ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3611/2021 от 29.03.2022 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело №2-639/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

( полный текст)

председательствующего – судьи Лемешко А.С.,

при секретаре – Гумперенко Л.К.,

с участием истца – ФИО1,

ответчика – ФИО2,

представителей ответчиков – ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Хвалько ФИО11 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ФИО6 ФИО11, ФИО5 ФИО11 об отмене и установлении границ земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ФИО6, ФИО2, в котором просит отменить границы земельного участка №36 ФИО1 установленные при проведении комплексных кадастровых работ по уточнению границ участка №36, установить границы участка №36 в соответствии с государственным актом на землю ФИО11 от 09.12.2010 и кадастровым планом; отменить границу земельного участка №149 ФИО2 с участком №36 ФИО1, установленную при проведении комплексных кадастровых работ по уточнению границ участка №149 ФИО2, установить границу смежных земельных участков №36 и №149 в соответствии с кадастровым планом земельного участка №36, точка ФИО11; отменить границу участка №148 ФИО6 с землей общего пользования (между участками №147 и №148), являющуюся единственным доступом к участку №36 ФИО1, установленную при проведении комплексных кадастровых работ по уточнению границ участка №148; установить границу участка №148 с землей общего пользования (между участками №147 и №148), являющеюся единственным доступом к участку №36 в соответствии с государственным актом ФИО11 от 30.10.2008 на участок №148. Исковые требования мотивированы тем, что истица является собственником участка ФИО11, кадастровый номер ФИО11, который граничит с участком №148, принадлежащим ФИО6 и участком №149, принадлежащем ФИО2

В ходе проведения межевания указанных земельных участков, были изменены границы её земельного участка по фактическому землепользованию, а также участков №148 и №149, что является нарушением решений судов, вступивших в законную силу и нарушает права истицы на свободный доступ к своему участку.

Истец, ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске, просила их удовлетворить.

Ответчик ФИО7 против удовлетворения иска возражала, поддержала письменные возражения, поданные её представителем ФИО8, в которых просила в иске отказать, указала на применение истицей не надлежащего способа защиты своего права.

Ответчик ФИО6 и её представитель в судебном заседании против удовлетворения искового заявления возражали, указали на его необоснованность.

Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, указывая на законность проведения процедуры межевания.

Информация о движении дела размещена на сайте суда.

Материалами дела подтверждается, что судом в полной мере выполнены предусмотренные ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требования по направлению ответчикам и истцу судебных извещений.

С учетом требований ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующие в деле, извещенных о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны и их представителей, исследовав письменные материалы дела в порядке, предусмотренном ст.181 ГПК Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

В силу ст.56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 ГПК Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций.

Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотренные законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником земельного участка №36 с кадастровым номером ФИО11 площадью 616 кв.м., расположенного в ФИО11 на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от 09.12.2010 серии ФИО11. Право собственности зарегистрировано согласно Российского законодательства, сведения о регистрации участка и характерных точках внесены в ЕГРН.

Ответчик ФИО2 является собственником земельного участка №149 с кадастровым номером ФИО11 площадью 365 кв.м., расположенного в ФИО11. Право собственности зарегистрировано, согласно действующего законодательства, границы участка внесены в ЕГРН.

Ответчик ФИО6 является собственником земельного участка №148 с кадастровым номером ФИО11 площадью 0,0285 га, расположенного в ФИО11 Право собственности зарегистрировано, согласно действующего законодательства, границы участка внесены в ЕГРН.

Постановлением Правительства Севастополя от 18.02.2019 №90-ПП принято решение «О проведении комплексных кадастровых работ на территории города Севастополя в 2020 году», согласно приложению №2 к которому, утверждено проведение комплексных кадастровых работ в т.ч. кадастровом квартале ФИО11, т.е. квартале в котором расположены земельные участки истца и ответчиков.

Постановление опубликовано 18 февраля 2019 года, является публичным и общедоступным, сведения о его публикации как и само постановление с приложениями имеется на сайте Правительства города Севастополя.

Порядок выполнения комплексных кадастровых работ установлен ст.42.6 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ (в ред. от 17.06.2019, действовавшей на момент проведения ККР) "О кадастровой деятельности", согласно которой, комплексные кадастровые работы проводятся в следующем порядке:

1. При выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется:

1) разработка проекта карты-плана территории;

2) согласование местоположения границ земельных участков путем проведения заседаний согласительной комиссии по этому вопросу;

3) утверждение заказчиком комплексных кадастровых работ карты-плана территории;

4) представление карты-плана территории в орган регистрации прав.

