ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3621/2015 от 17.03.2016 Елизовского районного суда (Камчатский край)

дело № 2-485/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2016 года г.Елизово Камчатского края

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Бецелевой Т.А.,

при секретаре Галянском А.В.,

с участием помощника Елизовского городского прокурора Никифоровой Я.В.,

представителя ответчика Администрации Новоавачинского сельского поселения Симахина В.М.,

представителя третьего лица ГУП КК «Петропавловский водоканал» Бобровской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя Елизовского городского прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоавачинского поселения о возложении обязанности организовать очистку и обезвреживание сточных вод,

у с т а н о в и л:

Заместитель Елизовского городского прокурора обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Администрации Новоавачинского сельского поселения о возложении обязанности организовать очистку и обезвреживание сточных вод, отводимых с территории Новоавачинского сельского поселения и сбрасываемых в ручей без названия (16 км) и ручей без названия (20 км).

В обоснование иска указал, что в результате проведенной Елизовской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, водного законодательства, установлено, что деятельность по водоотведению на территории Новоавачинского сельского поселения осуществляется ООО «Жилищно-коммунальный сервис».

Согласно информации Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю от 11.09.2015 водоотведение сточных вод на территории Новоавачинского сельского поселения осуществляется в ручей без названия (16 км) и ручей без названия (20 км). В нарушение действующего законодательства, а именно требований Водного кодекса РФ и Федерального закона «Об охране окружающей среды» сброс сточных вод в водные объекты осуществляется без очистки. Действующих очистных сооружений на территории Новоавачинского сельского поселения нет, необходимость в очистке сточных канализационных вод имеется.

Таким образом, Администрацией Новоавачинского сельского поселения не организована надлежащая очистка и обезвреживание сточных вод при эксплуатации соответствующих выпусков сточных вод в безымянные ручьи, что свидетельствует о бездействии администрации при организации водоотведения на территории Новоавачинского сельского поселения, невыполнении требований водоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Бездействие органа местного самоуправления в решении указанного вопроса местного значения приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, причинению вреда окружающей среде в результате ежедневного загрязнения водного объекта, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду (л.д.4-8). В судебном заседании представитель истца - помощник Елизовского городского прокурора Никифорова Я.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Новоавачинского сельского поселения Симахин В.М. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.57-52) и пояснил, что во исполнение полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, а также в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрацией Новоавачинского сельского поселения проведены следующие мероприятия: постановлением администрации Новоавачинского сельского поселения от 27.11.2013 №216 «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Новоавачинского сельского поселения» ООО «Жилищно-коммунальный сервис» назначено гарантирующей организацией централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в поселках Нагорный, Новый, Двуречье Елизовского района Камчатского края; разработаны и утверждены (постановление администрации Новоавачинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ) схемы водоснабжения и водоотведения Новоавачинского сельского поселения; ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Новоавачинского сельского поселения и ООО «ЖилКомСервис» заключен договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения Новоавачинского сельского поселения; ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Новоавачинского сельского поселения и ООО «ЖилКомСервис» заключен договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения Новоавачинского сельского поселения.

Канализация хозяйственно-бытовых стоков на территории Новоавачинского сельского поселения осуществляется самотеком через центральный коллектор в септики- отстойники емкостью: в <адрес> - V-80м3 в <адрес> - V- б0 м3. После отстоя стоки сбрасываются в безымянные ручьи.

Согласно пункту 8 части 4 ст.4 Договора от ДД.ММ.ГГГГ аренды объектов водоснабжения и водоотведения Новоавачинского сельского поселения Арендатор (ООО «ЖилКомСервис») обязан соблюдать требования в отношении градостроительной деятельности, охраны окружающей среды, санитарных норм, земельных правоотношений, стандартов строительства и иных требований, вытекающих из нормативных правовых актов, в связи с чем, администрация Новоавачинского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу.

Какие - либо доказательства того, что именно администрация Новоавачинского сельского поселения должна организовывать и производить очистку и обезвреживание сточных вод, отводимых с территории Новоавачинского сельского поселения и сбрасываемых в ручей без названия (16 км) и ручей без названия (20 км), а не юридическое лицо, фактически эксплуатирующее объекты водоснабжения и осуществляющее полномочия по водоснабжению и водоотведению населения на закрепленной территории по договору аренды, прокурором не представлены.

