ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3612/20 от 24.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-3612/2020 (43RS0001-01-2020-005691-04)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 24 сентября 2020 года

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

судьи Бронниковой О.П.

при секретаре Гаркушенко И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голяченко Е. И. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области» о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признать право на назначении пенсии, обязать выплатить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Голяченко Е.И. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Кирове Кировской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признать право на назначении пенсии, обязать выплатить пенсию. В обоснование исковых требований указано, что {Дата изъята} обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Кирове с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Законом от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением ГУ-УПФ РФ в г. Кирове {Номер изъят} от {Дата изъята} вынесено решение о назначении ей страховой пенсии по старости. Пенсия установлена с {Дата изъята} бессрочно в размере 16820,91 руб. {Дата изъята} на счет истца была зачислены пенсия в размере 19534,26 руб., в т.ч. 2713,09 руб. за период с {Дата изъята} по {Дата изъята}, 16821,17 руб. – за {Дата изъята} г. {Дата изъята} по телефону истец была оповещена о приостановлении выплаты пенсии, решения не получала. С {Дата изъята} выплаты не производились. Согласно сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме {Номер изъят} по состоянию на {Дата изъята} истцу назначена пенсия в размере 16821,17 руб. с {Дата изъята}. Сведений о приостановлении выплаты не имеется. Решение об отказе в установлении пенсии {Номер изъят} от {Дата изъята} выдано истцу {Дата изъята}. Считает действия ответчика незаконными. Решение об отказе обосновано тем, что населенный пункт {Адрес изъят} был включен в перечень территорий Республики Беларусь, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, после распада СССР постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1992 № 328. Указанный район соответствует зоне проживания с периодически радиационным контролем с плотностью загрязнения почвы цезием -137 от 1 до 5 Ки/кв.м. Поскольку истец проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом, отказ в выплате пенсии неправомерен. Просит признать решение об отказе в установлении пенсии незаконным, признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с {Дата изъята}, обязать ГУ УПФ РФ в г. Кирове выплатить ей страховую пенсию по старости с {Дата изъята} с учетом индексации и перерасчета в течение неполученного периода.

Голяченко Е.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования, подтвердила доводы, изложенное в исковом заявлении. Пояснила, что {Дата изъята} обратилась за назначением пенсии, стажа и индивидуального пенсионного капитала было достаточно, документы о подтверждении территории с льготным социально-экономическим статусом представлены. Пенсию перестали платить с {Дата изъята}, в связи с чем просит назначить пенсию с указанного периода с ежегодным перерасчетом всем работающим пенсионерам с {Дата изъята} г. Довод ответчика о том, что {Адрес изъят} не входил в перечень населенных пунктов, в которых вводится ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, считает несостоятельным. При переселении из д. {Адрес изъят} истцу было выдано удостоверение об отселении. Первоначальный перечень, содержащий информацию о населенных пунктах с указанными ограничениями, дополнялся, т.к. замеры продолжались длительное время. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца. Считает, что факт проживания в зоне загрязнения ею подтвержден. Поддержала доводы, изложенные в ответе на возражения ответчика.

Представитель истца Репин К.Н. поддержал позицию доверителя. Пояснил, что {Адрес изъят} входит в зону льготного социально-экономического статуса, проживание в нем дает право на назначение льготной пенсии.

Представитель истца – Чернядьева Е.А. поддержал позицию доверителя. Пояснила, что совокупность условий для назначения досрочной трудовой пенсии имеется, по состоянию на {Дата изъята}. данная зона проживания относилась к зоне с периодическим радиационным контролем по степени заражения. УПФ РФ ссылается на невозможность назначения пенсии, переселившимся в РФ, однако назначение меры поддержки, в частности досрочное пенсионное обеспечение, и отнесение данного населенного пункта к зонам радиоактивного загрязнения только в {Дата изъята} г. в данном случае не имеет значения. Первоисточником включения в этот перечень является степень загрязнения, которая подтверждена. Считаем иск подлежащим удовлетворению, ответчик неверно толкует нормы правовых актов.

Представитель истца – Боровская Е.А. поддержал позицию доверителя.

