ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3619/20 от 14.12.2020 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

Решение

именем Российской Федерации

14 декабря 2020 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Карапетян Е.В.

при секретаре Курбановой В.И..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №5 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области ( далее по тексту ТОИОГВ СО) – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №5 с требованиями о признании права на включение в Списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» и признании решения от 16.06.2020 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности включить его в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» в течении 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что с 04.11.1991 проходил службу в УВД г. Первоуральска. Приказом начальника УВД Свердловской области № 1167 от 04.11.1996 за высокие показатели в работе был награждён нагрудным знаком «Отличник милиции». 08.06.2020 он обратился в Управление социальной политики № 5 г. Первоуральска о включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Уведомлением от 16.06.2020 за ему было отказано в предоставлении услуги о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Как следует из уведомления, награждение нагрудным знаком «Отличник милиции», не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку не является наградой за особые отличия в труде и продолжительный труд, дающей право на присвоение данного звания, так как не отвечает требованиям пунктов 1,5 и 6 «Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области». Кроме того по мнению ответчика, согласно Положению о нагрудном знаке «Отличник милиции», утверждённого приказом МВД СССР от 16.09.1985г. за № 175, не содержит сведений о том, что данный нагрудный знак является ведомственным знаком отличия и его нельзя расценивать как поощрение за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, а в самом Положении отсутствуют требования по стажу работы. Также из Уведомления об отказе следует, что право награждения нагрудным знаком наряду с Министром внутренних дел, предоставлялось начальникам территориальных (республиканиских, краевых областных и.т.д.) Управлений органов внутренних дел.

Считает отказ во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания ветеран труда не обоснованным. Нагрудный знак «Отличник милиции» отвечает всем требованиям, предъявляемым к ведомственным знакам отличия в труде и его наличие является достаточным правовым основанием для присвоения звания Ветеран труда».

В период прохождения службы в органах внутренних дел его служебные (трудовые) обязанности и их исполнение (выполнение) заключались в требованиях, предусмотренных ст.ст. 2 и 18 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991г. № 1026-1 (действовавшего на момент награждения), в дальнейшем Закон РФ от 18.04.1991г.

Как следует из п.1 Положения о нагрудном знаке «Отличник милиции», нагрудным знаком "Отличник милиции" награждаются лица рядового и младшего начальствующего состава милиции, показывающие пример верного служения Родине, проявляющие бдительность и самоотверженность, инициативу и находчивость, смелость и решительность в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями.

Из смысла самого приказа МВД СССР от 16.09.1985г. № 175, следует, что в том числе нагрудный знак «Отличник милиции» является ведомственной наградой, утверждённой федеральным, а не территориальным органом исполнительной власти. Награждение производится уполномоченным лицом, действующим от имени МВД СССР.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», следует, что ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";

2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Его трудовой (страховой) стаж составляет 27 лет 29 дней.

Частью 4 ст.7 Закона от 12.01.1995г., установлено, порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» на территории Свердловской области утверждены. Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006г. № 458-УГ. Пунктом 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, установлен перечень наград, не учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». При этом данный перечень наград не подлежит расширительном толкованию. Нагрудный знак «Отличник милиции» в указанном перечне не поименован.

В ходе судебного заседания истец ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Отказ управления соцполитики считает незаконным, просит учесть, что данная награда (знак «Отличник милиции») в других регионах принимается для решения вопроса о присвоение лицам звания «Ветеран труда». Просит признать незаконным решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5 от 16.06.2020г. № 2 об отказе в заявлении о| включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 5 в течении 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда.

Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от 25.05.2020, выданной сроком до 31.12.2020, исковые требования не признал, суду пояснил, что Управлением соцполитики действительно 15.06.2020 было принято решение об отказе ФИО1 во включении в списки граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», в виду несоответствия представленных заявителем документов требованиям Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам,проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ. Указанное решение Управление считает законным и обоснованным.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах.

