№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 августа 2020 года <адрес>
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Отдела МВД России по <адрес> РД по доверенности ФИО5, при секретарях ФИО2 и ФИО18, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделу МВД России по <адрес> Республики Дагестан о признании недействительным(незаконным) приказа начальника ОМВД России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ г.о наложении на инспектора по исполнению административного законодательства ОМВД России по <адрес>ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде «предупреждения о неполном служебном соответствии»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделу МВД России по <адрес> Республики Дагестан о признании недействительным(незаконным) приказа начальника ОМВД России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ г.о наложении на инспектора по исполнению административного законодательства ОМВД России по <адрес>ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде «предупреждения о неполном служебном соответствии» по тем основаниям, что он проходит службу в ОМВД России по <адрес> в должности инспектора по исполнению административного законодательства.
Приказом начальника ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Приказ о наложении дисциплинарного взыскания мотивирован тем, что на основании письма заместителя министра внутренних дел РД от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении истца проведена служебная проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение требований указания МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ№, истцом не осуществлено внесение подробных фабул совершенного административного правонарушения в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России.
Считает, что приказ о наложении взыскания является незаконным по следующим основаниям.
Так, статьей 11 ТК РФ предусмотрено, что трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
При рассмотрении трудовых дел в силу частей 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.
На основании п. п. 8, 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» ТК РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).
Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и данным Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Из изложенного следует, что в отношении сотрудников органов внутренних дел применяются нормы трудового законодательства, с учетом особенностей правового регулирования труда указанных лиц.
На основании ч. 3 ст. 15 названного закона за нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со ст.ст. 47, 49-51 данного Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.
В силу ч. 1 ст. 47, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная дисциплина -соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдений запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Статьей 50 указанного Закона, предусмотрено, что на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.
Порядок привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности предусмотрен ст. 51 Федерального закона № 342-ФЗ, в соответствии с ч.ч. 3, 6, 8, 9 которой дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел,
Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со ст. 52 приведенного Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
Согласно п. 6 ст. 51 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две педели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки.
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания.
В соответствии с п. 13 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также заявление сотрудника.
Однако для проведения в отношении истца служебной проверки оснований, указанных в п. 13 Порядка проведения служебной проверки, не имелось.
В нарушение требований п.п. 24, 25, 26, 30.6 и 30.15 Порядка проведения служебной проверки, ответчиком не был издан приказ по ОМВД России по <адрес> органу о назначении служебной проверки. Комиссия по проведению служебной проверки не создана. Проверочные мероприятия не проводились. Факт совершения истцом дисциплинарного проступка документально не подтвержден. Ответчиком полностью проигнорированы объяснения истца. О проведении служебной проверки и ее результатах истец уведомлен не был. С заключением служебной проверки истец не ознакомлен.
Тем самым ответчиком грубо нарушены права истца, предусмотренные ч. 6 ст. 52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (п. 33 Порядка проведения служебной проверки).
Истец был лишен права на обжалование заключения по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (п. 47 Порядка проведения служебной проверки).
С приказом начальника ОМВД России по <адрес> о наложении на истца дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ№ истец был ознакомлен по истечении трехдневного срока, то есть, ДД.ММ.ГГГГ.
Нарушения Порядка проведения служебной проверки, а также нарушение срока на ознакомление с приказом о наложении дисциплинарного взыскания указывают о нарушении ответчиком порядка наложения дисциплинарного взыскания, что является самостоятельным основанием для отмены наложенного взыскания на истца.
Кроме того, дисциплинарное взыскание может быть наложено на сотрудника в случае его виновных действий (бездействий), нарушающих положения законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава, должностных регламентов.
Между тем, в приказе о наложении дисциплинарного взыскания не приведен ни один конкретный факт допущенного истцом нарушения требований указания МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ№, то есть, по какому именно административному правонарушения истцом не была внесена подробная фабула совершенного административного правонарушения в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России.
Дисциплинарный проступок истцом не был совершен.
В этой вязи, своими незаконными действиями ответчиком нанес урон чести и деловой репутации истца, так как истец выставлен перед другими работниками в качестве нарушителя трудовой дисциплины и неисполнительного работника, лишен премии.
Незаконным наказанием также создана реальная угроза увольнения истца.
Как результат, незаконными действиями ответчика истцу причинен значительный моральный вред.
