ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-361/2017 от 26.04.2017 Зейского районного суда (Амурская область)

Дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2017 года г.Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Аршинюк О.А.,

с участием истца и представителя третьего лица Духовникова А.В. - Духовникова В.Н.,

представителя истца Максимовича С.Е.,

представителя ответчика администрации Зейского района – Чумаченко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Духовникова В.Н. к Правительству Амурской области, администрации Зейского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области о взыскании задолженности по социальной выплате на приобретение или строительство жилья,

УСТАНОВИЛ:

Духовников В.Н. обратился в суд с иском к Правительству Амурской области, администрации Зейского района Амурской области о взыскании задолженности по социальной выплате на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров) в сумме 843 588 рублей, в обоснование требований указав, что в результате пожара, произошедшего 10 мая 2016 года в с.Заречная Слобода Зейского района Амурской области, был уничтожен принадлежащий ему жилой дом по адресу: <адрес>, а также автомобиль, мебель, бытовая техника, одежда и частично личные документы членов его семьи. В соответствии с п.6 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года № 199, размер социальной выплаты определяется из расчета предоставления гражданам общей площади жилого помещения по нормативу в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из двух человек и по 18 кв.м. на одного человека при численности членов семьи 3 и более человек и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям, установленной Правительством области. Истцу исходя из установленной постановлением Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года № 200 стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Зейском районе в размере 26 550 рублей на семью из трех человек выплачено 1 433 700 рублей. Считает, что при расчете стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения необходимо руководствоваться показателем средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Амурской области, установленной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07 апреля 2016 года № 218/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2016 года», согласно которому средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Амурской области составила 42 172 рубля. Исходя из изложенного истец полагает, что имеет право на получение социальной выплаты в сумме 2 277 288 руб. из расчета стоимости одного квадратного метра 42 172 рубля, следовательно, задолженность по социальной выплате составила 843 588 рублей, которую он просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке.

Определением суда от 13 марта 2017 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Амурской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Духовникова И.Г., Духовников А.В.

Определением суда от 05 апреля 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, привлечены министерство финансов Амурской области и министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.

В судебном заседании истец, представитель третьего лица Духовникова А.В. - Духовников В.Н., его представитель Максимович С.Е. на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске, также пояснили, что истец не получал выплат в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года №199, поскольку письмом министерства социальной защиты населения Амурской области от 14 июня 2016 года в перечислении социальной выплаты ему отказано. Вместе с тем, согласно п.2 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ст.76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения. В связи с чем применение произвольно установленной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям, в частности в Зейском районе в размере 26 550 рублей с учетом того, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 апреля 2016 года № 218/пр установлена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Амурской области в размере 42172 рубля, полагают незаконным, поскольку размер стоимости квадратного метра жилья не может изменяться в зависимости от бюджета, из которого производится выплата. Полагают, что в соответствии с ч.2 ст. 11 ГПК РФ применению подлежит нормативный акт, имеющий наибольшую юридическую силу.