При установлении в ходе прокурорских проверок фактов, когда очистные сооружения отсутствуют либо не работают, необходимо иметь ввиду, что ст. 60 Водного кодекса РФ предусматривает прямой запрет на сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся вредные вещества. В ходе проведения проверки Елизовской городской прокуратурой отборы проб воды в ручьях без названия 16 км, 20 км не брались, исследования, которые могли выявить загрязняющие вещества, не проводились. Вывод заместителя Елизовского городского прокурора о том, что несанкционированный сброс хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых домов осуществляется без санитарной очистки и обезвреживания, а так же оказывает негативное влияние на водные объекты, что приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на данной территории преждевременный, и не имеет юридически заверенных доказательств.

Решение вопроса очистки и обезвреживание сточных вод, отводимых с территории Новоавачинского сельского поселения предполагает строительство новых объектов (очистных сооружений, сетей водоотведения) что требует значительных бюджетных и временных затрат.

Требование прокурора с установлением срока для исполнения решения суда, как 01.09.2016, является не соответствующим требованиям Градостроительного законодательства РФ и Земельного кодекса РФ. С учетом дефицита бюджетов соответствующих уровней, сроков необходимых для проектирования сооружений такой сложности и реализации проекта законченным строительством требуется минимум от 3-х до 5-ти лет.

Кроме того, с 01.01.2016 вступил в законную силу Закон Камчатского края от 30.06.2015 № 660 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края». Администрация Новоавачинского поселения обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края с предложением о передаче муниципального имущества (объектов, предназначенных для водоснабжения и водоотведения населения) в собственность Камчатского края.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, требования прокурора считал обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.27-28).

Представители третьих лиц ООО «Жилищно-коммунальный сервис», Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края, Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУП Камчатского края «Петропавловский водоканал» Бобровская Е.А. исковые требования считала обоснованными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Водного Кодекса Российской Федерации водоотведением является любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

В силу ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии со статьей 39 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе путем обезвреживания сбросов загрязняющих веществ.

Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ст. 44 ВК РФ).

Согласно статье 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, объекты водоснабжения и водоотведения (канализационные сети) Новоавачинского сельского поселения являются собственностью муниципального образования Новоавачинского сельского поселения и по договору аренды объектов водоснабжения и водоотведения Новоавачинского сельского поселения переданы во временное пользование и владения Обществу с ограниченной ответственность «Жилищно-коммунальный сервис» в целях обеспечения водоотведения потребителей Новоавачинского сельского поселения (л.д.17-22, 63-68).

В сентябре 2015г. Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю в адрес заместителя Елизовского городского прокурора направлена информация о том, что на территории Новоавачинского сельского поселения сброс сточных вод в водные объекты осуществляется без очистки. В перечне объектов, переданных по договору аренды ООО «ЖКС» очистные сооружения отсутствуют (л.д.11).

Установлено, что Елизовской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований водного законодательства Российской Федерации по фактам сброса неочищенных сточных вод на территории Новоавачинского сельского поселения в ручей без названия (16км) и ручей без названия (20 км).

Так, Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю в 2015 году проводилась плановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Жилкомсервис», в результате которой установлено, что сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения <адрес> и организаций (библиотека, детский сад, больница, магазин), собираются в централизованную систему канализации и через отстойную емкость объемом 40 м3 сбрасываются в ручей без названия (в районе 16 км). Сточные воды от <адрес> сбрасываются в ручей без названия (в районе 20 км) через отстойник объемом 80 м 3.

В ходе проверки Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю проведен отбор проб стоков, поступающих в водные объекты, и природных вод ручьев в районе водопользования в месте сброса, а также выше и ниже выпусков с целью оценки негативного влияния сброса на водный объект.

В результате сброса сточных вод от <адрес> в ручей без названия, а также сброса сточных вод от <адрес> установлено загрязнение водных объектов.

Согласно протоколу анализа природных вод П-4-15 от ДД.ММ.ГГГГ в результате сброса сточных вод от <адрес> содержание загрязняющих веществ в ручье без названия в месте сброса превышает предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ природных вод, установленные приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ:

- по БПК П0ЛН. (фактическое содержание составило 54,6 мг/л при

нормативе 3,0 мг/л);

- по иону аммония (фактическое содержание составило 15,3 мг/л при

нормативе 0,5 мг/л);

- по нитрит - иону (фактическое содержание составило 0,151 мг/л при

нормативе 0,08 мг/л);

- по фосфатам (фактическое содержание составило 3,68 мг/л при

нормативе 0,2 мг/л);

- по железу (фактическое содержание 0,76 мг/л при нормативе 0,1 мг/л);

- по нефтепродуктам (фактическое содержание составило 0,274 мг/л

при нормативе 0,05 мг/л).

