ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3610/2022 от 12.10.2022 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело №2-3610/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2022 года г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующегоСхудобеновой М.А.,

с участием представителей истцов по доверенностям Пугачевой ФИО17. и Григорьева ФИО18

представителя ответчика- ООО «ЭкоЮг» по доверенности Кривошеиной ФИО19

при секретаре Персиной О.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ованесовой ФИО20 к ООО «ЭкоЮг» о перерасчете платы за коммунальные услуги

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Ованесова ФИО21, Ованесова ФИО23, Халатов ФИО24, Аванесян ФИО25 к ООО «ЭкоЮг» о перерасчете платы за коммунальные услуги

Определением судьи от 31.03.2022г. исковое заявление в части исковых требований Ованесовой ФИО26, Халатова ФИО27, Аванесян ФИО28 к ООО «ЭкоЮг» о перерасчете платы за коммунальные услуги -возвращено ввиду того, что оно было подано в электронном виде и не было ими подписано. Нормами ст. 135 ГПК РФ в отсутствие подписи истцов не предусмотрено оставление иска без движения, вследствие чего поданные указанными лицами заявления об устранении недостатков иска судом не учитывались и к производству не принимались.

Исковое заявление в части исковых требований Ованесовой ФИО29 к ООО «ЭкоЮг» о перерасчете платы за коммунальные услуги -оставлено без движения для исправления недостатков в срок до 20 апреля 2022 года.

Определением судьи от 26.04.2022г. исковое заявление Ованесовой ФИО30 ООО «ЭкоЮг» о перерасчете платы за коммунальные услуги возвращено в связи с не исполнением определения судьи от 31.03.2022г.

На указанное определение от 26.04.2022г. были поданычастныежалобы.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от14.07.2022г. определение судьи от 26.04.2022г. отменено, материалы возвращены в суд первой инстанции по существу.

Между тем, как определение судьи от 31.03.2022г., которым суд возвратил исковое заявление в части требований Ованесовой ФИО31, Халатова ФИО32ФИО4, Аванесян ФИО33 – не обжаловалось.

Таким образом, надлежащим истцом по делу только является Ованесова ФИО34.

В обоснование иска, с уточнениями указано, что в принадлежащей ей на праве собственности квартирах, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, ул. <адрес> она не проживает, а проживает по адресу регистрации, и оплачивает за образование ТКО,ввиду чего региональному оператору по вывозу ТКО направлено письмо с указанием периода владения объектами недвижимости и о полном отсутствии проживания в объектах недвижимости для правильного перерасчета платы за обращение с ТКО.При обращении к Региональному оператору истцом были предоставлены Выписки из лицевых счетов квартиросъемщиков, предоставленные ООО «Стабком» (управляющая компания указанным многоквартирным домом), в подтверждение полного отсутствия проживающих и в подтверждении отсутствия потребления коммунальных услуг, показания на счетчиках приборов учета равны «О».Управляющей компанией выбрано ООО «Стабком» в соответствии с Протоколом №1 от 05.02.2021 года общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ул. <адрес><адрес> а также определено заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями напрямую собственниками.В итоге отсутствие проживающих в квартире - это частный случай временного отсутствия потребителя, соответственно можно заявить о перерасчете платы за обращение с ТКО,поскольку это предусмотрено Разделом VIII Правил № 354.Образование твердых коммунальных отходов в квартирах, по адресу: <адрес>, ул. <адрес><адрес>, не происходит.Уже после перехода права собственности начинается образование ТКО, новые правообладатели заключают договора на вывоз ТКО.В поданном заявлении о перерасчёте оплаты за услугу "обращение с ТКО" за период временного права собственности и полного отсутствия проживающих в квартирах, ответчиком было отказано.Принадлежащие истцуквартиры, в управление никому не переданы и в период отсутствия коммунальные услуги не потребляются и не оплачиваются, показания приборов учета равны «0», что подтверждается фото приборов учета, и справок управляющей компании.В связи с начислением региональным оператором по нормативу оплаты за услугу вывоза ТКО, образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг в сумме 360 713 (Триста шестьдесят тысяч семьсот тринадцать) рублей 65 (Шестьдесят пять) копеек.Истец и другие собственники обращались к Ответчику с требованием признать недействительной задолженность и пересчитать плату по коммунальным платежам, однако по настоящее время Ответчиком перерасчет произведен, но не полностью и не верно.

Просит признать незаконными действия ООО «ЭкоЮг», выраженные в отказе освобождения от уплатыОванесовой ФИО35. за коммунальную услугу «по обращению с ТКО».

Обязать регионального оператора ООО «ЭкоЮг» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «по обращению с ТКО» путем полного освобождения Ованесовой ФИО36. от уплаты за коммунальную услугу «по обращению с ТКО» и списания образовавшейся задолженности на общую сумму 360 713 (Триста шестьдесят тысяч семьсот тринадцать) рублей 65 (Шестьдесят пять) копеек, за периоды отсутствия Ованесовой ФИО37, Ованесовой ФИО38, Халатова ФИО39, Аванесян ФИО40.

Поскольку суд не принимал к производству иски Ованесовой ФИО41, Халатова ФИО42ФИО4, Аванесян ФИО43, уточненные требования указанных лиц судом к рассмотрению не приняты и не рассматривались.

В судебное заседание истец не явился, уведомлен надлежащим образом что ею подтверждено в телефонном режиме в судебном заседании, об уважительных причинах неявки суд не известил, суд признал неявку истца не уважительной и рассмотрел дело в её отсутствие.

