Дело № 2-360/2013
Решение
Именем Российской Федерации
Город Новая Ляля. 24 октября 2013 года.
Новолялинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Новиковой Т.Л.,
при секретаре Захватовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новолялинского городского округа,
Установил:
Прокурор Новолялинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Новолялинского городского округа.
В обоснование своего требования прокурор указал, что прокуратурой Новолялинского района во исполнение задания прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в деятельности органов местного самоуправления при рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, в том числе регулирующие вопросы начала отопительного сезона. Разделом XI указанных правил определен порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.
Так, на органы местного самоуправления возложены обязанности по определению специальных должностных лиц, осуществляющих в течение отопительного периода круглосуточное принятие (в том числе, в устной форме по телефону) обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения и их рассмотрение.
Для информирования потребителей о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов указанная информация должна быть размещена на официальном сайте муниципального образования, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений.
Согласно установленному порядку по получению обращения ответственное лицо органа местного самоуправления в течение 3 часов с момента регистрации обращения направляет его копию в теплоснабжающую и (или) теплосетевую организацию и направляет запрос о возможных технических причинах отклонения параметров надежности теплоснабжения.
Теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана ответить на запрос должностного лица органа местного самоуправления в течение 3 часов.
После получения ответа от теплоснабжающей (теплосетевой) организации должностное лицо органа местного самоуправления в течение 6 часов обязано:
совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией определить причины нарушения параметров надежности теплоснабжения; установить, имеются ли подобные обращения (жалобы) от других потребителей, теплоснабжение которых осуществляется с использованием тех же объектов;
проверить наличие подобных обращений в прошлом по данным объектам;
при необходимости провести выездную проверку обоснованности обращений потребителей;
при подтверждении фактов, изложенных в обращениях потребителей, вынести теплоснабжающей (теплосетевой) организации предписание о немедленном устранении причин ухудшения параметров теплоснабжения с указанием сроков проведения этих мероприятий.
Ответ на обращение потребителя должен быть представлен в течение 24 часов с момента его поступления.
Вместе с тем при проведении прокуратурой Новолялинского района проверки установлено, что по состоянию на 14.10.2013 работа со стороны органов местного самоуправления по исполнению требований Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не организована, специальные должностные лица, осуществляющие в течение отопительного периода круглосуточное принятие (в том числе, в устной форме по телефону) обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения и их рассмотрение не определены, информация для потребителей о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов на официальном сайте муниципального образования, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений не размещена.
Таким образом, бездействие администрации Новолялинского городского округа, выразившееся в непринятии мер по организации исполнению требований Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, может повлечь нарушение прав граждан на обеспечение безопасных и комфортных условий проживания, на своевременное рассмотрение обращений и принятие мер по подаче тепловой энергии в жилые и социальные объекты Новолялинского городского округа.
Просит признать незаконным бездействие администрации Новолялинского городского округа, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Обязать администрацию Новолялинского городского округа:
- определить специальных должностных лиц, осуществляющих в течение отопительного периода круглосуточное принятие (в том числе, в устной форме по телефону) обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения и их рассмотрение;
- разместить на официальном сайте муниципального образования, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений, информацию для потребителей о порядке подачи обращений и перечень необходимых документов.
В судебном заседании старший помощник прокурора Новолялинского района Валитова Е.А. поддержала заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме, дополнив, что разделом XI Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, в том числе регулирующие вопросы начала отопительного сезона, определен порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения. При проведении проверки и предоставления прокуратурой реквизитов нормативного акта администрацией принято постановление главы Новолялинского городского округа о назначении ответственных лиц органов местного самоуправления за рассмотрением обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения. Однако до настоящего времени отсутствуют сведения об опубликовании указанного постановления и о вступлении его в законную силу. Кроме того, не внесены изменения в Устав ЕДДС Новолялинского городского округа, на которую данным постановлением возложена обязанность по приему, регистрации обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения. Таким образом, органами местного самоуправления до настоящего времени требования Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 в части определения специальных должностных лиц, осуществляющих в течение отопительного периода круглосуточное принятие, в том числе, в устной форме по телефону, обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения и их рассмотрение не исполнены, информация для потребителей о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов на официальном сайте муниципального образования, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений, не размещена. Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о бездействии на протяжении длительного времени администрации Новолялинского городского округа. Просит признать незаконным бездействие администрации Новолялинского городского округа, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Обязать администрацию Новолялинского городского округа:
- определить специальных должностных лиц, осуществляющих в течение отопительного периода круглосуточное принятие (в том числе, в устной форме по телефону) обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения и их рассмотрение;
- разместить на официальном сайте муниципального образования, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений, информацию для потребителей о порядке подачи обращений и перечень необходимых документов.
