ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3614/18 от 11.12.2018 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело № 2-3614/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2018 года г. Астрахань

Кировский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Синёвой И.З.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» к ФИО2 о взыскании ущерба,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании ущерба.

В обоснование исковых требований указано, что на основании приказов Заместителя М-ны Российской Федерации по Астраханской области 2010 года № 0228, 2011 года № 41 дсп, 2012 года № 20дсп, 2013 года № 777дсп, 2014 года № 1050дсп, 2015 года № 448дсп, 2017 года № 600дсп в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» (далее - Учреждение) с 01 января 2011 г. на финансовое обеспечение осуществлено зачисление военной комендатуры (гарнизона, 2 разряда) (г. Астрахань) (далее - военная комендатура).

С военной комендатурой Учреждением был заключен договор на обслуживание от 28 декабря 2010 г. № 46. На основании указанного договора Учреждение осуществляет финансово-экономическое обеспечение военной комендатуры, в том числе ведет учет дебиторской задолженности по ущербу, причиненному государству, и осуществляет контроль за возмещением ущерба в полном объеме.

Комиссией военной комендатуры согласно приказу военного коменданта от 21 декабря 2017 г. № 214 проведено административное расследование по факту выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения (далее - денежная компенсация) военнослужащему военной комендатуры начальнику гауптвахты старшему лейтенанту С.А.И.

Приведенным расследованием установлено, что согласно приказу начальника регионального управления Военной полиции (по Южному военному округу) от 26 июля 2017 г. № 150 старший лейтенант С.А.И. с 18 июля 2017 г. зачислен в списки военной комендатуры на должность начальника гауптвахты.

На основании приказа военного коменданта военной комендатуры от 04 октября 2017 г. № 161 старшему лейтенанту С.А.И. была выплачена денежная компенсация за период с 24 по 31 июля 2017 г. в размере 4 047,24 руб. и с 01 августа по 31 декабря 2017 г. в размере 15 683,04 руб. ежемесячно по расчетно-платежной ведомости № 436.

Кроме того, приказом военного коменданта от 31 января 2018 г. № 20 «О внесении изменений в приказ военного коменданта военной комендатуры от 04.10.2017 г. № 161» в вышеуказанный приказ были внесены изменения, согласно которым старшему лейтенанту С.А.И. выплата денежной компенсации в период с 24 июля по 05 сентября 2017 г. была отменена.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон № 76-ФЗ) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения или по желанию военнослужащих им выплачивают денежную компенсацию в порядке и размерах, определенных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. № 303, выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, не ранее для включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (далее - Список) уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.

При этом, для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации)) с приложением к нему документов, перечень которых определен в п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 (далее - Инструкция), в том числе копий документов, удостоверяющих личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов)

Так же, в соответствии с п. 5 Инструкции военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в п. 1 Инструкции, включаются в список и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в п. 1 Инструкции.

Кроме того, если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.

Проведенным административным расследованием установлено, что должностные лица отделения (территориального, г. Астрахань) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ) включили старшего лейтенанта ФИО3 в список 24 июля 2017 г. ранее даты 06 сентября 2017 г. предоставления им копий документов, удостоверяющих его личность и личность членов его семьи (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельства о рождении детей).

Так, согласно уведомлению о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений от 06 сентября 2017 г. № ЮРУЖО-14/116-7 выданному начальником отделения (территориального, г. Астрахань) ФГКУ ЮРУЖО МО РФ ФИО2, старший лейтенант С.А.И. включен в список нуждающихся в служебных жилых помещениях 24 июля 2017 г.

Кроме того, согласно Свидетельствам о регистрации по месту жительства от 06 сентября 2017 г. № 1857 и № 1858 С.У.А. и С.Х.А. зарегистрированы по месту жительства только 06 сентября 2017 г.

Таким образом, старший лейтенант С.А.И. вместе с членами его семьи был зарегистрирован по месту жительства только 06 сентября 2017 г. (о чем также имеется соответствующая отметка в паспорте), в связи с чем копии документов, удостоверяющих его личность и личность членов его семьи с отметками о регистрации по месту жительства представить в отделение (территориального, г. Астрахань) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ 24 июля 2017 г. он не мог.

Кроме того, согласно сообщения отделения (территориального, г. Астрахань) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ от 05 декабря 2017 г. № 184/03/25136, направленного в адрес Учреждения по результатам рассмотрения запроса от 05 октября 2017 г. № УФ0518/10/4413, установлено, что дата включения старшего лейтенанта ФИО3 в Список изменена на 06 сентября 2017 г.