Представитель ответчика администрации Зейского района Амурской области Чумаченко О.Н. в судебном заседании с требованиями не согласна, полагает их не подлежащими удовлетворению. Из пояснений представителя ответчика, данных при рассмотрении настоящего спора и представленного отзыва на иск следует, что администрация Зейского района является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в соответствии с положениями с положениями Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях оказания помощи гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 10 мая 2016 года в с.Заречная Слобода Зейского района, постановлением Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года № 199 утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), которым определены категории граждан, подпадающих под его действие, цели использования социальной выплаты, условия ее предоставления. В соответствии с положениями названного Порядка, министерство социальной защиты населения Амурской области в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов из ГКУ УСЗН организует заседание комиссии по предоставлению социальной выплаты, по итогам которого комиссия принимает решение о предоставлении, либо отказе в предоставлении социальной выплаты. После принятия комиссией решения о предоставлении социальной выплаты министерство социальной защиты населения Амурской области разрабатывает проект распоряжения губернатора области об утверждении списка граждан - получателей социальной выплаты, право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, которое заверяется подписью министра социальной защиты населения области и печатью министерства. Свидетельство передается министерством в ГКУ УСЗН в течение 7 рабочих дней после подписания, вручается ГКУ УСЗН гражданину или его законному представителю, факт получения свидетельства подтверждается подписью гражданина или его законного представителя в книге учета выданных свидетельств. На основании изложенного администрация Зейского района является не надлежащим ответчиком по делу о взыскании социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Кроме того, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 7 апреля 2016 года № 218/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2016 года», в котором установлены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади в Амурской области в размере 42 172 рублей подлежит применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Однако, согласно пункту 1 вышеназванного Порядка, социальная выплата на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров) предоставляется из областного бюджета. Кроме того, истец воспользовался своим правом выбора одного из видов выплат предусмотренных Порядком, а именно строительство жилого помещения, в связи с чем вышеуказанные показатели не могут быть применены к данной социальной выплате. Распоряжением Правительства Амурской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р в целях частичного покрытия расходов па финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (пожара), произошедшей 10 мая 2016 года в с. Заречная Слобода Зейского района, предписано министерству финансов Амурской области выделить министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области денежные средства из резервного фонда Правительства Амурской области для предоставления субсидии бюджету муниципального образования Зейский район в целях оказания Духовникову В.Н. финансовой помощи в связи со строительством нового жилья, взамен утраченного в результате пожара. При этом в данном распоряжении определен размер субсидии в сумме 1 433 700 рублей, что свидетельствует о том, что помощь истцу в результате чрезвычайной ситуации носила адресный характер и предназначалась ему на конкретные цели. Денежные средства на выделение субсидии имели целевое назначение, выделялись из средств областного бюджета, распределялись министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области бюджету муниципального образования Зейский район в том размере, который был определен Правительством области. Администрацией Зейского района в пределах своей компетенции были выполнены взятые на себя обязательства по оказанию финансовой помощи истцу в связи со строительством нового жилья, что подтверждается платежным поручением от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Представитель ответчика - Правительства Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленного отзыва на иск полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку, в силу пункта «з» части 1 статьи 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно п.1 ст.18 Федерального закона № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации, среди прочего, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в силу подп. "а" п.1 ст.11 Федерального закона № 68-ФЗ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (ст.25 Федерального закона № 68-ФЗ). Соответственно, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18 Федерального закона № 68-ФЗ). При этом статьей 24 Федерального закона № 68-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В Амурской области отношения в области защиты граждан Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулирует Закон Амурской области от 06 марта 1997 года №151-03 «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Закон, предоставляя указанным лицам право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, одновременно предусматривает, что губернатор области вводит режим чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы РСЧС, устанавливает региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, определенном Федеральным законом № 68-ФЗ, а Правительство области принимает в соответствии с федеральными законами и законами области нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (ст.10 Закона). В соответствии со ст.20 Закона финансирование основных направлений государственной политики области в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включая расходы па реализацию мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров), осуществляется за счет средств областного бюджета. Постановлением Правительства Амурской области от 15 апреля 2014 года №241 утверждены Правила использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с которыми решение о выделении средств из резервного фонда на финансирование непредвиденных расходов принимается исключительно Правительством области. Основанием для выделения средств из резервного фонда является распоряжение Правительства области. В целях защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате пожаров, распоряжением губернатора области от 07 мая 2016 года № 58-р с 7 мая 2016 года на территории Амурской области был введен режим чрезвычайной ситуации, для сил и средств Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования. Постановлением Правительства области от 13 мая 2016 года № 199 в целях оказания помощи пострадавшему населению был утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), в соответствии с п.1 которого социальные выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), предоставляется из областного бюджета. Пунктом 6 Порядка установлено, что размер социальной выплаты определяется из расчета предоставления гражданам общей площади жилого помещения и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям, установленной Правительством области. Стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Зейскому району утверждена постановлением Правительства области от 13 мая 2016 года №200 в размере 26550 рублей. Изначально распоряжением губернатора области от 20 мая 2016 года № 71-р «Об утверждении списка граждан - получателей социальной выплаты на приобретение или строительство жилья», Духовников В.