ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-360/2021 от 06.12.2021 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело №2-360/2021

76RS0008-01-2021-000110-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2021 г. г. Переславль-Залесский

Переславский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Цуцуи А.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жиделевой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославское области о признании решения недействительным, назначении пенсии по старости досрочно,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное), просит: признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове (межрайонное) об отказе в установлении страховой пенсии и ФСД <номер скрыт> от <дата скрыта>; обязать включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочно страховой пенсии по старости периоды работы: в должности «монтажник электрооборудования летательных аппаратов с 20.08.1987 г. по 31.12.1999 г. в ОАО «ВАСО», в должности «авиационный техник по приборам и электрооборудованию» с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. в ОАО «ВАСО», с 01.01.2003 г. по 31.12.2004 г. в ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ПАО «ВАСО»); обязать включить в страховой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение ФИО1 периоды: в ООО «А» с 10.01.2012 г. по 18.04.2012 г., техником-электриком; в ООО «Т» с <дата скрыта> по <дата скрыта>, авиатехником инженерно-авиационной службы; в ООО «Т» с 22.08.2015 г. по 31.12.2019 г. авиатехником, назначить ФИО1 досрочно пенсию по старости с 30.10.2020 г.

Требования мотивирует тем, что истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) с заявлением <номер скрыт> о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях». 02.11.2020 года ГУ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) вынесено решение <номер скрыт> об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости. По мнению ответчика, специальный стаж ФИО1, учитываемый для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.15 ч.1 ст.30 Федерального закона №400- ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», на дату назначения 30.10.2020 составил: 6 лет 1 месяц 29 дней, при требуемом стаже 20 лет. Страховой стаж в гражданской авиации составил: 23 года 8 месяцев 5 дней при требуемом 25 лет. Ответчиком не включены в специальный стаж и учтены в страховой стаж гражданской авиации заявителя, как работа в обычных условиях, следующие периоды: работа в должности «монтажник электрооборудования летательных аппаратов» с 20.08.1987 по 31.12.1999 в ОАО «ВАСО», так как должность не предусмотрена Списком должностей инженерно-технического состава авиации. Период отражен в выписке из ИЛС ЗЛ от 27.10.2020 г. без кода, подтверждающего особые условия труда.

Не включены в специальный стаж и учтены в страховой стаж гражданской авиации заявителя, как работа в обычных условиях, следующие периоды: работа с 01.01.2002 по 31.12.2002 в ОАО «ВАСО» и с 01.01.2003 по 31.12.2004 в ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ПАО «ВАСО»), отраженные в выписке из ИЛС ЗЛ от 27.10.2020г. без кода, подтверждающего особые условия труда. Периоды работы ФИО1 в ООО «НПО Авиаблок» с 18.05.2011 по 18.04.2012, в ООО «А» с 10.01.2012 по 18.04.2012, в ООО «Т» с 23.04.2012 по 21.08.2015, в ООО «Т» с 22.08.2015 по 31.12.2019 не учтены в страховой стаж в гражданской авиации для определения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст.30 Федерального Затона № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

С вынесенным решением ответчика ФИО1 не согласен, считает его незаконным. Необходимый специальный стаж работы ФИО1, а также стаж работы в организациях гражданской авиации подтверждается записями трудовой книжки.

В связи с реорганизацией ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) в форме присоединения к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославское области установлено процессуальное правопреемство (т.3 л.д. 232).

Истец ФИО1 в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Также ФИО1 в судебном заседании 28.09.2021 г. пояснял, что цех №17 находится в г. Воронеже, работал постоянно в командировках, редко бывал в цеху, для самолетов не было ангара, все ремонтные работы по обслуживанию самолетов проводились на перроне; ангара для самолетов не было, они не предусмотрены для самолетов, которые ремонтировали. Цех №17 это сам цех, а не ангар, работал в командировках.

