двух отдельных, самостоятельных документов, что грубейшим образом противоречит общим требованиям при осуществлении документооборота в администрации МО «Красноборский муниципальный район». Приведенные выше нарушения дают ей основания утверждать, что представляемая ответчиком информация о поступлении заявления администрации МО «Алексеевское» 19.05.2020 является недостоверной, истинная дата поступления указанного заявления администрации сельского поселения в администрацию района остается не установленной.
Так же ею было установлено, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Красноборский муниципальный район» в нарушение требований законодательства 19.05.2020 регистрация заявления администрации МО «Алексеевское» об утверждении схемы расположения в журнале входящей корреспонденции зарегистрирована под одним номером с совершенно другим заявлением администрации МО «Алексеевское» (под номером 960 от 19.05.2020).
Учитывая, что именно факт поступления 19.05.2020 заявления администрации МО «Алексеевское» об утверждении схемы расположения земельного участка ранее её заявления, поступившего в КУМИ администрации района также 19.05.2020, заложен ответчиком в число правовых обоснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, то полагает, что нарушения, допущенные при регистрации указанного заявления, затрагивают ее права и законные интересы.
В силу положений ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия в сфере коррупции относится принцип законности, а также принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Статья 4 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в РФ» к числу основных принципов муниципальной службы относит принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, а также принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлена обязательность для исполнения на всей территории муниципального образования муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления.
Порядок осуществления делопроизводства в администрации МО «Красноборский муниципальный район» регламентирован распоряжением администрации района № 298-р от 11.09.2012 (об утверждении Инструкции по делопроизводству). Из содержания п. 5.3 названной выше Инструкции следует, что регистрация поступающих документов входит в перечень операций, образующих документооборот. Согласно п. 5.6 Инструкции, поступающие документы принимаются, учитываются и регистрируются должностными лицами, на которых возложены указанные функции.
Регистрация входящего документа с необходимостью проставления на нем входящего номера предусмотрена п. 5.10 Инструкции. Положения указанной выше Инструкции не предусматривают возможность регистрации двух разных по содержанию документов со своими приложениями за одним регистрационным номером.
Нарушения при направлении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, датированного 19.05.2020, допущены и администрацией МО «Алексеевское». Так, в соответствии Инструкцией по делопроизводству и организации документооборота в администрации МО «Алексеевское», утвержденной распоряжением администрации МО «Алексеевское» № 136р от 14.08.2012, указанному заявлению не присвоен исходящий номер, заявление не зарегистрировано в журнале исходящей корреспонденции.
Согласно п. 3.7 Инструкции, все документы, создающиеся в администрации МО «Алексеевское», а также поступающие из других организаций и от частных лиц, подлежат регистрации. При регистрации документам присваивается регистрационный номер. Пункт 2.3 Инструкции предусматривает учет и регистрацию исходящих документов.
Указанные действия, допущенные как администрацией МО «Алексеевское», так и КУМИ администрации МО «Красноборский муниципальный район» противоречат требованиям действующего законодательства и в сложившейся ситуации затрагивают мои права и законные интересы.
Окончательно истица просила:
- признать незаконным постановление главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 293 от 15.06.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка»;
- признать незаконным постановление главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 324 от 23.06.2020 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка»;
- признать незаконным постановление главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 617 от 28.10.2020 «О предоставлении администрации муниципального образования «Алексеевское» земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование»;
- обязать администрацию МО «Красноборский муниципальный район» рассмотреть мое заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 19.05.2020 в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- признать незаконными действия администрации МО «Алексеевское» в части направления заявления, датированного 19.05.2020, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории без присвоения указанному заявлению регистрационного номера и без фиксации данного заявления в журнале исходящей корреспонденции;
- признать незаконным действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Красноборский муниципальный район» в части регистрации в журнале входящей корреспонденции заявления администрации МО «Алексеевское» от 19.05.2020 о выдаче разрешения на размещение объекта (исходящий номер 02-13/296) под одним регистрационным номером с заявлением администрации МО «Алексеевское» от 19.05.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (без исходящего номера);
- признать незаконным постановление главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 269 от 02.06.2020 о приостановлении срока рассмотрения ее заявления до 17.06.2020.
В судебном заседании истец и ее представитель требования поддержали.
