ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3621/2017 от 27.04.2017 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Копия

Дело № 2-3621/2017

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 27 апреля 2017 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего Черных А.В.,

при секретаре Серобян И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Красноярска к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 207», администрации г. Красноярска об обязании устранить нарушения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г. Красноярска обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад № 207» об обязании устранить нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что в период с 06 марта по 13 марта 2017 года отделом надзорной деятельности по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю проведена плановая проверка соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в МБДОУ «Детский сад № 207», в ходе которой установлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций:

- из помещений групповой ячейки, расположенной на втором этаже здания детского сада, отсутствует эвакуационный выход (гр. «Пчелка», согласно технического паспорта нежилого здания, инвентарный номер 24-50-0101173-0070-100003 пом. 3) на здание МБДОУ «207», расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «Д», что является нарушением требований п. 11 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», ч. 4 ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1 СНиП II-Л.3-62;?п. 4.6 СНиП II-А.5-62;

- из помещений групповой ячейки, расположенной на втором этаже здания детского сада, отсутствует эвакуационный выход (гр. «Лучик», согласно технического паспорта нежилого здания, инвентарный номер 24-50-0101173-0070-100003 пом. 3) на здание МБДОУ «207», расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «Д», что является нарушением требований п. 11 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», ч. 4 ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1 СНиП II-Л.3-62;?п. 4.6 СНиП II-А.5-62;

- из помещений групповой ячейки, расположенной на втором этаже здания детского сада, отсутствует эвакуационный выход (гр. «Семицветики», согласно технического паспорта нежилого здания, инвентарный номер 24-50-0101173-0070-100003 пом. 3) на здание МБДОУ «207», расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «Д», что является нарушением требований п. 11 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», ч. 4 ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1 СНиП II-Л.3-62;?п. 4.6 СНиП II-А.5-62;

- из помещений групповой ячейки, расположенной на втором этаже здания детского сада, отсутствует эвакуационный выход (гр. «Умки», согласно технического паспорта нежилого здания, инвентарный номер 24-50-0101173-0070-100003 пом. 3) на здание МБДОУ «207», расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «Д», что является нарушением требований п. 11 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», ч. 4 ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1 СНиП II-Л.3-62;?п. 4.6 СНиП II-А.5-62.

В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Скорнякова Ю.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

Представители ответчика МБДОУ «Детский сад № 207», Администрации г. Красноярска, представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд, выслушав мнение истца, полагал возможным рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» руководители организаций, независимо от организационно-правовой формы, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. На руководителей возлагается персональная ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст.ст. 1, 14 Федерального закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайный ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организации обязаны, в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 39 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.

Статья 32 указанного закона предусматривает, что материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, а также привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита относится к компетенции образовательного учреждения.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Местная администрация исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, федеральными законами и законами субъектов РФ (п.1 ст. 37 указанного закона).

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

частью 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, в частности относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ, предусматривает, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в частности разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в т.ч. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса возложена на образовательное учреждение.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к предъявлению исковых требований о запрещении деятельности, создающей такую опасность или о приостановлении такой деятельности.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что в период с 06 марта по 13 марта 2017 года Отделом надзорной деятельности по г. Красноярску Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Красноярскому краю проведена плановая проверка соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций в МБДОУ «Детский сад № 207», в ходе которой установлены следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций (акт проверки № 454 от 22.04.2016 года):

- из помещений групповой ячейки, расположенной на втором этаже здания детского сада, отсутствует эвакуационный выход (гр. «Пчелка», согласно технического паспорта нежилого здания, инвентарный номер 24-50-0101173-0070-100003 пом. 3) на здание МБДОУ «207», расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «Д», что является нарушением требований п. 11 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», ч. 4 ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1 СНиП II-Л.3-62;?п. 4.6 СНиП II-А.5-62;