Представитель истца адвокат Трухачев М.А. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, также пояснил, что работодателем представлена справка, которая подтверждает позицию истца о том, что ФИО1 с 20 августа 1987 года по 24 марта 2005 года работал в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию и был непосредственно занят на аэродромных внеангарных условиях полный рабочий день при пятидневной рабочей неделе. Есть приложение к Приказу Министерства здравоохранения за № 258-н от 31.03.2011 «О порядке подтверждения периодов, дающих право на досрочную пенсию». В п. 9 указано, что для работников инженерно- технического состава авиации подтверждение стажа идет на основании трудовой книжки, а также справок, выдаваемых работодателем. В данном случае есть трудовая книжка, которая имеется в материалах дела, а также есть справка, выданная работодателем.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, пояснила, что факт льготных условий труда не доказан. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет. Требуемой продолжительности специального стажа истец не имеет. Стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации у истца составляет 6 лет 1 месяц 29 дней, при требуемых 20 лет. Страховой стаж в гражданской авиации у истца 23 года 8 месяцев 5 дней при требуемых 25 лет. С включением указанных периодов не согласны. Постановлением Совета Министров № 459 утвержден список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются работники непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Работа, которая производится вне аэродромных условий, не подлежит включению в специальный стаж. Представленные документы не подтверждают факт работы в спорный период в аэродромных условиях. В лицевых счетах видно, что работа в ВАСО отражена как работа в обычных условиях. Работа в льготных условиях установлена лишь с 01 января 2005 года по 18 апреля 2011 года. Проверка Пенсионного фонда установила, что работа истца в аэродромных условиях имела периодический характер. С учетом этого частично периоды были включены в специальный стаж. Информации о наличии командировок, представленные для проверки документы, не содержали. Периоды работы в А, Авиа Группе техник и Авиа Групп, исключены из стажа работы в гражданской авиации по причине того, что невозможно установить принадлежность данных организаций к гражданской авиации. Из уставов данных организаций однозначный вывод о видах деятельности этих организаций сделать нельзя. Включение в страховой стаж указанных периодов при отсутствии требуемой продолжительности специального стажа не будет иметь правовых последствий в вопросе досрочного пенсионного обеспечения. Справка от 27.10.2021 также не подтверждает факт работы в аэродромных условиях. Наличие специального образования не является доказательством работы в льготных должностях.

Представители третьих лиц без самостоятельных требований НАО «Авиа групп», Филиал ВАСО ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (правопреемник ПАО «ВАСО») в судебном заседании не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом, по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяются соответствующие положения пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 г. N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 1 января 1992 г.; Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работы, имевших место до 01 января 2002 г.

В соответствии с п. 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 г. N1412, пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 г. N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований; мастерам всех наименований, инженерам всех наименований, начальникам цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно - испытательных (контрольно - испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно - исследовательских и авиационно - спортивных организациях, а также в летных и учебно - летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из материалов дела судом установлено, что ФИО1 20 октября 2020 г. обратился с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.

02.11.2020 года Государственным учреждением - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) вынесено решение <номер скрыт> об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости (т.1 л.д. 10, т.3 л.д. 147).

Решением установлено, что специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.15 ч.1 ст.30 Федерального закона №400- ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», на дату назначения 30.10.2020 составил: 6 лет 1 месяц 29 дней, при требуемом стаже 20 лет. Страховой стаж в гражданской авиации составил: 23 года 8 месяцев 5 дней при требуемом 25 лет.

Как следует из материалов пенсионного дела, не включены в специальный стаж и учтены в страховой стаж гражданской авиации заявителя как работа в обычных условиях следующие периоды:

- работа в должности «монтажник электрооборудования летательных аппаратов» с 20.08.1987 по 31.12.1999 в ОАО «ВАСО», так как должность не предусмотрена Списком должностей инженерно-технического состава авиации. Период отражен в выписке из ИЛС ЗЛ от 27.10.2020 г. без кода, подтверждающего особые условия труда.

