ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3614/2022 от 19.04.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2022 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Саая В.О., при секретаре судебного заседания Халааран Ш.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Республики Тыва ФИО10 в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной политики по о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением,

с участием помощника прокурора г. Кызыла ФИО11, истца ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, указывая на то, что прокуратурой по обращению ФИО1 была проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки было установлено, что постановлением председателя администрации от ДД.ММ.ГГГГФИО3 назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1, ФИО17 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы сельского поселения «сумов» Азасский Тоджинского кожууна» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот для получения жилой площади на территории . В данном списке под указан ФИО1. ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец , состоит на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г. ФИО7. Председателем Хурала представителей и председателем администрации сельского поселения «сумона Азасский Тоджинского кожууна» ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот, состоящих на очереди для получения жилой площади (круглые сироты, не имеющие жилья для постоянного или временного проживания), где ФИО1 указан под номером . Таким образом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоял в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, при передаче функций опеки и попечительстве от администрации сельского поселения Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва в ДД.ММ.ГГГГ году личное дело ФИО1 не передано. Следствием этого оказалось не включение ФИО1 в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, сформированный органом исполнительной власти республики – Агентством по делам семьи детей Республики Тыва, а с ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной политики Республики Тыва. Решение об исключении ФИО1 из списка, сформированного органом местного самоуправления, об отказе во включении в сводный список, не принималось. Вместе с тем установлено, что на заявление ФИО1 о включении в список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ было отказано, в связи с тем, что ФИО1 на момент обращения исполнилось года. Тем самым, ФИО1 состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но по обстоятельствам, от него не зависящим, в период передачи полномочий по опеке и попечительству от органов местного самоуправления органу исполнительной власти субъекта не был включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанное повлекло нарушение жилищных прав ФИО1,

Просит обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированный Министерством труда и социальной политики Республики Тыва, под номером очереди, определенном с учетом очередности, установленной в списке детей-сирот, состоящих на очереди для получения жилой площади администрации сельского поселения «Азасский» от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор ФИО11, истец ФИО1 поддержали исковые требования в полном объеме по доводам искового заявления и просили удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств о об отложении дела не заявлял, в связи с ч ем суд рассматривает дело в отсутствии неявившегося представителя на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 N 414 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва" Министерство труда и социальной политики Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.

В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора ФИО10, ФИО1 просит провести проверку на факт нарушения его жилищного права как сироты на получение жилого помещения, защиты его законных интересов.

Согласно свидетельству выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в , о чём была сделана запись акта Отцом указан ФИО17, матерью указана ФИО4.

Согласно свидетельству выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чём была сделана запись акта .

Согласно свидетельству выданному ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чём была сделана запись акта .

Постановлением председателя администрации от ДД.ММ.ГГГГФИО3 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Постановлением главы сельского поселения «сумов» Азасский Тоджинского кожууна» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот для получения жилой площади на территории . В данном списке под указан ФИО1.

В списке детей-сирот для получения жилой площади на территории от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 находится под .

Согласно выпискам из реестровой книги о праве собственности на объект капитального строительства, помещения (до 1998 года) выданным ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17, ФИО4, ФИО1 не имеют прав собственности на жилые помещения, объекты недвижимости на территории Республики Тыва.

В представлении от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что прокуратурой была проведена проверка исполнения федерального законодательства при обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Проверкой было установлено, что при передаче функций опеки и попечительства от администрации сельского поселения Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва в ДД.ММ.ГГГГ году личное дело ФИО1 в Агентство не передано. Указанное повлекло не включение ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Отсутствие ФИО1 в данном списке препятствует ему в реализации имеющегося у него права на жилище.

Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ, администрация сельского поселения сумон Азасский Тоджинского кожууна сообщил, что личное дело ФИО1 было восстановлено и передано Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, однако они отказались взять личное дело. Также указано, что решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Министерство труда и социальной политики РТ отказало ФИО1 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва, так как ему на момент обращения уже было года. В ДД.ММ.ГГГГ году председателем администрации была ФИО12, в архиве администрации не найдены документы касающихся для детей сирот и детей без попечения родителей.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО1 отсутствуют права на объекты недвижимости на территории Республики Тыва на состояние ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 не состоит в утвержденном списке детей-сирот подлежащих обеспечению жильем на территории Республики Тыва, так как решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 было отказано во включении в список в связи с достижением им возраста лет на момент подачи заявления.

Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлен исчерпывающий перечень оснований для исключения детей-сирот из списка нуждающихся в жилье.

Так, в соответствии со ст. 3.1. указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае: 1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; 2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; 3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации; 4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании анализа положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1, пунктов 1 - 3 статьи 8 Закона Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", части 2 статьи 2 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 года N 397, которыми регулируются условия и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, дополнительных гарантий прав на жилое помещение суд пришел к выводу о том, что дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 1 января 2013 года, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 1 января 2013 г. в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 01.01.2013, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 01.01.2013 в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится. При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.

При этом суд также учитывает, что истец признан лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в период передачи полномочий от Агентства по делам семьи детей Республики Тыва Министерству труда и социальной политики Республики Тыва не был включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его учетное дело не было передано в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, свое право на получение жилья не реализовал, длительное время постоянно проживает на территории Республики Тыва.

Исходя из приведенных правовых норм, фактических обстоятельств дела, суд признает необоснованным и незаконным отказ во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением во включении в список со ссылкой на достижение истцом возраста лет на момент подачи заявления.

Следовательно, требования об обязании Министерства труда и социальной политики Республики Тыва включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения для получения жилой площади на территории сельского поселения «Азасский» Республики Тыва под прежним номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Республики Тыва ФИО10 в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной политики по о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения для получения жилой площади на территории сельского поселения «Азасский» Республики Тыва под прежним номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение составлено 26 апреля 2022 года.

Судья В.О. Саая