ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3612/20 от 24.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2-3612/2020

УИД 36RS0004-01-2020-003584-36

Строка 2.026

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2020 г. город Воронеж

Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Маньковой Е.М.,

при секретаре Володиной Т.И.,

с участием прокурора Урывской К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Поворинской межрайонной прокуратуры Воронежской области в интересах ФИО1 к департаменту социальной защиты Воронежской области, департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение с заключением договора найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Поворинская межрайонная прокуратура Воронежской области обратилась в суд с иском в интересах ФИО1 к департаменту социальной защиты Воронежской области, департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение с заключением договора найма жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указывает, что в соответствии с поступившим в Поворинскую прокуратуру Воронежской области заявления ФИО1 о нарушениях жилищных прав лица из числа детей-сирот и по другим вопросам проведена проверка, в результате которой было установлено следующее, ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО5 решением суда лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери.

Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: г. <адрес>. Пригодного к проживанию жилья на праве собственности, по договору социального найма, пригодного для проживания, истец не имеет. Свое право на приватизацию жилых помещений на территории городского округа г. Воронеж он не использовал.

Согласно приказа департамента социального защиты Воронежской области от 12 сентября 2012 г. №3489/ОД истец включен в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящий момент ФИО1 жильем не обеспечен, чем нарушены его права ответчиками, которые не обеспечили надлежащей реализации прав и законных его интересов по вопросам получения благоустроенного жилого помещения.

С учетом изложенного, Поворинская межрайонная прокуратура Воронежской области в интересах ФИО1 просит суд обязать департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения департамента социальной защиты Воронежской области.

Прокурор Урывская К.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. Поясняла изложенное в исковом заявлении.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил, с просьбой об отложении судебного разбирательства не обращался. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом в установленном законом порядке. В деле имеются письменные возражения представителя ответчика департамента социальной защиты Воронежской области, в которых он просил в удовлетворении иска Поворинской межрайонной прокуратуры Воронежской области в интересах ФИО1 отказать, дело рассмотреть в его отсутствие. Таким образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков, по имеющимся материалам дела.

Исследовав материалы дела, обозрев в судебном заседании личное дело ФИО1, оценив предоставленные суду доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные требования удовлетворить, суд приходит к следующему.

Судом установлено и это следует из материалов дела, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать - ФИО5 решением Поворинского районного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери (л.д.8, 11, 12).

В настоящее время истец в собственности жилых помещений не имеет, что не оспаривалось ответчиками в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.

Жилое помещение по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцу не предоставлялось.

Пригодного для проживания жилого помещения, закреплённого за ним, не имеет, что подтверждается уведомлением ФГБУ ФКП Росреестра» по Воронежской области об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от 13 августа 2020 г.

Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д.9-10, 14-15).

На основании ответа Управления жилищных отношений администрации городского округа города Воронежа от 14 августа 2020 г., подписанного заместителем руководителя управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, истец свое право на приватизацию жилых помещений не использовал.

Согласно приказа департамента социального защиты Воронежской области от 12 сентября 2012 г. №3489/ОД истец включен в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 31 августа 2012 г. (л.д.17).

В соответствии со статьей 8 пункта 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истцу жилое помещение не предоставлялось.

Таким образом, права истца, отнесенного к категории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат судебной защите.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности по достижении совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Таким образом, по достижении гражданином вышеуказанной категории 18-ти лет ему должно быть предоставлено жилое помещение. Именно с наступлением данного события законодатель связывает обязанность уполномоченных органов предоставить жилое помещение, а не с наступлением очереди.

В соответствии пунктами 2, 4 статьи 21.1 Закона Воронежской области от 20 ноября 2007 г. №131-03 «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижении совершеннолетия. Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.

Указанным уполномоченным органом является в соответствии с Постановлением правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. №1132 департамент социальной защиты Воронежской области.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Воронежской области от 09 октября 2007 г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», норма предоставления площади жилого помещения одиноко проживающим гражданам при предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма категориям граждан, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, устанавливается в размере не менее 33 квадратных метров общей площади.

При изложенных обстоятельствах, заявленные по данному факту исковые требования, подлежат удовлетворению.

Кроме того, частью 3 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по формированию в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Вместе с тем, включение в данный список истца не означает реализацию его права на получение жилого помещения. Тем более, законом не предусмотрена очерёдность такого предоставления. В связи с чем, тот факт, что истец включен в список граждан, подлежащих обеспечению жильём, а внеочередное предоставление ему жилья приведёт к нарушению прав других очередников, принятых на учет с более ранней датой постановки, само по себе лишено законодательного обоснования.

В соответствии с Положением о департаменте социальной защиты Воронежской области утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. N 1132 (в редакции от 11 ноября 2015 г. (положение о департаменте труда и социального развития Воронежской области, утвержденное постановлением Правительства Воронежской области от 23 апреля 2009 г. (ред. от 25 ноября 2011 г.) №285 – утратило силу), департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах.

Основными задачами департамента являются: обеспечение реализации единой государственной политики в сфере социальной защиты, разработка и реализация мероприятий по повышению эффективности социальной поддержки и доступности социального обслуживания отдельных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством (п.п. 2.1); организация деятельности по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг, координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в Воронежской области (п.п.2.5).

Департамент исполняет следующие государственные функции:

- формирование и ведение единого списка граждан, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Воронежской области, и принятие решения по предоставлению меры социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения (п.п.3.1.1);

-ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятие решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма (п.п.3.1.2).

-организация и осуществление мер по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также организация индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию и (или) отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетних;

-формирование и ведение списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей, а также принятие решения о предоставлении такой субсидии;

- разработка, финансовое обеспечение и реализация государственных программ в сфере социальной защиты и региональных программ социального обслуживания (пп. 3.1.5 в ред. постановления правительства Воронежской области от 12 декабря 2014 г. N 1161);

-ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области, а также принятие решения о предоставлении служебного жилого помещения на основании договора найма;-

-принятие на учет и ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

-ведение областного регистра лиц, имеющих право на получение социальной поддержки, в соответствии с действующим областным законодательством и пр.

В соответствии с положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденном постановлением Правительства Воронежской области от 8 мая 2009 г. (с изменениями на 30 ноября 2015 г.) № 365, данный орган государственной власти осуществляет функции по управлению жилищным фондом социального использования (п. 3.2.3), а также наделен полномочиями заключать договоры социального найма жилых помещений с нанимателями таких помещений (п. 4.11).

Таким образом, у суда имеются правовые и фактические основания для удовлетворения исковых требований Поворинской межрайонной прокуратуры Воронежской области в интересах ФИО1 о возложении обязанности на департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заключением договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения департамента социальной защиты Воронежской области, поскольку истец, будучи отнесённым к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением - встал на учет нуждающихся в получении жилых помещений, жилья, пригодного для проживания не имеет, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.

Удовлетворяя требование о возложении на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанности заключить с истцом договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения департамента социальной защиты Воронежской области, суд руководствуется положениями пункта 5 Порядка принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям–сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктами 5.2, 5.3 Порядка копия приказа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по договору найма специализированного жилого помещения конкретному получателю жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого приказа направляется в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированного жилого помещения. Получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа департамента о предоставлении жилого помещения.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Поворинской межрайонной прокуратуры Воронежской области в интересах ФИО1 удовлетворить.

Обязать департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения департамента социальной защиты Воронежской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.М. Манькова