Представитель ответчиков администрации МО «Красноборский муниципальный район» и КУМИ администрации МО «Красноборский муниципальный район» ФИО3 с иском не согласилась поддержав доводы отзыва в котором указано следующее.
В адрес администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» 19.06.2020 поступило заявление от администрации муниципального образования «Алексеевское» об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 4008 кв.м. в кадастровом квартале *** по адресу: ***, з/у ***, вид разрешенного использования - обслуживание жилой застройки. Данное заявление поступило в КУМИ и было зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции № 960 от 19.05.2020.
19.05.2020 ФИО1 обратилась в КУМИ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного в кадастровом квартале ***, общей площадью 2500 кв.м., местоположением: ***, (рядом земельный участок - ФИО7).
В связи с тем, что данное заявление является муниципальной услугой муниципальный служащий КУМИ, ответственный за прием документов зарегистрировал заявление в журнале регистрации заявлений предоставления муниципальных услуг КУМИ.
На основании пункта 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 26 административного регламента предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Красноборский муниципальный район», земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Красноборский муниципальный район», утвержденного постановлением администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 26.09.20 № 439 (далее по тексту - административный регламент), по заявлению ФИО1 принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с тем, что на дату поступления заявления на рассмотрении КУМИ находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает.
Предоставленная администрацией МО «Алексеевское» схема расположения земельного участка соответствует форме схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденной приказом Минэкономразвития России с 27.11.2014 №762.
В процессе рассмотрения заявления администрации МО «Алексеевское» об утверждении схемы расположения земельного участка в адрес КУМИ поступило заявление ФИО7 о том, что для рационального использования земельных участков, она обязуется оформить земельный участок, прилегающий с юго - восточной стороны земельного участка с кадастровым номером *** путем перераспределения, что позволяет исключить вклинивание между образуемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером ***
В связи с отсутствием оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, определенных нормами части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 15.06.2020 № 293 была утверждена схема представленная администрацией МО «Алексеевское».
На основании пункта 2 части 16 статьи 11.10, пункта 1 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 41 административного регламента ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка.
Представитель ответчика администрации МО «Алексеевское» ФИО4 с иском так же не согласился, указав, что заявление 19.05.2020 было лично передано им как главой администрации в КУМИ согласно действующего административного регламента.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Росреестра по Архангельской области и НАО участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте извещены.
Свидетель ФИО8 пояснил, что является председателем ТОС «Молодежный», проживает в доме, по адресу: ***, земельный участок для нужд ТОСА для размещения детской площадки непосредственно примыкает к земельному участку, на котором расположен его дом. Он руководит ТОСом три года. Проект по обустройству детской площадки планировал реализовать еще в 2018 году. Проекты по благоустройству территории МО «Алексеевское» реализуются ТОСом ежегодно.
Допрошенный в качестве свидетеля Свидетель №1 пояснил, что подготовил схему расположения земельного участка для истицы, с ней он ознакомил истицу и представителя администрации, при этом руководитель КУМИ пояснила, что возможно данный участок находится на землях сельского хозяйства и не может быть по этой причине предоставлен. С подготовленной схемой истица обратилась в администрацию.
Свидетель Свидетель №2, являющаяся главным специалистом-бухгалтером КУМИ администрации МО «Красноборский муниципальный район» пояснила, что на каждого сотрудника КУМИ помесячно возложена обязанность по регистрации входящей корреспонденции. Она регистрировала корреспонденцию в мае 2020 года. От администрации документы поступили одним пакетом в отношении одного земельного участка, поэтому данным документам был присвоен один входящий номер.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ч. 8 ст. 11.2, ч. 1 ст. 61 и ст. 64 ЗК РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке. Ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно ст. 39.2 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса. Согласно ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 и ч. 1,2 ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ земельные участки образуются, кроме прочего, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
В соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
Согласно ст. 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ч.2 ст. 39.14 ЗК РФ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В частях 1-4 статьи 39.15 ЗК РФ установлены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка; предусмотрено, что к нему прилагается: схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
Особенности предоставления земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, установлены статьей 39.18 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов и для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином и осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Требования к образуемым земельным участкам установлены в ст. 11.10 ЗК РФ, в частности,предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
Согласно п. 7 «Требований к подготовке схемы расположения земельного участка…» в схеме расположения земельного участка приводятся:
условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);
сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка.