Не включены в стаж гражданской авиации заявителя, как работа в обычных условиях, следующие периоды работы ФИО1 в ООО «НПО Авиаблок» с 18.05.2011 по 18.04.2012, в ООО «А» с 10.01.2012 по 18.04.2012, в ООО «АвиаГрупп Технике» с 23.04.2012 по 21.08.2015, в ООО «Авиа Групп» с 22.08.2015 по 31.12.2019 г.

В своих возражениях относительно заявленных требований представитель ответчика ссылается на отсутствие необходимых доказательств работы ФИО1 на условиях полной занятости на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, т.к. работа вне аэродромных условий не подлежит включению в специальный стаж. Также ответчик ссылается на отсутствие доказательств принадлежности организаций ООО «НПО Авиаблок», ООО «А», ООО «АвиаГрупп Технике», ООО «Авиа Групп» к гражданской авиации.

Суд приходит к выводу о том, что собранными по делу доказательствами подтверждается работа ФИО1 в должности монтажник электрооборудования летательных аппаратов с 20.08.1987 по 31.12.1999 в ОАО «ВАСО», и его выполнение должностных обязанностей на условиях полной занятости на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.

Из трудовой книжки истца следует, что 20.08.1987 года ФИО1 принят на работу в Воронежское авиационное производственное объединение в цех №17 электромонтажником по оборудованию летательных аппаратов; 01.03.1988 года ФИО1 переведен на должность монтажника электрооборудования летательных аппаратов 3 разряда; 02.11.1989 года ему присвоен 4 разряд монтажника электрооборудования летательных аппаратов, цех 17; 01.04.1993 года ему присвоен 5 разряд монтажника электрооборудования летательных аппаратов в цехе №17; 01.01.2000 г. переведен в цех 17 авиационной техником по приборам и электрооборудованию 5 разряда, 25.03.2005 г. переведен в цех 17 инженером по качеству 1 категории; 29.04.2011 г. уволен в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника. В трудовой книжке имеется отметка о переименовании Воронежского авиационного производственного объединения в АООТ "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" на основании приказа N 593 от 25.10.1993 г. (т. 1 л.д. 11-12).

Согласно приказа от 24.09.1987 года ФИО1 принят на должность монтажника электрооборудования летательных аппаратов в Воронежское авиационное производственное объединение (т. 2 л.д. 178). Согласно диплома от 29.06.1985 г. ФИО1 имеет специальность - монтаж радиоэлектрооборудования самолетов (т.4. л.д. 30).

По соглашению об изменении трудового договора от 17.03.2005 г. ФИО1 переведен на должность инженера по качеству (т. 2 л.д. 186). Приказом от 29.04.2011 г. трудовой договор расторгнут (т. 2 л.д. 169).

Согласно справке ПАО «ВАСО», уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии но старости и подтверждающая постоянную занятость в особых условиях труда в соответствии с пунктом 15 части 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ. ФИО1 работал полный рабочий день с 20.08.1987 г. (приказ от 20.08.1987г. <номер скрыт>/ок) по 31.12.1999г. (приказ от 12.04.2000г. <номер скрыт>/ок) в качестве монтажника электрооборудования летательных аппаратов, с 01.01.2000 г. (приказ от 12.04.2000г. <номер скрыт>/ок) по 24.03.2005г. (приказ от 28.03.2005г. <номер скрыт>/ок) в должности авиационного техника по приборам и электрооборудованию и был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. За исключением периодов: 1998 г. – 5 дн., 1999 г. – 4 дн., работа, не связанная с воздействием вредных факторов: 1999 г. – 1 дн., 2000 г. – 4 дн., 2001 г. – 1 дн., 2002 г. – 2 дн. Данный стаж работы дает право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотрен подпунктом 15 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. ФИО1 участвовал в силу должностных обязанностей в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Данный стаж работы относится к стажу в гражданской авиации (т. 2 л.д. 197). Также представлена рабочая инструкция монтажника электрооборудования летательных аппаратов цеха 17 и авиационного техника по приборам и электрооборудованию цеха 17 (т.1. л.д. 174-177, т.2 л.д. 198-202). Как следует из п. 2.1, рабочем местом являются открытые участки аэродромов (вне ангаров и других специально оборудованных помещений) как в базовом, так и в промежуточных аэропортах (т. 2 л.д. 175, 201). Также работодателем представлены копии лицевых счетов с января 1997 г. по декабрь 2004 г. ФИО1 (т. 1 л.д. 31-133, т.4 л.д. 50). Вопреки доводам стороны ответчика из лицевых счетов не следует, что ФИО1 работал в закрытом ангаре, а не на открытых участках аэродромов.