В силу ст.ст. 21 и 22 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном данным Кодексом, иными федеральными законами, а работодатель обязан выплатить данную компенсацию.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46 часть 1), в том числе закрепленных ст. 37 Конституции Российской Федерации прав в сфере труда.
Истец ФИО1 в судебном заседании полностью поддержал свои исковые требования по основаниям и доводам, указанным в своем иске и просил их удовлетворить.
Дополнительно истец пояснил, что в ходе проведения служебной проверки не была проведена проверка в модуле «Административная практика» ИСОД СООП МВД России, в заключении о проведении служебной проверки не приведен ни один конкретный факт. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Из письменных возражений начальника ОМВД России по <адрес>ФИО3 усматривается, что в производстве Каякентского районного суда находится дело по исковому заявлению истца ФИО1 о признании незаконным приказ начальника ОМВД России по <адрес>№ от 17.04.2020г. о наложении на инспектора по исполнению административного законодательства ОМВД России по <адрес>ФИО1 дисциплинарного взыскания -предупреждение о неполном служебном соответствии.
С доводами искового заявления инспектора ИАЗ ОМВД России по <адрес> не согласны по нижеследующим основаниям:
Истец проходит службу в органах внутренних дел, правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции", а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона N 342-ФЗ служебная дисциплина - это соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В силу части 1 статьи 49 указанного Закона нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно, статье 4 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей; соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей; поддержанием сотрудником уровня квалификации, необходимого для выполнения служебных обязанностей; сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей.
В силу предписаний, сформулированных в статье 5 Дисциплинарного устава, сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; соблюдать требования к служебному поведению.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 342-ФЗ определено, что на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.
Приказом ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на инспектора по исполнению административного законодательства старшего лейтенанта полиции ФИО1 за нарушение требований пункта 7 части 1 статьи 13 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпункта «а» пункта 5 Дисциплинарного устава Органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№, в части незнания и несоблюдения основных и служебных обязанностей, порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, а также не исполнения требований указания МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в части обеспечения внесения подробных фабул совершенного административного правонарушения в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России, на инспектора по исполнению административного законодательства ОМВД <адрес> старшего лейтенанта полиции ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание -предупреждение о неполном служебном соответствии, в соответствии со статьями 50, 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О службе в органах внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в целях реализации заключения служебной проверки.
Согласно, пункта 1 статьи 52 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О службе в органах внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Согласно, пункта 14 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ сотруднику органов внутренних дел может быть поручено проведение служебной проверки, резолюция, о чем может оформляться в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.
Согласно, пункта 15 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.
Согласно пунктов 4 -5 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Относительно доводов истца ФИО1 об отсутствии оснований для проведения служебной проверки считает не состоявшимися по нижеследующим основаниям:
Основанием для проведения служебной проверки явилось письмо заместителя Министра внутренних дел по <адрес> генерал-майора полиции ФИО4 о проведении служебной проверки по факту неисполнения указаний МВД по <адрес> от 19.02.2020г. №, а именно обеспечения внесения подробных фабул совершенного административного правонарушения в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России.
Кроме того ДД.ММ.ГГГГ за исх. № начальником Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления МВД по РД полковником полиции ФИО6 направлено напоминание о принятии мер по обеспечению внесений инспектором по исполнению административного законодательства в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России подробных фабул совершенного правонарушения. Направленное ранее указание заместителя Министра внутренних дел по <адрес> генерал-майора полиции ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ за peгистрационным № исполнено на недостаточном уровне, фабулы административного правонарушения по-прежнему и в полном объеме не описываются.
Тем не менее, несмотря на напоминание об организации деятельности в данном направлении на должном уровне инспектором по исполнению административного законодательства ФИО1 было проигнорировано, что в последующем послужило поводом для направления письма заместителем Министра внутренних дел по <адрес> генерал-майором полиции ФИО4 о принятии мер реагирования, о проведении служебной проверки в отношении инспектора административного законодательства.
Формирование и использование сведений, содержащихся в Сервисе, осуществляется пользователем ПО "СООП" - сотрудником подразделения системы МВД России, которому предоставлено право доступа к модулям ПО "СООП", указанным в пункте 8 настоящей Инструкции, для исполнения своих служебных обязанностей в рамках установленных правил разграничения доступа.
Модуль "Административная практика" - предназначен для централизованного учета сведений о лицах, совершивших административные правонарушения, автоматизации процедуры производства по делам об административных правонарушениях, автоматизации процессов организации оперативно-служебной деятельности подразделений системы МВД России организации применения административного законодательства и подразделений системы МВД России по исполнению административного законодательства, а также подразделений по вопросам миграции.
