Дело № 2-360 /2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2013 года г. Белокуриха
Белокурихинский городской суд, Алтайского края
в составе:
председательствующего судьи Черниковой И.А.,
с участием заявителя Гейжан Н.С.
заинтересованного лица ФИО2, временно исполняющей обязанности нотариуса Белокурихинского нотариального округа Алтайского края ФИО8,
представителя нотариуса ФИО8, ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Гейжан Н.С. об обжаловании постановления об отказе в совершении нотариального действия,
УСТАНОВИЛ:
Гейжан Н.С. обратилась в суд с заявлением к ФИО2, временно исполняющей обязанности нотариуса Белокурихинского нотариального округа <адрес> ФИО8, о признании постановления об отказе в совершении нотариальных действий от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности произвести расчет государственной пошлины для выдачи свидетельства о право на наследство, исходя из инвентаризационной стоимости наследственного имущества, возложить обязанность выдать свидетельство о праве на наследство после оплаты государственной пошлины, расчитанной, исходя из инвентаризационной стоимости, указанной в выписке № из Единого государственного реестра объектов капитального строительства с инвентаризационной стоимостью наследственного имущества на день открытия наследства.
В обоснование заявленных требований указала, что 15.08.2013г. обратилась к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство после умершего супруга ФИО4, состоящего из <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на <адрес> по адресу <адрес>.
Для исчисления размера государственной пошлины она предоставила Выписку № из Единого государственного реестра объектов капитального строительства с инвентаризационной стоимостью наследственного имущества на день открытия наследства, выданную АКГУП «ФИО10» от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на <данные изъяты> долю в праве долевой собственности отказано, в связи с тем, что совершение данного нотариального действия противоречит действующему законодательству. Данный отказ обосновывается тем, что с ДД.ММ.ГГГГ государственный технический учет объектов недвижимости на территории Российской Федерации органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет, и (или) техническую инвентаризацию, не ведется. При этом Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется кадастровый учет зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства.
До 1 января 2013 г. органы и организации по государственному и техническому учету и. (или) технической инвентаризации передали в органы кадастрового учета копии технических паспортов объектов недвижимости, на основании которых сведения ранее учетных объектах недвижимости были включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в объеме, предусмотренном статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N2221- ФЗ.
Включение в государственный кадастр недвижимости сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N2 221-ФЗ не предусмотрено. В соответствии с п. 2 ст. 5 закона N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», порядок расчета инвентаризационной стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Порядок расчета инвентаризационной стоимости объектов недвижимости до настоящего времени не установлен. Так же действующим законодательством не установлены органы (организации), осуществляющие государственный технический учет и определение инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
Статьей 43 Федерального закона от 24.07.2007 Г. N2 221-ФЗ определено, что период применения этого закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, устанавливается до 1 января 2013.
Пунктом 8 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 Г. N2221-ФЗ установлено, что с даты окончания переходного периода (1 января 2013 г.) нормативные акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не применяются.
Исходя из этого, правовые основания для предоставления нотариусу с 01.01.2013 г. сведений об инвентаризационной стоимости объектов наследования, выдаваемых филиалами АКГУП «ФИО11» в форме выписки из ЕГРОГД, выписки из ЕГРОКС отсутствует.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 333.18 Налогового Кодекса РФ, при обращении за совершением нотариальных действий государственная пошлина уплачивается до совершения нотариальных действий. Ввиду отсутствия у нотариуса иных сведений о кадастровой, рыночной либо инвентаризационной стоимости наследственного имущества на дату смерти наследодателя, рассчитать государственную пошлину за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону не представляется возможным. Нотариусом предложено предоставить иные сведения о стоимости наследственного имущества.
С указанным постановлением она не согласна, так как в соответствии со ст. 22 «Основ законодательства РФ о нотариате» за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7 - 10 настоящего пункта.
По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 - 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный стоимости имущества(способ оценки). Кроме того, считает возможным руководствоваться письмом Министерства Финансов РФ от 3.042013 г. о том, что сведения, предоставляемые органами, осуществляющими государственный технический учет, об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества могут применяться нотариусами при исчислении государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий, в том числе за выдачу свидетельства о праве на наследство ( л.д. 4-8).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечен нотариус ФИО8( л.д. 2).
