ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3623/2021 от 20.04.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-954/2022

44RS0001-01-2021-006614-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2022 года г.Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Быстряковой Н.Е. с участием истца Ненахова ФИО5., представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ненахова ФИО6 к ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» о признании действий незаконными, индексации присужденной суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных продуктов и взыскании невыплаченных сумм,

УСТАНОВИЛ:

Ненахов ФИО7. обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом ... группы, участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ обязанность государства - возмещать ущерб, причиненный здоровью или имуществу граждан экологическими правонарушениями. В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению указанного вреда Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, а инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано возмещение вреда выплатой денежных сумм, которые четко разграничены понятиями выплат, применительно к п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ №1244-1, как «суммы возмещения вреда», так и «иные виды денежных компенсаций» (Постановление Конституционного Суда от 07.02.2012 № 1-П). Независимо от того, о каких способах возмещения идет речь в Законе - о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 №18-П. С учетом правоприменительной практики, сложившейся до принятия Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ, суды общей юрисдикции, руководствуясь названным Постановлением Конституционного Суда РФ, признавали право на получение после 15.02.2001 недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная с 02.06.1998, исчисленных исходя из денежного довольствия (на что ориентировал и Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 14.12.2000 №35). В Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 №11-П указано: суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации. Сама по себе ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ не препятствует судам общей юрисдикции рассматривать иски о возврате недополученных сумм возмещения вреда. Если же судебные решения по таким делам вынесены, то они должны исполняться в установленные судом сроки, - в противном случае доступ к правосудию существенно ограничивается. Это нашло отражение и позже в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 №21-П. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.02.2018 №7-П отмечено, что факт установления инвалидности однозначно свидетельствует о причинении вреда здоровью, - выделяет инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы в отдельную категорию лиц, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (п.2 ч. 1 ст. 13), и гарантирует им социальную защиту путем предоставления различных видов денежных выплат (ежемесячной денежной выплаты; компенсаций за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров) и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам с тем, чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми (постановления Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 №17-П и от 01.07.2014 №20-П). В 2002 году Конституционный Суд РФ (постановлением от №11-П), отмечал, что любые выплаты, предусмотренные Федеральным законом «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются выплатами, возмещающими вред здоровью, в связи с чем к компенсациям на приобретение продовольственных товаров должны применяться правила и нормы для индексации сумм возмещения вреда, предусмотренные Базовым законом с учетом изменений порядка индексации выплат (Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.03.2011 №33- 3697). Федеральным законом от 26.04.2004 №31-ФЗ закреплялось, что размеры выплат гражданам, установленные данным Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, а также впервые предусматривалась индексация иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда: ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров (п.13 ч. 1 ст. 14 Закона), ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью (ч.1 ст. 39 Закона) и ежегодной компенсации на оздоровление (ст.40 Закона), входящих в объем возмещения вреда (расчет которых был иной от расчета ежемесячных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, подлежащих ранее индексации - исходя из МРОТ, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации). Об этом свидетельствует и вступившее в законную силу решение Верховного Суда РФ от 24.04.2008 №ГКПИ08-525, где указано, что устанавливая порядок индексации размера иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, Правительство РФ действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.04.2004 №31-Ф3, ч. 3 ст. 5 Закона от 15.5.1991 №1244-1, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено. Правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», основанная на нормах ч. 3 ст. 5 названного Закона в редакции Федерального закона от 26.04.2004 №31-Ф3, сформулирована и в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.01.2008 №25-В07- 24, где также обращено внимание на то же обстоятельство, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, отличен от индексации ежемесячной компенсации за вред здоровью, индексируемых ранее до 2004 года в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, в силу ст. 1 Федерального закона от 26.04.2004 №31-ФЗ, индексируются путем повышения фиксированного размера, установленного в соответствующих постановлениях Правительства РФ. Данная правовая позиция отражена в Обзоре Верховного Суда РФ от 22.09.2008, где установлено: «сформированная судами Российской Федерации в настоящее время практика применения законодательства по данной категории дел исходит из того, что вышеназванными постановлениями Правительства РФ индексация сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, а также других компенсаций предусматривалась впервые (в отличие от ежемесячных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее - исходя из минимального размера оплаты труда, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или в субъекте Российской Федерации) (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 9). Во исполнение названного законодательного требования Правительство РФ своими постановлениями, начиная с 2004 года, ежегодно утверждает Правила (порядок) индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на соответствующий год, установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Этими постановлениями Правительства в соответствии с указанным Законом установлены коэффициенты индексации, а исходя из них, размеры «суммы возмещения вреда», так же и «иные виды денежных компенсаций» подлежащих выплате за соответствующий период. Постановления Правительства РФ регламентируют общий годовой коэффициент индексации (универсальный критерий индексации) выплат, пособий и компенсаций для всех категорий слабозащищенных граждан страны (ветераны, инвалиды и др.), в том числе и инвалидов-ликвидаторов, получающих и по решению судов и в твердой сумме. Конституционный Суд РФ в судебных постановлениях от 04.12.2007 №879-0-0 и от 21.10.2008 №695-0-0 указал: «соответствующие постановления Правительства РФ во исполнение предписания ч.3 ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» направлены на конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения, поскольку самостоятельное регулирование индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, содержащимися в них правилами не осуществляется. Президиум Верховного Суда РФ в Постановлении при обзоре судебной практики обратил внимание, что индексация - это не мера гражданско-правовой ответственности, а механизм, предназначенный для приведения платежей в соответствие с покупательской способностью денег на момент их выплаты. Конституционный Суд РФ в определении от 17.07.2007 №487-0-0 указал, что механизм обеспечения антиинфляционной защиты компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренный Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предполагает регулярность и стабильность индексации этих выплат, а также обеспечение соответствующего финансирования». Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике. В п. 4 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) изложена аналогичная законодательная норма: «Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ». Это установочный универсальный коэффициент, являющийся ежегодной мерой защиты от инфляции (роста цен) всех категорий слабозащищенных граждан страны. Что нашло отражение и в п.3 Определения Конституционного Суда РФ от 14.05.2018 №1112-0 - «коэффициент индексации, определяемый Правительством РФ - это унифицированный порядок индексации социальных выплат, включая ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию и ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев». Таким образом, российское законодательство, Конституционный и Верховный Суды Российской Федерации в названных выше судебных постановлениях четко указали на обязательную регулярность индексации этих выплат, конкретизацию размеров индексации и на определение сроков ее проведения. С учетом изложенной правовой позиции российского законодательства и высших судов Российской Федерации, обязанность государства по возмещению вреда причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС истцу реализована судебным постановлением Свердловского районного суда г. Костромы - решением от <дата>: суд обязал