Дело № 2-3611/2022
66RS0003-01-2022-002424-38
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 11 июля 2022 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Зариповой И.А., при секретаре судебного заседания Патраковой П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным, обязании включить в стаж работы спорные периоды, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным, обязании включить в стаж работы спорные периоды, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указано, что *** истец обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".Решением Пенсионного фонда *** от *** ФИО1 в установлении досрочной страховой пенсии по указанному основанию отказано в связи с отсутствием требуемого льготного стажа.Согласно данному решению, льготный стаж истца составляет 20 лет 06 мес. 05 дней (требуемый - 25 лет), величина ИПК - 98,158.Не включены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды: с 01.09.1998 г. по 12.09.1998, с 27.01.1999 по 29.01.1999, с 15.02.1999 по 02.03.1999 - участие в забастовках; с 22.08.2010 по 22.08.2010, с 25.02.2013 по 01.03.2013, с 04.10.2013 по 05.10.2013, с 25.11.2013 по 27.11.2013, с 19.02.2014 по 19.02.2014, с 19.09.2015 по 19.09.2015, с 19.11.2015 по 19.11.2015, с 19.01.2016 по 19.01.2016 - отсутствует код льготной профессии; с 01.09.1990 г. по 21.06.1992 г. - период обучения в Серовском педагогическом училище.Указанное решение истец считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.17.08.1992 истец принята на работу учителем русского языка в среднюю школу № 2. До указанной даты в период с 01.09.1990 по 21.06.1992 ФИО1 проходила обучение в Серовском педагогическом училище. До настоящего времени истец продолжает работать в должности учителя русского языка и литературы в МАОУ СОШ № 48, 27.11.2020 установлена высшая квалификационная категория по занимаемой должности.Забастовка является крайней, исключительной и вынужденной мерой, направленной на разрешение коллективного трудового спора. Право работникам, а также их трудовым коллективам на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора гарантировано статьей 37 Конституции Российской Федерации. Истец ФИО1 не могла трудиться в спорные периоды по независящим от нее причинам, то есть вынужденно, поэтому это время считается простоем по вине организации. Истец полагает, что периоды участия в забастовках с 01.09.1998 по 12.09.1998, с 27.01.1999 по 29.01.1999, с 15.02.1999 по 02.03.1999 - подлежат включению в специальный стаж.Также подлежат включению в льготный стаж истца периоды с 22.08.2010 по 22.08.2010, с 25.02.2013 по 01.03.2013, с 04.10.2013 по 05.10.2013, с 25.11.2013. по 27.11.2013, с 19.02.2014 по 19.02.2014, с 19.09.2015 по 19.09.2015, с 19.11.2015 по 19.11.2015, с 19.01.2016 по 19.01.2016, поскольку факт неуказания кода льготной профессии работодателем не может ущемлять прав истца на получение пенсионного обеспечения и опровергать факт работы истца в образовательном учреждении.Отсутствие кода льготной профессии в выписках индивидуального лицевого счёта не может служить основанием для лишения ФИО1 права на включение в страховой стаж указанных периодов работы, так как ее вины в вышеуказанных фактах не имеется. Кроме того, с 01.09.1990 по 21.06.1992 истец обучалась в Серовском педагогическом училище, а за периодом учебы непосредственно следовала педагогическая деятельность.Следовательно, период учебы в педагогическом училище также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию.На основании изложенного просит признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерациив г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области *** от *** об отказе в установлении пенсии незаконным;включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды с 01.09.1998 по 12.09.1998, с 27.01.1999 по 29.01.1999, с 15.02.1999 по 02.03.1999 - участие в забастовках; с 22.08.2010 по 22.08.2010, с 25.02.2013 по 01.03.2013, с 04.10.2013 по 05.10.2013, с 25.11.2013 по 27.11.2013, с 19.02.2014 по 19.02.2014, с 19.09.2015 по 19.09.2015, с 19.11.2015 по 19.11.2015, с 19.01.2016 по 19.01.2016 - исключены по причине отсутствия кода льготной профессии; с 01.09.1990 г. по 21.06.1992 г. - период обучения в Серовском педагогическом училище; признать за ФИО1 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Определением суда приняты уточнения исковых требований, согласно которым истец просит признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области *** от *** об отказе в установлении пенсии незаконным; включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды с 01.09.1998 по 12.09.1998, с 27.01.1999 по 29.01.1999, с 15.02.1999 по 02.03.1999 - участие в забастовках; с 22.08.2010 по 22.08.2010, с 25.02.2013 по 01.03.2013, с 04.10.2013 по 05.10.2013, с 25.11.2013 по 27.11.2013, с 19.02.2014 по 19.02.2014, с 19.09.2015 по 19.09.2015, с 19.11.2015 по 19.11.2015, с 19.01.2016 по 19.01.2016 - исключены по причине отсутствия кода льготной профессии; с 01.09.1990 по 21.06.1992 - период обучения в Серовском педагогическом училище; с 01.01.2019 по 15.06.2022 осуществление трудовой деятельности после решения об отказе, признать за ФИО1 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ***.
