Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 марта 2022 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Кузнецовой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-361/2022 по исковому заявлению некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» к Жуковой Е.Ю, взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени, встречному иску Жуковой Е.Ю, к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» о возложении обязанности заключить договор, оплате взносов на капитальный ремонт исключительно по представленным платежным документам, даче ответа по капитальному ремонты крыши, произведенного истцом самостоятельно для зачета взносов по капитальному ремонту, соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, взыскании неустойки, отмене взыскания пени
У С Т А Н О В И Л :
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» (НО «ФКРМД в ЯНАО) обратилась в суд с иском к Жуковой Е.Ю. взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В обоснование требований иска представитель истца указал, что истец является региональным оператором и специализированной организацией, обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в ЯНАО. Фонд капитального ремонт многоквартирного дома по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики, <адрес>, включенного в региональную программу капитального ремонта, формируется за счет средств регионального оператора. Ответчик является собственником нежилых помещений 116, 117, 142-146, общей площадью 187,9 кв.м., расположенных в указанном многоквартирном доме. В соответствии с положениями ст.290 ГК РФ, ст.36 ЖК РФ, ст.210 ГК РФ, ст.249 ГК РФ, ст.158 ЖК РФ, ст.169 ЖК РФ ст.3 Закона ЯНАО №-ЗАО, собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных законом, с момента возникновения права собственности на помещение в этом доме. Обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт у ответчика возникла с 01.10.2015 года. Постановлением правительства ЯНАО от 20.03.2014 года №-П определен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, который составляет 10,50 рублей за 1 кв.м. общей площади жилых и нежилых помещений, таким образом размер ежемесячных взносов ответчика на капитальный ремонт составляет 1972,95 рублей. Уплата взносов ответчиком за период с 01.09.2020 по 31.03.2021 не осуществлялась и задолженность за данный период времени составляет 13 810,65 рублей, которую просит взыскать с ответчика. В соответствии с ч.14.1 ст.155 ЖК РФ просит взыскать с ответчика пени за период с 01.01.2016 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 31.03.2021 в сумме 20 099,62 рублей. Также просил взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1217,31 рублей.
Жукова Е.Ю. обратилась в суд с встречным иском к НО «ФКРМД в ЯНАО о возложении обязанности заключить договор, оплате взносов на капитальный ремонт исключительно по представленным платежным документам, даче ответа по капитальному ремонты крыши, произведенного истцом самостоятельно для зачета взносов по капитальному ремонту, соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, взыскании неустойки, отмене взыскания пени. В обоснование встречных требований иска указала, что в соответствии с положениями ст.181 ЖК РФ между истцом и ответчиком должен быть заключен договор и на его основании она может быть извещена о взносах на капитальный ремонт Фонду, а Фонд должен направить платежки на капитальный ремонт истцу. Договор отсутствует, а потому взыскание задолженности через суд означает превышение Фондом пределов своих полномочий. Фондом не представлено доказательств отправления платежек по адресу: г. Салехард, ул. Республики 75, помещения 116, 117, 142-146. Только после получения платежек может наступать ответственность по неуплате взносов, а истец их не получал и до настоящего времени не получает. Указала о применении судом срока исковой давности по заявленным требованиям. Указала на недопустимость применения пеней в соответствии с разъяснениями п.7 "Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020). Поскольку Фондом не был представлен расчет оспариваемых сумм, то отсутствует предмет спора. Ссылки на возможность доступа к лицевому счету через Интернет не состоятельна, поскольку истец не подключена к сети Интернет. Истец никогда добровольно не оплачивала взносы, а потому списание с ее счетов денежных средств на основании судебного приказа от 03.08.2018 незаконно, поскольку она его не получала и в это время находилась в г. Челябинске. Истцом совместно с управляющей организацией производился ремонт крыши, а потому указанные затраты должны быть зачтены в соответствии с положениями п.5,7 ст.181 ЖК РФ, однако Фонд не смотря на неоднократные обращения по данному поводу не отвечает. Истец не получал от Фонда акты сверок, претензии, хотя предусмотрен обязательный претензионный порядок гл.29.1 АПК РФ. На основании изложенного просила суд обязать ответчика заключить договор об оплате взносов на капитальный ремонт; оплачивать взносов на капитальный ремонт исключительно по представленным платежным документам; обязать дать ответ по капитальному ремонту крыши, произведенному истцом самостоятельно для зачета взносов по капитальному ремонту; соблюдать досудебный порядок урегулирования спора; взыскать неустойку в сумме 10 000 рублей; отменить взыскание пени.