Н. был включен в список граждан - получателей социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, размер социальной выплаты его семье установлен в сумме 1433700 рублей. Распоряжением губернатора области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р Духовников В.Н. был исключен из списка граждан - получателей социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, так как комиссией по предоставлению социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), произошедшей в мае 2016 года на территориях г.Шимановск, Бурейского и Зейского районов Амурской области, было установлено, что Духовников В.Н. не имеет права на получение социальной выплаты в рамках установленного Порядка. Вместе с тем, распоряжением Правительства области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р Духовникову В.Н. из резервного фонда Правительства области была оказана финансовая помощь в размере 1433700 рублей. Таким образом, принимая во внимание положения приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07 апреля 2016 года № 218/пр, в соответствии с которым показатель средней pыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ подлежит применению только для расчета размеров социальных выплат на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета, Духовникову В.Н. была оказана материальная помощь в размере 1433700 рублей в полном соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Представитель ответчика - министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, согласно представленного отзыва на иск с исковыми требованиями не согласен, поскольку положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные акты в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. В соответствии с п.1 ч.3 ст.10 Закона Амурской области от 06 марта 1997 года №151-ОЗ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года №199 утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), устанавливающий условия и порядок предоставления из областного бюджета социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), произошедшей в мае 2016 года на территориях города Шимановск, Бурейского и Зейского районов Амурской области. В соответствии с указанным Порядком, социальная выплата на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), осуществляется за счет средств областного бюджета. Во исполнение п. 6 Порядка постановлением Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года № 200 утверждена стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям. Согласно приложению к настоящему постановлению, стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Зейскому району составляет 26 550 рублей. 20 мая 2016 года на заседании комиссии по предоставлении социальной выплаты на приобретение строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате ЧС в мае 2016 года были рассмотрены документы Духовникова В.Н. и членов его семьи и принято решение о предоставлении социальной выплаты в размере 1433700 руб. На основании распоряжения губернатора Амурской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р Духовников В.Н. и члены его семьи были включены в список граждан - получателей социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. <Дата обезличена> выдано свидетельство <Номер обезличен> о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в размере 1 433 700 руб. Согласно п. 20 Порядка № 199 в случае строительства жилого помещения в соответствии с заключенным договором подряда социальная выплата предоставляется в безналичной форме путем ее перечисления министерством исполнителю (подрядчику), указанному в договоре подряда на строительство жилого помещения в следующем порядке: первоначально социальная выплата перечисляется в сумме, не превышающей 70% размера социальной выплаты, при представлении заявителем разрешения на строительство жилого помещения, полученного в установленном порядке и действующего на момент его представления, и договора подряда, оставшаяся часть средств социальной выплаты перечисляется при представлении свидетельства о праве собственности на построенное жилое помещение. Между тем, при рассмотрении <Дата обезличена> документов, представленных истцом, было установлено несоответствие документов п.20 Порядка № 199. Согласно представленным документам у Духовникова В.Н. в собственности имелся земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Отделом строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Зейского района <Дата обезличена> Духовникову В.Н. было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства. Также Духовниковым В.Н. были представлены уже оплаченные договоры купли-продажи и квитанции на оплату строительных материалов и работ от <Дата обезличена><Дата обезличена>., <Дата обезличена>., <Дата обезличена>., <Дата обезличена>., <Дата обезличена>., <Дата обезличена>, то есть ранее, чем выдано разрешение на строительство. Кроме того, в представленных Духовниковым В.Н. документах отсутствовал договор подряда на строительство жилого помещения, предусмотренный п. 20 Порядка № 199, договор купли - продажи, заключенный с продавцом строительных материалов и оборудования. Таким образом, согласно представленным документам, Духовников В.Н. претендовал на предоставление компенсации за приобретенные им строительные материалы, что Порядком № 199 не предусмотрено. В этой связи комиссией по предоставлению социальной выплаты на приобретение строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате ЧС в мае 2016 года было принято решение об отказе в перечислении Духовникову В.Н. и членам его семьи социальной выплаты на строительство жилого помещения. Решение комиссии об отказе в перечислении социальной выплаты на строительство жилого помещения Духовниковым В.Н. обжаловано не было. Свидетельство <Номер обезличен> о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в размере 1 433 700 руб. Духовниковым В.