Обеспечение актуальности, полноты и достоверности содержащихся в Сервисе сведений, а также своевременности их внесения возложено на администраторов ПО "СООП" и пользователей ПО "СООП".
Доступ к Сервису предоставляется администраторам ПО "СООП" и пользователям ПО "СООП" путем разграничения прав доступа к информационным ресурсам, программным средствам обработки, передачи и защиты информации в соответствии с размещенным на ведомственном информационно-справочном портале Регламентом доступа к Сервису обеспечения охраны общественного порядка.
ПО "СООП" является ведомственной информационной системой класса К1, обеспечивающей 1 уровень защищенности обрабатываемых персональных данных.
Пользователем данного программного обеспечения является инспектор по исполнению административного законодательства ФИО1
На основании подпункта 30.14. пункта 30 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ сотрудник, проводящий служебную проверку, обязан подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.
Согласно, пункта 30.15. пункта 30 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам.
Так, в своих доводах истец излагает о том, что он был лишен права обжаловать заключение по результатам служебной проверки.
Согласно, пункта 47 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд. Однако, письменных обращений, об ознакомлении с результатами служебной проверки со стороны инспектора по исполнению административного законодательства ФИО1 не имелось. Каким образом были нарушены его права не ясно.
По результатам проведенной служебной проверки принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности инспектора по исполнению административного законодательства ФИО1, о чем был издан соответствующий приказ и зарегистрирован в канцелярии ОМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за №.
Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий урегулирован ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно, пункту 11 статьи 51 вышеуказанного ФЗ уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.
Согласно, пункта 12 статьи 51 того же ФЗ, в случае отказа или уклонения сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.
На основании статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" инспектору по исполнению административного законодательства было предложено ознакомиться с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ о наложении на него дисциплинарного взыскания, на что инспектор ИАЗ отказался от ознакомления с данным приказом, о чем был составлен соответствующий акт.
Таким образом, следует, что нарушений порядка проведения служебной проверки и порядка привлечения лица к дисциплинарной ответственности не допущено, в опровержение излагаемых в исковом заявлении доводов ФИО1 Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ОМВД России по <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в полном объеме, указывая на доводы и основания указанные в письменных возражениях начальника ОМВД России по <адрес> РД.
Суд, выслушав объяснении сторон, исследовав материалы дела. приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона N 342-ФЗ служебная дисциплина - это соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В силу части 1 статьи 49 указанного Закона нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 342-ФЗ определено, что на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.
Согласно, пункту 1 статьи 52 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О службе в органах внутренних Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Согласно, пункту 14 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ сотруднику органов внутренних дел может быть поручено проведение служебной проверки, резолюция, о чем может оформляться в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.
Согласно, пункту 15 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.
Согласно пунктов 4 -5 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
19.02.2020г. за исх. № ко всем начальникам территориальных органов МВД России, в том числе ОМВД России по <адрес> было направлено письмо заместителя Министра внутренних дел ФИО4 об обеспечении внесений подробных фабул совершенного административного правонарушения в модуль «Административная практика» ССОП ИСОД МВД России.
11.03.2020г. за исх. №. ко всем начальникам территориальных органов МВД России, в том числе ОМВД России по <адрес> было направлено письмо начальника Управления организации охраны общественного порядка МВД РД ФИО6 об организации проверок хода исполнения инспекторами по исполнению административного законодательства указания МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №.
07.04.2020г. за исх. № ко всем начальникам территориальных органов МВД России, в том числе ОМВД России по <адрес> было направлено письмо заместителя Министра внутренних дел ФИО4 с требованием, в установленные законом сроки о проведении в отношении инспекторов по исполнению административного законодательства служебной проверки по факту не исполнения указаний МВД по РД и о доложении о принятых мерах в УОООП МВД по РД не позднее ДД.ММ.ГГГГг.
Основанием для проведения служебной проверки в отношении истца ФИО1явилось письмо заместителя Министра внутренних дел по <адрес>ФИО4 о проведении служебной проверки по факту неисполнения указаний МВД по <адрес> от 19.02.2020г. №, а также последующие письма МВД по РД от 11.03.2020г. за исх. № и от 07.04.2020г. №, а именно обеспечения внесения подробных фабул совершенного административного правонарушения в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России.