В судебном заседании Гейжан Н.С. свои требования поддержала, по основаниям, указанным в заявлении, уточнив, что адрес наследственного имущества <адрес> 1 <адрес>, а не <адрес>, как указано в заявлении.
Нотариус нотариального Белокурихинского нотариального округа ФИО8 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства в суде извещен в установленном законом порядке, своим заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО2, представитель ФИО8, ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 59), с заявлением не согласны, указав, что орган осуществляющий учет недвижимости, подведомственное Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии бюджетное учреждение (орган кадастрового учета) не имеет возможности выдать справки об инвентаризационной стоимости. Нотариусу представлена выписка из единого государственного реестра объектов капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГ г., где указана инвентаризационная стоимость объекта. Ссылаясь на ст. 333.25 п. 8 НК РФ, считают, что <адрес>вое государственное унитарное предприятие ФИО12, Белокурихинский филиал, которым была подготовлена выписка № с окончанием переходного периода, с ДД.ММ.ГГГГ. к органам, осуществляющим учет объектов недвижимости по месту его нахождения не относится. Нотариальные действия совершаются при предъявлении всех необходимых документов, отвечающих требованиям закона. Нотариус, в соответствии с п. 10 методических рекомендаций проверив документы об оценке, пришел к выводу, что данный документ не соответствует требованиям ст. 333.25 п. 8 НК РФ.
Суд счел, в порядке ст. 311 Гражданского процессуального кодекса РФ ( далее по тексту-ГПК РФ) возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению, частично, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 310 ГПК РФ заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.
Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства.
Аналогичные положения закреплены в ст. 49 "Основ законодательства РФ о нотариате" ( далее по тексту-Основ).
Согласно ст. 22 Основ за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 настоящих Основ.
В статье 48 Основ указано, что нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:
совершение такого действия противоречит закону;
действие подлежит совершению другим нотариусом;
с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;
сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;
сделка не соответствует требованиям закона;
документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.
Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в в совершении нотариальных действий.
Заявление подается в суд в течение десяти дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действии ( ч. 2 ст. 310 ГПК РФ).
Согласно ст. 312 ГПК РФ решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.
В соответствии со ст. 1162 ГК РФ, свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части. В случае выявления после выдачи свидетельства о праве на наследство наследственного имущества, на которое такое свидетельство не было выдано, выдается дополнительное свидетельство о праве на наследство.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Гейжан Н.С. обратилась к нотариусу Белокурихинского нотариального округа с заявлением о принятии наследства после смерти супруга ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
Вр. и.о. нотариуса ФИО2 на основании указанного заявления было заведено наследственное дело умершего.
ДД.ММ.ГГГГ вр. и. о. нотариуса ФИО8- ФИО2, выдано постановление об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону в связи с тем, что совершение данного нотариального действия противоречит действующему законодательству, а именно, Гейжан Н.С. не предоставлены надлежащие сведения о стоимости наследственного имущества. Предоставленные Гейжан Н.С. сведения об инвентаризационной стоимости наследственного имущества не позволяют нотариусу рассчитать государственную пошлину. Иные сведения о кадастровой, рыночной, инвентаризационной стоимости у нотариуса отсутствуют.
Удовлетворяя требования Гейжан Н.С., в части отмены постановление вр. и.о. нотариуса об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности принять выписку № из единого государственного реестра объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ года, выданную Алтайским краевым государственным унитарным предприятием « ФИО13» как документ, подтверждающий инвентаризационную стоимость квартиры, расположенной по адресу г. <адрес>, в <адрес>, для исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону, выдачи свидетельства о праве на наследство, суд исходит из следующего.
Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий предусмотрены в ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 предусмотрено, что при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7 - 10 настоящего пункта.
По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 - 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подпунктах 7 - 10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества;
В пункте 8 указано, что стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения;
В соответствии со ст. 333.38 п. 5 НК РФ, от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти.
При разрешении заявления, судом установлено, что Гейжан Н.С. на момент смерти супруга проживала совместно с ним в квартире, находящейся в совместной собственности.