Представители истцов в судебном заседании поддержали требования, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что истец не пользуется квартирами, следовательно, должен быть освобожден от данной коммунальной услуги, поскольку фактически услуга не оказана.

Представитель ответчика просил в иске отказать, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагает, что они действовали в рамках закона.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец Ованесова ФИО44 являлась собственником следующих квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. ул.<адрес>, №, нежилых помещений .

В обоснование своих требований истец указывает, что в квартирах, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, истец не проживает, а проживает по адресу регистрации, и оплачивает за образование ТКО по адресу регистрации, а именно там где проживает и образует отходы.

Отсутствие проживающих в квартирах влечет перерасчет платы за обращение с ТКО, вследствие чего действия ответчика являются незаконными.

Между тем с доводами истца суд не может согласиться по следующим основаниям.

Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регулируетсяПоложениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), так в соответствии со ст. 24.6 Закона 89-ФЗ к обязанностям регионального оператора относится сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее по тексту -Постановление 1156);

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», далее по тексту Постановление 354) и Жилищным кодексом РФ.

Данные документы имеют нормативный характер и обязательны для исполнения всеми участниками регулируемых правоотношений на территории РФ.

Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 г. № 175 (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 г. № 528) установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для юридических и физических лиц Краснодарского края. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц применяются для расчета по количеству проживающих в многоквартирных и индивидуальных жилых домах.

В соответствии с п. 148 (30) п. 148(34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении может определяться исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно п. 148(30) Правил № 354.

Отсутствие потребителя по месту нахождения в принадлежащем ему на праве собственности в жилом помещении по причине постоянного проживания по другому адресу не является временным отсутствием, и, следовательно, не является основанием для перерасчета размера платы в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 148.36 Правил).

Таким образом, непроживание (отсутствие) в жилом помещении формально не освобождает его собственника от внесения платы за вывоз ТКО. Данное положение согласуется с ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Данная позиция отражена в разъяснительном письме Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.02.2019 г. № 6592 - ОГ/Об, который в пределах своей компетенции указал, что в связи с тем, что в отношении коммунальной услуги по обращению с ТКО отсутствует механизм установления факта индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в соответствии с пунктом 148(36) Правил № 354, установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно требованиям п. 93 Правил № 354 установлен перечень документов необходимых для предоставления в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства. Следовательно, воспользоваться правом на перерасчёт по факту временного отсутствия истец может по месту его фактического проживания, а именно: по адресу, указанному самим истцом,: <адрес>

Поскольку действующим законодательством не предусмотрено право лица требовать перерасчета платы за услугу по обращению с ТКО, которую оно обязано оплачивать как собственник жилого помещения, в котором не проживает ни один потребитель, основания для удовлетворения заявленных требований по проведению перерасчёта у заявителя отсутствуют.

Заявитель, зарегистрированный и проживающий по иному адресу, не был лишен возможности пользоваться услугами по обращению с ТКО в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.

При этом основанием для перерасчета платы за обращение с ТКО его регистрация и постоянное проживание в ином жилом помещении не является, т.к. данные аргументы заявителя противоречат требованиям п.п. 148 (36), 56(2) Правил № 354.

Реализация заявителем правомочий собственника жилого помещения по пользованию данным помещением либо избранию им иного места проживания не освобождает собственника от бремени содержания своего имущества, а постоянное проживание в ином жилом помещении не может быть признано временным отсутствием, являющимся основанием к перерасчету платы за обращение с ТКО.

Принимая во внимание указанные нормы закона, с учетом того, что истец является собственником квартир по адресам, указанным в исковом заявлении, в данных квартирах она не зарегистрирована, постоянно не проживает, а факт регистрации и постоянного проживания заявляет по иному вышеуказанному адресу, отказ ООО «ЭкоЮг» в производстве перерасчета на основании заявления Истцасоответствуетзакону.

Правильность позиции и законность действий регионального оператора ООО «ЭкоЮг» подтверждается также Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2020 г. по Делу № АКПИ19-967, который определил, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с п. 148(36) Правил № 354 рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2020 г. по Делу № АКПИ19-967 в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 148(36) Правил № 354, отказано. Следовательно, указанная норма является действующей и обязательна для исполнения.

Обязанность по оплате за оказываемую услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не связана с наличием заключенного договора.

Согласно требованиям ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность но внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает усобственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение; лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (абз. 5, п. 2 и абз. 6, п. 2).

В силу своей публичности договор с Региональным оператором считается включённым вне зависимости от соблюдения формальных условий его включения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ).

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»).

В соответствие с п. 6, п. 148(1). Правил 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).

На основании изложенного, расчёт стоимости коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, исходя из количества собственников такого помещения в/соответствии с п. 148(36) Правил № 354 потребителю является обоснованным и обязательным для исполнения всеми участниками регулируемых правоотношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Расчёт стоимости коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан исходя из количества собственников такого помещения в соответствии с п. 148(36) Правил № 354, произведённый региональным оператором Истцу является законным и обоснованным,в связи с чем оснований к удовлетворению иска не имеется.

При отсутствии оснований к удовлетворению иска, отсутствуют основания, предусмотренные ст. 98 ГПК РФ для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО45 в удовлетворении иска- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г.Новороссийска в течение одного месяца.

Председательствующий: М.А.Схудобенова

Решение изготовлено в окончательной форме 19.10.2022 г.