Представитель ответчика администрации Новолялинского городского округа в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 20).
Из возражений администрации Новолялинского городского округа от 21.10.2013 следует, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утверждено постановление главы Новолялинского городского округа от 16.10.2013 «О закреплении полномочий по вопросам надежности теплоснабжения». В связи с чем просят в иске отказать .
Заслушав истца, старшего помощника прокурора Новолялинского района Валитову Е.А., изучив представленные доказательства, суд находит исковое заявление прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новолялинского городского округа обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, в том числе регулирующие вопросы начала отопительного сезона.
Разделом XI указанных Правил определен порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.
На органы местного самоуправления возложены обязанности по определению специальных должностных лиц, осуществляющих в течение отопительного периода круглосуточное принятие (в том числе, в устной форме по телефону) обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения и их рассмотрение.
Для информирования потребителей о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов указанная информация должна быть размещена на официальном сайте поселения, городского округа, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений.
Согласно пункту 129 указанных Правил, после регистрации обращения должностное лицо органа местного самоуправления обязано:
определить характер обращения (при необходимости уточнить его у потребителя);
определить теплоснабжающую и (или) теплосетевую организацию, обеспечивающие теплоснабжение данного потребителя;
проверить достоверность представленных потребителем документов, подтверждающих факты, изложенные в его обращении;в течение 2 рабочих дней (в течение 3 часов - в отопительный период) с момента регистрации обращения направить его копию (уведомить) в теплоснабжающую и (или) теплосетевую организацию и направить запрос о возможных технических причинах отклонения параметров надежности теплоснабжения, при этом дату отправки запроса зарегистрировать в журнале регистрации жалоб (обращений).
В соответствии с пактами 130-132 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана ответить на запрос должностного лица органа местного самоуправления в течение 3 дней (в течение 3 часов в отопительный период) со времени получения. В случае неполучения ответа на запрос в указанный срок должностное лицо органа местного самоуправления в течение 3 часов информирует об этом органы прокуратуры.
После получения ответа от теплоснабжающей (теплосетевой) организации должностное лицо органа местного самоуправления в течение 3 дней (в течение 6 часов в отопительный период) обязано:
совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией определить причины нарушения параметров надежности теплоснабжения;
установить, имеются ли подобные обращения (жалобы) от других потребителей, теплоснабжение которых осуществляется с использованием тех же объектов;
проверить наличие подобных обращений в прошлом по данным объектам;
при необходимости провести выездную проверку обоснованности обращений потребителей;
при подтверждении фактов, изложенных в обращениях потребителей, вынести теплоснабжающей (теплосетевой) организации предписание о немедленном устранении причин ухудшения параметров теплоснабжения с указанием сроков проведения этих мероприятий.
Ответ на обращение потребителя должен быть представлен в течение 5 рабочих дней (в течение 24 часов в отопительный период) с момента его поступления. Дата и время отправки должна быть отмечена в журнале регистрации жалоб (обращений).
В судебном заседании установлено, что по состоянию на 24.10.2013 работа со стороны органов местного самоуправления по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не организована, специальные должностные лица, осуществляющие в течение отопительного периода круглосуточное принятие (в том числе, в устной форме по телефону) обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения и их рассмотрение не определены, информация для потребителей о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов на официальном сайте муниципального образования, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений, не размещена.
Так, из ответа заместителя главы Новолялинского городского округа от 14.10.2013 № 4280 следует, что установлены телефоны горячей линии – диспетчерской службы, осуществляющей в течение отопительного периода круглосуточное принятие (в том числе и в устной форме) обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения и их рассмотрение. Источником размещения информации о порядке подачи обращений потребителями и перечне необходимых документов является официальный сайт Новолялинского городского округа .
Также из ответа заместителя главы Новолялинского городского округа от 14.10.2013 № 4280 следует, что установлены телефоны горячей линии по вопросам теплоснабжения: 1) телефон единой диспетчерской службы по чрезвычайным ситуациям. Ответственные должностные лица – 5 диспетчеров и начальник ЕДДС, осуществляющие в течение отопительного периода круглосуточное принятие (в том числе в устной форме) обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения; 2) телефон диспетчерской службы ООО «УК «ПИК-Сервис». Ответственные должностные лица – 4 диспетчера диспетчерской службы ООО «УК «ПИК-Сервис», осуществляющие в течение отопительного периода круглосуточное принятие (в том числе в устной форме) обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения и их рассмотрение; 3) телефон диспетчерской службы ООО «Новый город». Ответственные должностные лица – 1 диспетчер диспетчерской службы ООО «Новый город»», осуществляющий в течение отопительного периода принятие (в том числе в устной форме) обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения и их рассмотрение. Источником размещения информации о порядке подачи обращений потребителями и перечне необходимых документов является сайт Новолялинского городского округа .