Истец и его представители ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенности, в судебном заседании настаивали на доводах, изложенных в исковом заявлении, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика ФИО4,ФИО5, действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против доводов, изложенных в исковом заявлении, просили в удовлетворении исковых требований отказать. В отзыве на исковое заявление указано, что при оценке пенсионных прав на основании сведений справки ГБПОУ СО «Северный педагогический колледж» № 377 от 06.08.2019 Управление установило, что ФИО6 обучалась в Серовском педагогическом училище, очная форма обучения, по специальности «Преподавание в начальных классах» в период с 01.09.1990 по 21.06.1992. При этом истец начала трудовую деятельность в должности учителя русского языка в средней школе № 2 Карпинского ГОРОНО 17.08.1992 (основание: трудовая книжка серии ****** с датой выдачи ***; уточняющая справка отдела образования Администрации городского округа Карпинск № 181 от 20.08.2019), то есть непосредственно после окончания обучения в Серовском педагогическом училище.Документы, подтверждающие факт трудовых отношений заявителя до начала обучения в Серовском педагогическом училище в должности педагогического работника в учреждении для детей, отсутствуют в электронном выплатном деле истца.В исковом заявлении ФИО1 также не опровергает данный факт.Поскольку периоду обучения ФИО6 в Серовском педагогическом училище непосредственно не предшествовала педагогическая деятельность в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет учителям и другим работникам просвещения, то отсутствуют правовые основания для включения в стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочногопенсионного обеспечения по старости, такого иного периода, как период обучения в педагогическом учебном заведении с 01.09.1990 по 21.06.1992. Кроме того, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области считает, что Управление правомерно не включило в стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочного пенсионного обеспечения по старости, периоды участия в забастовках с 01.09.1998 по 12.09.1998, с 27.01.1999 по 29.01.1999, с 15.02.1999 по 02.03.1999 (продолжительность всего 1 месяц 2 дня), так как в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия назначается за осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей.Однако в дни участия в забастовках фактически такая работа не осуществляется.В части требования истца о включении в стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочного пенсионного обеспечения по старости, периодов трудовой деятельности с 22.08.2010 по 22.08.2010, 25.02.2013 по 01.03.2013, 04.10.2013 по 05.10.2013,25.11.2013 по 27.11.2013, 19.02.2014 по 19.02.2014, 19.09.2015 по 19.09.2015, 19.11.2015 по 19.11.2015, 19.01.2016 по 19.01.2016 (всего продолжительность 14 дней), то ответчик считает, что правомерно исключил такие периоды из специальногостажа, поскольку индивидуальные сведения на ФИО1, зарегистрированную в системе обязательного пенсионного страхования 05 мая 1998 года, представлены страхователями (работодателями) без кода льготной деятельности и выработки нормы рабочего времени по занимаемой должности с указанием в дополнительных сведениях, что был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, так как стоит отметка «административный» либо «неоплачиваемый». В периоды предоставления отпуска без сохранения заработной платы не происходит начисление заработной платы, значит не начисляются и не уплачиваются в пенсионный орган страховые взносы, поэтому такие периоды не включаются в страховой стаж, составной частью которого является стаж на соответствующих видах работ.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.При таких обстоятельствах суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 г. N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогическойдеятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, *** ФИО1 подала в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Карпинске и городе Волчанске Свердловской области заявление по установленной форме о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Управление *** вынесло решение об отказе в установлении пенсии *** в связи с отсутствием требуемого льготного стажа.
