ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3615/2021 от 26.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

<номер обезличен>

<номер обезличен>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2021 года <адрес обезличен>

Ленинский районный суд <адрес обезличен> края

в составе:

председательствующего судьи Шарлай А.Н.

при секретаре Кара О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чеботаревой В. А. к администрации <адрес обезличен>, третьи лица – КУМИ <адрес обезличен>, СНТ «Зорька» о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Чеботарева В.А. обратилась в суд с иском к администрации <адрес обезличен> к Администрации <адрес обезличен>, в котором просит:

- признать на ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, СНТ «Зорька», <номер обезличен>;

- произвести государственную регистрацию права собственности истца на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, СНТ «Зорька», <номер обезличен>.

В обосновании доводов указала, что Чеботарева В.А. является членом СНТ «Зорька», в котором владеет и пользуется земельным участком <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, обще й площадью 600 кв.м., который ею обрабатывался и за которым она ухаживала в период времени, начиная с <дата обезличена> года по <дата обезличена>.

Подтверждением данного факта является выписка из протокола межведомственной комиссии администрации <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена>, а также членская книжка садовода члена СНТ «Зорька» от <дата обезличена>.

<дата обезличена>Чеботарева В.А. обратилась в МФЦ <адрес обезличен> с заявлением о предоставлении ей в собственность вышеуказанного земельного участка.

<дата обезличена>Чеботарева В.А. получила уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельный участков гражданам на землях садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединений для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства».

Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что Постановлением главы <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> принято решение об изъятии земельного участка <номер обезличен> в СТ «Зорька», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче данного земельного участка в администрацию <адрес обезличен> для перераспределения.

С указанным отказом истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным.

Так, в <дата обезличена> году действовали положения Земельного кодекса РСФСР, которые не предусматривали порядок изъятия земельного участка и аннулирования документа о праве собственности земельных участков.

Глава 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» Гражданского Кодекса РФ введена в действие со дня принятия и введения в действия Земельного кодекса РФ, т.е. на <дата обезличена> год данные положения не действовали.

Постановление Правительства РФ <номер обезличен> «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей Управлениями юстиции по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принято <дата обезличена>.

Таким образом, на момент издания постановления главы администрации <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена> «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах <адрес обезличен>», которым было принято решение об изъятии земельного участка <номер обезличен> в СТ «Зорька» и передаче данного земельного участка в администрацию <адрес обезличен> для перераспределения, не действовали положения гражданского или земельного законодательства, устанавливающие порядок изъятия земельных участков в связи с добровольным отказом от данных земельных участков.

Администрация <адрес обезличен>, как орган местного самоуправления, была вправе в период с 1998 по 2003 гг. осуществить действия в порядке ст. 225 и 236 ГК РФ с выполнением процедуры приобретения права муниципальной собственности на недвижимую ведь, от права собственности на которую собственник отказался ( бесхозяйная вещь), заявлений о постановке на учет объектов недвижимого имущесгва( бесхозяйных вещей) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подано не было.

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что право муниципальной собственности на земельный участок <номер обезличен> в СТ «Зорька» не возникло. Таким образом, уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги <номер обезличен>с от <дата обезличена>, а также содержащийся в данном уведомлении вывод о прекращении права собственности на спорный земельный участок в СТ «Зорька», является необоснованным, несостоятельный и незаконным.

На основании изложенного, можно с уверенностью сделать вывод о том, что действующие документы СТ (СНТ) «Зорька», никем не оспорены и не отменены с момента основания до настоящего времени.

Истец Чеботарева В.А., ее представитель, представитель ответчика администрации <адрес обезличен> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 53-56)..

Представители третьих лиц КУМИ <адрес обезличен> и СНТ «Зорька» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного заседания суду не представили.

При таких обстоятельствах в силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).

Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

Судом установлено, что, согласно выписке из протокола межведомственной комиссии администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>, Чеботаревой В.А. выделен земельный участок <номер обезличен>, площадью 600 кв.м., в садоводческом товариществе «Зорька».

Таким образом, Чеботарева В.А. является пользователем и владельцем земельного участка <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, общей площадью 600 кв.м..

Согласно членской книжке СНТ «Зорька» (л.д.20) от <дата обезличена>Чеботарева В.А. является членом СНТ «Зорька» и ей принадлежит на праве собственности земельный участок <номер обезличен> площадью 600 кв.м.

Согласно выписке из протокола общего собрания СНТ «Зорька» от <дата обезличена><номер обезличен> за Чеботаревой В.А. закреплен вышеуказанный земельный участок.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости №<номер обезличен> от <дата обезличена>, сведения о владельце земельного участка <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, общей площадью 600 кв.м., отсутствуют.

<дата обезличена>Чеботарева В.А. обратилась в МФЦ <адрес обезличен> с заявлением о предоставлении ей в собственность вышеуказанного земельного участка.

<дата обезличена>Чеботарева В.А. получила уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно земельных участков гражданам на землях садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединений для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства».

Основанием для отказа явилось Постановление главы <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> об изъятии земельного участка <номер обезличен> в СТ «Зорька», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче данного земельного участка в администрацию <адрес обезличен> для перераспределения.