Как следует из Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 31.01.1989 N1-18-И (приложение №3 п. 1) наименованию авиационный техник (механик, моторист) соответствует профессия: монтажник электрооборудования летательных аппаратов.

В ходе судебного разбирательства представителем ответчика не оспаривалось тождество наименований должности ФИО1, дающей право на включение периода работы в специальный стаж.

В обоснование своих возражений ответчик ссылается на акт по результатам документальной проверки стажа работы и достоверности представленных страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений застрахованного лица в части специального стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости <номер скрыт> от 30.09.2020 г. (т. 3 л.д. 222). Из акта следует, что в ходе проверки было установлено, что в период с 01.01.2005 г. по 29.04.2011 г. ФИО1 находился в командировках, работа проходила в аэродромных условиях вне ангара (т. 3 л.д. 226-228). Как следует из акта, проверка была проведена только на основании представленных документов, указывается, что другие документы в организации не сохранены и не могут быть представлены (т. 3 л.д. 224). Командировочные удостоверения за период с 1987 г. по 2004 г. не представлены по причине истечения срока хранения (т.3 л.д. 226).

В связи с этим представленный ответчиком акт проверки <номер скрыт> от 30.09.2020 г. суд оценивает критически как основанный на формальных выводах в отсутствие командировочных удостоверений за период с 1987 г. по 2004 г., срок хранения которых истек. При этом в акте проверки не ставится под сомнение специальный стаж ФИО1 на том же месте работы в последующие периоды, за которые работодателем были представлены командировочные удостоверения.

Также судом проверены доводы стороны ответчика о том, что местом работы ФИО1 являлся цех №17, а не открытое пространство аэродромов. Как следует из объяснений ФИО1, цех №17 не являлся ангаром для обслуживания воздушных судов, должностные обязанности исполнялись им под открытым небом в аэропортах, где и находилось его рабочее место. Данные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетеля <#>12, который пояснил, что работал с ФИО1 в одном цехе с 1987 г. по 1999 г., работали в аэропортах на улице, ангаров для самолетов не было (т.4 л.д. 14). Данным объяснениям суд доверяет, т.к. они подтверждаются сведениями, представленными Филиалом ПАО «Ил» - ВАСО ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», согласно которым рабочее место монтажника электрооборудования летательных аппаратов и авиационного техника по приборам и электрооборудованию цеха №17 расположено в открытых участках аэродромов (вне ангаров и других специально оборудованных помещениях) как в базовом, так и в промежуточных аэродромах (т.4. л.д. 50 оборотная сторона).

Исходя из требований Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", принимая во внимание письмо ПФР от 19 марта 2004 года, предписывающего включать в стаж на соответствующих видах работ периоды работы до 01 января 1992 года без дополнительной проверки полной занятости в течение полного рабочего дня, а также учитывая, что после 01 января 1992 года и до 31 декабря 2004 г. полная занятость истца подтверждена, периоды работы ФИО1 в должности «монтажник электрооборудования летательных аппаратов» с 20.08.1987 г. по 31.12.1999 г. в ОАО «ВАСО», в должности «авиационный техник по приборам и электрооборудованию» с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. в ОАО «ВАСО», с 01.01.2003 г. по 31.12.2004 г. в ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ПАО «ВАСО») –всего 17 лет 3 месяца 25 дней подлежат включению в специальный трудовой стаж (за вычетом дней отпуска без сохранения заработной платы, работы не связанной с воздействием вредных факторов - 17 дней – т. 1 л.д. 17).