В частности, согласно решению пенсионного органа продолжительность стажа ФИО1 на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) составила 20 лет 06 месяцев 05 дней при требуемом стаже педагогической деятельности не менее 25 лет.
Относительно требования о включении периода обучения в стаж, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, ФИО1 обучалась в Серовском педагогическом училище, очная форма обучения, по специальности «Преподавание в начальных классах» в период с 01.09.1990 по 21.06.1992. При этом истец начала трудовую деятельность в должности учителя русского языка в средней школе № 2 Карпинского ГОРОНО 17.08.1992, то есть после окончания обучения в Серовском педагогическом училище.Документы, подтверждающие факт трудовых отношений заявителя до начала обучения в Серовском педагогическом училище в должности педагогического работника в учреждении для детей, отсутствуют.
При решении вопроса о включении в специальный стаж периода обучения, имевшего место до 01 октября 1993 года, подлежит применению Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".Абзацем 5 пункта 2 указанного Положения предусмотрено включение в стаж работы учителей и других работников просвещения времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Названное выше постановление утратило силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также законодательством в сфере пенсионного обеспечения, действовавшим на момент обращения истца в пенсионный орган, возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Поскольку у ФИО1 педагогическая деятельность в период до поступления в училищеотсутствовала, отсутствуют и основания для включения в специальный стаж истца периода обучения.
Истец также просит включить в специальный стаж периоды забастовок с 01.09.1998 по12.09.1998, 27.01.1999 по 29.01.1999, 15.02.1999 по 02.03.1999.
Право на забастовку гарантировано статьей 37 Конституции Российской Федерации.
Согласно справке Отдела образования Администрации городского округа Карпинск от ****** ФИО1 участвовала в забастовках с 01.09.1998 по 12.09.1998 (приказ от 08.10.1998 *** «О сроках забастовки в ОУ города», с 27.01.1998 по 29.01.1999 (приказ от 11.02.1999 ***-к *** «Об оплате дней протеста в январе 1999 года»), 15.02.1999 по 02.03.1999 (приказ от ******-к «Об оплате дней забастовки трудовых коллективов ОУ с 15.02. по ***).
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее по тексту - Правила N 516) и применяемых с учетом п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Согласно п. 5 Правил N 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу п. 9 этих же правил не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).
Фактически указанные периоды забастовок являлись для работника временем простоя.
Суд принимает во внимание, что указанные периоды забастовок имели место до вступления в законную силу вышеприведенного положения, до 17 июля 2002 года действующим законодательством не предусматривалось исключение из подсчета специального стажа периодов простоя.
Учитывая, что согласно указанным выше приказам период забастовок являлся оплачиваемым, следовательно, начислялись и выплачивались страховые взносы, суд приходит к выводу о том, что периоды с 01.09.1998 по12.09.1998, 27.01.1999 по 29.01.1999, 15.02.1999 по 02.03.1999 подлежат включению в специальный стаж.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 застрахована в системе обязательного пенсионного страхования с 05.05.1998.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ответу на судебный запрос ГКУ СРЦН имени Ю. Гагарина города Карпинска от ****** ФИО1, *** года рождения, действительно работала в Государственном образовательном учреждении Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Карпинский детский дом имени Ю.Гагарина» с 01.06.2010 по 31.08.2011 в должности воспитателя.Вся указанная работа проходила в течение полного рабочего дня при выполнении нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).22.08.2010 ФИО1 был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Других периодов невыполнения трудовой деятельности нет.Трудовая деятельность проходила в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-Ф3.
