ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3613/2023 от 03.08.2023 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

УИД 32RS0023-01-2022-001539-58

Дело №2-3613/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2023 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Степониной С.В.,

при секретаре Кличко М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социальной политики и занятости населения Брянской области о признании права на присвоение статуса «Ветеран труда Брянской области»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что согласно приказу Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 20.10.2022 №565 ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда Брянской области». Отказ мотивирован тем, что согласно копии трудовой книжки, трудовой стаж работы на момент подачи заявления составляет 25 лет 9 месяцев 6 дней, при требуемом стаже 30 лет. Истец считает отказ незаконным, поскольку согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лицевого счета застрахованного лица страховой стаж ФИО2 составляет 30 лет 2 месяца.

На основании изложенного, истец просит суд признать за ФИО1 право на присвоение статуса «Ветеран труда Брянской области»; обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области установить ФИО1 статус «Ветеран труда Брянской области».

Определением Почепского районного суда Брянской области от 21.03.2023 гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Советской районный суд г. Брянска.

Определением суда от 19.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Отделение фонда пенсионного и социального обеспечения РФ по Брянской области.

Определением суда от 12.07.2023 Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области в порядке процессуального правопреемства заменен на Департамент социальной политики и занятости населения Брянской области в связи с реорганизацией юридического лица.

В судебное заседание истец, представители ответчика и третьего лица не явились, о времени и месте разбирательства дела уведомлены надлежащим образом. Истец ФИО1 и представитель ответчика Департамента социальной политики и занятости населения Брянской области просили суд рассмотреть спор в их отсутствие.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В ранее состоявшемся судебном заседании ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить иск в полном объеме. Полагала, что период, когда она проживала с мужем военнослужащим в местности, где не могла трудоустроиться, включен пенсионным органом в страховой стаж и должен учитываться при присвоении статуса «Ветеран труда Брянской области».

В ранее состоявшемся судебном заседании и письменном отзыве представитель ответчика иск не признал, поскольку согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. При этом статья 12 данного закона содержит указание, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются иные виды деятельности, перечисленные в законе. Из этого следует, что законодатель разделяет понятия «периоды работы» и «периоды иной деятельности, засчитываемой в страховой стаж». В период прохождения супругом истца военной службы по контракту, истец не осуществляла трудовую деятельность, стаж работы истца, к которому иная деятельность в виде указанного периода, исходя из приведенных норм права, не относится, составлял на момент обращения менее требуемых 30 лет.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), обязывая Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты (статья 7, часть 2), не определяет способы и объем защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе установление конкретных гарантий и круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе "О ветеранах" исходя из необходимости создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда законодатель установил несколько категорий ветеранов, в том числе категорию "ветеран труда", и определил критерии отнесения граждан к названной категории (статья 1, пункт 1 статьи 7).

Устанавливая общие основания присвоения звания "Ветеран труда" и круг лиц, являющихся ветеранами труда, Федеральный закон "О ветеранах" предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).

Указом Губернатора Брянской области от 04.02.2013 N 100 "О порядке и условиях установления статуса "Ветеран труда Брянской области" и мерах социальной поддержки указанной категории граждан" утверждено Положение о порядке и условиях установления статуса "Ветеран труда Брянской области" и мерах социальной поддержки указанной категории граждан (далее – Положение).

В соответствии с п. 1 Положения статус "Ветеран труда Брянской области" является формой социальной поддержки граждан, проживающих на территории Брянской области, не имеющих права на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральными и (или) региональными нормативными правовыми актами, как поощрение за многолетний плодотворный труд и активную общественную деятельность на благо Брянской области.

Согласно пп. а) п. 2 Положения статус "Ветеран труда Брянской области" устанавливается: гражданам после назначения им страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, имеющим страховой стаж не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, из числа рабочих, служащих, членов колхозов (совхозов), имеющим почетное звание Брянской области "Почетный гражданин Брянской области" или почетный знак Брянской области "Материнская слава" или награжденным памятной медалью "65 лет освобождения Брянской области", или памятной медалью "В честь подвига партизан и подпольщиков", или Почетной грамотой Брянской области, или Почетной грамотой Губернатора Брянской области, или Почетной грамотой Брянской областной Думы, или Почетной грамотой администрации Брянской области.