В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст. ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.

Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ утверждено Положений о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее Положение).

В соответствии с п.п. 1 ч. 1 п. 1 Положения звание «Ветеран труда» присваивается проживающим на территории Свердловской области, в частности лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; ;

Согласно п. 5 Положения к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с п.п. 1 ч.1 п. 1 Положения право на присвоение ;звания «Ветеран труда», относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

В соответствии с пунктом 6 Положения к наградам и знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года, относятся:

1) государственные награды СССР или Российской Федерации (кроме учрежденных в связи с юбилейными и памятными датами), почетные звания СССР или Российской Федерации;

2) награды и знаки отличия, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и У продолжительную работу (службу), решение о награждении которыми принято Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Руководителем Администрации Президента Российской Федерации,, председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

3) ведомственные знаки отличия, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу), решение о награждение которыми принято руководителями федеральных органов исполнительной власти;

4) награды и знаки отличия, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Совета Министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, а также знак «Победитель социалистического соревнования... года» либо знак «Ударник... пятилетки», знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».

При присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются награды, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок,; Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК BJIKCM, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также медали и дипломы (почетные дипломы) Выставки достижений народного хозяйства, грамоты (почетные грамоты), учрежденные Советом Министров СССР, РСФСР за достижения в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции, знак «Ударник коммунистического труда», юбилейная почетная грамота ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции», документы, подтверждающие ученое звание или ученую степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты (почетные грамоты), дипломы (почетные дипломы) и иные поощрения за участие или победу в спортивных и иных конкурсах и соревнованиях, свидетельства, удостоверяющие исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, именные часы, денежные премии, юбилейные и памятные знаки, значки, медали. Данный перечень наград не подлежит расширительному толкованию.

Представленная заявителем, копия удостоверения к нагрудному знаку «Отличник милиции» Министерства внутренних дел СССР, награждение которым произведено в соответствии с Приказом начальника УВД Свердловской области № 1167 от 04.11.1996 (печать и подпись-руководителя не предусмотрены), не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран груда», поскольку не является наградой за особые отличия в труде и продолжительный труд, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», так как не отвечает требованиям пунктов 1, 5, 6 Положения. Положение о нагрудном знаке «Отличник милиции», в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел СССР от 16 сентября 1985 г. № 175 «О совершенствовании практики поощрения личного состава органов внутренних дел и внутренних войск», не содержит сведений о том, что нагрудный знак «Отличник милиции» является ведомственным знаком отличия, данным нагрудным знаком «Отличник милиции» награждаются лица рядового и младшего начальствующего состава милиции, показывающие пример верного служения Родине, проявляющие бдительность и самоотверженность, инициативу и находчивость, смелость и решительность в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, что нельзя расценить как поощрение за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд.

При этом правом награждения этим нагрудным знаком наряду с Министром внутренних дел СССР и его заместителями имеют начальники главных управлений, управлений МВД СССР, министры внутренних дел союзных и автономных республик, начальники главных управлений и управлений внутренних дел крайоблгорисполкомов, управлений и отделов внутренних дел на транспорте, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. В данном случае награждение происходило Приказом начальника УВД Свердловской области N° 1167 от 04.11.1996 без печати и подписи должностного лица. Подпись (ФИО) уполномоченного лица в представленной награде не усматривается.. "

Ссылка истца в исковом заявлении на Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», также как и ссылка на Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г № 3-ФЗ «О полиции» не состоятельна.

Исследовав материалы по делу, выслушав стороны, суд находит требования истца ФИО1 подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании Имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имею для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как установлено судом, 08.06.2020 ФИО1 обратился в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №5 с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».

Решением № 2 Управления социальной политики №5 ФИО1 было отказано во включении в Списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»

16.06.2020 ФИО1 было направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги.

