ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-361/17 от 12.05.2017 Ордынского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-361/2017

Поступило в суд 26.04.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Ордынское 12 мая 2017 года

Федеральный районный суд общей юрисдикции Ордынского района Новосибирской области

в составе председательствующего судьи Грушко Е.Г.,

с участием помощника прокурора Завалюевой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Кувшиновой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Верх-Алеусского сельсовета Ордынского района Новосибирской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Верх-Алеусского сельсовета <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в администрацию Верх-Алеусского сельсовета <адрес> в качестве специалиста. Распоряжением главы администрации Верх-Алеусского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность заместителя главы администрации. ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес главы администрации было направлено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, которым рекомендовано исключить замещение должности заместителя главы администрации лицом, не имеющим высшего образования. ДД.ММ.ГГГГ решением Ордынского районного суда НСО на администрацию возложена обязанность прекращения трудовых отношений с истицей в течение двух недель со дня вступления в законную силу данного решения суда. Однако до истечения установленного решением суда срока распоряжением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена на основании абз. 4 ч.1 ст. 84 ТК РФ, с которым она была ознакомлена только ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ответчиком нарушено действующее законодательство, то её увольнение является незаконным и она подлежит восстановлению на работе. В результате незаконных действий ответчика для неё наступили неблагоприятные последствия, она лишена возможности продолжать свою профессиональную деятельность до истечении двух недель после вступления решения суда в законную силу, что поставило под угрозу её материальное положение. Истец с учетом уточнений просит признать распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ администрации Верх-Алеусского сельсовета <адрес> о её увольнении незаконным, признать увольнение незаконным и восстановить её в должности заместителя главы администрации Верх-Алеусского сельсовета <адрес>, взыскать с администрации Верх-Алеусского сельсовета <адрес> в её пользу средний заработок за всё время лишения возможности трудиться с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям. Пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ было назначено судебное заседание по рассмотрению гражданского дела в Ордынском районном суде <адрес>, по которому она была привлечена в качестве третьего лица. ДД.ММ.ГГГГ она поехала в <адрес> на рейсовом автобусе, отправляющемся в <данные изъяты> часов, на работу в тот день не выходила, до судебного заседания глава администрации ей показал распоряжение о её увольнении и сказал, чтобы она не выходила на работу, акт об отказе подписывать данное распоряжение не составлялся. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение суда, по которому ее нужно было уволить по истечении <данные изъяты> недель со дня вступления решения суда в законную силу. Однако ее уволили раньше установленного судом срока. ДД.ММ.ГГГГ она не приходила на работу, ДД.ММ.ГГГГ она пришла в администрацию сельского совета выяснить на основании чего была уволена. Ей предоставили для ознакомления распоряжение главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении, выдали трудовую книжку и расчёт, и она расписалась об ознакомлении с записями в трудовой книжке. Поскольку увольнение произошло ранее установленной судом даты администрация злоупотребила своим правом, сократив срок увольнения. Моральный вред заключается в переживаниях и лишении возможности трудиться, размер морального вреда определен исходя их среднемесячного заработка. Просит восстановить в прежней должности, так как по штатному расписанию другой вакантной должности нет.

Представители ответчика – администрации Верх-Алеусского сельсовета <адрес> в лице главы администрации ФИО3, по доверенности ФИО4 исковые требования не признали. Пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ до судебного заседания распоряжением главы администрации в его лице ФИО1 была уволена с должности заместителя главы Верх-Алеусского сельсовета <адрес> на основании абз. 4 ч.1 ст. 84 ТК РФ. Данное распоряжение ДД.ММ.ГГГГ предъявили ФИО5, но она не расписалась в нем, поэтому о нем не сообщили при рассмотрении дела по существу. После чего ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о возложении обязанности уволить ФИО5 в течении <данные изъяты> недель со дня вступления в законную силу решения суда. При этом увольнение ФИО5 состоялось на основании закона и представления прокурора, а не на основании решения суда. ДД.ММ.ГГГГФИО1 до судебного заседания не приходила. Также ДД.ММ.ГГГГ она на работу не приходила. ДД.ММ.ГГГГФИО1 пришла в администрацию, с распоряжением не стала знакомиться, составили акт об отказе в ознакомлении, но она получила копию данного распоряжения, ей отдали трудовую книжку и окончательный расчет. ФИО5 не может быть восстановлена в прежней должности, так как она в силу закона не может ее замещать.