Представитель ответчика Медведева О.В. в судебном заседании пояснила, что материалами дела не подтверждается проживание истца в зоне с льготно-экономическим статусом. Поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 8 ст. 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно ст. 28.1 Закона N 1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 статьи 10 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О Социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закона № 1244-1) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1).

Как указано в примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В судебном заседании установлено, что Голяченко Е.И. {Дата изъята} обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п.7 ст.10 ФЗ №166 –ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ранее общеустановленного пенсионного возраста, как лицо, проживавшее на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (в связи с загрязнением вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Кирове {Номер изъят} от {Дата изъята} вынесено решение о назначении Голяченко Е.И. страховой пенсии по старости с {Дата изъята} бессрочно, что подтверждается справкой о размере пенсий и иных выплат от {Дата изъята} и сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Согласно справке о выплаченной пенсии и других выплатах от {Дата изъята} за {Дата изъята} года Голяченко Е.И. выплачено пенсия в размере 19534,26 руб. (в том числе доплата 2713,09 руб. за период с {Дата изъята} по {Дата изъята}).

Решением ответчика от {Дата изъята} Голяченко Е.И. было отказано в назначении пенсии по старости в связи с тем, что она проживала и работала на территории бывшей Белорусской ССР в д. {Адрес изъят} в период с {Дата изъята} по {Дата изъята}, при этом данный населенный пункт включен в печень зон с радиоактивным загрязнением постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1992 № 328.

Согласно справке Люденевичского сельского исполнительного комитета Житковичского района Гомельской области от {Дата изъята}{Номер изъят} Голяченко (Белошицкая) Е.И., {Дата изъята} г.р., с {Дата изъята} по {Дата изъята} была зарегистрирована и проживала по адресу: {Адрес изъят}.Данный факт также подтверждается удостоверением {Номер изъят} исполнительного комитета Гомельского областного Совета народных депутатов БССР, согласно которого Голяченко Е.И., проживающая в д.{Адрес изъят}, входящему в зону ограниченного потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, в том, что она с семьей отселена по свободному выезду с. Юма Свечинского района Кировской области в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.10.1989г. № 886.

Из трудовой книжки Голяченко (ранее Белошицкой) Е.И. следует запись о том, что она с {Дата изъята} по {Дата изъята}.осуществляла трудовую деятельность в инспекции Росгосстрах Житковичского района.

Копией трудовой книжки, правкой о периоде работы, службы от {Дата изъята}{Номер изъят} и справкой о заработке для исчисления пенсии от {Дата изъята}{Номер изъят} подтверждается факт работы Голяченко Е.И. в колхозе «ХХ Партсъезда» с {Дата изъята} по {Дата изъята}.

Справкой о периоде работы ГУК «Житковичская районная сеть библиотек» от {Дата изъята}{Номер изъят} и справкой о заработке для исчисления пенсии от {Дата изъята}{Номер изъят}, трудовой книжкой истца обозначен период работы Голяченко Е.И. с {Дата изъята} по {Дата изъята}.

Из архивной справки от {Дата изъята}{Номер изъят} следует, что Голяченко Е.И. выплачивалась заработная плата с {Дата изъята} по {Дата изъята}

Согласно сообщению Управления по труду, занятости и социальной защите Житковичского районного исполнительного комитета от {Дата изъята}{Номер изъят} указано, что д. {Адрес изъят} относилась к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, с плотностью загрязнения почв цезием -137 от 1до 5 Кюри/квадратный километр. Голяченко Е.И., проживая в период с {Дата изъята} по {Дата изъята}, имела право на льготы в соответствии с Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС». На территории Республики Беларусь документом, подтверждающим право на льготы, является удостоверение пострадавшего от катастрофы.

В обоснование своей позиции об отказе истцу в назначении пенсии с уменьшением возраста ответчик указывает на отсутствие права у истца на такую пенсию, так как на момент аварии населенный пункт ее места жительства и работы не был включен в перечень зон радиационного загрязнения.