Н. было возвращено в министерство. Распоряжением губернатора Амурской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р были внесены изменения в распоряжение губернатора Амурской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р, семья Духовникова В.Н. была исключена из списков граждан - получателей социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. В силу указанных обстоятельств, а также учитывая, что семья Духовникова В.Н. пострадала в результате чрезвычайной ситуации (пожара), произошедшей 10 мая 2016 года в с. Заречная Слобода Зейского района, Правительством Амурской области было принято распоряжение от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р о выделении министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области из резервного фонда Правительства Амурской области бюджетных ассигнований в сумме 1 433 700 рублей на предоставление субсидии бюджету муниципального образования Зейский район в целях оказания Духовникову В.Н. финансовой помощи в связи со строительством нового жилья. Согласно распоряжения губернатора Амурской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р «О введении на территории Амурской области режима чрезвычайной ситуаций» средства для оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожара), были выделены из резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>. Согласно указанного Порядка основанием для выделения средств из резервного фонда является распоряжение Правительства области, в котором указываются размер, форма выделения средств, главный распорядитель, получатель, цель и источник выделяемых средств. Таким образом, Духовникову В.Н. и членам его семьи была оказана финансовая помощь в связи со строительством жилого дома из резервного фонда Правительства Амурской области в размере, установленном распоряжением Правительства Амурской области от 08 июля 2016 года №69-р. При этом указанное распоряжение Правительства Амурской области истцом также обжаловано не было. Показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2016 года, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07 апреля 2016 года № 218/пр подлежит применению для расчета размеров социальных выплат для категорий граждан, которым социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Поскольку истцу и членам его семьи финансовая помощь на строительство была предоставлена из резервного фонда Правительства Амурской области, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Третьи лица - Духовников А.В. и Духовникова И.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, согласно имеющейся в материалах дела телефонограммы Духовникова И.Г. просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель третьего лица - министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области согласно поступившего отзыва на иск просит дело рассмотреть в его отсутствие, полагает требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку распоряжением губернатора области от 07 мая 2016 года № 58-р на территории Амурской области был введен режим чрезвычайной ситуации, для сил и средств Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций был установлен региональный уровень реагирования. Согласно критериям, определенным Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по количеству пострадавших граждан, размеру нанесенного чрезвычайной ситуацией ущерба возникшая ситуация могла быть отнесена исключительно к чрезвычайной ситуации регионального характера. В связи с тем, что жилые дома, в том числе в с.Заречная Слобода Зейского района были утрачены в период действия чрезвычайной ситуации, введенной решением губернатора Амурской области, ликвидация чрезвычайной ситуации относилась исключительно к расходным обязательствам Амурской области. Правительством РФ, МЧС России решения о введении связи с возникновением в мае 2016 года в Амурской области природных пожаров режима чрезвычайной ситуации межрегионального, федерального характера не принималось, в связи с этим средства федерального бюджета на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, в том числе на цели оказания финансовой помощи гражданам, утратившим жилые помещения в чрезвычайной ситуации, не привлекались. В целях оказания помощи пострадавшему в указанной чрезвычайной ситуации населению, утратившему в его результате жилые помещения, было принято постановление Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года № 199 «Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров)», устанавливающего условия и порядок предоставления из областного бюджета социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), произошедшей в мае 2016 года на территориях города Шимановск, Бурейского и Зейского районов Амурской области. На основании распоряжения Правительства Амурской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р министерством из резервного фонда Правительства Амурской области бюджету муниципального образования Зейский район была предоставлена субсидия в сумме 1433700 руб. в целях оказания истцу, жилое помещение которого было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, финансовой помощи в связи со строительством нового жилья. Размер финансовой помощи был определен исходя из численности семьи истца и нормы предоставления гражданам общей площади жилого помещения по нормативу в размере по 18 кв.м. на одного человека при численности семьи 3 человека и более, а также стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Зейскому району в размере 26550 рублей в соответствии с постановлением Правительства области от 13 мая 2016 года № 200. Финансовая помощь была получена истцом в полном объеме. Всем пострадавшим в указанной чрезвычайной ситуации гражданам, проживавшим в с.Заречная Слобода, утратившим в результате пожара единственное жилое помещение при определении размера социальной выплаты также был применен размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Зейскому району 26550 руб. Утвержденные приказом Минстроя России от 07 апреля 2016 года № 218/пр показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2016 года подлежат применению для расчета размеров социальных выплат для категорий граждан, которым социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Применение при определении размера финансовой помощи истцу размера стоимости средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Амурской области, утвержденной приказом Минстроя России от 07 апреля 2016 года № 218/пр, привело бы к нарушению нормативных правовых актов Российской Федерации и Амурской области, создало бы предпосылки для нецелевого расходования областного бюджета. Поскольку у Духовникова В.Н. не возникло право требования средств социальной поддержки в связи с утратой им в чрезвычайной ситуации жилого помещения, просят в удовлетворении требований отказать.