В соответствии с ответом на судебный запрос МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» от 14.06.2022 № 81 ФИО7, *** года рождения, действительно работала в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа ***» с *** (приказ о принятии *** от ***) по *** (приказ об увольнении *** от ***) в должности учителя русского языка и литературы. 01.01.2017 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N° 2» зарегистрировано как муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ***».Вся указанная работа проходила в режиме полного рабочего дня при условии выполнения нормы рабочего времени и педагогической (учебной) нагрузки, установленной за ставку заработной платы. За указанный период работа учреждения не приостанавливалась. В режиме неполной рабочей недели ФИО1 не работала.На основании личного заявления ФИО1 был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы: с 25.02.2013 г. по 01.03.2013 г. (5 календарных дней), приказ *** от 22.02.2013 г. 14.06.2022 г. ***. Имеет код льготных работ 27-ПД.
Как следует из ответа на судебный запрос МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ***» от 17.06.2022 *** ФИО1, *** года рождения, работала в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа ***» с 02.09.2013 г. по 01.09.2016 г. в должности учителя русского языка и литературы. С
02.09.2013 г. по 01.09.2016 г. выполняла норму рабочего времени (учебную нагрузку), установленную на ставку заработной платы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени. Работа являлась основным местом деятельности. Код льготных работ за данный период 27 - ПД.Исключения за данный период работы: отпуск без сохранения заработной платы на основании личного заявления: 19.02.2014; 19.09.2015; 19.11.2015; 19.01.2016.
Согласно ответу на судебный запрос МАОУ «Средняя общеобразовательная школа ******» от ********* по личному заявлению ФИО1 от 01.09.2016 года принята в качестве учителя русского языка и литературы, о чем издан приказ о приеме на работу *** к от ***.С работником заключен трудовой договор *** от 02.09.2016 года, нагрузка в размере 1 ставки, 36 часов в неделю, договор заключен по основному месту работы. Впоследствии заключались дополнительные соглашения от 01.09.2017, 01.09.2018, 01.09.2019, 01.09.2021.Вся указанная работа проходила в режиме полного рабочего дня при условии выполнении нормы рабочего времени и педагогической (учебной) нагрузки, установленной за ставку заработной платы. За время трудоустройства работа учреждения не приостанавливалась. Отпуск без сохранения заработной платы ФИО1 в МАОУ СОШ *** не запрашивался и не предоставлялся.Имеет код льготных работ - 27- ПД.
Согласно сведениям работодателя в периоды 22.08.2010, 25.02.2013 по 01.03.2013 19.02.2014; 19.09.2015; 19.11.2015; 19.01.2016истец находился в отпуске без сохранения заработной платы.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной трудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания данными Правилами не предусмотрены.
Поскольку в периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы истец не осуществляла педагогическую деятельность, с учетом приведенного разъяснения, суд приходит к выводу о том, что указанные периоды подлежат исключению из специального стажа.
Ввиду того, что в периоды с 04.10.2013 по 05.10.2013, 25.11.2013 по 27.11.2013, 01.01.2019 по 15.06.2022 истец осуществляла педагогическую деятельность за ставку заработной платы, периодов фактического невыполнения трудовой деятельности не было, суд приходит к выводу о том, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Кроме того, как следует из вышеуказанных справок, работодатель подтверждает, что указанные периоды имеют код льготных работ 27-ПД.
Доводы представителя ответчика о том, что указанные периоды не подтверждены работодателем с указанием кода льготной работы, в данном случае не принимаются судом во внимание, поскольку сведения о наличии такого стажа в данном случае подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом включенных периодов суд приходит к выводу о том, что на дату обращения ФИО1 не имела стаж 25 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 19 части 1 статьи 30ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, в связи с чем в данной части требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 (СНИЛС ***) к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ИНН ***) о признании решения незаконным, обязаниивключить в стаж работы спорные периоды, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Карпинске и г. Волчанске Свердловской области *** от *** в части невключенияГусевой Людмиле Евгеньевне (СНИЛС ***) в специальный стаж периодов с *** по12.09.1998, 27.01.1999 по 29.01.1999, 15.02.1999 по 02.03.1999, 04.10.2013 по 05.10.2013, 25.11.2013 по 27.11.2013.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ИНН ***) включить в специальный стаж ФИО1(СНИЛС ***) периоды с 01.09.1998 по 12.09.1998, 27.01.1999 по 29.01.1999, 15.02.1999 по 02.03.1999, 04.10.2013 по 05.10.2013, 25.11.2013 по 27.11.2013, 01.01.2019 по 15.06.2022.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.А. Зарипова