Рассматривая требование истца о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, суд приходит к следующему.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ от 15.12.2001 регламентировано, что право на пенсию в соответствии с настоящим ФЗ имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от {Дата изъята} N 1244-1 Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 328 от 01.06.1992 «Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения» утвержден список населенных пунктов с плотностью загрязнения почвы цезием -137 от 1 до 5 Ки/кв.км (соответствует зоне проживания с периодическим радиационным контролем), в который включена д.{Адрес изъят}.

Согласно информационному письму ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» от {Дата изъята}{Номер изъят} плотность загрязнения территории населенного пункта {Адрес изъят} по состоянию на {Дата изъята} (после аварии на Чернобыльской АЭС) соответствовала зоне проживания с периодическим радиационным контролем – территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия -137 от 37 до 185 кБк/кв.м (от 1 до 5 Ки/кв.км).

Учитывая изложенное, суд считает, что указанный населенный пункт соответствует понятию зоны с льготным социально-экономическим статусом согласно ст.11 Закону РФ N 1244-1 от {Дата изъята} "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Таким образом, судом установлено, что истец с {Дата изъята} по {Дата изъята} проживала и работала в зоне с льготным социально-экономическим статусом в населенном пункте {Адрес изъят} Республики Беларусь.

Данный вывод подтверждается письмом Мнистрества социального развития Кировской области от {Дата изъята}.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", в пункте 3, даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Согласно договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения", ратифицированному Федеральным законом N 227-ФЗ от 07.12.2006, статьями 3, 4, 11, 21 регламентировано, что лица Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям, регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости).

Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.

В силу ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Таким образом, представленные истцом справки, подтверждающие факт ее проживания, работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, должна быть принята без легализации.

Учитывая, что факт проживания истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающий право на снижение общеустановленного пенсионного возраста, подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, отвечающих требованиям достоверности и достаточности, решение ответчика нельзя признать законным и обоснованным, оно ущемляет принадлежащее истцу конституционное право на социальное обеспечение по возрасту.

Рассматривая требование истца о признании права на назначение досрочной пенсии по старости, суд приходит к следующему.

Из Определения Конституционного суда РФ от 11.07.2006 403-0 следует, что положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Таким образом, суд считает, что у истца имеется право на спорную пенсию со снижением возраста на 2 года, то есть с 53 лет.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать за Голяченко Е.И. право на назначение пенсии по старости досрочно с уменьшением возраста на два года в связи с ее проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствие со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15мая 1991года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвер-гшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Право у истца на истребуемый вид пенсии возникло с наступлением 53 лет, следовательно, пенсия по старости должна быть назначена Голяченко Е.И. с {Дата изъята}.

Поскольку материалами дела подтверждено, что Голяченко Е.И. произведена выплата указанной пенсии за {Дата изъята} года, за период с {Дата изъята} по {Дата изъята} и за {Дата изъята}, пенсия по старости подлежит выплате, начиная с {Дата изъята}.

Поскольку судом пенсия назначается с {Дата изъята}, то расчет её размера должен быть произведен в соответствии с действующими в это время нормами пенсионного законодательства. Кроме того, ответчиком не нарушены права истца в части индексации и перерасчета пенсии, т.к. пенсия с данного периода не начислялась, а в случае неверного начисления размера пенсии истец имеет право на разрешение спора.

Доводы представителя ответчика о том, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение гражданам, проживающим в Республике Беларусь на территории, соответствующей по уровню загрязнения зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом на основании документов, выданных органами Республики Беларусь, основаны на неверном толковании норм законодательства.

Доводы представителя ответчика о том, что д. Гряда была включена в перечень зон радиоактивного загрязнения в 1992году, не свидетельствуют об отсутствии у истца права на пенсию, т.к. представленными истцом доказательствами подтверждена плотность загрязнения на {Дата изъята}( после аварии на Чернобыльской АЭС).

На основании изложенного исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Голяченко Е. И. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области» о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признать право на назначении пенсии, обязать выплатить пенсию - удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области от {Дата изъята}{Номер изъят} об отказе Голяченко Е. И. в назначении пенсии.

Признать за Голяченко Е. И. право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О Социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с {Дата изъята}.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области» выплатить Голяченко Е. И. пенсию по старости с {Дата изъята}.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области в пользу Голяченко Е. И. госпошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.П. Бронникова

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2020года.