Гражданское дело
№ 2- 360/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сл. Б - Мартыновка 22 июля 2014 года.
Мартыновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего: Филатова В.В.,
с участием пом. прокурора Распопова М.А.
представителя УСЗН Мартыновского района по доверенности ФИО1
представителя УПФР в Мартыновском районе по доверенности ФИО2
представителя Отдела образования по доверенности ФИО3
при секретаре: Черкашиной Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мартыновского района в интересах ФИО4 к Отделу образования Администрации Мартыновского района Ростовской области, Управлению социальной защиты населения Мартыновского района Ростовской области о признании права на выплату региональной социальной доплаты к пенсии.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мартыновского района Ростовской области обратился с исковым заявлением в интересах ФИО4 к Отделу образования Администрации Мартыновского района Ростовской области, Управлению социальной защиты населения Мартыновского района Ростовской области о признании права на выплату региональной социальной доплаты к пенсии.
В судебном заседании прокурор Мартыновского района Ростовской области выступающий в интересах ФИО4 уточнил исковые требования, и просит суд, признать действия УСЗН Мартыновского района и Отдела образования администрации Мартыновского района Ростовской области незаконными. Обязать Отдел образовании я администрации Мартыновского района включить ФИО4 в список, дающий право на меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ Обязать Управление социальной защиты Администрации Мартыновского района назначить ФИО4 меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ как пенсионеру проработавшему в сельской местности не менее 10 лет педагогическим работником в государственных областных и муниципальных образовательных организациях в соответствии с Областным законом от 17. 02. 2005 № 274 - ЗС, в связи со следующим: В прокуратуру Мартыновского района обратилась ФИО4 с обращением о незаконном приостановлении ей выплаты социальной доплаты к пенсии Управлением социальной защиты населения Мартыновского района. По данному факту прокуратурой Мартыновского района проведена проверка в ходе которой установлено, что ФИО4 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем в детском саде ПМК - 5. После чего, ДД.ММ.ГГГГ переводом была зачислена в связи с передачей детского сада Большеорловскому сельскому совету. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была высвобождена в связи с сокращением штатов детского сада «Солнышко». ДД.ММ.ГГГГ отделом образования администрации Мартыновского района в УСЗН было направленно письмо, в котором указывался список пенсионеров, проработавших в сельской местности более 10 лет и имеющих право на меры социальной поддержки согласно Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 274-ЗС «О социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области». В указанный список входила также ФИО4 Распоряжением начальника УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была назначена с ДД.ММ.ГГГГ денежная социальная поддержка в размере 822,68 руб. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки ФИО4 УСЗН были приостановлены по ходатайству отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что ФИО4 не имеет право на социальную поддержку. Вместе с тем, проведенная проверка показала, что действия УСЗН и отдела образования Мартыновского района не законны, у ФИО4 имеется право на получение региональной социальной доплаты. Часть 1 ст. 47 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее- ФЗ № 273-ФЗ) гласит, что под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Часть 2 вышеуказанной статьи гласит, что в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.Пункт 5, 7 ч. 5 ст. 47 ФЗ № 273-ФЗ гласят, что Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.Пункт 8 ст. 47 ФЗ № 273-ФЗ гласит, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно пунктам 2, 7 части 1 статьи 2 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, а также пенсионерам из числа указанных лиц. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 322-О-П "По запросу правительства <адрес> о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации" исходил из того, что, таким образом, обязав еще в 2003 году субъекты Российской Федерации установить и до ДД.ММ.ГГГГ ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце шестом пункта 5 статьи 47 ФЗ № 273-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения. (Постановление Президиума Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ N 44г-63). Согласно части 1 статьи 1 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области", компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится, в частности, следующим категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности):
- педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры (п. 2);
- пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из числа лиц, указанных в пункте 2 настоящей части, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации. В случае переезда пенсионера в городской округ на постоянное место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим пунктом, не предоставляются (п. 7 введен Областным законом от 02.03.2010 № 371-ЗС). Вместе с тем, при приостановлении УСЗН выплаты социальной поддержки ФИО4 по ходатайству отдела образования администрации Мартыновского района, отдел образования не принял во внимание то, что детский сад ПМК-5 был передан Большеорловскому сельскому совету, таким образом, детский сад являлся муниципальным. Таким образом, действия УСЗН и отдела образования Мартыновского района не законны, у ФИО4 имеется право на получение региональной социальной доплаты ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Мартыновского района подано исковое заявление о признании права на выплату региональной социальной доплаты. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту обратившихся к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В судебном заседании помощник прокурора Распопов поддержал уточнённые исковые требования и просит их удовлетворить в соответствии с Законом
Истец ФИО4 в судебном заседании поддержала исковые требования и просила удовлетворить в полном объеме, пояснив, что она проработала воспитателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в детском саде ПМК № 5. Детский садик был ведомственный, так как раньше не было категорий государственный или муниципальный садик. ДД.ММ.ГГГГ ей распоряжением УСЗН была назначена мера социальной поддержки, в связи с тем, что она относится к работникам образования - пенсионеров более 10 лет. Однако ДД.ММ.ГГГГ ей вышеуказанную доплату приостановили, мотивируя тем, что она работала в ведомственном садике, а в Областном законе такого понятия нет., а есть только государственные и муниципальные. После чего, с её пенсии удержали якобы незаконную ей выплаченную социальную доплату. Она считает что действия УСЗН незаконны.
