ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3611/13 от 16.09.2013 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2-3611/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«16» сентября 2013 г. г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

Председательствующего Головина А.Ю.,

при секретаре Малышевой Ю.И.,

с участием заявителя Арустамян ФИО8 его представителя по доверенности Арустамян ФИО7., представителя администрации по доверенности Каменской ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Арустамян ФИО6 об оспаривании бездействие Администрации МО г. Новороссийск,

УСТАНОВИЛ:

Арустамян ФИО10 обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействие Администрации МО г. Новороссийск.

В обоснование указано, что 12 августа 2013 года заявителем в порядке ст. 34 ЗК РФ было подано заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка, находящийся в муниципальной собственности для размещения открытых теннисных кортов - ориентировочной площадью 14000 кв.м., расположенного по адресу: г. Новороссийск, район <адрес> «А». Заявителем получен ответ от 20.08.2013 года, в котором указано, что согласно карте градостроительного зонирования, утвержденной решением городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 22 апреля 2008 г. № 562, земельный участок на котором находится магазин, расположен в двух территориальных зонах Р1/06 « Зона парков» и Р-5/4 « Зона объектов массового отдыха». Согласно градостроительному регламенту для данных территориальных зон не предусмотрен основной вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять предоставление земельного участка для обустройства теннисного корта. Заявление было подано в соответствии с требованием ст. 34 ЗК РФ - в уполномоченный орган с указанием: цели использования земельного участка - для размещения открытых теннисных кортов; предполагаемые размеры земельного участка - 14000 кв.м.; месторасположение земельного участка - гор. Новороссийск, район <адрес> «А»; испрашиваемое право на землю - право собственности, что подтверждается отметкой о приеме заявления вх. 15.11-18514//13-0 от 12. 08. 2013 г. Получив заявление, указанное в ч. 2 ст. 34 ЗК РФ, Администрация МО <адрес>, несмотря на требование закона, не выдала заявителю в установленный срок утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель не согласен с указанием Администрации на то, что испрашиваемый земельный участок, на котором находится магазин, расположен в двух территориальных зонах, поскольку согласно выписки из ЕГРП от 22.08.2013г. на испрашиваемом земельном участке, расположенном по адресу: г. Новороссийск, район<адрес>«А», отсутствуют какое - либо строение, здание и всоответствии со схемой градостроительного зонирования города Новороссийска - испрашиваемый земельный участок располагается в одной территориальной зоне - Р5/40 «Зона объектов массового отдыха». Также не соответствуют действительности сведения указанные в письменном ответе Администрации МО <адрес> от 20.08.2013 г., о том, что согласно градостроительному регламенту для данных территориальных зон не предусмотрен основной вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять предоставление земельного участка для обустройства теннисного корта, так как решением городской Думы МО г. Новороссийск от 22 апреля 2008 г. № 562 утверждены Правила землепользования и застройки, определено градостроительное зонирование муниципального образования г. Новороссийск, в соответствии с которым, в зоне размещения объектов массового отдыха Р - 5, к числу основных видов разрешенного использования земельного участка относятся - крытые и открытые теннисные корты. Заявитель не согласен с утверждением Администрации МО г. Новороссийск о том, что использование земельного участка для размещения открытых теннисных кортов не относится к основным видам использования земельного участка - не соответствует утвержденной схеме зонирования территорий г. Новороссийска, в соответствии с которой в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждается и выдается заявителю схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ( ч. 4 ст. 34 ЗК РФ). Бездействие Администрации МО г. Новороссийск нарушает право заявителя на приобретение в собственность за плату в установленном законом порядке (ст. 36 Конституции РФ, ст. ст. 15, 34 Земельного кодекса РФ) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности для целей не связанных со строительством. Просит суд: 1) признать незаконным бездействие Администрации МО г. Новороссийск, выразившееся в невыдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; 2) обязать Администрацию МО г. Новороссийск в месячный срок выдать Арустамян ФИО11 утвержденную схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Новороссийск, район <адрес> «А», на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

От представителя администрации г. Новороссийска поступили письменные возражения на заявление, в которых он просил оставить заявленные требования без удовлетворения.