Также суд приходит к выводу о том, что периоды работы ФИО1 в ООО «А», ООО «Авиа Групп Техникс», ООО «Авиа Групп», которые просит зачесть истец, подлежат включению в страховой стаж работы в организациях гражданской авиации.

В соответствии со сведениями трудовой книжки ФИО1: 18.05.2011 года принят электромонтажником в лабораторию макетирования тестирования ООО «НПО АвиаБлок»; 09.01.2012 года уволен в порядке перевода с согласия работника в ООО «А»; 10.01.2012 года принят в отдел эксплуатации техником-электриком в порядке перевода; 18.04.2012 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника; 23.04.2012 года принят на должность авиатехник инженерно-авиационной службы ООО «АВИА ГРУПП ТЕХНИКС»; 01.06.2012 года переведен в комплекс противобледенительной обработки воздушных судов по должности авиатехник; 01.08.2013 года переведен в службу буксировки по должности авиатехник; 21.08.2015 года трудовой договор прекращен в связи с переводом работника в ОО «Авиа Групп»; 22.08.2015 года принят в группу перронного контроля производственно-диспетчерской службы Производственного департамента на должность авиатехника в порядке перевод из ООО «Авиа Групп Технике»; 01.07.2016 года переведен в группу по расстановке воздушных судов; 01.03.2017 года переведен в группу по обслуживанию АТ перронной служб производственного департамента на должность авиатехника; 01.03.2018 года переведен на должность специалиста по земному обслуживанию АТ; 01.11.2019 года переведен на участок по расстановке и наземному обслуживанию АТ службы главного инженера производственного комплекса; 18.11.2020 года работает по настоящее время (т.1 л.д. 13-15).

Периоды работы ФИО1 в ООО «Авиа Групп Техникс» и ООО «Авиа Групп» подтверждаются также копиями лицевых счетов за периоды: с 01.01.2015 по 31.08.2015 г. (т. 1 л.д. 134, 139), с 01.01.2016 по 31.12.2016 г. (т. 1 л.д. 135), с 01.01.2017 по 31.12.2017 г. (т. 1 л.д. 136), с 01.01.2018 по 31.12.2018 г. (т. 1 л.д. 137), с 01.01.2019 по 31.12.2019 г. (т. 1 л.д. 138), выписками из табеля учета рабочего времени ООО «Авиа Групп» (т. 1 л.д. 192-243). Выпиской из штатного расписания ООО «Авиа Групп» по должности авиатехник (т. 1 л.д. 140-144); выписками из табеля учета рабочего времени ООО «Авиа Групп Техникс» (т. 1 л.д. 145-185), копиями лицевых счетов ООО «Авиа Групп Техникс» (т. 1 л.д. 186-188), выпиской из штатного расписания ООО «Авиа Групп Техникс» (т. 1 л.д. 189-191).

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, местом нахождения юридических лица ООО «А» являлась территория международного аэропорта Шереметьево (т. 2, л.д. 1), видами деятельности юридического лица являлось производство частей и принадлежностей летательных и космических аппаратов, а также ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов (т.2 л.д. 4-5). Как следует из Устава ООО «А», предметом деятельности общества является переоборудование, обновление, техническое обслуживание и ремонт авиатехники, а также всех узлов и агрегатов, а также другие виды деятельности связанные с обслуживанием авиатехники (т.3 л.д. 110).