Судом установлено, что 19.05.2020 истица обратилась в КУМИ администрации МО «Красноборский муниципальный район» с заявлением «о предварительном согласовании предоставления земельного участка» с приложением к нему «схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
В указанном заявлении истица просила предварительно согласовать предоставление ей земельного участка в кадастровом квартале ***, в ***, рядом с земельным участком ФИО7 для ведения личного подсобного хозяйства с последующим приобретением в аренду.
Приложенная к заявлению схема, подготовленная инженером-геодезистом Свидетель №1 соответствует требованиям ст. 11.10 ЗК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, в частности данная схема подготовлена на бумажном носителе, представляет собой изображение границ образуемого земельного участка, указана его площадь (2500 кв. м), условный номер образуемого участка (ЗУ1), список координат характерных точек границ, изображение границ учтенных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения, на ней содержится поле для заполнения сведений об утверждении схемы, а так же описание смежеств (в частности от точки Н1 до Н2 граница образуемого участка совпадает полностью с границей земельного участка ФИО7 (с кадастровым номером ***) и от точек Н2 до Н1 испрашиваемый земельный участок граничит с землями поселений).
Данное заявление истицы зарегистрировано специалистом КУМИ в журнале с наименованием «Журнал регистрации заявлений юридических и физических лиц на оформление документов» строка регистрации 34 от 19.05.2020 указано, что от ФИО1 поступил документ «О предварительном согласовании предоставления зу».
В копии страницы данного журнала имеются записи за период с 20.02.2020 по 21.05.2020 о регистрации документов поступивших от учреждений и физических лиц различного характера, в том числе о прекращении права постоянного бессрочного пользования, о представлении земельного участка многодетной семье, о предварительном согласовании земельного участка, и другие, в том числе «об утверждении схемы расположения земельного участка», поступившее от МО «Алексеевское» 11.04.2020.
Указанное заявление истицы подлежало рассмотрению по нормам п. 15 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов), ст. 39.18 ЗК РФ (Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта) и Административного регламента «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Красноборский муниципальный район» и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Красноборский муниципальный район», утвержденного постановлением от 26.09.2019 № 439.
В КУМИ так же ведется журнал с наименованием «Книга учета входящей корреспонденции Дело № 01-15» в строке регистрации 960 от 19.05.2020 указано, что от администрации МО «Алексеевское» поступило «Заявление о выдаче разрешения на размещение объекта и утверждении схемы располож. ЗУ» с исходящим номером 02-13/396 от 19.05.2020.
В копии страницы данного журнала имеются записи за период с 18.05.2020 по 19.05.2020 о регистрации документов поступивших от органов власти, организаций и физических лиц различного характера, в том числе акты контрольных и надзорных органов, запросы, заявления о присвоении адреса, об окончании строительства, об обследовании жилого помещения, о передаче объектов недвижимости, определение суда, договор переуступки аренды, о межведомственной комиссии, о курсах повышения квалификации, об увеличении агентского вознаграждения.
Зарегистрированным в данном журнале заявлением администрации МО «Алексеевское» с исходящим номером 02-13/396 от 19.05.2020 является (как следует из представленной по запросу суда копии) «Заявление о выдаче разрешения на размещение объекта». В данном заявлении администрация поселения ссылаясь на Постановление Правительства Архангельской области от 17.03.2015 №103-пп просила «выдать разрешение на размещение объекта, вид которого установлен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300». В сведениях об объекте указано: детская площадка ТОС «Молодежный», вид: спортивные и детские площадки, в кадастровом квартале *** на срок использования - постоянно.
К данному заявлению приложены 3 документа: постановление о вступление в должность ФИО4, копия его паспорта и «Схема границ земель на кадастровом плане территории». Из данной схемы видно, что в ней указан земельный участок, расположенный в кадастровом квартале ***, площадью 2390 кв. м, примыкающий к земельному участку в ***, на ней изображены границы земельного участка, координаты его характерных точек, границы смежного участка, границы иных рядом расположенных учтенных земельных участков, имеется описание смежеств.
На данной схеме изображен земельный участок, границы которого частично совпадают с границами земельного участка, схему расположения которого просила утвердить истица.