Поэтому в соответствии с п. 5 ст. 333.38 Налогового кодекса РФ она освобождается от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании доли в квартире, поскольку она совместно проживала с наследодателем на день его смерти и продолжает проживать в этой квартире после его смерти.
ФИО2 в обоснование доводов о том, что сначала необходимо рассчитать государственную пошлину исходя из надлежащих документов об оценке имущества, а затем освободить наследника от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону предоставлены Правила нотариального делопроизводства, Методические рекомендации по оформлению наследственных прав.
Суд соглашается с указанной позицией и считает, что государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство принимается исходя из стоимости наследуемого имущества. Для освобождения от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство, нотариусу необходимо принять предусмотренные законом документы об оценке имущества, рассчитать государственную пошлину, принять решение об освобождении от ее уплаты.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет суду признать, что для исчисления государственной пошлины может быть предоставлен документ с указанием инвентаризационной стоимости, выданной организациями, в том числе и предприятиями технической инвентаризации и оценки недвижимости, к которым относится Белокурихинский филиал Алтайского краевого государственного унитарного предприятиея «ФИО14».
Как следует из приведенной статьи НК РФ, плательщик для исчисления государственной пошлины может представить документ с указанием инвентаризационной стоимости наследственного имущества, нотариусы не вправе определять вид стоимости имущества в целях исчисления государственной пошлины. Наследник имеет право сам выбирать, из какой стоимости имущества, рыночной или инвентаризационной, оплачивать государственную пошлину.
Доводы нотариуса о том, что оценка имущества не может быть принята исходя из инвентаризационной стоимости по справке № от ДД.ММ.ГГГГ основаны на не правильном толковании закона.
Отношения, связанные с выплатой налогов и сборов регулируются Налоговым кодексом РФ, а в силу статьи 333-16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина является сбором, взимаемым с лиц при обращении в соответствующие органы за совершением юридически значимых действий.
На основании подп. 6 п. 1 ст. 333.25 Кодекса оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства. Днем открытия наследства согласно ст. 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации является день смерти гражданина, т.е. ДД.ММ.ГГГГ
Как было указано выше, стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости ( орган кадастрового учета).
Исходя из положений п. 2 указанной статьи, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с частями 2.3 и 3 статьи 43 Федерального закона N 221-ФЗ органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения осуществляли расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, а также государственный учет объектов капитального строительства в переходный период до ДД.ММ.ГГГГ.
С 1 января 2013 года государственный учет объектов капитального строительства осуществляется Росреестром.
При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка (глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно положениям части 3 статьи 44 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют в установленном Федеральным законом N 221-ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.
С учетом изложенного с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации вправе осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости и соответственно выдавать справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.
Согласно Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" для целей исчисления налога на имущество физических лиц применяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, прочих строений, помещений сооружений).
Исходя из представленных документов- копии Устава АКГУП «ФИО18», копии свидетельства об аккредитации организации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, копии Положения о Белокурихинском филиале, копии свидетельства о вступлении в саморегулируемую организацию оценщиков, копии полиса добровольного страхования гражданской ответственности оценщиков, копии выписки из ЕГРЮЛ( л.д. 23- 452) Алтайское краевое государственное унитарное предприятие « ФИО15» имеет право осуществлять государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости и выдавать справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.
По мнению Министерства финансов Российской Федерации, высказанного в письме от ДД.ММ.ГГГГ г., сведения, предоставляемые органами, осуществляющими государственный технический учет, об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества могут применяться нотариусами при исчислении государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство. Аналогичное мнение ими высказывалось и в более ранних письмах ( 03-05-05-03/10849 от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г.)
Кроме того, в судебном заседании было установлено, что Гейжан Н.С. предоставляла нотариусу из Росреестра кадастровый паспорт, с датой составления на ДД.ММ.ГГГГ Указанный документ находится в наследственном деле № г. ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Однако, сведения о кадастровой стоимости в нем отсутствовали. Именно по этой причине, заявитель была вынуждена обратиться в БТИ для выдачи ей инвентаризационной стоимости имущества.