Согласно информационной карточке входящего документа за регистрационным № от ДД.ММ.ГГГГ, письмо МВД по РД № от 07.04.2020г. поступило в ОМВД России по <адрес> и резолюцией начальника ОМВД России по <адрес>ФИО3 проведение служебной проверки в отношении ФИО1 по факту неисполнения указаний МВД по РД поручено ФИО8
Из заключения служебной проверки по результатам рассмотрения письма МВД по РД от 07.04.2020г. №. проведенного начальником штаба ОМВД России по РД ФИО8, согласованного с помощником начальника по РЛС ОМВД России по <адрес>ФИО7 и юрисконсультом ОМВД ФИО5 и утвержденного начальником ОМВД России по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что инспектором по исполнению административного законодательства ОМВД России по <адрес>ФИО1 допущены нарушения выполнения требований п. ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №342-ФЗ « О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. п.п. «а» п.5 дисциплинарного Устава органов внутренних дел Российской федерации, утвержденного Указом Президента Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. в части незнания и несоблюдения служебных обязанностей и реализации, предусмотренных ему прав, а также не исполнении требований указаний МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ№ в части обеспечения внесения подробных фабул совершенного административного правонарушения в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России.
В своем заключении начальник штаба ОМВД России по <адрес>ФИО8 пришел к выводу, что изложенные в письме МВД по РД, нарушения подтвердившимися и полагает необходимым наложить на инспектора ИАЗ ФИО1 дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что у руководства Отдела МВД России по <адрес> имелись правовые основания для проведения служебной проверки в отношении ФИО9
Служебная проверка в отношении инспектора ФИО1 проведена сотрудников ОМВД России по <адрес>ФИО8, которому было поручено ее проведение. При этом служебная поверка ФИО8 проведена в рамках представленных ему законом полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, суд не соглашается с доводами, изложенными в указанном заключении по следующим основаниям.
-во первых письма МВД по РД за исх. № от 19.02.2020г.,исх. № от11.03.2020г. и исх. № от 07.04.2020г.были направлены во все территориальные органы внутренних дел РД для проведения проверок об обеспечении внесений подробных фабул совершенного административного правонарушения в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России.
-во вторых сотрудниками МВД по РД в отношении инспектора ИАЗ МВД по РД какая-либо проверка об обеспечении внесений подробных фабул совершенного административного правонарушения в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России не проводилась, структурными подразделениями МВД по РД каких-либо фактов о не внесении подробных фабул совершенного административного правонарушения в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России в отношении ФИО10 не были установлены.
-в третьих в заключении служебной проверки не приведены какие-либо достоверные конкретные факты о не внесении инспектором ИАЗ ОМВД ФИО1 в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России подробных фабул совершенного административного правонарушения, т.е. в заключении о проведении служебной проверке не приведено ни одно административное дело с указанием номера, фамилии привлеченного к административной ответственности лица, статьи КОАП РФ, где инспектором ФИО1 не полно внесены сведения о совершенном административном правонарушении, о не внесении подробных фабул совершенных административных правонарушений.
-в четвертых инспектор ИАЗ ОМВД ФИО1 в ходе проведения служебной проверки в своих объяснениях свою вину в невнесении подробных фабул в указанный модуль не признавал, указывая на то, что им вносятся все подробные фабулы совершенного правонарушения, не внесенных фабул административных правонарушений не имеются.
Несмотря на наличие указанных выше объяснений ФИО1, начальником штаба ОМВД ФИО8, которому было поручено проведение служебной проверки не были приняты все возможные меры для проверки его доводов. Заключением служебной проверки его доводы не были опровергнуты.
Разделом IV Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен порядок оформления результатов служебной проверки.
Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 34 Порядка).
Описательная часть должна содержать основания проведения служебной проверки, объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка, наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника, материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника, иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки (пункт 36 Порядка).
Таким образом, описательная часть заключения служебной проверки не содержит конкретные факты и обстоятельства, подтверждающие вину инспектора ИАЗ ФИО1 о не внесении им подробных фабул административных правонарушений в модуль «Административная практика».
Допрошенный в судебном заседании инспектор по особым поручениям Отдела организации применения административного законодательства МВД по РД ФИО11 показал, что ФИО1, он знает с 2005 года, отношения с ним служенные. С начала года они не могли навести порядок с подробными фабулами административных дел.
