ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3618/2015 от 21.07.2015 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

21.07.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14.07.2015

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А.,

с участием представителя истца ФИО4,

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО5,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконным исключения из реестра, признании права на получение государственного жилищного сертификата, восстановлении в реестре граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 А.В. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным исключение его из реестра, признать право на получение государственного жилищного сертификата, восстановить в реестре граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ.

В обоснование иска ФИО2 А.В. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он вместе с членами семьи: супругой ФИО6 и сыном ФИО7 признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ (далее - Подпрограммы). Уведомлением № ****** от ДД.ММ.ГГГГ истец с членами семьи исключен из реестра участников Подпрограммы по причине наличия в собственности жилых помещений, общей площадью 113,2 кв.м., что является отсутствием условий нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Считает исключение из реестра участников Подпрограммы незаконным и просит восстановить себя и членов своей семьи в реестре участников Подпрограммы.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержала полностью, пояснив, что принадлежащий на праве собственности ФИО1 жилой дом, общей площадью 93,9 кв.м., не соответствует требованиям пригодных для постоянного проживания жилых помещений, поскольку в указанном жилом помещении отсутствуют центральное отопление, водопровод, канализация, горячее водоснабжение, газоснабжение. Поскольку указанный объект недвижимости не является пригодным для постоянного проживания жилым помещением, то оно не должно учитываться при признании истца и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений. Вместе с тем не возражала при расчете выплаты по государственному жилищному сертификату учитывать собственность сына истца, общей площадью 19,3 кв.м.

В судебном заседании представитель ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилое помещение, общей площадью 93,9 кв.м. Указанное жилое помещение не признано в установленном законом порядке непригодным для постоянного проживания, в связи с чем отсутствуют основания не учитывать его при признании истца и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений.

Истец ФИО2 А.В., третьи лица ФИО6, ФИО2 А.А. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Третье лицо ФГКУ «Войсковая часть № ******» в судебное заседание также не явилось. Извещалось надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. О причинах неявки суду не сообщило, об отложении дела не просило. Ранее в представленном отзыве на исковое заявление исковые требования ФИО1 поддержало.

С учётом мнения представителя истца, представителя ответчика и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца, третьих лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

По поручению Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №Пр-1777 Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление № ****** «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», которым утверждена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты».

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (далее Правила) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 А.В. и члены его семьи проживают на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>

Согласно справке № ****** от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира расположена при войсковой части, имеющей статус закрытого военного городка.

Пп. а п.16.1 Правил установлено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты по государственному жилищному сертификату применяется при расчете размера социальной выплаты, если:

- гражданин – участник Подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;

- гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

- гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на жилой дом, общей площадью 93,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности не прекращено.

Кроме того, за ФИО7 зарегистрировано право собственности на 1/4 долю жилого помещения (общей площадью 77,2 кв.м.), расположенного по адресу: <адрес>165.

Таким образом, учитывая, что обеспеченность ФИО1 и членов его семьи общей площадью жилых помещений составляла 113,2 кв.м., ФГКУ «Центррегионжилье» исключило истца и членов его семьи из реестра граждан участников Подпрограммы.

По мнению истца, жилой дом, общей площадью 93,9 кв.м. не должен учитываться при признании его и членов его семьи участниками Подпрограммы, поскольку данное строение является непригодным для постоянного проживания.

В подтверждение своих доводов истцом было представлено экспертное заключение № ******, из которого усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, регламентирующим условия для постоянного проживания.

Согласно ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения, независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов, в связи с чем, представленное суду экспертное заключение № ****** в отсутствие решения уполномоченного органа о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания не является достаточным доказательством для подтверждения указанного обстоятельства.

В виду того, что истцом не был соблюден установленный законом порядок для признания жилого помещения непригодным дл проживания, отсутствуют сведения об обращении по указанному вопросу, обжаловании решения соответствующего органа, в настоящее время отсутствует возможность установления данного обстоятельства судом. Вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан суду не подведомственен.

Кроме того, признание жилого дома непригодным для постоянного проживания в установленном законом порядке не может служить основанием признания оспариваемого решения об исключении истца и членов его семьи из реестра граждан участников Подпрограммы от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку право на участие в Подпрограмме может возникнуть у истца и членов его семьи лишь после принятия соответствующего решения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания.

На основании изложенного, принимая во внимание обеспеченность истца и членов его семьи жилыми помещениями, общей площадью 113,2 кв.м., что при перерасчете на каждого составляет по 37,7 кв.м. на одного человека, а также отсутствии обязательства о безвозмездном отчуждении этих жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, решение ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО1 и членов его семьи из реестра участников Подпрограммы является законным, исковые требования о признании права на получение государственного жилищного сертификата, восстановлении в реестре граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

иск ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконным исключения из реестра, признании права на получение государственного жилищного сертификата, восстановлении в реестре граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья Н.А. Бабкина