Из буквального толкования данного Положения следует, что необходимым условием для присвоения почётного звания «Ветеран труда Брянской области» является многолетний и эффективный труд.

В силу ч. 3 Положения установление статуса "Ветеран труда Брянской области" осуществляется департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению лица, претендующего на установление статуса "Ветеран труда Брянской области", указан в п. 4 Положения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что за многолетний добросовестный труд ФИО1 награждена Почетной грамотой Брянской областной Думы, в соответствии с решением совета Думы от 18.01.2011 №30-сд.

Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Отделения фонда пенсионного и социального обеспечения РФ по Брянской области страховой стаж ФИО1, учитываемый для назначения пенсии, по состоянию на 01.10.2022 составлял 30 лет 02 месяца 0 дней.

Претендуя на присвоение статуса "Ветеран труда Брянской области" ФИО1 обратилась в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области с заявлением об установлении соответствующего статуса, приложив к заявлению документы, предусмотренные п. 4 Положения.

Письмом ответчика от 24.10.2022 №13032 в установлении статуса "Ветеран труда Брянской области" отказано, поскольку, не смотря на наличие награды, согласно копии трудовой книжки на момент подачи заявления стаж работы истца составил 25 лет 09 месяцев 06 дней, что менее требуемого 30-летнего стажа.

Согласно статье 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

При этом пп.8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержит указание, что в страховой стаж (то есть стаж, дающий право на назначение пенсии по старости) наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются иные виды деятельности, в том числе: период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

Таким образом, законодатель разделяет понятия «периоды работы» и «периоды иной деятельности, засчитываемой в страховой стаж».

Согласно свидетельству о расторжении брака №... от <дата> ФИО1 до <дата> состояла в браке с С..

На основании справки Военного комиссариата Брянской области от 01.07.2022 №2/432 старший сержант С. проходил военную службу по контракту с <дата> по <дата>, вместе с ним проживала его супруга ФИО1 в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (всего 07 лет 1 месяц 14 дней).

В сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Отделения фонда пенсионного и социального обеспечения РФ по Брянской области указано, что в страховой стаж ФИО1, учитываемый для назначения пенсии, кроме периодов работы, засчитаны периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства: с <дата> по <дата> (2 года 04 месяца 14 дней), с <дата> по <дата> (1 год 01 месяц 09 дней), с <дата> по <дата> (1 год 0 месяцев 09 дней), <дата> по <дата> (2 года 05 месяцев 15 дней).

Согласно записям в трудовой книжке №... период трудовой деятельности, включенной в страховой стаж, на момент обращения к ответчику с заявлением о присвоении статуса "Ветеран труда Брянской области" составлял 25 лет 09 месяцев 06 дней.

Отклоняя как основанные на неверном толковании норм права доводы ФИО1 о том, что периоды ее пребывания в местах службы мужа, имевшего статус военнослужащего, с отсутствием возможности трудоустройства включены в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, суд учитывает, что порядок определения страхового стажа для установления страховой пенсии и стажа для присвоения звания "Ветеран труда Брянской области" регулируются различными нормативными документами.

Критерий продолжительности работы (службы) изначально был положен в основу определения статуса ветерана, в том числе и ветерана труда (ст. 1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"), что имеет определяющее значение для присвоения гражданину звания ветерана труда.

По смыслу вышеуказанных норм закона наличие только необходимого трудового (страхового) стажа и Почетной грамоты Брянской областной думы само по себе не служить основанием для признания за гражданином права на присвоение звания "Ветеран труда Брянской области".

Обратное толкование закона противоречило бы смыслу звания «Ветеран труда» и позволяло бы приобретать данный статус лицам, имеющим необходимый страховой стаж, но фактически не осуществлявшим трудовую деятельность.

Учитывая, что отказ в присвоении статуса "Ветеран труда Брянской области" вынесен уполномоченным органом в установленном законом порядке, при условии отсутствия выработанного ФИО1 необходимого 30-летнего стажа трудовой деятельности, правовых оснований для установления статуса "Ветеран труда Брянской области" в судебном порядке не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Департаменту социальной политики и занятости населения Брянской области о признании права на присвоение статуса «Ветеран труда Брянской области» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.В. Степонина

Резолютивная часть решения оглашена 03 августа 2023 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 августа 2023 года.