Выслушав стороны и их представителей, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора <адрес>Завалюевой Т.А., полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу, что исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе и Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ) закрепляет принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, отражающий сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 25-ФЗ муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Закрепляя принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, указанный Закон признает необходимым условием прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 9 Закон № 25-ФЗ для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом: субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В соответствии с пунктом 2 раздела 5 Реестра должностей муниципальной службы в <адрес>, утверждённого законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы в <адрес>» в поселениях с численностью населения менее 5000 человек должность заместителя главы администрации относится к ведущей группе должностей муниципальной службы, должности специалистов администрации к младшим должностям.

Согласно п.п. 1, 2 ч.1 ст. 3 Закона НСО -ОСД от ДД.ММ.ГГГГ для замещения должности младшей группы должностей муниципальной службы в <адрес> необходимо наличие профессионального образования, для замещения ведущей должности муниципальной службы - наличие высшего образования.

В соответствии с ч. 8 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требовании к уровню профессионального образования и (или) квалификации, предоставляется лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим документы об образовании и о квалификации, подтверждающие уровень профессионального образования и квалификацию, если иное не установлено федеральными законами.

Частью 4 ст. 59 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что государственной итоговой аттестацией является итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ. Таким образом, наличие высшего образования для замещения должности заместителя администрации, наличие профессионального образования для замещения должности специалиста администрации в поселении <адрес> с численностью менее <данные изъяты> человек является обязательным в силу прямого указания в законодательстве.

Согласно абзацу 4 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно ст. 84.1 Трудового кодекса РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность). В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Выводы суда подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно распоряжению администрации Верх-Алеусского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении» заместитель главы администрации Верх-Алеусского сельсовета <адрес>ФИО1ДД.ММ.ГГГГ уволена за отсутствием соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, абз. 4 ч.1 ст. 84 ТК РФ, за нарушение установленного ТК РФ или иными ФЗ правил заключения трудового договора, п. 11 ст. 77 ТК РФ с выплатой денежной компенсации за неиспользованный отпуск за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью <данные изъяты> календарных дней (л.д. 7). С распоряжением была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, что не отрицается ФИО1, аналогичная запись об увольнении содержится в трудовой книжке (л.д. 8).

Согласно представлению прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прокурор обязал главу администрации Верх-Алеусского сельсовета <адрес> исключить замещение должности заместителя главы администрации Верх-Алеусского сельсовета <адрес> лицом, не имеющего высшее образование (л.д. 9-12).

Решением Ордынского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Верх-Алеусского сельсовета <адрес> возложена обязанность устранить нарушения федерального законодательства о муниципальной службе путём расторжения трудового договора и прекращения трудовых отношений с ФИО1 в течении двух недель со дня вступления решения в законную силу (л.д. 14-18).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 была назначена на ведущую должность муниципальной службы в нарушение федерального законодательства о муниципальной службе муниципальной службы, типовым квалификационным требованием к уровню профессионального образования для замещения ведущей группы должностей муниципальной службы, так как не имела высшего образования.

Увольнение ФИО1 произведено на основании вышеуказанных норм закона, в силу которых замещение данной должности в отсутствии у работника высшего образования исключает возможность продолжения муниципальной службы. При этом суд исходит из того, что увольнение ФИО1 предусматривалось в силу закона, вне зависимости от наличия решения суда о расторжении трудового договора.

Оценивая порядок увольнения ФИО1 суд не усматривает нарушений трудового законодательства, так как у работодателя отсутствовала возможность ознакомить работником с распоряжением об увольнении по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО1 не явилась на работу, что ею не отрицается. Ее явка ДД.ММ.ГГГГ не исключалась, так как судебное заседание было назначено на <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, общественный транспорт (автобус) из <адрес> в р.<адрес> (место рассмотрение гражданского дела , участником которого ФИО1 являлась) отправляется в <данные изъяты>, время в пути составляет около <данные изъяты> часа, что подтверждено в судебном заседании обеими сторонами, следовательно, истец не явилась на работу ДД.ММ.ГГГГ без уважительной причины, что исключало возможность ее ознакомления с оспариваемым распоряжением. ДД.ММ.ГГГГФИО1 ознакомилась с данным распоряжением путем вручения его копии, а также данные обстоятельства подтверждаются соответствующей записью в трудовой книжке.

Трудовая книжка ФИО1 получена, окончательный расчет получен.

Таким образом, суд приходит к выводу, что основания и порядок увольнения работодателем не были нарушены при увольнении истца, что является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе, признания оспариваемого распоряжения и увольнения незаконными, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать ФИО1 в удовлетворении иска к администрации Верх-Алеусского сельсовета <адрес> о восстановлении на работе в должности заместителя главы администрации Верх- Алеусского сельского совета <адрес>, признании распоряжения главы администрации Верх- Алеусского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и увольнения не законными, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Ордынский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в мотивированном виде.

Судья-

Решение в мотивированном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.