- из помещений групповой ячейки, расположенной на втором этаже здания детского сада, отсутствует эвакуационный выход (гр. «Лучик», согласно технического паспорта нежилого здания, инвентарный номер 24-50-0101173-0070-100003 пом. 3) на здание МБДОУ «207», расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «Д», что является нарушением требований п. 11 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», ч. 4 ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1 СНиП II-Л.3-62;?п. 4.6 СНиП II-А.5-62;

- из помещений групповой ячейки, расположенной на втором этаже здания детского сада, отсутствует эвакуационный выход (гр. «Семицветики», согласно технического паспорта нежилого здания, инвентарный номер 24-50-0101173-0070-100003 пом. 3) на здание МБДОУ «207», расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «Д», что является нарушением требований п. 11 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», ч. 4 ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1 СНиП II-Л.3-62;?п. 4.6 СНиП II-А.5-62;

- из помещений групповой ячейки, расположенной на втором этаже здания детского сада, отсутствует эвакуационный выход (гр. «Умки», согласно технического паспорта нежилого здания, инвентарный номер 24-50-0101173-0070-100003 пом. 3) на здание МБДОУ «207», расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «Д», что является нарушением требований п. 11 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», ч. 4 ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1 СНиП II-Л.3-62;?п. 4.6 СНиП II-А.5-62.

Для устранения выявленных нарушений должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный надзор, выдано предписание № 454/1/1-4 от 22.04.2016 года.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в настоящее время нарушения правил пожарной безопасности ответчиком в полном объеме не устранены, доказательств обратного не представлено.

Также, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что здание, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, 11Д, МБДОУ «Детский сад № 207» находится на праве оперативного управления, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 11 февраля 2011 года, Уставом МБДОУ «Детский сад № 207».

Согласно Уставу - имущество учреждения, находящееся у него на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью г. Красноярска.

В силу ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления….

Согласно Уставу, утвержденному начальником главного управления образования администрации г. Красноярска 11 декабря 2015 года, учредителем МБДОУ является администрация г. Красноярска, которая несет ответственность по обязательствам МБДОУ в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством РФ. Кроме того, финансирование деятельности МБДОУ осуществляется из бюджета города Красноярска в соответствии с законодательством РФ.

По правилам ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, осуществление полномочий собственника муниципального имущества возложено на администрацию г. Красноярска, в связи с чем суд находит, что устранение нарушений пожарной безопасности в здании МБДОУ «Детский сад № 207» является не только обязанностью дошкольного учреждения, но и обязанностью этого органа.

Бездействие руководителя МБДОУ «Детский сад № 207» и Администрации г. Красноярска по не устранению нарушений требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, в связи, с чем суд находит, что исковые требования в части возложения на МБДОУ «Детский сад № 207», администрацию г. Красноярска устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании МБДОУ «Детский сад № 207» подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить обязанность на Муниципальное образование г. Красноярск в лице Администрации г.Красноярска, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 207» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций, а именно:

- из помещений групповой ячейки, расположенной на втором этаже здания детского сада, сделать эвакуационный выход (гр. «Пчелка», согласно технического паспорта нежилого здания, инвентарный номер 24-50-0101173-0070-100003 пом. 3) на здание МБДОУ « 207», расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «Д»;

- из помещений групповой ячейки, расположенной на втором этаже здания детского сада, сделать эвакуационный выход (гр. «Лучик», согласно технического паспорта нежилого здания, инвентарный номер 24-50-0101173-0070-100003 пом. 3) на здание МБДОУ « 207», расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «Д»;

- из помещений групповой ячейки, расположенной на втором этаже здания детского сада, сделать эвакуационный выход (гр. «Семицветики», согласно технического паспорта нежилого здания, инвентарный номер 24-50-0101173-0070-100003 пом. 3) на здание МБДОУ « 207», расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «Д»;

- из помещений групповой ячейки, расположенной на втором этаже здания детского сада, сделать эвакуационный выход (гр. «Умки», согласно технического паспорта нежилого здания, инвентарный номер 24-50-0101173-0070-100003 пом. 3) на здание МБДОУ « 207», расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Тотмина, д. 11 «Д».

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Копия верна. Подписано председательствующим.

Судья А.В. Черных