Военный комиссариат Костромской области выплачивать с <дата> Ненахову ФИО8. ежемесячную компенсацию на приобретение продтоваров в размере ... копеек, в дальнейшем компенсация должна индексироваться в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС». В то время ему были обеспечены равные условия перехода к новому механизму возмещения вреда, как этого и требуют статьи 19, 42 и 55 Конституции РФ и изменения и дополнения в базовый Закон от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.02.2001 №5-ФЗ и от 26.04.2004 №31-ФЗ. Такие судебные акты являлись обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежали неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 20.11.2006 содержало указание о необходимости выплаты в счет возмещения вреда здоровью установленных судом денежных сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, а также иных компенсационных выплат (ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежегодная компенсации в возмещение вреда здоровью), входящих в объем возмещения вреда с последующей их обязательной индексацией в установленном Законом порядке и данный судебный акт 15 летней давности не оспорен и не отменен. Решением суда, вступившим в законную силу, установлены факты, связанные с определением конкретных размеров ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью. Состоявшиеся по делу судебные постановления не подлежат разъяснениям и изменениям, а решение суда от 20.11.2006, имея законную силу, является преюдициальным по делу (ч. 2 ст. 61 ГПК РФ) в части применения надлежащей ежегодной индексации, без каких-либо изъянов (приостановлений), являющейся составной частью размера возмещения вреда здоровью, присужденного Ненахову ФИО9 Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Согласно ч. 2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, как говорится в ст. 4 ГК РФ. Аналогичная позиция сформулирована и Верховным Судом РФ в определении от 02.11.2007 № 6-В07-28. В силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 №35 (в ред. от 5.04.2005 №7) решения судов об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, а также иных компенсационных выплат, входящих в объем возмещения вреда, не могут быть пересмотрены, поскольку эти решения были постановлены в соответствии с действовавшей в тот период редакцией базового Закона с учетом положений, закрепленных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 №11-П. В силу п.п. 3.1, 3.2 Определения Конституционного Суда РФ от 04.10.2005 №364-О ст. 3 и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает ретроспективную индексацию размеров отдельных компенсационных выплат, входящих в состав возмещения вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Причем, положения ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по-прежнему и сегодня содержат положения об индексации размера выплат возмещения вреда, установленных настоящим Законом. Гарантией обязательного права на индексацию размера возмещения вреда выступает специальное правило, указанное в частях 1, 4 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 №229-Федеральеного закона «Об исполнительном производстве», в соответствии с которыми в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, лица (организации) производят индексацию периодических платежей, выплачиваемых в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других установленных законом случаях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение). Однако ФКУ «Военный комиссариат Костромской области», как уполномоченный орган, осуществляющий выплаты федеральных субвенций, не исполнил решение Свердловского районного суда г. Костромы от 20.11.2006 № 2-2883, где изложено, что компенсации подлежат дальнейшей индексации в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Исходя из п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 №35 в соответствии с ч. 3 ст. 2 этого Закона индексации подлежат размеры выплат, предусмотренные в частях 1 и 2 данной нормы, без каких-либо ограничений. Более того, в силу правовой позиции высших Судов Российской Федерации и исходя ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» всем инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам-ликвидаторам, получающим их по решению судов так и в твердой сумме, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью и оздоровление индексируются Правительством РФ путем повышения фиксированного размера, а именно с применением коэффициентов: 1,08 – с <дата>; 1,105 - с <дата>; 1,13 - с <дата>; 1,1 - с <дата>; 1,065 – с <дата>; 1,06 - с <дата>; 1,055 - с <дата>; 1,05 - с <дата>; 1,055 – с <дата>; 1,07 - с <дата>; 1,054 - с <дата>; 1,025 - с <дата>; 1,043 – с <дата>; 1,03 - с <дата>; 1,049 - с <дата>. Военный комиссариат проигнорировал российское законодательство, правовую