В обоснование указано, что Арустамян ФИО12 обратился в администрацию с заявлением от 12.08.13т. о предоставлении в собственность за плату земельного участка, ориентировочной площадью 14000 кв.м. расположенного в районе <адрес>. 2А. Рассмотрев обращение Арустамян ФИО13. письмом от 20.08.13г. администрация МО отказала в предоставлении земельного участка. С заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка Арустамян ФИО14 в администрацию муниципального образования не обращался. На основании изложенного, администрация не допустила неправомерного бездействия при рассмотрении обращения заявителя, поскольку рассмотрела вышеуказанное заявление в установленный законом срок и подготовила мотивированный отказ. Также требование об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории не подлежит удовлетворению, поскольку администрацией не допущено принятие неправомерного решения по данному вопросу, поскольку заявитель не обращался с подобным вопросом в администрацию. Отказ в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от 20.08.13г. является законным и основан на требованиях действующих нормативных правовых актов. Согласно Правилам землепользования и застройки МО г. Новороссийск, утвержденных решением городской Думы МО г. Новороссийск от 22 апреля 2008 года №. 562 рассматриваемый земельный участок расположен в двух зонах Р1-1/06-зона парков и Р-5/4 зона объектов массового отдыха. Для данной зоны Р1-1/06-зона парков не предусмотрен основной вид разрешенного использования, предусматривающий сооружение теннисных кортов. Для зоны Р-5/4 - зона объектов массового отдыха предусмотрен основной вид разрешенного использования, предусматривающий размещение теннисных кортов. Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 30 ЗК РФ формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. На основании изложенного формирование земельного участка, расположенного в двух территориальных зонах противоречит нормам ГрК РФ. При этом не обоснована ссылка заявителя на ст. 34 ЗК РФ, поскольку данная норма регулирует правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков для целей не связанных со строительством, тогда как теннисный корт представляет собой спортивное сооружение и не исключает осуществление строительных работ. Также в своем обращении Арустамян ФИО15 не указал, что земельный участок испрашивается для целей, не связанных со строительством. Более того, согласно п. 3.10. СП 31-1 15-2006. Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения" игровая площадка (корт) состоит из поля прямоугольной формы размером 23,77 х 10,97 м для парной игры и размером 23.77*8,23 м для одиночной игры. Поле ограничено боковыми и задними линиями, а также свободными полосами по его внешнему периметру - забегами. Посередине разделено поперечной сеткой. Площадь одного парного корта составляет 260,7569 кв.м., то есть на земельном участке площадью 14 000 кв.м. возможно построить 53 теннисных корта, что не будет соответствовать одному из основных принципов градостроительного законодательства, заключающемуся в обеспечении сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

В судебном заседании заявитель и его представитель просили удовлетворить заявленные требования.

Заявитель повторил доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно пояснил, что администрация г. Новороссийска неверно указала в оспариваемом письме слово «магазин». Теннисные корты являются спортивными площадками и не требуют строительства. Доводы администрации о недопустимости количества теннисных кортов несостоятельны и незаконны. Сведения о наличии свободного участка узнал из интернет-ресурса администрации, где размещена схема градостроительного зонирования. Администрация неправомерно посадила испрашиваемый участок в двух зонах, так как по подсчетам заявителя участок должен попасть в одну зону. Участок взят по почтовому ориентиру <адрес>А, конфигурация участка заявителем не предлагалась.

Представитель заявителя дополнительно пояснила, что размещение теннисного корта не требует капитального строительства. Отказ администрации и бездействие нарушают права, предусмотренные ст. 15,34,36 Земельного кодекса РФ.

Представитель Администрации г. Новороссийска в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Повторила доводы, изложенные в возражениях. Пояснила, что отказ, содержащийся в письме от 20.08.2013 года правомерен. Ссылка в письме на слово «магазин» является технической ошибкой. Участок посажен инженером администрации в этой конфигурации, так как иной возможности не имеется. Кроме того, участок должен быть предоставлен с предварительным согласованием места размещения, так как теннисные корты являются сооружениями и предусматривают капитальное строительство.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся, согласно ст. 255 ГПК РФ, решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 2 и п. 4 ст. 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).

Материалами дела подтверждается, что Арустамян ФИО16 12.08.2013 года обратился в Администрацию МО г. Новороссийск с заявлением о предоставлении за плату земельный участок, находящейся в муниципальной собственности для размещения открытых теннисных кортов - ориентировочной площадью 14 000 кв.м., расположенный по адресу г. Новороссийск, район <адрес> «А». Сведения о наличии свободного участка заявитель обнаружил на интернет-ресурсе администрации градостроительного зонирования.

