ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3613/14 от 20.05.2014 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

 Дело № 2-3613/14

 Решение

 Именем Российской Федерации

 20 мая 2014 года                                                           город Южно-Сахалинск

 Южно-Сахалинский городской суд в составе:

 председательствующего судьи                                               Лукше Е.Н.,

 при секретаре                                                                    Мурадове А.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

 установил:

 ФИО1 обратилась в суд с данным иском, указав о том, что, работая в Сахалинском областном управлении инкассации, в ноябре ДД.ММ.ГГГГ была направлена в командировку в <адрес>, то есть в районы Крайнего Севера. В этой связи, полагая, что истица имеет право на перерасчет пенсии, она обратилась в управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее по тексту – УПФ РФ в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области) с соответствующим заявлением, приложив к нему все необходимые документы, подтверждающие факт нахождения в командировке. Вместе с тем, государственный орган отказал ей в перерасчете пенсии, сославшись на то, что период командировки истицы не подтвержден первичными документами. Считает указанный отказ незаконным, поскольку командировочные удостоверения были уничтожены в связи истечением срока хранения. Учитывая изложенное, просит возложить обязанность на государственный орган произвести перерасчет пенсии.

 В судебном заседании ФИО1 иск поддержала по изложенным основаниям, просила его удовлетворить.

 Представитель ответчика ФИО2 с иском не согласилась, представила отзыв на иск с обоснованием мотивов несогласия с заявленными требованиями. Указала, что для перерасчета пенсии истице необходимо было представить первичные документы, подтверждающие факт ее нахождения в командировке. Поскольку таких документов представлено не было, считала действия ответчика правомерными.

 Свидетель П.Л.Н. показала, что работает в Сахалинском областном управлении инкассации с ДД.ММ.ГГГГ в отделе кадров, в настоящее время является ведущим специалистом по кадрам. Пояснила, что ФИО1 действительно работала в управлении заместителем главного бухгалтера, в ДД.ММ.ГГГГ была направлена в командировку, в том числе, <адрес>. Первичные документы о направлении в командировку истицы были уничтожены, остались только приложенные истицей к заявлению распоряжение о направлении в командировку, а также журнал учета командировок.

 Свидетель Р.В.Д. показал, что работает в Сахалинском областном управлении инкассации ДД.ММ.ГГГГ инженером радиосвязи, подтвердил, что в ноябре совместно с истицей был направлен в командировку. До места назначения добирались на автомобиле, ДД.ММ.ГГГГ выехали в <адрес>. Поскольку приехали поздно, то работать начали ДД.ММ.ГГГГ, проработали весь день допоздна, ДД.ММ.ГГГГ оформляли документы и примерно в ДД.ММ.ГГГГ выехали в <адрес> куда прибыли приблизительно через час и начали работу, которая продолжалась до позднего вечера. ДД.ММ.ГГГГ оформили необходимые документы, выехали из <адрес> примерно в ДД.ММ.ГГГГ дня и направились в <адрес> прибыли ДД.ММ.ГГГГ.

 Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, суд приходит к следующему.

 В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.

 Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

 Согласно подпункту 11 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 Из анализа указанных норм следует, что для перерасчета пенсии истицы необходимо, чтобы на дату обращения для перерасчета пенсии, специальный страховой стаж работы пенсионера составлял не менее 15 лет (за работу в районах Крайнего Севера).

 Из пенсионного дела ФИО1 следует, что необходимый страховой стаж у нее имеется.

 Судом установлено, что с 17 по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась в командировке в <адрес>

 Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» Сахалинская область (районы: <адрес>) включена в перечень районов Крайнего Севера.

 Факт нахождения истицы в командировке в городах <адрес> и работы в указанных районах полный рабочий день подтвержден показаниями свидетелей.

 Кроме того, указанные обстоятельства подтверждаются справкой начальника Сахалинского областного управления инкассации от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением о направлении ФИО1 в командировку от ДД.ММ.ГГГГ, а также журналом учета командировок ДД.ММ.ГГГГ.

 Представленные доказательства суд принимает во внимание, поскольку иными документами подтвердить этот факт не представляется возможным по причине утраты документов, а его установление влечет изменение прав и обязанностей сторон.

 Довод ответчика о том, что показания свидетелей являются недопустимыми доказательствами для установления факта нахождения лица в служебной командировке в районе Крайнего Севера, поскольку с момента направления истицы в командировку прошло много времени, что ставит под сомнение достоверность их показаний, а для установления такого факта необходимо устанавливать характер работы, который может подтверждаться только документально, суд находит несостоятельным.

 В пунктах 3, 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 марта 2011 года № 258н, указано, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

 Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что периоды работы до регистрации гражданина, в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей (пункт 15).

 Доводы ответчика о том, что истица должна представить первичные документы, подтверждающие факт нахождения ее в командировке, не основаны на вышеперечисленных нормативных актах, поскольку они не содержат требований по предоставлению работником помимо документа, подтверждающего факт работы в районах Крайнего Севера, выданного работодателем (справки с места работы), каких-либо первичных документов. Вышеуказанные нормативные акты содержат требования о необходимости работодателя при выдаче документа, подтверждающего периоды работы сотрудника, только ссылаться на основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

 Таким образом, принимая во внимание, что факт нахождения истицы в командировке в районах Крайнего Севера подтвержден материалами дела, суд признает оспариваемое решение УПФ РФ в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области незаконным, а требования ФИО1 - обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 исковое заявление ФИО1 к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии удовлетворить.

 Признать незаконным решение управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Возложить на управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области обязанность произвести перерасчет пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ с учетом нахождения ее в командировке в районах Крайнего Севера.

 Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме изготовлено 26 мая 2014 года.

 Председательствующий судья                                                             Е.Н. Лукша