Лично он готовил письма от 19.02.2020г. за регистрационным №, от 07.04.2020г. за регистрационным номером 20/629 за подписью заместителя Министра ВД ФИО4 Указанные письма он направил во все городские и районные отделы внутренних дел, чтобы они на местах сами провели проверки. До ДД.ММ.ГГГГг. они должны были дать им ответы.
По Каякентскому Отделу полиции эту работу должен был выполнить инспектор ФИО1 Лично он какую-либо проверку в Отделе полиции <адрес> не проводил. Он сам лично не выявил каких-либо фактов о не указании подробных фабул в модуле «административная практика». Он не обладает какой-либо информацией о наличии у ФИО1 каких-либо фактов о не указании им подробных фабул административных дел.
Из ОМВД России по <адрес> он получил копию приказа о наказании ФИО1и с заключением служебной проверки.
По результатам служебной проверки был издан приказ ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на инспектора по исполнению административного законодательства старшего лейтенанта полиции ФИО1 за нарушение требований пункта 7 части 1 статьи 13 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпункта «а» пункта 5 Дисциплинарного устава Органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№, в части незнания и несоблюдения основных и служебных обязанностей, порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, а также не исполнения требований указания МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в части обеспечения внесения подробных фабул совершенного административного правонарушения в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России, на инспектора по исполнению административного законодательства ОМВД <адрес> старшего лейтенанта полиции ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание -предупреждение о неполном служебном соответствии.
Суд, приходит к выводу, что приказ начальника ОМВД России по <адрес> от 17.04.2020г. № является незаконным и подлежит признанию недействительным по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 47, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебная дисциплина -соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдений запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
По смыслу вышеназванной нормы закона сотрудник полиции может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за виновные действия( бездействия), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Из приказа № от ДД.ММ.ГГГГг. начальника ОМВД Росси по <адрес> усматривается, что выполнение работы по учету, вводу сведений об административных правонарушениях в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России возложены на инспектора ИАЗ ОМВД России по <адрес>ФИО1
Из приказа № от ДД.ММ.ГГГГг. начальника ОМВД Росси по <адрес> усматривается, что выполнение работы по учету и вводу сведений об административных правонарушениях в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России возложены на инспектора ИАЗ ОМВД России по <адрес>ФИО1
Возложение выполнение работы по учету и вводу сведений об административных правонарушениях в модуль «Административная практика» СООП ИСОД МВД России на него ФИО1 подтвердил в судебном заседании подтверждается исследованными судом материалами дела.
Для решения вопроса о законности привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности юридически значимым обстоятельством являлось установление того были ли совершены сотрудником органов внутренних дел действия(бездействие) по внесению в модуль «Административная практика» подробных фабул административных правонарушений.
Надлежащие доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства ответчиком в суд не представлены, не имели место в период проведения служенной проверки, а также отсутствуют в описательной части заключения о проведении служенной проверки.
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В ходе судебного разбирательства по делу представителем ОМВД России по <адрес>ФИО5 в качестве доказательств подтверждения заключения служебной проверки и обоснованности наложения на ФИО1 дисциплинарного взыскания были представлены в суд скриншоты четырех административных дел:- в отношении ФИО12, который находясь в общественном месте распивал алкогольную продукцию( не указано название продукции); -в отношении ФИО13, который также находясь в общественном месте распивал алкогольную продукцию(не указано название продукции); - в отношении ФИО14, который незаконно приобрел без цели сбыта наркотическое средство; - в отношении ФИО15, который в общественном месте распивал алкогольную продукцию(не указано название продукции).
Суд, приходит к выводу, что указанные скриншоты административных дел, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении указанного дела, поскольку в ходе служебной проверки указанные факты не были выявлены лицом, проводившим служебную проверку. Последующее их представление в суд не может иметь доказательственное значение к обстоятельствам и времени к периоду проведения служебной проверки в отношении ФИО16
Кроме того, в указанных четырех скриншотах административных дел не содержатся сведения о неполном внесении фабул административных дел в модуль «Административная практика», на основании которых ФИО1 мог бы подвергнуть к дисциплинарной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Отделу МВД России по <адрес> Республики Дагестан удовлетворить.
Признать недействительным(незаконным) приказ начальника ОМВД России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ г.о наложении на инспектора по исполнению административного законодательства ОМВД России по <адрес>ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде «предупреждения о неполном служебном соответствии».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья: З.И. Алибулатов