Представитель истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску НО «ФКРМД в ЯНАО будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела по существу, просив заявленные исковые требования удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований отказать, по основаниям, изложенным в представленных в адрес суда возражениях.
Ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску Жукова Е.Ю., ее представитель Жуков В.В. допущенный к участию в деле на основании устного заявления ответчика, в соответствии с положениями ч.6 ст.53 ГПК РФ, в судебном заседании указали, что согласны оплачивать взносы на капитальный ремонт, частично оплатили свою задолженность, взысканную по предыдущему решению суда, в остальной части иска возражали против удовлетворения требований иска Фонда, и просили удовлетворить встречные требования по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении.
Суд, выслушав доводы сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из ЕГРН Жукова Е.Ю. является собственником нежилых помещений 116, 117, 142-146, общей площадью 187,9 кв.м., расположенных в, расположенных по адресу: <адрес>, пом. №, №, 142-146.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии положениями ст.38 ЖК РФ, при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 169 ЖК РФ).
При этом закон не ставит переход доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме к собственнику и исполнение им обязанности уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт в зависимость от вида и назначения находящего в его собственности помещения (жилые или нежилые).
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке ст.166 Жилищного кодекса РФ, частью 1 которой установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, помимо прочего, и ремонт крыши.
В силу ст.170 Жилищного кодекса РФ, фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст.178 Жилищного кодекса РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
В соответствии с ч.3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ст. 3 Закона ЯНАО от 28.03.2014 N 11-ЗАО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - минимальный размер взноса) устанавливается постановлением Правительства автономного округа в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в том числе являющиеся публично-правовыми образованиями, обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в размере, установленном в соответствии с частью 1 настоящей статьи, или в большем размере, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 169, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
Многоквартирный <адрес> г. Салехарда, в котором расположены нежилые помещения №№, <данные изъяты>, 142-146, принадлежащие Жуковой Е.Ю., включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирным домах, расположенных на территории ЯНАО (утв. Постановлением Правительства ЯНАО от 29.12.2014г. №1136-П) и входит в перечень многоквартирных домов, в отношении которых определен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (Постановление Администрации МО г. Салехарда от 18.08.2015 года №366).
В соответствии с ч. 4.1. ст.3 Закона ЯНАО от 28.03.2014 N 11-ЗАО в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора автономного округа собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт ежемесячно до последнего числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 3 Закона ЯНАО от 28.03.2014 N 11-ЗАО, собственники нежилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), представляемых лицами, уполномоченными в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые вправе представить платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, однократно в течение первого расчетного периода такого года. Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме, фонд капитального ремонта которого формируется на счете, счетах регионального оператора автономного округа, вправе оплатить такой платежный документ единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором он представлен, либо ежемесячно равными долями до последнего числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Минимальный размер взноса определяется в рублях на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения. Постановлением правительства ЯНАО от 20.03.2014 года №203-П определен минимальный размер взноса на капитальный ремонт, который составляет 10,50 рублей за 1 кв.м. общей площади жилых и нежилых помещений, таким образом размер ежемесячных взносов ответчика на капитальный ремонт составляет 1972,95 рублей.
Ст.181 ЖК РФ не содержит в себе требований о заключении договора, поскольку данная обязанность исключена законодателем с 01.05.2015 года, а потому данное встречное требование не подлежит удовлетворению.
Согласно п.7.1 и п.7.2 ст.26 Закона ЯНАО от 28.03.2014 N 11-ЗАО функциями регионального оператора автономного округа являются: организация начисления взносов на капитальный ремонт, предоставления платежных документов для уплаты взноса на капитальный ремонт в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора автономного округа, в том числе с привлечением третьих лиц; организация осуществления расчетов и взимания взносов на капитальный ремонт в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора автономного округа, в том числе при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Таким образом, законодателем предусмотрена возможность региональному оператору выставлять собственникам помещений платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт при участии иных лиц, и региональный оператор в соответствии с предоставленными ему полномочиями вправе самостоятельно определять способ формирования и доставки таких документов.
На территории г. Салехарда платежных агентом является АО «ЕРИЦ ЯНАО», согласно письма которого от 10.03.2022 № И-ЕРИЦ-2022-10019, платежные документы собственникам помещений в МКД 75 по ул. Республики, в том числе и Жуковой Е.Ю. доставляются ежемесячно по месту нахождения помещений.