Указанное заявление администрации подлежало рассмотрению по нормам главы V.6 ЗК РФ «Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута» (то есть не предполагающим разрешение вопросов выделения конкретного земельного участка для размещения объекта). Согласно ст. 39.33 ЗК РФ, находящейся в этой главе такое использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа, в которых указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
При этом согласно ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким нормативным актом в Архангельской области является Постановление Правительства Архангельской области от 17.03.2015 N 103-пп «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута», согласно которого размещение объектов осуществляется на основании разрешений органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и определенных в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - уполномоченный орган).
На основании разрешения без взимания платы осуществляется размещение, в том числе, спортивных и детских площадок.
Заявление о выдаче разрешения на размещение объектов подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в уполномоченный орган.
К заявлению прилагаются:
а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;
б) схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости), на которых предполагается размещение объекта - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка;
в) проект благоустройства, согласованный с органом местного самоуправления муниципального района Архангельской области, осуществляющим полномочия в сфере градостроительной деятельности, органом Государственной инспекции безопасности дорожного движения, владельцами инженерных коммуникаций - в случае размещения элементов благоустройства территории, в том числе спортивных и детских площадок;
г) рабочий проект (рабочие чертежи) на строительство коммуникаций или на иные работы, связанные с доступом к ним, или план наружных сетей, согласованный в установленном порядке с органом местного самоуправления городского округа, городского поселения, муниципального района Архангельской области, осуществляющим полномочия в сфере градостроительной деятельности, - в случае если заявителем испрашивается разрешение на размещение объекта, установленного пунктами 1 - 3, 5 - 7, 11 перечня видов объектов.
Однако к заявлению указанные проекты приложены не были. При этом заявление было удовлетворено и администрацией вынесено постановление от 26.05.2020 № 256 «О выдаче разрешения на размещение объекта без предоставления земельных участков и установления сервитута», которым разрешено размещение объекта - спортивные и детские площадки на землях государственная собственность на которые не разграничена в кадастровом квартале ***, площадью 2390 кв. м, примыкающий к земельному участку в д. *** на безвозмездной основе бессрочно.
В тоже время, подача такого заявления ранее заявления, поданного истицей о предварительном согласовании предоставления земельного участка не является основанием для приостановления по нормам ч. 6 ст. 39.15 ЗК РФ рассмотрения ее заявления, поступившего в этот же день. Однако указанное обстоятельство не является основанием для удовлетворения требования истицы о признании незаконным приостановления рассмотрения ее заявления в силу того, что приостановление администрацией произведено до рассмотрения другого заявления администрации поселения.
Так в дело сторонами представлена копия заявления главы администрации МО «Алексеевское» ФИО4 от 19.05.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» с имеющимся на ней оттиском штампа «Входящее КУМИ №960 от 19.05.2020г.».
В заявлении указано, что глава просит утвердить схему земельного участка в кадастровом квартале ***, в *** для обслуживания жилой застройки из земель населенных пунктов, к которому прилагаются 2 документа: схема расположения земельного участка в 2 экз. и копия постановления администрации МО «Алексеевское» от 03.10.2016 (о вступлении в должность ФИО4).
Испрашиваемый администрацией поселения участок, изображенный на данной схеме, не соответствует по площади конфигурации и координатам поворотных точек участку указанному администрацией на схеме, приложенной к вышеуказанному заявлению о выдаче разрешения на размещение объекта.
Прилагаемая к заявлению схема, подготовлена на бумажном носителе, представляет собой изображение границ образуемого земельного участка, указана его площадь (4009 кв. м), условный номер образуемого участка (ЗУ1), список координат характерных точек границ, изображение границ учтенных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения, но в меньшем количестве (по сравнению со схемой истицы нет изображения кустарников, деревьев, границы кадастрового квартала, строений, расположенных на учтенных земельных участках, опоры линии электропередач, обозначение улицы), на ней содержится поле для заполнения сведений об утверждении схемы, которое заполнено в связи с ее утверждением.
