ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3610/19 от 06.09.2019 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-3610/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 06 сентября 2019 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Порфирьевой И.В.,

при секретаре Сахматовой Г.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевых Аллы Ивановны, действующей также в интересах несовершеннолетней Ивановой Алены Дмитриевны, Шурыгина Алексея Дмитриевича, к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о взыскании расходов за установку оконных блоков,

УСТАНОВИЛ:

Григорьевых А.И., действующая также в интересах несовершеннолетней Ивановой А.Д., Шурыгин А.Д. обратились в суд с иском к администрации ГО «Город Йошкар-Ола» и просили взыскать с ответчика расходы за установку оконных блоков в <адрес> в размере 61800 руб. Требования обосновали тем, что в вышеуказанном жилом помещении проживают по договору социального найма. Данный жилой дом был построен в 1959 году. С момента его постройки капитальный ремонт в нем не проводился. ДД.ММ.ГГГГ произошло обрушение конструкций чердачного перекрытия над их квартирой. Причиной крушения явились: потеря несущей способности несущих балок (100% гниль опорных участков), выработка ресурса строительных материалов, периодические протечки кровли. Комиссией было рекомендовано провести в доме, включая <адрес>, капитальный ремонт. Постановлением администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении краткосрочного плана капитального ремонта многоквартирных домов на 2016 год» жилой <адрес> битвы был включен в краткосрочный план капитального ремонта многоквартирных домов на 2016 год. Капитальный ремонт дома был проведен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно: ремонт крыши, ремонт фасада, внутридомовых инженерных систем. Установка ОДПУ. Замена оконных блоков выполнена не была. При обращении к ответчику с просьбой заменить окна, а также возместить затраты на их установку истцы получили отказ. Считая данный отказ незаконным, истцы обратились с вышеуказанным требованием в суд.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено КУМИ администрации ГО «Город Йошкар-Ола».

Истец Григорьевых А.И., ее представитель Басманов В.И., действующий на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, иск поддержали, просили его удовлетворить.

Истец Шурыгин А.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика КУМИ администрации ГО «Город Йошкар-Ола» Волкова М.С. в судебном заседании с иском не согласилась, считает, что оснований для его удовлетворения у суда не имеется. Суду представлен отзыв на иск. Пояснения даны аналогично изложенному в нем.

Представитель ответчика администрации ГО «Город Йошкар-Ола» Чагин И.А. в судебном заседании с иском не согласился, считает администрацию ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель третьего лица МКУ «Дирекции муниципального заказа» ГО «Город Йошкар-Ола» Коротков А.Г. в судебном заседании с иском не согласился.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из положений ст. 61 ЖК РФ следует, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.

В соответствии со статьей 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

В силу положений статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

Согласно части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в частности, использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения.

В силу статьи 68 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

В силу части 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества в жилом помещении.

Статьей 681 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела спорное жилое помещение - <адрес> относится к муниципальному жилищному фонду и была предоставлена Мискевич Т.И. на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира состоит из двух жилых комнат жилой площадью 28 кв. м. В настоящее время ответственным нанимателем является Григорьевых А.И., зарегистрирована в квартире ДД.ММ.ГГГГ, также в квартире зарегистрированы истец Шурыгин А.Д. – с ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетняя Иванова А.Д. – с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ произошло обрушение конструкций чердачного перекрытия над спорной квартирой.

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт технического состояния конструкций чердачного перекрытия 8-ми квартирного жилого <адрес>, согласно которого причиной крушения явились: потеря несущей способности несущих балок (100% гниль опорных участков), выработка ресурса строительных материалов, периодические протечки кровли. Обследование квартиры на первом этаже, расположенной под аварийной, выявило деформации потолка, выраженные прогибом, а также крен пола. Значительная нагрузка от керамзита и строительного мусора на перекрытии аварийной квартиры создает дополнительные деформации несущих балок, состояние которых не определено. Явных деформаций и разрушений от обрушения конструкций не зафиксировано. Балки пола над техподпольем уложены плашмя, имеют пороки по материалу и требуют проверки над прогибом.

ДД.ММ.ГГГГ Григорьевых А.И. обратилась с заявлением на имя заместителя мэра г. Йошкар-Олы с просьбой произвести ремонт <адрес> за счет муниципалитета.

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования данного жилого помещения комиссией в составе представителя КУМИ г. Йошкар-Олы, Управления архитектуры и градостроительства г. Йошкар-Олы, ДУ-18, МКУДМЗ, в присутствии Григорьевых А.И. согласно которого установлено, что квартира находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в следующих видах работ: замена оконных блоков, ремонт пола, отделки стен, потолка, ремонт (замена) перегородки между кухней и сан.узлом, восстановление электрической проводки, ремонт штукатурки стен на кухне и в сан.узле, прокладка труб водоснабжения, отсутствует вентиляция.

Постановлением администрации ГО «Город Йошкар-Ола» № 1921 от ДД.ММ.ГГГГ гола «Об утверждении краткосрочного плана капитального ремонта многоквартирных домов на 2016 год» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в краткосрочный план капитального ремонта многоквартирных домов на 2016 год.

В 2016 году в рамках капитального ремонта выполнены работы по капитальному ремонту дома: кровли, фасада, инженерных сетей отопления, инженерных сетей водоснабжения, инженерных сетей электроснабжения, инженерных сетей канализации и водоотведения.

Как указывают истцы, в нарушение норм законодательства замена оконных блоков не была осуществлена, хотя они были повреждены по причине крушения кровли в ноябре 2014 года, в связи с чем требуют компенсацию за их установку в размере 61800 руб.

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315 утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения, согласно абзацу 2 пп. "е" пункта 4 которого к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 определены работы, относящиеся к текущему ремонту.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (Приложение N 8), в который входят работы по установке приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) (п. 6 Перечня). Из содержания п. 5 Приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда следует, что работы по смене и восстановлению отдельных элементов оконных и дверных приборов и заполнений относятся к текущему ремонту.

Пунктом 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 установлено, что в состав услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не входят: содержание и ремонт дверей в квартире, дверей и окон, расположенных внутри жилого или нежилого помещения, не являющегося помещением общего пользования; утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, не являющихся помещениями общего пользования.

Учитывая, что доказательств, свидетельствующих о том, что выполнение указанных работ (замена оконных блоков) было вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем, работы по замене оконных блоков могли быть отнесены к капитальному ремонту, суду представлено не было, оснований для взыскания расходов на установку оконных блоков не имеется.

Кроме того, при вынесении решения суд учитывает, что в силу п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 42 вышеуказанного Постановления комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с п. 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями.

Однако истцы в межведомственную комиссию не обращались, доказательств обратного суду представлено не было.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Григорьевых Аллы Ивановны, действующей также в интересах несовершеннолетней Ивановой Алены Дмитриевны, Шурыгина Алексея Дмитриевича, к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о взыскании расходов за установку оконных блоков отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.В. Порфирьева

Мотивированное решение составлено 11 сентября 2019 года