2. При выполнении комплексных кадастровых работ исполнитель комплексных кадастровых работ:

1) получает или собирает документы, содержащие необходимые для выполнения комплексных кадастровых работ исходные данные;

2) уведомляет правообладателей объектов недвижимости, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 421 настоящего Федерального закона объектами комплексных кадастровых работ, о начале выполнения таких работ;

3) представляет в орган регистрации прав заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости (далее - адрес правообладателя и (или) адрес электронной почты правообладателя), если указанные лица являются правообладателями объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, и заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, в соответствии с предоставленными правообладателями этих объектов и заверенными в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", копиями документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти объекты недвижимости, которые в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" считаются ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен;

4) подготавливает проект карты-плана территории;

5) представляет заказчику комплексных кадастровых работ проект карты-плана территории, в том числе в форме документа на бумажном носителе, для его рассмотрения и утверждения, а также сведения об указанных в части 41 статьи 421 настоящего Федерального закона выявленных объектах, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, информацию о возможности образования земельных участков на территории выполнения комплексных кадастровых работ, предусмотренную частью 4 статьи 428 настоящего Федерального закона, при наличии таких сведений и (или) информации;

6) участвует в установленном настоящим Федеральным законом порядке в работе согласительной комиссии и оформляет проект карты-плана территории в окончательной редакции;

3. Для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления городских и сельских поселений, органах местного самоуправления городских округов, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков. Для определения местоположения границ лесных участков при выполнении комплексных кадастровых работ используются сведения государственного лесного реестра.

4. Имеющиеся в распоряжении заказчика комплексных кадастровых работ материалы и необходимые для выполнения комплексных кадастровых работ сведения, в том числе сведения Единого государственного реестра недвижимости (в электронном виде), государственного адресного реестра (в электронном виде), сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и других систем и (или) архивов органов местного самоуправления, предоставляются индивидуальному предпринимателю, указанному в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическому лицу, указанному в статье 33 настоящего Федерального закона, после заключения государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ. Получение иных необходимых для выполнения работ материалов исполнитель комплексных кадастровых работ осуществляет самостоятельно. Правообладатели земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства вправе предоставить исполнителю комплексных кадастровых работ имеющиеся у них материалы и документы в отношении указанных объектов недвижимости, а также заверенные в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", копии документов, устанавливающих или подтверждающих права на указанные объекты недвижимости, которые считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ранее учтенными, но сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости либо права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, для внесения сведений об этих объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном частями 5 - 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В подтверждение получения указанных документов исполнитель комплексных кадастровых работ выдает правообладателю земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства расписку с указанием перечня документов и даты их получения исполнителем комплексных кадастровых работ.

41. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о расположенных в кадастровом квартале, в границах которого выполняются комплексные кадастровые работы, земельных участках, за исключением земельных участков, являющихся лесными участками, о зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, которые считаются в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ранее учтенными, а также о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района, орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя по месту нахождения таких объектов недвижимости при наличии у них документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частями 1 и 9 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", направляют заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства по правилам, предусмотренным частями 5 - 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". После внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таких земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства такие объекты недвижимости включаются в перечень объектов, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы. (Часть введена - Федеральный закон от 17.06.2019 №150-ФЗ)

5. По требованию правообладателя объекта недвижимости, являющегося в соответствии с частью 1 статьи 421 настоящего Федерального закона объектом комплексных кадастровых работ, исполнитель комплексных кадастровых работ без взимания платы обязан указать на местности местоположение границ земельных участков в соответствии с подготовленным проектом карты-плана территории.

6. Правообладатели объектов недвижимости, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 421 настоящего Федерального закона объектами комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать выполнению комплексных кадастровых работ и обязаны обеспечить доступ к указанным объектам недвижимости исполнителю комплексных кадастровых работ.

7. По требованию правообладателя объекта недвижимости, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, кадастровый инженер, непосредственно выполняющий данные комплексные кадастровые работы, в целях подтверждения полномочий на их выполнение обязан представить такому правообладателю следующие документы:

1) заверенную индивидуальным предпринимателем, указанным в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическим лицом, указанным в статье 33 настоящего Федерального закона, копию государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение данных работ;

2) справку с места работы, подтверждающую, что кадастровый инженер, непосредственно выполняющий комплексные кадастровые работы, является работником юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на выполнение данных работ, либо документ, подтверждающий факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, или копию такого документа;

3) документ, удостоверяющий в соответствии с законодательством Российской Федерации личность кадастрового инженера.

8. Заказчик комплексных кадастровых работ по результатам рассмотрения представленного исполнителем комплексных кадастровых работ проекта карты-плана территории утверждает карту-план территории и в срок не более трех рабочих дней со дня ее утверждения направляет карту-план территории в орган регистрации прав в порядке, установленном частью 3 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Во исполнение контракта ФИО11 от 17.03.2020 в кадастровом квартале ФИО11 в т.ч. на территории ФИО11 проводились комплексные кадастровые работы по государственному контракту между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и подрядной организацией.