Представитель УСЗН по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражает против удовлетворения уточнённых исковых требований прокурора. Меры социальной поддержки работникам образования предоставляются на основании Областного закона от 17.01.20005г № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» и Постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения ». Статьей 3 Областного закона предусмотрено, что пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет из числа педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителей дошкольных образовательных учреждений), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения, культуры, в том числе прибывших из других субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке установленном Правительством Ростовской области. Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов. Список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес регистрации, а для пенсионеров еще и период работы. Гражданке ФИО4 право на меры социальной поддержки было подтверждено списком от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки назначены в сумме 822 руб.68 коп. ежемесячно и выплачены по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки ФИО4 приостановлены по ходатайству отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ.(копия прилагается). Так как заявительница не имела права на получение мер социальной поддержки, то сумма выплаченная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. возмещена в бюджет области в полном объеме(копия квитанции прилагается). В связи с возвратом средств в Областной бюджет заявителю было рекомендовано обратиться в УПФР Мартыновского района для подачи заявления о перерасчете федеральной социальной доплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ4 месяца). В ДД.ММ.ГГГГ перерасчет сделан и сумма ФСД в размере 3270руб. 72коп. будет доплачена в ДД.ММ.ГГГГ в сроки выплаты пенсии.
Представитель УПФР по доверенности ФИО2 в судебном заседании пояснила, что в государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда в Мартыновском районе РО получателем пенсии по старости по пенсионному делу № значится ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, уроженка <адрес>. На момент назначения пенсии - ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 согласно ее заявления и представленных документов не работала. Вместе с назначением пенсии ФИО4 по ее заявлению была назначена ФСД (федеральная социальная доплата) на основании федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Неработающие пенсионеры имеют право на получение ФСД к пенсии, если их материальное обеспечение ниже прожиточного минимума пенсионера Ростовской области. Под материальным обеспечением подразумевается совокупный доход с учетом пенсий, единовременной денежной выплаты, дополнительного материального обеспечения и других мер социальной поддержки (помощи), предоставляемых гражданину в денежной форме. Размер ФСД рассчитывается как разница между прожиточным минимумом пенсионера Ростовской области и совокупным доходом конкретного пенсионера. ФИО4 согласно пунктам 2, 7 части 1 статьи 2 Областного закона от 17 января 2005г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» имела право на предоставление мер социальной поддержки как пенсионерка из числа педагогических работников муниципальных учреждений образования, проработавших в сельской местности не менее 10 лет. Согласно части 1 статьи 1 указанного закона производится компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг некоторым категориям граждан в виде ежемесячных денежных выплат, которые производит УСЗН Мартыновского района РО по ходатайству отдела образования администрации Мартыновского района РО. В исковом заявлении, поданном Прокурором Мартыновского района в интересах ФИО4, идет речь о выплате социальной доплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ Согласно областного закона от 22.10.2012г. № 949-ЗС прожиточный минимум пенсионера Ростовской области на ДД.ММ.ГГГГ составил 6052 руб. В ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 было выплачено 6052 рубля, в том числе: пенсия - 5006,87 руб.; -ФСД -1045,13 руб. В ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 было выплачено 5229,32 руб., в том числе: пенсия - 5006,87 руб.; ФСД - 222,45 руб. ФСД была уменьшена на сумму 822,68 руб., которая и составляет меры социальной поддержки на оплату жилищно- коммунальных, оказанных УСЗН Мартыновского района РО. Управлением ПФР в Мартыновском районе РО никаких удержаний из пенсии ФИО4 не производится