В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и представляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Из преамбулы Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года следует, что действие приведенного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации.

В соответствии с абз.7 п.1 и п.2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в силу пп. «а» п. 1 ст. 11 названного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ст. 25 Федерального закона № 68-ФЗ).

Статьей 24 Федерального закона № 68-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.20 Закона Амурской области от 06 марта 1997 года № 151-ОЗ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», финансирование основных направлений государственной политики области в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включая расходы на обеспечение деятельности уполномоченного органа, на реализацию установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров), осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках государственной программы области.

В соответствии со ст.10 названного Закона Амурской области № 151-ОЗ, губернатор области: вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы РСЧС; устанавливает региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, определенном Федеральным законом; определяет исполнительный орган государственной власти области, уполномоченный в области защиты населения и территории Амурской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (далее - уполномоченный орган).

Правительство области, в том числе: принимает в соответствии с федеральными законами и законами области нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Распоряжением губернатора Амурской области от 07 мая 2016 года № 58-р с 7 мая 2016 года на территории Амурской области в целях защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате пожаров, был введен режим чрезвычайной ситуации, для сил и средств Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования.

В соответствии со ст. 10 Закона Амурской области от 06 марта 1997 года № 151- ОЗ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года № 199 утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), которым установлены условия и порядок предоставления из областного бюджета социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), произошедшей в мае 2016 года на территориях города Шимановск, Бурейского и Зейского районов Амурской области.

Согласно п.2 названного Порядка, право на получение социальной выплаты имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

Размер социальной выплаты определяется из расчета предоставления гражданам общей площади жилого помещения по нормативу в размере 33 кв. метра для одиноких граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на одного человека при численности членов семьи 3 и более человек и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям, установленной Правительством области. Социальная выплата может быть использована: на приобретение в собственность жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), а также земельного участка, на котором расположен приобретаемый жилой дом (часть жилого дома); на строительство жилого помещения (п.п. 6, 7 Порядка).