Кроме этого имеются и иные способы оплаты взносов на капитальный ремонт. Так НО «ФКРМД в ЯНАО» в соответствии с положениями Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 (ред. от 11.09.2020) "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в ГИС ЖКХ размещаются сведения о размере начисленных, уплаченных взносов на капитальный ремонт, размере задолженности по оплате начисленных взносов в отношении каждого собственника, на основании которых можно самостоятельно сформировать платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Также собственник помещений имеет возможность произвести оплату взносов на капитальный ремонт посредством приложения «Сбебанк Онлайин» или терминалы самообслуживания ПАО Сбербанк по номеру лицевого счета. Довод о неизвестности собственнику номеров лицевых счетов по оплате взносов на капитальный ремонт по принадлежащим ей помещениям опровергается приведенными выше сведениями АО «ЕРИЦ ЯНАО» по доставке ежемесячной платежных документов, в которых указан номер лицевого счета. Кроме этого ранее, Салехардским городским судом рассматривалось гражданское дело № 2-459/2021 по исковому заявлению некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» к Жуковой Е.Ю, взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, по которому предметом спора было взыскание задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за другой период, но в котором имелись выписки из лицевых счетов по принадлежащим Жуковой Е.Ю. нежилым помещениям. Также оплату можно произвести и через личный кабинет на официальном сайте НО «ФКРМД в ЯНАО».
Поскольку обязанность вносить взносы на капитальный ремонт обусловлена правом собственности на соответствующее помещение в многоквартирном доме и предусмотрена нормами закона, собственник помещения в многоквартирном доме, действуя добросовестно, имеет возможность самостоятельно рассчитать и уплатить взносы на капитальный ремонт в срок и в порядке, установленные ЖК РФ. Не выставление региональным оператором документа для уплаты взносов, равно как и несвоевременное получение платежного документа, не может являться основанием для освобождения собственника от уплаты взносов, в том числе и ответственности за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт.
С учетом изложенного, а именно установления судом ежемесячной доставки платежных документов собственнику по месту нахождения нежилых помещений, наличия альтернативной возможности, по выбору собственника способа получения платежных документов и оплаты взносов на капитальный ремонт, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных встречных требований о оплачивать взносов на капитальный ремонт исключительно по представленным платежным документам.
Согласно положений ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Как указывалось выше, ранее судом рассматривалось гражданское дело № 2-459/2021 по исковому заявлению некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» к Жуковой Е.Ю, взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которым установлено, что «Согласно положений ч.5 ст.181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Согласно положений ч.3 ст.12 Закона ЯНАО 11-ЗАО подтверждением оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ являются документы, перечень которых установлен постановлением Правительства автономного округа. Указанные документы представляются региональному оператору автономного округа субъектом управления таким многоквартирным домом или лицом, уполномоченным на совершение таких действий решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Для осуществления зачета стоимости указанных работ необходимо поступление документов. Такие документы от уполномоченных лиц к истцу не поступали, а потому доводы ответчика о необходимости производства зачета средств потраченных собственниками многоквартирного <адрес> в г. Салехарде, является не состоятельными». Доказательств предоставления необходимых документов в НО «ФКРМД в ЯНАО» уполномоченным лицом либо самой Жуковой Е.Ю. при рассмотрении настоящего дела, суду так и не представлены, а потому требования встречного иска: обязать дать ответ по капитальному ремонту крыши, произведенному истцом самостоятельно для зачета взносов по капитальному ремонту, не подлежат удовлетворению.
Ни ЖК РФ, ни ГПК РФ, не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора по оплате взносов на капитальный ремонт собственником помещений, являющимся физическим лицом, а потому требования встречного иска в данной части также не подлежат удовлетворению.
Довод о не получении актов сверок является не состоятельным, поскольку составление таковых законодательство не предусмотрено.
Требование о взыскании неустойки не предусмотрено законодательством, а потому требований встречного иска в данной части не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что у Жуковой Е.Ю. имеется задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт по принадлежащим ей помещениям за период с 01.09.2020 по 31.03.2021 в сумме 13 810 рублей 65 копеек, что подтверждается соответствующими выписками из лицевых счетов. Факт не уплаты данных взносов не отрицается и самой Жуковой Е.Ю. Обязанность по их уплате предусмотрена приведенными выше нормами, а потому требований иска в данной части подлежат удовлетворению.