Представитель Отдела образования по доверенности ФИО3 в судебном заседании пояснила, что если судом будет признан стаж работы ФИО4 в государственно - областном учреждении, т о они не возражают против удовлетворения уточнённых исковых требований прокурора Мартыновского района Ростовской области, то они не возражают против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении искового заявления в связи со следующим: Согласно трудовой книжки выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО6 и Михайловны ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что она с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности воспитателя детского сада ПМК - 5 «Ростовдонводстрой» Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № выданного муниципальным архивом Администрации Мартыновского района Ростовской области, установлено, что согласно спискам предприятий ( учреждений, организаций) инспектуры гос статистики ПМК - 5 «Ростовдонводстроя» ведомственно подчинялось Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, непосредственно подчинялось Управлению строительства «Ростовдонводстроя» Согласно ст 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. Согласно ст 83 вышеуказанного Закона списки работ( профессий и должностей), с учётом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждается Правительством РФ. На основании Постановления Совета Министров РСФСР « Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, даёт право на пенсию за выслугу лет» № от 6. 09. 91 года ( с изменениями и дополнениями внесёнными По становлением Совета Министров - Правительства РФ от 22. 09. 93 № 953) в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных списком, независимо от ведомственной подчинённости учреждений (организаций) К числу учреждений, работа которых даёт право на пенсию за выслугу лет, относятся детские сады. Таким образом педагогические работники детских садов пользуются правом на пенсию за выслугу лет. Т.е. суд считает, что истцом предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что детский сад ПМК - 5 являлся государственным - областным муниципальным учреждением. В котором ФИО4 проработала с ДД.ММ.ГГГГ в течении 13 лет. Часть 1 ст. 47 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее- ФЗ № 273-ФЗ) гласит, что под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Часть 2 вышеуказанной статьи гласит, что в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.Пункт 5, 7 ч. 5 ст. 47 ФЗ № 273-ФЗ гласят, что Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.Пункт 8 ст. 47 ФЗ № 273-ФЗ гласит, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно пунктам 2, 7 части 1 статьи 2 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, а также пенсионерам из числа указанных лиц. Т.е ФИО4 имеет право, согласно пунктам 2, 7 части 1 статьи 2 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» на предоставление мер социальной поддержки как пенсионерка из числа педагогических работников муниципальных учреждений образования, проработавших в сельской местности не менее 10 лет. Согласно части 1 статьи 1 указанного закона производится компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг некоторым категориям граждан в виде ежемесячных денежных выплат, которые производит УСЗН Мартыновского района РО по ходатайству отдела образования администрации Мартыновского района РО В связи с чем суд считает необходимым обязать Отдел образования Администрации Мартыновского района Ростовской области, включить ФИО4 в список, дающий право на меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ Обязать Управление социальной защиты Администрации Мартыновского района назначить ФИО4 меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ как пенсионеру проработавшему в сельской местности не менее 10 лет педагогическим работником в государственных областных и муниципальных образовательных организациях в соответствии с Областным законом от 17. 02. 2005 № - ЗС
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Мартыновского района Ростовской области в интересах ФИО4 - удовлетворить.
Признать незаконными действия УСЗН Мартыновского района и Отдела образования администрации Мартыновского района Ростовской области.
Обязать Отдел образования администрации Мартыновского района включить ФИО4 в список, дающий право на меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление социальной защиты Администрации Мартыновского района назначить ФИО4 меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ как пенсионеру проработавшему в сельской местности не менее 10 лет педагогическим работником в государственных областных и муниципальных образовательных организациях в соответствии с Областным законом от 17. 02. 2005 № 274 - ЗС
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Мартыновский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись В.В. Филатов
Решение в окончательной форме изготовлено 28.07.2014 года.