Считая отказ Управления социальной политики №5 во включении в Списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» незаконным, а также то, что в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, ФИО1 обратился в суд с иском.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту Закон N 5-ФЗ) порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" регламентированы утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее по тексту Положение N 458-УГ).

Поскольку реализация права на присвоение звания "Ветеран труда" носит заявительный порядок (п. 3 Положения N 458-УГ), право истца подлежит оценке по нормам законодательства, действующего на момент подачи заявления о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Данная редакция закона действует с 01.07.2016.

Аналогичным образом с 01.07.2016 урегулирован вопрос о ведомственных знаках отличия в труде и п.п. 1 ч. 1 п. 1 Положения N 458-УГ (в редакции Указа Губернатора от 20.05.2016 N 280-УГ).

Таким образом, с 01.07.2016 Законом N 5-ФЗ установлены критерии, которым должна отвечать ведомственная награда для того, чтобы быть учтенной при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", а именно - ведомственная награда должна быть учреждена за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), т.е. в самом положении о награде должно содержаться указание на награждение за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее Закон N 388-ФЗ) за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Судом установлено и подтверждается записью в трудовой книжке ФИО1 в период с 04.11.1991 календарно 11 лет 06 месяцев 10 дней служил в органах внутренних дел.

Согласно сведениям индивидуального лицевого учета застрахованного лица на 01.07.2020 стаж истца, учитываемый для назначения пенсии, 27 лет 0 месяцев 29 дней.

Согласно удостоверению Министерства внутренних дел ФИО1 приказом начальника УВД Свердловской области от 04.11.1996 награжден нагрудным знаком «Отличник милиции». В подтверждение данного награждения представлена архивная выписка из приказа Управления внутренних дел Свердловской области от 04.11.1996 о награждении нагрудным знаком «Отличник милиции» по УВД г. Первоуральска старшего лейтенанта милиции ФИО1 – старшего оперуполномоченного отделения УР УВД.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что награждение нагрудным знаком "Отличник милиции" на основании приказа Управления внутренних дел Свердловской области не противоречило действующему на момент награждения законодательству, что дает право на присвоение истцу звания "Ветеран труда".

Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Согласно "Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации" данное министерство в целях реализации своих полномочий имеет право учреждать в соответствии с законодательством Российской Федерации ведомственные знаки отличия, в том числе медали и нагрудные знаки, а также почетные грамоты.

Приказом МВД России от 14 июня 2000 года N 633 "Об учреждении знаков МВД России" в целях поощрения сотрудников органов внутренних дел за высокое профессиональное мастерство и многолетнюю безупречную службу, а также граждан за оказание активной помощи органам МВД, учрежден, в том числе, знак "Отличник милиции".

Положение о нагрудном знаке «Отличник милиции» действовало ранее в соответствии с Приказом МВД СССР от 16.09.1985 «О совершенствовании практики поощрения личного состава органов внутренних дел и внутренних войск (Положение о награде)

Данный приказ (положение) действовал в момент награждения истца нагрудным знаком "Отличник милиции".

Согласно Положению о знаке "Отличник милиции", утвержденному указанным приказом, знаком "Отличник милиции" награждаются лица рядового и младшего начальствующего состава милиции, показывающие пример верного служения Родине, проявляющие бдительность и самоотверженность, инициативу и находчивость, смелость и решительность в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями. В Положении отсутствует требование по стажу.

Как указал ответчик, данная награда не соответствует тем критериям (продолжительная работа не менее 15 лет в соответствующей сфере), которые в настоящее время предъявляются к ведомственным знакам отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда".

Тем не менее, истец, будучи награжден не той ведомственной наградой, которая названа в подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения N 458-УГ, имеет право на присвоение ей звания "Ветеран труда" в силу нормы ч. 3 ст. 8 Закона N 388-ФЗ.

Согласно этой норме за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Поскольку по состоянию на 30.06.2016 законодательством не предъявлялись к ведомственным знакам отличия в труде требования о награждении за 15-летний стаж работы в отрасли, нагрудный знак, которым награждена истец, относился к ведомственным знакам отличия в труде, право на присвоение звания "Ветеран труда" с учетом этой награды у истца было по состоянию на 30.06.2016, истец сохраняет такое право и в настоящее время с учетом нормы ч. 3 ст. 8 Закона N 388-ФЗ.

Доводы представителя ответчика о том, данная награда не является ведомственным знаком, учрежденным за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, поскольку основанием награждения данным знаком в соответствии с Положением о данной ведомственной награде является не продолжительный добросовестный труд, а высокие результаты работы, что не позволяет отнести данную награду к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", суд находит несостоятельными.

В силу п. 5 Положения N 458-УГ (в редакциях, действовавших на 30.06.2016 и на дату награждения истца нагрудным знаком «Отличник милиции» к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято, в том числе руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти. Критериев продолжительности труда законодательство не содержало до 30.06.2016, поэтому и не установленный по Положению о нагрудном знаке «Отличник милиции», утвержденному Министерством внутренних дел СССР не может быть расценен в качестве непродолжительного труда (с учетом требований разумности, объективно непродолжительным является период работы на протяжении нескольких дней, недель, месяцев, но не лет).

Нагрудный знак «Отличник милиции» согласно Положению вручается за добросовестную и результативную работу, решительность по охране общественного порядка.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11.01.2019 N 2-П, Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1) и утверждая свое верховенство и верховенство федеральных законов на всей ее территории (ст. 4, ч. 2), устанавливает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15, ч. ч. 1, 2). В развитие названных положений, относящихся к основам конституционного строя России, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод посредством, в частности, гражданского и административного судопроизводства (ст. 46, ч. 1, ст. 118, ч. 2), закрепляет, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46, ч. 2); будучи независимым и подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, суд общей юрисдикции, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ст. 120).

Действительно, согласно п. 6 Положения N 458-УГ к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда" гражданам, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято:

1) Президентом Российской Федерации;

2) Председателем Правительства Российской Федерации;

3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;

5) руководителями федеральных органов исполнительной власти;

6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

7) Генеральным прокурором Российской Федерации;

8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

При этом не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.

Между тем, норма п. 6 Положения N 458-УГ (п. 6 Положения N 458-УГ) являлась предметом оспаривания, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2018 N 45-АПГ18-6 пункт 6 названного Положения в части слов "знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба" признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу. Этим судебным актом установлено, что Губернатор Свердловской области, исключая знаки отличия министерств и ведомств, в которых предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, из перечня ведомственных знаков отличия в труде (службе), учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", превысил свои полномочия, сократив круг граждан, имеющих право на присвоение данного звания в силу положений федерального закона. Оспариваемые положения ограничивают права граждан, работающих (работавших) в министерствах и ведомствах, в которых предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба по трудовому договору, государственных гражданских служащих, проходящих (проходивших) такую службу по контракту, и награжденных в данных организациях знаками отличия, а также граждан, которые по состоянию на 30.06.2016 имели право на присвоение звания "Ветеран труда".

Указанная норма исключена из системы правового регулирования. Вступившим в силу судебным решением Верховного Суда Российской Федерации подтверждено несоответствие нормы п. 6 Положения N 458-УГ федеральному закону, принятие указанной нормы Губернатором Свердловской области с превышением полномочий и в противоречие с федеральным законодательством.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, в силу ч. 1 ст. 7 Закона №5-ФЗ и ч. 3 ст. 8 Закона N 388-ФЗ давало ФИО1 право на присвоение звания "Ветеран труда".

Решение Управления Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №5 от 16.06.2020 об отказе ФИО1 о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", являлся неправомерным, а иск ФИО1 подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №5 от 16.06.2020 «Об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги».

Признать за ФИО1 право на включение его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №5 обязанность включить ФИО1 в Списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21 декабря 2020 года

Председательствующий: подпись Е.В. Карапетян