Дело № 2-3616/14
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 августа 2014 года
Московский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Самойловой Е.В.
при секретаре Игнатьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан о возложении обязанности по постановке объекта недвижимости на кадастровый учет,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» о признании отказа в осуществлении государственного учета незаконным, возложении обязанности произвести постановку на кадастровый учет объект недвижимости. В обоснование исковых требований указано, что по договору социального найма жилого помещения истцу и членам его семьи предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат <адрес>. В рамках заключенных договоров с РГУП «БТИ» МСА и ЖКХ РТ, изготовлены технический паспорт и технический план на указанное жилое помещение, которые предоставлены ответчику для постановки указанного жилого помещения на кадастровый учет. В соответствии с решением от 21 марта 2013 года истцу отказано в осуществлении государственного учета объекта недвижимости. Основанием для отказа явилось то, что необходимый для кадастрового учета документ (технический план) по содержанию не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития РФ №583 от 29.11.2010 года «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке», поскольку технический план составлен на два объекта. Истец считает данный отказ незаконным. В соответствии с письмом РГУП «БТИ» МСА и ЖКХ РТ №2840 от 14.05.2014 года, истцу разъяснено, что технический паспорт и технический план помещения изготовлены надлежащим образом, в соответствии с представленным договором социального найма, однако согласно письму Минэкономразвития РФ от 27.12.2012 года №Ог-Д23-6926, комнаты, не имеющие общие стены и перегородки, которые разделены между собой местами общего пользования, не могут быть учтены как одно целое помещение. Внесение изменений в техническую документацию возможно по результатам предоставления новых двух договоров социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда (как на комнату № и комнату №), либо решить вопрос постановки на кадастровый учет. Согласно письму ИКМО г. Казани №810/22 от 18.06.2013 года, заключение отдельных договоров социального найма, при разделе муниципальной квартиры, не предусмотрено. Согласно техническому паспорту, выписке из домовой книги на помещение, жилое помещение, а именно <адрес> изолировано и обособлено от других помещений в указанном доме. При этом данный объект, как обособленное жилое помещение (часть встроенного жилого помещения) постановлено на государственный учет БТИ. Истец считает необоснованными ссылки органа кадастрового учета на письмо Минэкономразвития РФ от 27.12.2012 года №Ог-Д23-6926, так как данное письмо является ответом на конкретное обращение и не является ненормативным правовым актом. Кроме того, как следует из указанного письма, не могут быть учтены как одно помещение комнаты, которые не имеют общих стен и перегородок, а также разделены между собой местами общего пользования. В рассматриваемом случае жилое помещение, а именно комнаты <адрес>, имеют одно общее назначение – жилое, хотя и разделено на две части, но эти части имеют общую стену. На основании изложенного, истец просит признать отказ ответчика в осуществлении государственного учета жилого помещения, <адрес> незаконным, а также обязать ответчика осуществить государственный учет жилого помещения, состоящего из <адрес>.
В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнил исковые требования: просил обязать ответчика осуществить государственный учет жилого помещения, состоящего из <адрес>, на основании документов, поданных по заявлению от 26.02.2013 года №. От требований в части признания отказа ответчика в осуществлении государственного учета жилого помещения, состоящего из комнат <адрес>, незаконным, представитель истца отказался, производство в данной части прекращено судом.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.
Представитель ответчика ФИО2 иск не признала.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению его прав и свобод.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении объекта недвижимости осуществлен государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, то такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости).
Согласно части 7 этой же статьи, если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
В силу части 1 статья 27 названного Федерального закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 указанной статьи (в редакции, на день обращения ФИО1 за совершением регистрационных действий) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;
8) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и(или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Частью 7 этой же статьи Федерального закона предусмотрено полномочие органа кадастрового учета принять решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
Из приведенных положений Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что при обращении заинтересованного лица с заявлением о внесении в государственный кадастр сведений о ранее учтенном объекте недвижимости государственный кадастровый учет производится, в том числе, на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости, представленных соответствующими органами в орган кадастрового учета по его запросам, и отказать в осуществлении кадастрового учета такого объекта орган кадастрового учета не вправе.
Судом установлено, что по договору социального найма жилого помещения истцу и членам его семьи предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат <адрес>.
В рамках заключенных договоров с РГУП «БТИ» МСА и ЖКХ РТ, изготовлены технический паспорт и технический план на указанное жилое помещение, которые предоставлены ответчику для постановки указанного жилого помещения на кадастровый учет, о чем 26.02.2013 года было подано соответствующее заявление №.
Решением от 21 марта 2013 года истцу отказано в осуществлении государственного учета объекта недвижимости. Основанием для отказа явилось то, что необходимый для кадастрового учета документ (технический план) по содержанию не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития РФ №583 от 29.11.2010 года «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке», поскольку технический план составлен на два объекта.
В соответствии с письмом РГУП «БТИ» МСА и ЖКХ РТ №2840 от 14.05.2014 года, истцу разъяснено, что технический паспорт и технический план помещения изготовлены надлежащим образом, в соответствии с представленным договором социального найма, однако согласно письму Минэкономразвития РФ от 27.12.2012 года №Ог-Д23-6926, комнаты, не имеющие общие стены и перегородки, которые разделены между собой местами общего пользования, не могут быть учтены как одно целое помещение. Внесение изменений в техническую документацию возможно по результатам предоставления новых двух договоров социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда (как на комнату № и комнату №), либо решить вопрос постановки на кадастровый учет.
Согласно письму ИКМО г. Казани № от 18.06.2013 года, заключение отдельных договоров социального найма, при разделе муниципальной квартиры, не предусмотрено.
Согласно техническому паспорту и выписке из домовой книги, жилые помещения, а именно: <адрес>, изолированы и обособлены от других помещений в указанном доме. При этом данный объект, как обособленное жилое помещение (часть встроенного жилого помещения) постановлено на государственный учет БТИ.
Таким образом, в силу приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что оснований для отказа истцу в постановке на государственный кадастровый учет жилого помещения, <адрес>, не имеется, а потому иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости в виде жилого помещения, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г.Казани.
Судья: Е.В. Самойлова