Таким образом, суд считает, что выписка № от ДД.ММ.ГГГГ из единого государственного реестра объектов капитального строительства с инвентаризационной стоимостью квартиры в размере <данные изъяты> 08 копеек, предоставленная Белокурихинским филиалом Алтайского краевого государственного унитарного предприятия «ФИО16», т.е. органом, осуществляющим государственный технический учет, об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества должна быть принята нотариусом при исчислении государственной пошлины (нотариального тарифа за выполнение правовой и технической работы) за выдачу свидетельства о праве на наследство.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ N П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органами кадастрового учета данное государственное учреждение было наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Полномочия органа кадастрового учета на территории Алтайского края в настоящее время осуществляет филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю. Установление кадастровой стоимости относится к полномочиям органа кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке. Полномочиями по предоставлению сведений об инвентаризационной стоимости имущества указанный орган не наделен.
Согласно кадастрового паспорта на <адрес> в <адрес>, составленного на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость квартиры – <данные изъяты> 14 копеек ( л.д. 56)
Таким образом, даже при наличии двух документов о стоимости имущества- инвентаризационной, представленной техником-инвентаризатором( выписка № от ДД.ММ.ГГГГ ) и кадастровой стоимости, представленной ФГБУ ФКП «Росреестра» (кадастровый паспорт) нотариусом должна приниматься наименьшая из указанных стоимостей имущества, т.е. инвентаризационная.
Довод заинтересованных лиц о том, что в настоящий период не могут предоставляться документы об инвентаризационной стоимости имущества, ни чем не подтвержден, в то время как статья в ст. 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления указанного документа.
Суд не может согласиться с доводами ФИО2, ФИО5 о возможности применения к указанным правоотношениям позиции методической комиссии Алтайской краевой нотариальной палаты от ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку она доведена до сведения в качестве определенной позиции, и в данном случае, при принятии решения ФИО2, при указанных выше обстоятельствах, установленных судом, не являлась обязательной.
В судебном заседании заинтересованные лица пояснили, что Гейжан Н.С., в силу закона будет освобождена от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону. Суд соглашается с данным доводом, и считает, что требования Гейжан Н.С. о возложении обязанности на нотариуса выдать свидетельство о праве на наследство по закону, после оплаты государственной пошлины рассчитанной из инвентаризационной стоимости, удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вр. и.о. нотариуса ФИО2 необоснованно было отказано Гейжан Н.С. в совершении нотариального действия, а именно выдаче свидетельства о праве на наследство, поэтому удовлетворяет требования заявителя в данной части.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу ст. 100 ГПК РФ для определения размера возмещения расходов по оплате услуг представителя имеет значение не размер удовлетворенных судом исковых требования, а разумность размера данных расходов.
Как следует из материалов дела, Гейжан Н.С. оплатила Сухову В.В. по договору № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> за оказание юридических услуг по подготовке и составлению заявления в суд, что следует из договора ( л.д. 17), приходного кассового ордера (л.д. 18).
Суд находит, что с ФИО2 в пользу Гейжан Н.С. подлежит взыскать <данные изъяты> на оплату услуг представителя, так как это соответствует требованиям разумности и справедливости, исходя из заявленных требований и сложности дела, объема и качества оказанной истцу представителем юридической помощи.
Расходы в указанном размере суд не считает чрезмерными с учетом конкретных обстоятельств дела.
Руководствуясь ст. 194 – 198, 312 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Гейжан Н.С. удовлетворить частично.
Отменить постановление вр. и.о. нотариуса ФИО8- ФИО2 об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать нотариуса нотариального Белокурихинского нотариального округа ФИО8 принять выписку № из единого государственного реестра объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ года, выданную Алтайским краевым государственным унитарным предприятием « ФИО17» как документ, подтверждающий инвентаризационную стоимость квартиры, расположенной по адресу г. <адрес>, в <адрес>, для исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону, выдать свидетельство о праве на наследство.
Взыскать с ФИО2 в пользу Гейжан Н.С. <данные изъяты> в счет компенсации расходов за оказание юридических услуг при предъявлении заявления, <данные изъяты> государственную пошлину, всего <данные изъяты>.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд, через Белокурихинский городской суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.А.Черникова
Дата изготовления мотивированного решения 17.10.2013 г.