Как пояснила представитель ответчиков ФИО3 все три указанных заявления поступили в один день - 19.05.2020. Два из них (от администрации МО «Алексеевское») были зарегистрированы в «Книге учета входящей корреспонденции Дело № 01-15» за номером 960 до обеденного перерыва и без присвоения отдельно каждому из них номера, а третье (заявление истицы) - в «Журнале регистрации заявлений юридических и физических лиц на оформление документов» за номером 34 после обеденного перерыва. При этом истица ставит под сомнение очередность поступления этих документов, правильность очередности их регистрации, однако данные обстоятельства судом не установлены и не опровергнуты в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
С учетом того, что не опровергнуто утверждение представителя ответчиков о том, что заявления администрации МО «Алексеевское» и ФИО1 поступили в один день, то постановление главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 269 от 02.06.2020 о приостановлении срока рассмотрения заявления ФИО1 до 17.06.2020 не подлежит признанию незаконным, поскольку возможность такого приостановления предусмотрена ч. 6 ст. 39.15 ЗК РФ, в соответствии с которой в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. В силу указанного, последнее требование истицы не подлежит удовлетворению.
Однако, иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Схема, которая приложена к заявлению главы администрации МО «Алексеевское» ФИО4 от 19.05.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», была утверждена постановлением главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 293 от 15.06.2020, оспариваемым истицей.
Формально данное постановление соответствует нормативным требованиям, предусмотренным в ч. 14 ст. 11.10 ЗК РФ.
Однако земельный участок, изображенный на этой схеме не соответствует требованиям ст. 11.9 ЗК РФ, а именно части 6, поскольку при его образовании допущено вклинивание земли в форме многоугольника состоящего их двух соединенных треугольников с острыми углами, находящегося между тремя земельными участками (проектируемым земельным участком (ныне с кадастровым номером ***), земельным участком ФИО7 (с кадастровым номером ***) и земельным участком с кадастровым номером *** из земель сельскохозяйственного назначения. При этом данная часть земли не является земельным участком (так как не поставлена на кадастровый учет), имеет площадь примерно 476 кв. и не имеет доступа с территорий общего пользования (подхода или подъезда к ней), то есть из данной части земли не возможно образование самостоятельного земельного участка, то есть при формировании схемы для МО «Алексеевское» данная часть земли не может рационально использоваться. Ее использование возможно только путем перераспределения с примыкающими земельными участками, однако и это невозможно в силу следующего.
Все три смежные с образовавшимся «вклиниванием» земельных участка не принадлежат на праве собственности ни физическим лицам, ни крестьянскому хозяйству, ни органу местного самоуправления поселения. Земельный участок, схема которого утверждена, еще не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, земельный участок ФИО7 был ею арендован, а земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения прилегает к арендованному крестьянским хозяйством земельному участку с кадастровым номером ***, но права на него не зарегистрированы.
Согласно ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39.27 ЗК РФ перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случае, если земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута.
Согласно ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В ходе рассмотрения КУМИ заявления главы администрации МО «Алексеевское» ФИО4 от 19.05.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» в КУМИ 11.06.2020 поступило письменное обязательство правообладателя смежного земельного участка с кадастровым номером ***ФИО7 о том, что она обязуется оформить «земельный участок, прилегающий с юго-восточной стороны земельного участка с кадастровым номером *** путем перераспределения в течение года».
Подача заявления подобного характера не предусмотрена ни Земельным Кодексом РФ, ни одним из подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы образования и предоставления земельных участков и прямо им противоречит, поскольку она не владела земельным участком с кадастровым номером *** на праве собственности на момент подписания данного обязательства, кроме того, данный участок не является единственным, смежным с образовавшимся вклиниванием.
Площадь земельного участка с кадастровым номером *** составляет 3530 кв. м., его разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Из письменной консультации кадастрового инженера Свидетель №1, допрошенного в судебном заседании в качестве специалиста следует, что площадь «клина» составляет 476 кв. м, то есть в случае перераспределения этой земли с земельным участок ФИО7, после оформления ею его в собственность площадь ее земельного участка будет составлять более 3000 кв. м (3530+476=4006)
Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Алексеевское» Красноборского муниципального района Архангельской области, утвержденными решением Собрания депутатов муниципального образования «Красноборский муниципальный район» от «07» декабря 2017 года № 51 с изменениями от 28.03.2018 года № 18 установлены предельные максимальные размеры земельных участков, расположенных на территории данного поселения, в частности в ст. 30 для земельных участков для размещения жилого дома на земельном участке для ведения личного подсобного хозяйства - 3000 м2.