позицию высших судов и Свердловского районного суда г. Костромы, не обратив внимания на существующие в Законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» неизменность и обязательность ежемесячной денежной компенсации и иных видов денежных компенсаций, подлежащих выплате и их обязательной индексации, неверно истолковав смысл и правовую основу ежегодного постановления Правительства РФ «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций», отказав без оснований и причин полностью в индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Вместе с тем, индексация является частью государственной системы социальной защиты граждан и направлена на поддержание покупательной способности их денежных доходов, особенно социально уязвимых слоев населения - пенсионеров, инвалидов. Об этом свидетельствует умышленный и необоснованный отказ ФКУ «Военный комиссариат» на заявление истца от 28.04.2021 №57 о выдаче сведений из выплатного (пенсионного) дела о начислении и фактических выплатах по годам на 01.01.2021 денежных и иных материальных компенсаций в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». ФКУ «Военный комиссариат» заявил: ввиду отсутствия технической возможности представлять сведения о размерах пенсий и других выплатах за прошлые годы, незаконно отказав в указанной информации. Военные чиновники неправомерно отказали истцу в доступе к информации. В результате длительного неисполнения должностными лицами военного комиссариата индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, установленной Законом, денежные средства обесценились. Установленная решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> компенсационная выплата ежемесячная компенсация на приобретение продтоваров в размере ... копеек за период <дата> до настоящего времени не подлежала обязательной индексации и по состоянию на <дата> составляет ... руб. Расчет суммы задолженности (недоплаты) за период с <дата> по <дата> в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» производился истцом. Расчет представляет разницу между подлежащей выплате и фактически начисленной суммой. Расчет по годам выглядит следующим образом: 2006 - коэффициент 1.085, 1895.76 х 1,085=2056.89-1895.76=161.14, 161.14 х 2 (ноябрь, декабрь) =322.28; 2007 - коэффициент 1.08х 1.08 = 2221.44-1895.76=325.68, 325.68 х 12=3908.16; 2008 - коэффициент 1.105, 2221.44 х 1.105 =2454.69, 2454.69-1895.76 =558.93, 558.93 х 12 = 6707.16; 2009 – коэффициент 1,13, 2454.69 х 1.13 = 2773.79, 2773.79- 1895.76 = 878.03, 878.03 х 12 = 10536.36; 2010 - коэффициент 1.1 2773.79 х 1.1 =3051.17, 3051.17 - 1895.76 = 1161.41, 1161.41 х 12 = 13936.92; 2011 – коэффициент 1.065, 3051.17 х 1.065 = 3249.49, 3249.49- 1895.76= 1353.73, 1353.73 х 12 = 16244.76; 2012 - коэффициент 1.06, 3249.49 х 1.06 = 3444.46, 3444.46- 1895.76 = 1548.7, 1548.7 х 12 = 18584.4; 2013 - коэффициент 1,055, 3444.46 х 1.055 = 3633.90, 3633.90- 1895.76= 1738.14, 1738.14 х 12=20857.68; 2014 - коэффициент 1.05 х 1.05 = 3815.59, 3815.59- 1895.76= 1919.83, 1919.83 х 12 = 23037.96; 2015 - коэффициент 1.055, 3815.59x 1.055 =4025.45, 4025.45- 1895.76 = 4025.45, 4025.45 х 12 = 25556.28; 2016 - коэффициент 1.07, 4025.45 х 1.07 = 4307.23, 4307.23 - 1895.76 = 2411.47, 2411.47 х 12 = 28937.64; 2017 – коэффициент 1.054, 4307.23 х 1.054 = 4539.82, 4539.82- 3 895.76 = 2644.06, 2644.06 х 12 = 31728.72; 2018 – коэффициент 1.025, 4539.82 х 1.025 = 4653.31, 4653.31 - 1895.76 = 2757.55, 2757.55 х 12 = 33090.5; 2019 - коэффициент 1.043, 4653.31 х 1.043 = 4853.40, 4853.40-1895.76 = 2957.64, 2957.64 х 12 = 35491.68; 2020 - коэффициент 1.03, 4853.40 х 1.03 =4999, 4999 - 1895.76 = 3103.24, 3103.24 х 12 = 37238.88; 2021 - коэффициент 1.02, 4999 х 1.02 = 5098.98, 5098.98- 1895.76 = 3203.22, 3203.22x 8 = 25625.76. Общая сумма задолженности по выплатам компенсации возмещения вреда здоровью за период с <дата> по <дата> составляет 331805,14 рублей. На основании изложенного заявитель просит признать действия ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» по отказу Ненахову ФИО10 в индексации выплат ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, установленных решением Свердловского районного суда г. Костромы от 20.11.2006, незаконными; обязать ФКУ «Военный комиссариат Костромской области», начиная с <дата>, производить инвалиду-ликвидатору Ненахову ФИО11. установленную выплату ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере ... рублей с последующей индексацией в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на срок инвалидности, то есть бессрочно; взыскать с ответчика единовременно за счет средств федерального бюджета в пользу Ненахова ФИО12. за отказ от индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров сумму задолженности (недоплаты) за период с <дата> по <дата> в размере 331805,14 рублей.

