Дело № 2-360/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Микулич В.Г.
при секретаре Кузмичёвой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района о признании недействительным результата торгов, признании ничтожным договора купли-продажи муниципального недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился с иском, с учетом уточнения, к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района, в котором просил признать итоги открытого аукциона по продаже муниципального имущества – сооружение животноводства – каскадные пруды, площадью 665 000 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, северо-восточнее озера Сыкандык, кадастровый №, недействительными. Признать ничтожной сделку по продаже указанного муниципального имущества. Расторгнуть договор купли-продажи, вернуть внесенный задаток в размере 122 081 руб. 06 коп.
В обоснование искового заявления указал, что 23 января 2019 года ответчиком проведен аукцион по продаже муниципального имущества - сооружение животноводства – каскадные пруды, площадью 665 000 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, северо-восточнее озера Сыкандык, кадастровый №, расположенное на земельных участках: площадью 41 437 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 521411 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 1676 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 103816 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. 23 января 2019 года истец признан победителем. На момент подписания договора купли-продажи №3 от 24 января 2019 года, он не был осведомлен о каких-либо ограничениях, связанных с ведением деятельности на участке. Аукционная документация не содержала информации о том, что земельный участок с кадастровым номером74:12:1409001:41, частично расположен на береговой водоохраной полосе озера Сыкандык. В том числе, рассматривается вопрос об отнесении озера Сыкандык к категории особо охраняемых природных территории. Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Указанные сведения должны были быть указаны в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества. В данном случае обременением является согласование планируемой деятельности на указанном земельном участке с органом исполнительном власти в области рыболовства. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Некачественное выполнение ответчиком своих обязательств по подготовке аукционной документации, в части полного и точного описания всех характеристик выставленного на продажу объекта повлекло за собой как нарушение законодательства РФ, так и его интересов как покупателя, ввиду выяснения вышеперечисленных обстоятельств, ему предстоят дополнительные значительные расходы, к которым он не готов. Если бы данная информация была отражена в аукционной документации, он бы смог еще до подачи заявки произвести расчеты и понять, что данная сделка ему не выгодна.
Истец в судебное заседание 27 мая 2021 года не явился, извещен надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В судебном заседании 25 мая 2021 года исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района ФИО2 в судебном заседании 25 мая 2021 года исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Просила применить срок исковой давности. 27 мая 2021 года в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению.
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, что распоряжением Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Красноармейского муниципального района от 27 ноября 2018 года № 757-р определены условия приватизации муниципального недвижимого имущества - сооружение животноводства – каскадные пруды, площадью 665 000 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, северо-восточнее озера Сыкандык, кадастровый №, расположенное на земельных участках: площадью 41 437 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ОАО «Родник», кадастровый №, площадью 521411 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ОАО «Родник», кадастровый №, площадью 1676 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ОАО «Родник», кадастровый №, площадью 103816 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ОАО «Родник», кадастровый № (л.д.35)
Протоколом заседания комиссии по продаже муниципального имущества на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене имущества № 34п от 23 января 2019 года ФИО1 признан победителем аукциона по продаже указанного выше недвижимого имущества (л.д.51-54).
24 января 2019 года между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Красноармейского муниципального района в лице председателя П.а О.Л. (продавец) и ФИО1(покупатель) на основании протокола заседания комиссии по продаже муниципального имущества на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене имущества № 34п от 23 января 2019 года заключен договор купли-продажи № 3, по условиям которого продавец продал, а покупатель купил вышеуказанное недвижимое имущество. Из условий договора следует, что сооружение животноводства – каскадные пруды принадлежит продавцу на основании решения Красноармейского районного суда Челябинской области №2-449/2017 от 25 июля 2017 года. Право собственности муниципального образования зарегистрировано в установленном законом порядке.
В соответствии с п.2 договора цена, уплачиваемая ФИО1 за приобретенное сооружение составляет 127 758 руб. 40 коп. Цена, уплачиваемая за приобретенные земельные участки составляет 574 210 руб. 80 коп. ФИО1 перечислено 122 081 руб. 60 коп. в качестве задатка для участия в аукционе, который засчитывается в счет оплаты за сооружение. Оплата производится единовременно в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи (л.д.60-63).
Решением Ленинского районного суда г.Тюмени от 07 сентября 2020 года, вступившим в законную силу 15 октября 2020 года, с ФИО1 в пользу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Красноармейского муниципального района взыскана задолженность по указанному выше договору купли-продажи в сумме 579 887 руб. 60 коп., неустойка в сумме 49 754 руб. 36 коп. (л.д.127-127).
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо (п.1 ст. 448 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (п.2 ст. 448 ГК РФ).
Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов (п. 3 ст. 448 ГК РФ).
Согласно п.1 ст. 449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
В соответствии с разъяснением пункта 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества установлен Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ.
Приватизация муниципального имущества осуществляется, в частности, путем продажи на аукционе (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации).
Как следует из пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 178-ФЗ на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложил в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» определен перечень сведений, которые должны содержаться в информационном сообщении о продаже государственного имущества, а именно:1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения; 2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества); 3) способ приватизации такого имущества; 4) начальная цена продажи такого имущества; 5) форма подачи предложений о цене такого имущества; 6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; 7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов; 8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений; 9) исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; 10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества; 11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества; 12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества; 13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены); 14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества; 15) сведения обо всех предыдущих торгах по продаже такого имущества, объявленных в течение года, предшествующего его продаже, и об итогах торгов по продаже такого имущества; 16) размер и порядок выплаты вознаграждения юридическому лицу, которое в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона осуществляет функции продавца государственного или муниципального имущества и (или) которому решениями соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления поручено организовать от имени собственника продажу приватизируемого государственного или муниципального имущества.
Представленное в материалы дела извещение о проведении торгов соответствует вышеуказанным требованиям закона.
В соответствии с п. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1, ч.2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе (п. 2 ст. 166 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с положениями ч.ч. 1,2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Истец ФИО1 оспаривает результаты торгов муниципального имущества, просит признать их недействительными, и как следствие, признать недействительным договор купли-продажи от 24 января 2019 года, ссылаясь на некачественное выполнение ответчиком обязательств по подготовке аукционной документации, в части полного и точного описания всех характеристик выставленного на продажу объекта, а именно аукционная документация не содержала информации о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:12:1409001:41 частично расположен на береговой водоохраной полосе озера Сыкандык, также не содержала сведения о существующих обременениях земельного участка в связи с нахождением его в границах береговой полосы и водоохраной зоны озера.
Однако в ходе судебного заседания установлено, что аукционная документация содержала описание всех характеристик выставленного на продажу объекта, в том числе место его расположения Челябинская область, Красноармейский район, северо-восточнее озера Сыкандык, также был указан кадастровый номер объекта, земельные участки, на котором расположен объект с указанием кадастровых номеров. Таким образом, истец не был лишен возможности заблаговременно до подачи заявки на участие в аукционе более подробно ознакомиться с характеристиками объекта, и в случае возникновения сомнений в правильности указания всех сведений об объекте продажи аукциона, обратиться к контактному лицу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Красноармейского муниципального района, за необходимыми для истца разъяснениями.
Каких - либо допустимых и достаточных доказательств, нарушения прав и законных интересов истца процедурой проведения торгов и как его следствие заключением договора купли-продажи 24 января 2019 года, в материалы дела не представлено.
В отношении недвижимого имущества, которое выставлялось на торги, каких-либо ограничений либо обременений зарегистрировано не было, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимого имущества.
Каскадные пруды, приобретенные истцом, расположены на разных уровнях и объединены сквозным течением воды. Нахождение земельного участка, на одном их которых они расположены частично, в береговой полосе и водоохраной зоне озера Сыкандык обусловлено технологическим процессом, и не ограничивает либо обременяет ведение деятельности на указанном объекте.
С учетом всех установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что со стороны организатора торгов нарушений в процедуре проведения торгов (аукциона), допущено не было, в связи с чем требование ФИО1 о признании недействительным итогов торгов удовлетворению не подлежат.
Представителем ответчика ФИО2 заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Согласно п.1 ст. 449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается истцом, о проведенном аукционе и заключении договора купли-продажи истцу было известно 23 января 2019 года и 24 января 2019 года.
Довод истца о том, что он узнал об иных обстоятельствах являющихся основанием для признания сделки недействительной, лишь 25 ноября 2020 года, не принимается во внимание судом, поскольку не представлено достоверных доказательств того, что именно 25 ноября 2020 года истцу стало известно о нарушении его права.
Следовательно, срок признания торгов недействительными истек 24 января 2020 года.
Исковое заявление подано в суд 26 февраля 2021 года, то есть истцом пропущен установленный ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации срок для признания торгов недействительными, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
В связи с тем, что исковые требования о признании итогов торгов недействительными не подлежат удовлетворению, требование о расторжении договора купли-продажи от 24 января 2019 года и возврате денежных средств также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Красноармейского муниципального района о признании недействительным результата торгов, признании ничтожным договора купли-продажи муниципального недвижимого имущества, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Красноармейский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Г.Микулич
Мотивированное решение составлено 31 мая 2021 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>