Кроме того, схема как видно из копии заявления об ее утверждении была представлена на бумажном носителе, в то время как подлежала предоставлению в электронном виде в силу прямого указания на это в ч. 9 ст. 11.10 ЗК РФ, право выбора формы представления схемы (на бумажном носителе или в электронном виде) предоставлено только гражданам как это предусмотрено в абз. 2 ч. 9 ст. 11.10 ЗК РФ и абз. 2 п. 5 «Требований к подготовке схемы расположения земельного участка…».
Учитывая изложенное утвержденная схема, представленная администрацией МО «Алексеевское» с заявлением «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» не подлежала утверждению в силу п. 3 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, в связи с разработкой схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Поскольку по данному основанию администрацией должно было быть принято решение об отказе в утверждении, то с учетом норм ч. 6 ст. ст. 39.15 ЗК РФ срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (то есть заявления истицы) приостановленный до принятия решения об утверждении представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы должен был быть возобновлен и заявление подлежало рассмотрению.
Учитывая данное, требования истицы о признании незаконным постановления главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 324 от 23.06.2020 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка» и возложении на администрацию МО «Красноборский муниципальный район» обязанности рассмотреть ее заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 19.05.2020 в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат удовлетворению.
В связи с указанным и требование истицы о признании незаконным постановления главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» № 617 от 28.10.2020 «О предоставлении администрации муниципального образования «Алексеевское» земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» так же подлежит удовлетворению в силу следующего.
После утверждения схемы постановлением от № 293 от 15.06.2020 земельный участок был поставлен на кадастровый учет 26.06.2020, ему присвоен кадастровый № ***.
26.10.2020 главой администрации главой МО «Алексеевское» было подано заявление о предоставлении данного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации поселения которое было удовлетворено, переход права на участок был зарегистрирован 10.11.2020.
Учитывая, что схема расположения данного земельного участка не подлежала утверждению и должно было производиться рассмотрение заявления истицы, то и дальнейшие действия администрации по постановке участка на кадастровый учет, передаче прав на него и регистрации перехода не являются законными.
Разрешая требования истицы о признании незаконным действий администрации МО «Алексеевское» и КУМИ администрации МО «Красноборский муниципальный район» по регистрации исходящей и регистрации входящей корреспонденции, приходит к выводу об их обоснованности в силу следующего.
Как установлено в судебном заседании и изложено выше ответчиком администрацией МО «Алексеевское» 19.05.2020 за одним номером допущена регистрация двух отдельных, самостоятельных заявлений в «Журнале регистрации исходящей корреспонденции» администрации МО «Алексеевское» за № 02-13/396, а ответчиком КУМИ допущена регистрация данных документов под одним номером 960.
Данными заявлениями являются заявление о выдаче разрешения на размещение объекта, которое рассматривается в порядке предусмотренном вышеуказанным Постановлением Правительства Архангельской области от 17.03.2015 N 103-пп и второе заявление - об утверждении схемы расположения земельного участка, которое рассматривается в рамках предоставления муниципальной услуги администрацией МО «Красноборский муниципальный район» в соответствии с административным регламентом: «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель, расположенных на территории муниципального образования «Красноборский муниципальный район», утвержденного постановлением от 28.08.2019 № 384.
В регламенте в п. 2 указано, что первой процедурой при предоставлении обоих услуг является регистрация «запроса заявителя», в подразделе 2.1 указаны перечни конкретных документов, необходимых к предоставлению для получения данных услуг.
В п. 7 «Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута», утвержденного указанным постановлением Правительства Архангельской области решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и в течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом.
В соответствии с п. 3.7 Инструкции по делопроизводству и организации документооборота в администрации муниципального образования «Алексеевское», утвержденной распоряжением администрации МО «Алексеевское» от 14.08.2012 № 136 р регистрации подлежат все документы, создающиеся в администрации. Регистрационный номер присваивается документу при его регистрации.
Согласно п. 5.10 Инструкции по делопроизводству в администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район», утвержденной распоряжением администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 11.09.2012 № 298-р регистрация документов, поступающих в администрацию КМР в журнале входящей корреспонденции. На входящем документе, как правило, в правом нижнем углу свободного поля проставляется штамп, где указывается дата поступления и регистрационный номер.