Согласно справке ООО «Авиа Групп» ФИО1 работал в ООО «Авиа Групп Технике» с 23 апреля 2012. года по 21 августа 2015 года, занимал должности: авиатехник инженерно-авиационной службы, авиатехник комплекса противообледенительной обработки ВС, авиатехник службы буксировки. 01.04.2016 ООО «Авиа Групп Технике» прекратило свою деятельность путем реорганизации, ООО «Авиа Групп» является правопреемником. 22 августа 2015 года ФИО1 принят в ООО «Авиа Групп» в порядке перевода на должность Авиатехника в группу перронного контроля производственно-диспетчерской службы Производственного департамента. 01 июля 2016 переведен в группу по расстановке воздушных судов. 01 марта 2017 переведен в группу по обслуживанию авиатехники перронной службы производственного департамента. 01марта 2018 переведен на должность специалиста по наземному обслуживанию авиатехники. 01 ноября 2019 переведен в участок по расстановке и наземному обслуживанию авиатехники службы главного инженера производственного комплекса (т.2 л.д. 179).

Как следует из Устава, а также выписки из ЕГРЮЛ, видами деятельности ООО «Авиа Групп Техникс» являлась организация и обеспечение деятельности по противообледенительной обработке воздушных судов, организация и инженерно-авиационное обеспечение полетов возбушных судов, деятельность по ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов, а также другие виды деятельности связанные с обслуживанием авиатехники (т.3 л.д. 98, л.д. 186).

Также из Устава (во всех редакциях) и выписки из ЕГРЮЛ следует, что видами деятельности ООО «Авиа Групп» являлись организация и обеспечение деятельности деловой авиации, организация и инженерно-авиационное обеспечение полетов воздушных судов, деятельность по ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов, а также другие виды деятельности связанные с обслуживанием авиатехники (т.2 л.д. 218, л.д. 238, т. 2 л.д. 23-56).

Также судом на основании сведений, предоставленных АО «Международный аэропорт «Шереметьево» установлено, что ФИО1 в период с 08.08.2001 г. по настоящее время выдавались персональные пропуска на территорию аэропорта в связи с исполнением им трудовых обязанностей (т.4 л.д. 44-47).

При таких обстоятельствах периоды работы ФИО1 в ООО «А» с <дата скрыта> по <дата скрыта>, в ООО «Авиа Групп Техникс» с 23.04.2012 г. по 21.08.2015 г., в ООО «Т» с <дата скрыта> по <дата скрыта> подлежат включению в стаж работы в гражданской авиации для определения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст.30 Федерального Затона <номер скрыт> от <дата скрыта> «О страховых пенсиях».

Таким образом, на момент обращения в пенсионный орган 20 октября 2020 г., с учетом периодов, включенных пенсионным органом (6 лет 1 месяц 29 дней) и включенных судом (17 лет 3 месяца 25 дней) стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии у ФИО1 составлял более требуемых 20 лет, страховой стаж истца в гражданской авиации составлял более 25 лет и он достиг возраста 55 лет, суд приходит к выводу о наличии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии с даты достижения возраста 55 лет - 30 октября 2020 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове (межрайонное) об отказе в установлении страховой пенсии и ФСД №173/1 от 02.11.2020 г., недействительным.

Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославское области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочно страховой пенсии по старости периоды работы:

в должности «монтажник электрооборудования летательных аппаратов с 20.08.1987 г. по 31.12.1999 г. в ОАО «ВАСО»,

в должности «авиационный техник по приборам и электрооборудованию» с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г., с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. в ОАО «ВАСО», с 01.01.2003 г. по 31.12.2004 г. в ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ПАО «ВАСО»).

Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославское области включить в страховой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение ФИО1 периоды: в ООО «А» с 10.01.2012 г. по 18.04.2012 г., техником-электриком; в ООО «Авиа Групп Техникс» с 23.04.2012 г. по 21.08.2015 г., авиатехником инженерно-авиационной службы; в ООО «Авиа Групп» с 22.08.2015 г. по 31.12.2019 г. авиатехником,

назначить ФИО1 досрочно пенсию по старости с 30.10.2020 г.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.М. Цуцуи

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2021 г.