Судом установлено, что постановлением главы <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах <адрес обезличен>» принято решение об изъятии земельного участка <номер обезличен> в СТ «Зорька» и передаче данного земельного участка в администрацию <адрес обезличен> для перераспределения.

Поскольку постановление главы <адрес обезличен> об изъятии и перераспределении земельного участка издано <дата обезличена>, к правоотношениям, возникшим в связи с изданием данных постановлений положения Земельного кодекса РФ, введенного в действие в соответствии с федеральным законом № 137-ФЗ от <дата обезличена>, не применимы.

До <дата обезличена>, действовали положения Земельного кодекса РСФСР, которые не предусматривали порядок изъятия земельного участка и аннулирования документа о праве собственности земельных участков.

Глава 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» Гражданского Кодекса РФ введена в действие со дня принятия и введения в действия Земельного кодекса РФ, т.е. <дата обезличена> данные положения не действовали.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ (в редакции федерального закона от <дата обезличена>, действовавшей на момент издания постановления главы <адрес обезличен>) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.

Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно ст. 235 ГК РФ (в редакции федерального закона от <дата обезличена>) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиция (статья 242); конфискация (статья 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 настоящего Кодекса.

Статья 236 ГК РФ (в редакции федерального закона от <дата обезличена>), предусматривала, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Абзац 7 пункта 3 ст. 9 ФЗ от <дата обезличена> «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ об отнесении к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей, - введен федеральным законом от <дата обезличена> № 69-ФЗ.

Постановление Правительства РФ <номер обезличен> «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей Управлениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принято <дата обезличена>.

Таким образом, на момент издания постановления главы <адрес обезличен> от <номер обезличен> от <дата обезличена> не действовали положения гражданского или земельного законодательства, устанавливающие порядок изъятия земельных участков в связи с добровольным отказом от данных земельных участков.

Администрация <адрес обезличен> как орган местного самоуправления была вправе в период с 1998 по 2003 гг. осуществить действия в порядке ст. 225 и 236 ГК РФ с выполнением процедуры приобретения права муниципальной собственности на недвижимую ведь, от права собственности на которую собственник отказался (бесхозяйная вещь), заявлений о постановке на учет объектов недвижимого имущества (безхозяйных вещей) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подано не было.

Однако, администрация <адрес обезличен> не предпринимала никаких действий по выполнению данной процедуры.

Федеральным законом от <дата обезличена> № 141-ФЗ в п.2 ст. 53 ЗК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Согласно пп. 1.1 ст. 19 ЗК РФ если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка (п. 1.1 введен Федеральным законом от <дата обезличена> N 141-ФЗ).

Вышеуказанная государственная регистрация прекращения права собственности не осуществлялась.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что право муниципальной собственности на земельный участок <номер обезличен> в СТ «Зорька» не возникло.

В соответствии с пунктами 1,3 статьи 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Согласно статье 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Пунктом 2.7. статьи 3 Федерального закона от <дата обезличена> №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено, что до <дата обезличена> члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от <дата обезличена> №137-ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В силу ст. 21 федерального закона №66-ФЗ от <дата обезличена> «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент принятия решения собранием уполномоченных СТ «Зорька») к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: (в ред. Федерального закона от <дата обезличена> N 137-ФЗ) 1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции; 2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий; 4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное; 5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий; 6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий; 7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; 8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения; 9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов; 11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения; 12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении; 13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката; 14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката; 15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения; 16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения, (пп. 16 введен Федеральным законом от <дата обезличена> N 93-Ф3) 0бщее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения, (абзац введен Федеральным законом от <дата обезличена> №137-ФЗ)».

До <дата обезличена> действовал порядок предоставления в собственность земельных участок садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением, предусмотренный ст. 28 вышеуказанного федерального закона.

Пунктом 18 ст. 21 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что к компетенции общего собрания отнесено: распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории; (пп. 18 введен Федеральным законом от <дата обезличена> №171-ФЗ).

Пункт 3 ст. 14 этого же федерального закона предусматривает, что «земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».

В связи с изложенным, суд принимает во внимание действующий, никем не оспоренный и не отмененный протокол межведомственной комиссии администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>, подписанный первым заместителем главы администрации <адрес обезличен>, согласно которому Чеботаревой В.А. выделен земельный участок <номер обезличен> в СТ «Зорька».

В соответствии с выпиской из протокола общего собрания СНТ «Зорька» <номер обезличен> от <дата обезличена> вышеуказанный земельный участок закреплен за Чеботаревой В.А., ею оплачены соответствующие взносы

Таким образом, Чеботарева В.А. является членом СТ «Зорька», на законных основаниях владеет спорным участком, расположенном на территории данного СНТ и выделенного товариществу до дня вступления в силу ФЗ от <дата обезличена> №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженности по их уплате не имеет.

Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении Чеботаревой В.А., ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд полагает, что исковые требования Чеботаревой В.А. о признании за ней права собственности на земельный участок <номер обезличен> в СНТ «Зорька», подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 59 ЗК РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чеботаревой В. А. к Администрации <адрес обезличен> о признании права собственности на земельный участок – удовлетворить.

Признать за Чеботаревой В. А. право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности за Чеботаревой В. А. на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, общей площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вом суде подачей жалобы через Ленинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н.Шарлай

Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.

Судья А.Н.Шарлай