В силу п. 5.11 «ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» регистрационный номер документа - цифровой или буквенно-цифровой идентификатор документа, состоящий из порядкового номера документа.
Согласно п. 5.27 этого же стандарта отметка о поступлении документа служит для подтверждения факта поступления документа в организацию и включает дату поступления и входящий регистрационный номер документа. При необходимости отметка о поступлении может дополняться указанием времени поступления в часах и минутах и способа доставки документа. Отметка о поступлении документа может проставляться с помощью штампа.
В соответствии с п.п. 84-86 «ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» регистрация документа это присвоение документу регистрационного номера и внесение данных о документе в регистрационно-учетную форму; регистрационный номер документа; регистрационный индекс документа это цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу при его регистрации; регистрационно-учетная форма это документ (карточка, журнал), в том числе в электронном виде, используемый для записи сведений о документе в целях учета, поиска и контроля.
Как пояснила представитель ответчиков ФИО3 в КУМИ не принят отдельный акт регулирующий делопроизводство, имеются две отдельные книги входящей корреспонденции и регистрация поступающей корреспонденции осуществлялась в период рассматриваемых событий специалистом комитета на которого такая обязанность не возложена, а по очереди каждым из сотрудников комитета, сменяя друг друга помесячно.
Таким образом, общими требованиями при осуществлении документооборота в обеих администрациях предусмотрена регистрация каждого отправляемого/поступающего документа, что не было соблюдено при направлении и получении заявления «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (администрации МО «Алексеевское» номер ему не был присвоен, а в администрации МО «Красноборский муниципальный район» два заявления записаны под одним регистрационным номером, а, следовательно, второму номер так же не присвоен).
При этом оба заявления администрации поселения направлены на приобретение прав (разрешение на размещение объекта на землях без выделения земельного участка и формирование участка для получения в безвозмездное пользование) на разные испрашиваемые участки (расположенные в одной местности, со схожими координатами, но разной площадью и конфигурацией) и данные заявления не связаны друг с другом.
Истцом при подаче искового заявления была оплачена госпошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 11.09.2020.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика администрации МО «Красноборский муниципальный район» подлежит взысканию уплаченная истцом государственная пошлина.
В ходе разрешения гражданского дела истицей требования были увеличены и заявлены дополнительные требования неимущественного характера к еще двум ответчикам, однако государственная пошлина ею по увеличенным требованиям не уплачивалась.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец была освобождена, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку требования истца и к привлеченным двум соответчиками (КУМИ и администрации МО «Алексеевское») подлежат удовлетворению, она от несения данных расходов не освобождалась и должна была их оплатить, то государственная пошлина подлежала бы взысканию с нее в доход местного бюджета в размере 600 руб. и одновременному возмещению ей за счет привлеченных соответчиков, в учетом зачета требований с соответчиков в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере по 300 руб. с каждого.
Действующее процессуальное законодательство, предметом которого является, в том числе и регулирование вопросов о распределении судебных расходов, не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление ФИО1 к администрации МО «Красноборский муниципальный район», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Красноборский муниципальный район», администрации МО «Алексеевское» удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление главы администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» № 293 от 15.06.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Признать незаконным постановление главы администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» № 324 от 23.06.2020 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка».
Признать незаконным постановление главы администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» № 617 от 28.10.2020 «О предоставлении администрации муниципального образования «Алексеевское» земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование».
Обязать администрацию муниципального образования «Красноборский муниципальный район» рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 19.05.2020 в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Признать незаконными действия администрации муниципального образования «Алексеевское» в части направления заявления, датированного 19.05.2020, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории без присвоения указанному заявлению регистрационного номера и без фиксации данного заявления в журнале исходящей корреспонденции.
Признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» в части регистрации в журнале входящей корреспонденции заявления администрации МО «Алексеевское» от 19.05.2020 о выдаче разрешения на размещение объекта (исходящий номер 02-13/296) под одним регистрационным номером с заявлением администрации МО «Алексеевское» от 19.05.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (без исходящего номера).
Отказать ФИО1 в удовлетворении искового требования о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» № 269 от 02.06.2020 «О приостановлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка».
Взыскать с администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования «Алексеевское» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Гарбуз
Верно:
Судья С.В. Гарбуз