Сведения о начале деятельности Согласительной комиссия по комплексным кадастровым работам опубликованы 6 августа 2020 года в 9.19 час. на сайте Правительства города Севастополя.

17 июня 2020 года составлена карта-план территории. Результаты комплексных кадастровых работ утверждены распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №6123-РДИ от 16.10.2020, и переданы в орган осуществляющий регистрацию.

Таким образом, суд не находит нарушений требований установленных ч.1 ст.42.6 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ (в ред. от 17.06.2019, действовавшей на момент проведения ККР) "О кадастровой деятельности". Не указывает на такие нарушения и истец.

Мнение истца о тайности проведения комплексных кадастровых работ опровергается имеющимися в деле материалами.

Доводы истца о нарушении процедуры межевания, судом во внимание не принимаются, поскольку неверно истолкованы истцом в части различия процедуры межевания земельных участков и проведения комплексных кадастровых работ.

Как установлено ч.1-3 ст.428 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ (в ред. от 17.06.2019, действовавшей на момент проведения ККР) "О кадастровой деятельности", уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 426 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 17.06.2019 №150-ФЗ).

При уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, местоположение границ этих земельных участков определяется с использованием утвержденных в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в границах такой территории документа (при наличии данных проектов или документа), а также с учетом требований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (в редакции федеральных законов от 17.06.2019 №150-ФЗ).

При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 421 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №361-ФЗ):

1) меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №361-ФЗ);

2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством (в редакции федеральных законов от 03.07.2016 №361-ФЗ, от 17.06.2019 №150-ФЗ);

3) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №361-ФЗ).

Площадь земельного участка истицы составляет 616 кв.м.

Согласно сведений ЕГРН, уточненная площадь земельного участка установлена 609 кв.м. Имеющееся отклонение менее 10% и составляет 1,2% (609/616*100=88,8%, 100-88,8=1,2%), поэтому совершать какие-либо дополнительные действия от исполнителя комплексных кадастровых работ закон не требует.

Частью 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права является субъективным правом истца, который должен соответствовать характеру нарушения права и достигать цели его восстановления (пункт 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 3(21 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017). В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.

Так, согласно абзацу 14 указанной статьи права защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания в законе.

Таким образом, истец, в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации, свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

При этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца, должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. Избрание истцом ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Заявленные истцом требования в виде отмены границ земельного участка, установленных на основании решения органа власти, без оспаривания самого решения органа власти об утверждении этих границ законом не предусмотрена.

Согласно ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя по делу №2-94/2018 от 16.01.2018, вступившим в законную силу, установлены границы земельных участков №40 с кадастровым номером ФИО11 №149 с кадастровым номером ФИО11, а также установлена границы смежных участков №36 с кадастровым номером ФИО11 и №149 с кадастровым номером ФИО11 расположенных в границах ФИО11

Вместе с тем, как следует из пояснений истца в судебном заседании, решения судов по делам ФИО11 после вступления в законную силу в 2018 году не было направлено в Управление государственной регистрации права и кадастра для внесения сведений в ЕГРП, а также не было подано согласительной комиссии для принятия в работу.

При таких условиях, суд не находит оснований согласиться с доводами истца, о нарушении и не исполнении Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, кадастровым инженером указанного решения суда, поскольку риск не обращения решения суда к исполнению не может быть отнесен на указанных лиц, которые не являлись стороной по делу.

Поскольку судом установлено, что сведения о проведении комплексных кадастровых работ являются публичными, опубликованы надлежащим образом, именно на ФИО1 закон возлагает обязанность, в случае заинтересованности в правильном определении и установления границ земельного участка согласно решения суда, предоставить данное решение уполномоченным органам, проводящим ККР либо согласительной комиссии в ходе согласования установленных границ. При этом, закон не возлагает обязанности на эти органы и лиц проводить самостоятельные изыскания судебных решений принятых по спорам между землевладельцами, поскольку ст.428 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ (в ред. от 17.06.2019, действовавшей на момент проведения ККР) "О кадастровой деятельности" устанавливает перечень источников получения информации.

Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По смыслу ст.209, 210 ГК РФ, собственник вправе не только совершать в отношении своего имущества действия разрешенные законом, но вправе и не совершать никаких действий (бездействовать), при этом последствия и риски такого бездействия целиком относятся на собственника.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец избрал не надлежащий способ защиты своего права, в связи с чем, требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Хвалько ФИО11 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ФИО6 ФИО11, ФИО5 ФИО11 об отмене и установлении границ земельных участков - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 05 апреля 2022 года.

Судья Нахимовского районного

суда г. Севастополя А.С. Лемешко