Действительно, согласно схеме, в районе <адрес>А г. Новороссийска имеется зона Р-5/40 (Зона размещения объектов массового отдыха). Согласно ПЗЗ одним из основных видов разрешенного использования для данной зоны предусмотрены крытые и открытые теннисные корты. Выпиской из ЕГРП подтверждается отсутствие земельных участков на праве собственности по данному адресу.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Администрацией МО г. Новороссийск по результатам рассмотрения указанного заявления, письмом от 20.08.2013 года , ФИО1 разъяснено, что согласно карте градостроительного зонирования, утвержденной решением городской Думы МО г. Новороссийск от 22.04.2008 года № 562, земельный участок на котором находится магазин, расположен в двух территориальных зонах Р1/06 «Зона парков» и Р 5/4 «Зона объектов массового отдыха». Также указано, что согласно градостроительному регламенту для указанных территорий не предусмотрен основной вид разрешенного использования, позволяющий осуществить предоставление земельного участка для обустройства теннисного корта.

Заявитель считает, указанное бездействие Администрации МО г. Новороссийск незаконным, нарушающим его права, поскольку уполномоченным органом допущено нарушение требований ч. 4 ст. 34 ЗК РФ, заключающихся в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, что и послужило основанием для обращения в суд.

В соответствии с ч. 2 и ч. 6 ст. 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 3. ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ, установлено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В силу п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно подготовленной специалистами администрации г. Новороссийска схеме посадки испрашиваемого земельного участка, он попадает в границы двух зон Р1/06 «Зона парков» и Р 5/4 «Зона объектов массового отдыха», предусмотренных Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Новороссийск, утвержденных решением городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 22 апреля 2008 года №. 562.

Для зоны Р1-1/06-зона парков, не предусмотрен основной вид разрешенного использования, предусматривающий сооружение теннисных кортов.

Для зоны Р-5/4 - зона объектов массового отдыха, предусмотрен основной вид разрешенного использования, предусматривающий размещение теннисных кортов.

Однако, согласно ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Доказательств возможности размещения испрашиваемого земельного участка в одной зоне Р-5/4 не представлено. Тем более, что заявитель не представил вместе с заявлением сведения о его местоположении (размещении) земельного участка согласно п. 3 ст. 34 ЗК РФ.

Из изложенного следует, что формирование земельного участка, расположенного в двух территориальных зонах противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ.

Суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что он обратился в Администрацию МО г. Новороссийск в порядке ст. 34 ЗК РФ, поскольку данная норма регулирует правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков для целей не связанных со строительством, тогда как теннисный корт представляет собой спортивное сооружение и не исключает осуществление строительных работ, в то время как Арустамян ФИО17 не указал в своем заявлении от 12.08.2013 года, что земельный участок испрашивается для целей, не связанных со строительством.

Кроме того, согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Таким образом, ст. 34 ЗК РФ предоставляет заинтересованному лицу возможность (право) обращения в орган местного самоуправления с вопросом о предоставлении земельного участка. В то же время, данная статья Земельного кодекса РФ не обязывает орган местного самоуправления принимать безоговорочное решение по поставленному обращению о предоставлении земельного участка именно по варианту, предложенному заявителем. Также данная норма Закона не исключает возможность принимать органом местного самоуправления решения об отказе в предоставлении земельного участка, в пределах полномочий, закрепленных статьей 29 ЗК РФ, которая наделила местную администрацию именно правом, а не обязанностью по предоставлению земельного участка.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что принятое Администрацией г. Новороссийска решение в виде письма от 20.08.2013 года является законным и обоснованным. Допущенная техническая ошибка по вопросу указания в тексте письма слова «магазин» не влечет недействительность данного письма в целом.

В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В удовлетворении требований Арустамян ФИО18 надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Арустамян ФИО19 удовлетворении требований:

- о признании незаконным бездействие Администрации МО г. Новороссийск, выразившееся в невыдаче утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

- об обязании Администрацию МО г. Новороссийск в месячный срок выдать Арустамян ФИО20. утвержденную схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Новороссийск, район <адрес> «А», на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории,

ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Полный текст решения изготовлен 19.09.2013 года.