В нижнем створе водного объекта установлено превышение загрязняющих веществ относительно фоновой пробы по взвешенным веществам в 5,33 раза, по сухому остатку - в 1,33 раза, по БГЖ полному - в 3,6 раза, иону - аммония в 28,6 раза, по фосфат - иону в - 12,2 раза, по АПАВ в - 9,3 раза, по нефтепродуктам в 10,9 раза.

Аналогичная ситуация со сбросом сточных вод установлена при водоотведении сточных вод от <адрес>.

Согласно протоколу анализа природных вод /Ш-4-15 от ДД.ММ.ГГГГ концентрации загрязняющих веществ в вод ручья без названия в месте сброса превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ, установленные приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ:

- по БПКполн. (фактическое содержание составило 28,9 мг/л при

нормативе 3,0 мг/л);

- по иону аммония (фактическое содержание составило 5,3 мг/л при

нормативе 0,5 мг/л);

- по фосфатам (фактическое содержание составило 1,58 мг/л при

нормативе 0,2 мг/л);

- по железу (фактическое содержание 0,233 мг/л при нормативе 0,1

мг/л);

- по нефтепродуктам (фактическое содержание составило 0,107 мг/л

при нормативе 0,05 мг/л).

Таким образом, Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю установлено, что при водоотведении сточных вод от <адрес> нормативы качества водных объектов не соблюдаются, так как надлежащая очистка сточных вод не организована.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки Управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю ООО «Жилищно-коммунальный сервис» от 16.12.2015г., протоколами результатов анализа сточных вод, экспертным заключением от 10.12.2015г. (л.д.27-56).

Из представленных суду доказательств, а также пояснений в судебном заседании представителя истца, представителя ответчика и представителя ГУП КК «Петропавловский водоканал» следует, что причиной поступления стоков на рельеф местности является отсутствие на территории Новоавачинского сельского поселения очистных сооружений (л.д.9). Данное обстоятельство представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения водоотведения.

Таким образом, законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления поселения организовать деятельность по водоотведению сточных вод на территории муниципального образования.

До настоящего времени ответчиком, при осведомленности о ненадлежащем функционировании системы водоотведения на территории Новоавачинского сельского поселения, не разработан комплекс мероприятий, направленных на восстановление системы водоотвода на территории поселения, а именно сбор, отведение и очистка сточных канализационных вод, исключающую их поступление на рельеф местности, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что администрация Новоавачинского сельского поселения ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, предусмотренные Законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности, на территории поселения фактически отсутствует система очистки сточных вод, их сброс не санкционированно осуществляется по рельефу местности.

Доводы ответчика о том, что администрация Новоавачинского сельского поселения не является надлежащим ответчиком по делу, нельзя признать состоятельным, поскольку законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления поселения организовывать работу по сбросу в водные объекты стоков с территории муниципального образования.

Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

Доводы ответчика о том, что в настоящее время решается вопрос о передаче объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности Администрации Новоавачинского сельского поселения в собственность Камчатского края, в с связи с чем нецелесообразно возлагать обязанность по организации очистки и обезвреживания сточных вод на Администрацию Новоавачинского сельского поселения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку до настоящего времени указанные объекты находятся в собственности ответчика.

Не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований доводы ответчика о том, что принятие мер, направленных на приведение системы водоотведения в надлежащее состояние, требует значительных временных затрат, поскольку вопросы возможности исполнения решения суда в соответствующий срок могут быть разрешены в порядке, предусмотренном ГПК РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве».

На основании изложенного, требования заместителя Елизовского городского прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования заместителя Елизовского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Новоавачинского сельского поселения в срок до 1 сентября 2016г. организовать очистку и обезвреживание сточных вод, отводимых с территории Новоавачинского сельского поселения и сбрасываемых в ручей без названия (16км) и ручей без названия (20км).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 22 марта 2015г.

Председательствующий Т.А. Бецелева