Следовательно, выплата старшему лейтенанту С.А.И. денежной компенсации должна была быть произведена с 06 сентября 2017 г., то есть с даты предоставления в отделение (территориального, г. Астрахань) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ полного пакета документов для включения в Список.

Кроме того, согласно пп. «д» п. 10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Следовательно, оснований для получения денежной компенсации в период с 24 июля по 05 сентября 2017 г. не имелось, поскольку старший лейтенант С.А.И. не был признан нуждающимся в получении служебного жилого помещения. В тоже время, право на получение денежной компенсации должно подтверждаться фактом признания в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Таким образом, начальником отделения (территориального, г. Астрахань) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ ФИО2 в нарушение положений Инструкции был поставлен 24 июля 2017 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащий С.А.И. неправомерно.

Так же, ввиду того, что старший лейтенант С.А.И. первоначально неправомерно был включен начальником отделения (территориального, г. Астрахань) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ ФИО2 в список нуждающихся в служебных жилых помещениях с 24 июля 2017 г.. денежная компенсация за период с 24 июля по 05 сентября 2017 г. была выплачена Учреждением на основании приказа военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 2 разряда) (г. Астрахань) от 04 октября 2017 г. № 161 по РПВ № 436 в размере 22 344, 12 руб.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Закон № 61 - ФЗ) имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Учреждение является юридическим лицом и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

В соответствии с Положением о федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» от 12 сентября 2011г. Учреждение является главным распределителям бюджетных средств.

Имущество Учреждения формируется за счет имущества, закрепленного за ним собственником на праве оперативного управления, а также средств федерального бюджета.

Неправомерно выданные С.А.И. денежные средства в сумме 22 344 12 руб. являлись федеральной собственностью, имуществом Министерства обороны Российской Федерации, находящимся в оперативном управлении Учреждения, который осуществляет контроль их использования.

Таким образом, получение С.А.И. денежной компенсации, перечисленной ему Учреждением за наем (поднаем) жилых помещений, ввиду отсутствия оснований для ее получения, привело к появлению у Российской Федерации ущерба в размере 22 344, 12 руб., занесенного в Книгу учета недостач военной комендатуры.

Следовательно, Учреждения вправе обратиться в суд к ФИО2, с требованиями о возмещении ущерба, причиненного государству в размере 22 344, 12 руб.

Ранее, Учреждением в Волгоградский гарнизонный военный суд было подано исковое заявление к С.А.И. о взыскании с него суммы неосновательного обогащения в размере 22 344, 12 руб.

Однако, решением Волгоградского гарнизонного военного суда от 04 мая 2018 г. в удовлетворении исковых требований Учреждения к С.А.И. было отказано в полном объеме, ввиду отсутствия со стороны С.А.И. недобросовестности.

При этом, судом установлено, что «...признавая ответчика нуждающимся в служебных жилых помещений, должностными лицами Территориального отделения достоверно было известно о том, что по состоянию на 24 июля 2017 г. Султангишиев и члены его семьи не были зарегистрированы в городе Астрахани по месту жительства по адресу военной комендатуры».

Таким образом, по причине неправомерных действий начальника отделения (территориального, г. Астрахань) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ ФИО2, а именно постановки на учет нуждающегося в служебном жилом помещении военнослужащего С.А.И. , права на которое он не имел, исковые требования начальника Учреждения о взыскании с ФИО2 денежных средств в размере 22 344, 12 руб. подлежат удовлетворению.

Истец просит суд Взыскать с ФИО2 в пользу Учреждения сумму ущерба в размере 22 344, 12 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.

ФИО2 в судебном заседании исковые требования истца не признал, просил суд в их удовлетворении отказать.

Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» министерства обороны Российской Федерации, при надлежащем извещении представителя в суд не направили, представили отзыв в котором полагали, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Военная комендатура (гарнизона, 2 разряда) (г. Астрахань), представителя в суд не направили, о времени и месте рассмотрения дела, извещены.

Суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 232 Трудового кодекса Российской Федерации определена обязанность стороны трудового договора возместить причиненный ею другой стороне этого договора ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождение стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 232 Трудового кодекса Российской Федерации).

Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой нормой материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации "Материальная ответственность работника" определены условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, в том числе и пределы такой ответственности.

Согласно части 1 статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть 2 статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Согласно части 2 статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Кодексом (часть 3 статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Из приведенных правовых норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по общему правилу необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб являются: наличие прямого действительного ущерба у работодателя, противоправность поведения (действия или бездействия) работника, причинно-следственная связь между действиями или бездействием работника и причиненным работодателю ущербом, вина работника в причинении ущерба.

При этом бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения для установления размера причиненного ущерба, причин его возникновения и вины работника в причинении ущерба.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Закон о статусе) служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следовательно, обеспечению служебным жилым помещением подлежат военнослужащий и только совместно проживающие с ним члены его семьи.