Согласно п.п. 13, 14 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), министерство социальной защиты населения Амурской области в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов из ГКУ УСЗН организует заседание комиссии по предоставлению социальной выплаты (далее - комиссия). Состав комиссии и положение о ней утверждаются министерством. По итогам заседания комиссия принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты. Решение комиссии об отказе в предоставлении социальной выплаты должно содержать основание отказа. Выписки из решений комиссии направляются гражданам в течение 3 рабочих дней со дня их принятия. В течение 10 дней со дня принятия решения о предоставлении социальной выплаты министерство разрабатывает проект распоряжения губернатора области об утверждении списка граждан - получателей социальной выплаты.

Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по форме согласно приложению к настоящему Порядку. В течение 5 рабочих дней со дня принятия губернатором области распоряжения об утверждении списка граждан - получателей социальной выплаты свидетельство оформляется министерством, заверяется подписью министра социальной защиты населения области и печатью министерства. Свидетельство передается министерством в ГКУ УСЗН в течение 7 рабочих дней после подписания. Свидетельство вручается ГКУ УСЗН гражданину или его законному представителю в течение 5 рабочих дней со дня его поступления в ГКУ УСЗН из министерства. Факт получения свидетельства подтверждается подписью гражданина или его законного представителя в книге учета выданных свидетельств. Книга ведется специалистом ГКУ УСЗН по форме, утвержденной министерством (п.п.16, 17).

В соответствии с п.п. 20-23 Порядка предоставления социальных выплат, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года № 199, для перечисления социальной выплаты в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка граждане представляют в министерство оригинал свидетельства и следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): договоры, предусмотренные пунктом 20 настоящего Порядка (договора купли-продажи - в случае приобретения жилого помещения в собственность, договора подряда - в случае строительства жилого помещения в соответствии с таким договором, договора купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилья - в случае строительства жилья своими силами); разрешение на строительство жилого помещения (в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "в" пункта 20 настоящего Порядка); свидетельство о праве собственности на приобретенное (построенное) жилое помещение (в случаях, предусмотренных подпунктом "а", абзацем третьим подпункта "б" и абзацем вторым подпункта "в" пункта 20 настоящего Порядка).

Перечисление денежных средств осуществляется министерством в течение 15 рабочих дней со дня поступления в министерство документов, указанных в настоящем пункте.

В случае если сумма фактических расходов на приобретение (строительство) жилого помещения меньше суммы, указанной в свидетельстве, министерством предоставляется социальная выплата в размере фактических расходов в соответствии с представленными договорами, указанными в пункте 20 настоящего Порядка. Основаниями для отказа в перечислении социальной выплаты являются: приобретение жилого помещения, не соответствующего требованиям пункта 7 настоящего Порядка; приобретение (строительство) жилья в зонах, подверженных риску затопления; представление гражданином не всех документов, предусмотренных пунктом 21 настоящего Порядка; представление документов, оформленных с нарушением законодательства Российской Федерации; выявление факта несоответствия гражданина (членов семьи) требованиям пункта 2 настоящего Порядка. Решение об отказе в перечислении социальной выплаты принимается комиссией в течение 10 рабочих дней со дня поступления в министерство документов, предусмотренных пунктом 21 настоящего Порядка. Выписка из решения комиссии об отказе в перечислении социальной выплаты с указанием основания отказа направляется гражданину в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.

Во исполнение п.6 названного Порядка, постановлением Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года № 200 «Об утверждении стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям» утверждена стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям. Согласно приложения к указанному постановлению, стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Зейскому району составляет 26 550 рублей.

Справкой отдела НД и ПР по г.Зея и Зейскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Амурской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена> подтвержден факт пожара, произошедшего 10 мая 2016 года по адресу: <адрес> - горел жилой дом, принадлежащий Духовникову В.Н., в результате пожара огнем уничтожен жилой дом, мебель, бытовая техника, вещи, предметы домашнего обихода. Причина пожара - пал сухой травы. Духовников В.Н. виновником произошедшего пожара не является.