Постановлением главы Новолялинского городского округа № 1224 от 16.10.2013 определено учреждение, уполномоченное по принятию, регистрации обращений потребителей по вопросам теплоснабжения в Новолялинском городском округе, МКУ НГО «Единая дежурно-диспетчерская служба», за которой закреплены обязанности:
- прием, реконструкция обращений потребителей по вопросам теплоснабжения;
- передача информации о потребителях и вопросах теплоснабжения заместителю главы администрации Новолялинского городского округа по вопросам ЖКХ, транспорта, строительства и связи;
-регистрация ответа на обращения потребителей по вопросам теплоснабжения (дата и время отправки).
Также данным постановлением определено ответственное лицо за оперативное рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения – заместитель главы администрации Новолялинского городского округа по вопросам ЖКХ, транспорта, строительства и связи, на которого возложены обязанности:
- определить характер обращения (при необходимости уточнить его у потребителя);
- определить теплоснабжающую и (или) теплосетевую организацию, обеспечивающую теплоснабжение данного потребителя;
- проверить достоверность представленных потребителем документов, подтверждающих факты, изложенные в его обращении;
- в течение 2 рабочих дней (в течение 3 часов – в отопительный период) с момента регистрации обращения направить его копию (уведомить) в теплоснабжающую организацию и направить запрос о возможных технических причинах отклонения параметров надежности теплоснабжения, при этом дату отправки запроса зарегистрировать в журнале регистрации (обращений;
- информировать в течение 3 часов органы прокуратуры в случае неполучения ответа на запрос;
- совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией определить причины нарушения параметров надежности теплоснабжения;
- установить, имеются ли подобные обращения (жалобы) от других потребителей, теплоснабжение которых осуществляется с использованием тех же объектов;
- проверить наличие подобных обращений в прошлом по данным объектам;
- при необходимости провести выездную проверку обоснованности обращений потребителей;
- при подтверждении фактов, изложенных в обращениях потребителей, вынести теплоснабжающей (теплосетевой) организации предписание о немедленном устранении причин ухудшения параметров теплоснабжения с указанием сроков проведения этих мероприятий;
- предоставляет ответ на обращение потребителя должен быть представлен в течение 5 рабочих дней (в течение 24 часов в отопительный период) с момента его поступления .
Согласно пункту 5 указанного постановления оно должно быть опубликовано в «Муниципальном вестнике Новолялинского городского округа», размещено на сайте.
Однако данное постановление на день рассмотрения дела не опубликовано в «Муниципальном вестнике Новолялинского городского округа», и не размещено на сайте, следовательно не вступило в законную силу. Также на 24.10.2013 на официальном сайте Новолялинского городского округа отсутствует информация о специальных должностных лицах, осуществляющих в течение отопительного периода круглосуточное принятие (в том числе, в устной форме по телефону) обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения и их рассмотрение, о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов. Помимо этого, на официальном сайте МКУ НГО «Единая дежурно-диспетчерская служба» в задачах и функциях дежурно-диспетчерская служба отсутствуют обязанности, закрепленные Постановлением главы Новолялинского городского округа № 1224 от 16.10.2013 .
Таким образом, бездействие администрации Новолялинского городского округа, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», может повлечь нарушение прав граждан на обеспечение безопасных и комфортных условий проживания, на своевременное рассмотрение обращений и принятие мер по подаче тепловой энергии в жилые и социальные объекты Новолялинского городского округа.
Следовательно, требования прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новолялинского городского округа подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Заявление прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Новолялинского городского округа удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новолялинского городского округа по непринятию мер по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Обязать администрацию Новолялинского городского округа:
- определить специальных должностных лиц, осуществляющих в течение отопительного периода круглосуточное принятие (в том числе, в устной форме по телефону) обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения и их рассмотрение;
- разместить на официальном сайте муниципального образования, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений, информацию для потребителей о порядке подачи обращений и перечень необходимых документов.
Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Новолялинский районный суд Свердловской области.
Мотивированное решение изготовлено 29.10.2013.
Решение изготовлено судьей в совещательной комнате с использованием персонального компьютера.
Судья: Новикова Т.Л.
Решение вступило в законную силу 03.12.2013.