В силу п. 3 ст. 15 Закона о статусе, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названными предписаниями Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее - Положение), согласно п. 2 которого в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.

Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Обращаясь в суд с названным иском истец указал, что в результате невыполнения ответчиком требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» Министерству обороны Российской Федерации причинен прямой действительный ущерб в размере 22 344,12 руб.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 работал начальником отделения (территориального, г. Астрахань) ФГКУ «Югрегионжилье» с 14 июля 2014 г. по 25 января 2018 г.

В пункте 3.3 Должностной инструкции начальника отделения определены должностные обязанности: принимать решения о принятии (отказе) в постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещения.

Контролировать прием, проверку и вынесений решений (уведомлений) о признании нуждающимся в помещении и предоставлении служебного жилого помещения (п. 3.10 Должностной инструкции).

В пункте 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» определено, что для признания военнослужащих- граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются следующие документы, в том числе копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов.)

24 июля 2017 года старший лейтенант С.А.И. на имя начальника отделения (территориального, г. Астрахань) ФГКУ «Югрегионжилье» ФИО2 подал заявление о предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения службы. Данное заявление зарегистрировано 24 июля 2017 г. входящий номер АО/14/68307.

При этом, поскольку лицо, которое ответственно за постановку на регистрационный учет военнослужащих по месту жительства находилось в отпуске, а замещающее её лицо не было назначено, он обязался зарегистрироваться со всеми членами семьи по адресу: <адрес> (адрес войсковой части, где проходит службу С.А.И. ), после выхода данного лица с отпуска. Данное обязательство было выполнено С.А.И. и он поставлен на регистрационный учет по месту жительства с 06 сентября 2018 г.

В пункте 8 Инструкции от 30 сентября 2010 г. № 1280 указано, что дата принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции.

Рассмотрев заявление, уведомлением от 06 сентября 2017 г. С.А.И. с составом семьи 4 человека включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения службы- Астраханская область, Астрахань, в/ч ВК, дата включения в список 24 июля 2017 г.(дата подачи заявления С.А.И. ).

В соответствии с п. п. 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

Аналогичные положения закреплены в п. 2 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303

(далее - Инструкция).

Кроме того, согласно п. 4 Инструкции выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором помимо прочего указывается дата начала найма (поднайма) жилья.

Из изложенных положений нормативных актов следует, что:

основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является волеизъявление военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, выраженное в форме рапорта с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение компенсации;

ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащему, как правило, начиная с месяца, в котором военнослужащий представил договор найма (поднайма) жилья;

день найма (поднайма) жилого помещения может не совпадать с фактической датой начала найма (поднайма) жилья.

Таким образом, Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных им полномочий определено, что право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, а реализовать его может путем обращения с рапортом о выплате компенсации с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.

При таких данных военнослужащий имеет право на получение денежной компенсации со дня обращения к командованию воинской части с соответствующим рапортом.

08 сентября 2018 г. С.А.И. на имя Военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 2 разряда) (г. Астрахань) подал рапорт о предоставлении ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения (вх. № 1208), с приложением документов, установленных п. 4 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303.

Поскольку получение денежной компенсации носит заявительный характер и право возникает со дня обращения к командованию, следовательно, право у С.А.И. на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения возникло с момента обращения с 08 сентября 2018 г.

Довод представителя истца, о том, что по вине начальника отделения (территориального, г. Астрахань) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ ФИО2 старшему лейтенанту С.А.И. была выплачена денежная компенсация за период с 24 июля по 05 сентября 2017 г. в размере 22 344, 12 руб., поскольку он неправомерно был включен в список нуждающихся в служебных жилых помещениях с 24 июля 2017 г., судом не принимается во внимание.

Уведомление о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений, которое направляется начальником отделения (территориального, г. Астрахань) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ военнослужащему, является одним из документов, которые должны быть приложены к рапорту военнослужащего о предоставлении ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения и при принятии решения о выплате денежной компенсации должно рассматриваться в совокупности с другими документами, приложенными к рапорту.

Между тем, в должностные обязанности начальника отделения (территориального, г. Астрахань) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ не входит принятие решений о выплате денежной компенсации военнослужащим.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что истцом не доказана совокупность условий для наступления материальной ответственности ФИО2 за причиненный работодателю ущерб: противоправность поведения (действия или бездействия) работника, причинно-следственная связь между действиями или бездействием работника и причиненным работодателю ущербом, вина работника в причинении ущерба.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения иска Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области к ФИО2 о взыскании ущерба оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2018 г.

Судья И.З. Синёва