Согласно выписки из протокола заседания комиссии по предоставлению социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), произошедшей в мае 2016 года на территориях г.Шимановск, Бурейского и Зейского районов Амурской области от 20 мая 2016 года, в результате чрезвычайной ситуации (пожаров) произошедшей в мае 2016 года на территориях г. Шимановск, Бурейского и Зейского районов 19 семей утратили свое имущество. Стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Бурейскому, Зейскому районам и г. Шимановск установлена постановлением Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года № 200. По Зейскому району стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения составляет 26 550 руб. На заседании комиссии рассматривались документы, в том числе, представленные истцом и принято решение предоставить Духовникову В.Н. и членам его семьи Духовниковой И.Г. и Духовникову А.В. социальную выплату в размере 1 433 700 руб.

Также из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от <Дата обезличена><Номер обезличен> "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение или строительства жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров)" и решением комиссии по предоставлению социальной выплаты на приобретение или строительство жилья от <Дата обезличена>, распоряжением губернатора Амурской области <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> был утвержден список граждан-получателей социальной выплаты на приобретение и строительство жилья, согласно приложения к которому в указанный список граждан на территории Зейского района включен Духовников В.Н., проживавший по адресу: <адрес>, с составом семьи 3 человека.

Пунктом 2 указанного распоряжения, министерству социальной защиты населения Амурской области предписано выдать гражданам, указанным в приложении к настоящему распоряжению, свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение и строительство жилья.

На основании распоряжения губернатора Амурской области <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> истцу было выдано свидетельство <Номер обезличен> о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в размере 1 433 700 рублей, с указанием даты выдачи - <Дата обезличена>.

Вместе с тем, согласно выписки из протокола заседания комиссии по предоставлению социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), произошедшей в мае 2016 года на территориях г. Шимановск, Бурейского и Зейского районов Амурской области от <Дата обезличена>, на заседании комиссии рассматривались документы, представленные Духовниковым В.Н., пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), проживающим в <адрес> Согласно представленным документам у Духовникова В.Н. в собственности (договор купли-продажи от <Дата обезличена>) имеется земельный участок по адресу: <адрес>. Отделом строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Зейского района <Дата обезличена> Духовникову В.Н. было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства. Также Духовниковым В.Н. представлены уже оплаченные договоры купли-продажи и квитанции на оплату строительных материалов и работ, датированные <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>, то есть ранее, чем выдано разрешение на строительство. Представленные документы не позволяют однозначно подтвердить, что указанные средства направлены на строительство указанного дома. Таким образом, согласно представленным документам, Духовников В.Н. претендует на предоставление компенсации за приобретенные строительные материалы, что Порядком не предусмотрено. На основании изложенного, в соответствии с п.п. «в» п. 23 Порядка комиссией принято решение об отказе Духовникову В.Н. в перечислении социальной выплаты.

<Дата обезличена> министерством социальной защиты населения Амурской области в адрес Духовникова В.Н. было направлено сообщение об отказе в перечислении социальной выплаты на строительство жилья, как гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), произошедшей в мае 2016 года на территориях г. Шимановск, Бурейского и Зейского районов Амурской области, выписка из протокола.

В связи с этим, распоряжением губернатора Амурской области <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> в распоряжение губернатора области от <Дата обезличена><Номер обезличен>-р были внесены изменения и Духовников В.Н. и члены его семьи исключены из списка граждан, получателей социальной выплаты на приобретение и строительство жилья.

Согласно письма ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, возвращенное свидетельство от <Дата обезличена><Номер обезличен> о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья Духовникову В.Н. направлено в министерство социальной защиты населения Амурской области.

Таким образом, Духовников В.Н. и члены его семьи исключены из списка граждан-получателей социальной выплаты на приобретение и строительство жилья, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), произошедшей в мае 2016 года на территориях г. Шимановск, Бурейского и Зейского районов Амурской области в связи с пп. «в» п.23 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года № 199, и истец не являлся получателем указанной социальной выплаты. При этом решение об отказе в перечислении социальной выплаты, а также об исключении из списка граждан - получателей социальной выплаты на приобретение и строительство жилья в установленном законом порядке оспорено не было.