Согласно ч.4 ст.181 ЖК РФ Региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч.14.1 ст.155 ЖК РФ Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
НО «ФКРМД в ЯНАО» предъявлены ко взысканию пени за период с 01.01.2016 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 31.03.2021 в сумме 20 099,62 рублей.
Представителем Жуковой Е.Ю. Жуковым В.В. заявлено о применении сроков исковой давности в том числе и по начисленным пеням.
Согласно положений п.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно положений ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно положений ст.204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права. При оставлении судом иска без рассмотрения течение срока исковой давности, начавшееся до предъявления иска, продолжается в общем порядке, если иное не вытекает из оснований, по которым осуществление судебной защиты права прекращено. Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, если основанием оставления иска без рассмотрения послужили действия (бездействие) истца.
Из разъяснений, содержащихся в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа. В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ). Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев.
Из разъяснений, содержащихся в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ). Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Аналогичным образом исчисляются сроки исковой давности и по начисленным пеням.
Из материалов дела следует, что НО «ФКРМД в ЯНАО» обратился к мировому судьей с настоящими требованиями о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пеней с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен 17.05.2021 года, который был отменен на основании заявления должника определением мирового судьи от 04.06.2021 года, после чего 26.11.2021 года мировому судье был направлен настоящий иск, следовательно срок исковой давности должен исчисляться с мая 2018 года по начисленным пеням, поскольку ранее НО «ФКРМД в ЯНАО» с данными требованиями к должнику не обращался и материалы дела не содержат иного.
При расчете пеней применена процентная ставка, примененная НО «ФКРМД в ЯНАО» при подаче иска равная 1/300 от 7,5% (то есть 0,025% вдень).
06.2018. 1972,95(сумма долга) х 0,025% х 30 (количество дней) = 14,8
07.2018. 3945,9(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 30,58
08.2018. 5918,5(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 45,87
09.2018. 7890(сумма долга) х 0,025% х 30 (количество дней) = 59,18
10.2018. 9864,75(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 76,45
11.2018. 11837,5(сумма долга) х 0,025% х 30 (количество дней) = 88,78
12.2018. 13810,65(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 107,03
01.2019. 15783,6(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 122,32
02.2019. 17756,55(сумма долга) х 0,025% х 28 (количество дней) = 124,29
03.2019. 19729,5(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 152,9
04.2019. 21702,45(сумма долга) х 0,025% х 30 (количество дней) = 162,76
05.2019. 23675,4(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 183,48
06.2019. 25648,35(сумма долга) х 0,025% х 30 (количество дней) = 192,36
07.2019. 27621,3(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 214,06
08.2019. 29594,4(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 229,35
09.2019. 31567,2(сумма долга) х 0,025% х 30 (количество дней) = 236,75
10.2019. 33570,15(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 259,94
11.2019. 35513,1(сумма долга) х 0,025% х 30 (количество дней) = 266,35
12.2019. 37486,05(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 290,51
01.2020. 39459(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 305,8
02.2020. 41431,95(сумма долга) х 0,025% х 29 (количество дней) = 300,38
03.2020. 43404,9(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 336,39
04.2020. 45377,85(сумма долга) х 0,025% х 30 (количество дней) = 340,33
Поскольку истцом заявлены требования о дальнейшем взыскании пени с 01.01.2021 по 31.03.2021, то судом произведен расчет за данный период, минуя предыдущие, так как в соответствии с положениями ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным требованиям.
01.2021. 63134,4(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 489,29
02.2021. 65107,35(сумма долга) х 0,025% х 28 (количество дней) = 455,75
03.2021. 67080,3(сумма долга) х 0,025% х 31 (количество дней) = 519,87
Всего сумма пени за заявленный период с учетом применения сроков исковой давности составляет 5605,62 рублей и требований иска подлежат удовлетворению на указанную сумму.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждаются возмещению с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Требования иска были удовлетворены, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные ими расходы по уплате государственной пошлины в сумме 776,65 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» к Жуковой Е.Ю, взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени, удовлетворить частично.
Взыскать с Жуковой Е.Ю, пользу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе» задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.09.2020 по 31.03.2021 в сумме 13 810 рублей 65 копеек, пени за период с 01.01.2016 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по 31.03.2021 в сумме 5 605 рублей 62 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 776 рублей 65 копеек.
В удовлетворении требований встречного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий К.В. Лисиенков