Одновременно в судебном заседании установлено, что распоряжением Правительства Амурской области <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> в целях частичного покрытия расходов на финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (пожара), произошедшей <Дата обезличена> в с. Заречная Слобода Зейского района министерству финансов Амурской области постановлено выделить министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области из резервного фонда Правительства Амурской области бюджетные ассигнования в сумме 1 433 700 рублей на предоставление субсидии бюджету муниципального образования Зейский район в целях оказания Духовникову В.Н., жилое помещение которого утрачено в результате чрезвычайной ситуации (пожара), финансовой помощи в связи со строительством нового жилья.

Согласно платежного поручения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, уведомления <Номер обезличен> по расчетам между бюджетами от <Дата обезличена>, выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области из бюджета Амурской области в бюджет Зейского района перечислена субсидия на основании вышеуказанного распоряжения в сумме 1 433 700 рублей. Перечисление указанной суммы финансовой помощи на счет Духовникова В.Н. подтверждено платежным поручением <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выпиской из лицевого счета, открытого на имя Духовникова В.Н. в ПАО «Сбербанк России».

В соответствии со ст.81 Бюджетного кодекса РФ, в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.

Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Постановлением Правительства Амурской области от 15 апреля 2014 года №241 утверждены Правила использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, в соответствии с которыми решение о выделении средств из резервного фонда на финансирование непредвиденных расходов принимается исключительно Правительством области. Основанием для выделения средств из резервного фонда является распоряжение Правительства области.

Согласно п.2 названных Правил, средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе, на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Решения Правительства области о выделении средств из резервного фонда на финансирование непредвиденных расходов, предусмотренных настоящими Правилами, принимаются в тех случаях, когда бюджетные ассигнования, находящиеся в распоряжении исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих эти мероприятия, не предусмотрены на обеспечение указанных расходов.

Основанием для выделения средств из резервного фонда является распоряжение Правительства области, в котором указываются размер, форма выделения средств в соответствии с бюджетным законодательством, главный распорядитель бюджетных средств, получатель, цель и источник выделяемых средств (п. 3 Правил).

Средства резервного фонда используются строго по целевому назначению, определенному соответствующим распоряжением Правительства Амурской области, и не могут быть направлены на иные цели (п. 6 Правил).

Таким образом, судом установлено, что истцу Духовникову В.Н. выплачена материальная (финансовая) помощь не в рамках утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 13 мая 2016 года № 199 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение и строительство жилья, как гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), произошедшей в мае 2016 года на территории Зейского районов Амурской области, поскольку из соответствующего списка граждан на получение социальной выплаты истец и члены его семьи были исключены, указанная выплата являлась единовременной финансовой помощью, выделенной из резервного фонда Правительства Амурской области с целью оказания Духовникову В.Н. адресной помощи на строительство нового жилья и ее размер определен Правительством Амурской области вне зависимости от нормы общей площади жилого помещения, количества членов семьи и стоимости одного квадратного метра жилого помещения, соответственно доводы истца о том, что при расчете суммы социальной выплаты ему, как гражданину пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), произошедшей в мае 2016 года на территориях г. Шимановск, Бурейского и Зейского районов Амурской области, необходимо было руководствоваться показателями средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Амурской области, установленной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07 апреля 2016 года № 218/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2016 года» ошибочны. Оказанная истцу финансовая помощь в размере, определенном распоряжением Правительства Амурской области № 69-р от 08 июля 2016 года в сумме 1433700 рублей выплачена ее получателю в полном объеме в размере, который был установлен указанным распоряжением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного требования истца о взыскании задолженности по социальной выплате на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров) в сумме 843588 рублей подлежат отказу в удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Духовникова В.Н. к Правительству Амурской области, администрации Зейского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области о взыскании задолженности по социальной выплате на приобретение или строительство жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации (пожаров), отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Клаус

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Судья Н.В.Клаус