В судебном заседании истец Ненахов ФИО13. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Полагал, что установленная решением суда сумма ежемесячной выплаты на приобретение продовольственных товаров в последующем подлежала индексации в силу закона с учетом коэффициентов, ежегодно устанавливаемых постановлениями Правительства РФ.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» ФИО3 исковые требования не признала. Пояснила, что решением суда установлен размер ежемесячной выплаты на приобретение продовольственных товаров истцу без возложения на ответчика обязанности по его индексации. В последующем законодательно предусмотрен механизм индексации таких выплат и их проиндексированные фиксированные суммы. Поскольку размер выплат истцу, установленный решением суда, превышает установленные постановлениями Правительства РФ проиндексированные суммы выплат, индексация выплат истцу с момента установления их размера решением суда, не производилась.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, материалы гражданских дел №, суд приходит к следующим выводам.

Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиаций вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» регулируется порядок предоставления и размер мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров предусмотрены п. 13 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, согласно которой лицам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей. Пунктом 15 ч. 1 ст. 14 данного Закона РФ предусмотрена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей, а в ст. 39 Закона этой же категории лиц предусмотрена выплата ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере: инвалидам I и II групп - 500 рублей; инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы, - 400 рублей.

В редакции ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, действовавшей до 01.01.2018 (Федеральный закон от 19.12.2016 N 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»), размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

В силу ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 в действующей в настоящее время редакции размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ.

В Постановлении от 01.12.1997 «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами. Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Во исполнение требований закона Правительство РФ своими Постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ 15.05.1991 N 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом вопрос индексации указанных компенсаций и выплат был решен на законодательном уровне.

Размеры индексации компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление для категории граждан, к которым относится истец, с 2008 по настоящее время установлены Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Постановлениями Правительства РФ (от 21.12.2007 N 914; от 07.07.2009 N 545; от 16.12.2009 N 1024; от 21.12.2010 N 1079; от 04.12.2012 N 1255; от 19.12.2013 N 1189; от 18.12.2014 N 1411), издаваемыми ежегодно, установлен как коэффициент инфляции, так и размеры компенсации, предусмотренные Законом РФ 15.05.1991 N 1244-1. При этом размеры компенсаций в данных Постановлениях указаны уже с учетом индексации.

В частности, постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 N 1411 «Об индексации в 2015 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлен коэффициент индексации 1,055 и размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Законом РФ 15.05.1991 N 1244-1 в 2015 году - 781,4 руб.

Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» приостановлено до 01.01.2018 действие ч. 3 ст. 5 и ч. 4 ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в редакции Закона РФ от 18.06.1992 N 3061-1).

С 01.02.2016 Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 N 42 размер индексации установлен 1,07 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в том числе Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1, в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

При этом согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ с 01.02.2016 индексация осуществляется на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и установленным в 2015 год в соответствии со ст. 3 настоящего Федерального закона размером индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных, в том числе Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.01.2017 N 88 установлен с 01.02.2017 размер индексации 1,054 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных в том числе Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1, в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

При этом согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ с 01.02.2017 индексация осуществляется исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 год выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных, в том числе Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1.

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2018 N 74 с 01.02.2018 установлен коэффициент индексации 1,025.

Постановлением Правительства РФ от 24.01.2019 N 32 с 01.02.2019 установлен коэффициент индексации 1,043.

Постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 N 61 с 01.02.2020 установлен коэффициент индексации 1,030.

Проиндексированная в соответствии приведенными постановлениями Правительства, в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 N 61 ежемесячная денежная компенсаций на приобретение продовольственных товаров (п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1) составляет 970,38 руб.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 N 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7 и от 11.05.2007 N 23), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Судом установлено, что Ненахов ФИО14. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом ... группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячной и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных п. п. 13, 15 ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Свердловского районного суда города Костромы от 20.11.2006 по гражданскому делу удовлетворены исковые требования Ненахова ФИО15. к Костромскому областному военному комиссариату об индексации сумм, входящих в объем возмещения вреда здоровью и компенсации на питание. Костромской военный комиссариат обязан выплачивать Ненахову ФИО16. ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере ... руб. с <дата> и компенсацию в возмещение вреда здоровью в сумме ... руб.; установлен размер ежегодной компенсации возмещения вреда за 2006 год в сумме ... руб.; с Костромского областного военного комиссариата в пользу Ненахова ФИО17. взыскана недополученная в результате неприменения индексации сумма ежемесячной и ежегодной компенсаций возмещения вреда здоровью и на приобретение продовольственных товаров в размере ... рублей.

Согласно справке ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» от 28.09.2021, Ненахов ФИО18. получает пенсию в военном комиссариате Костромской области с <дата>, на <дата> размер ежемесячных выплат Ненахову ФИО19. составляет: пенсия – ... руб., компенсация в возмещение вреда здоровью – ... руб., компенсация на приобретение продтоваров – ... руб., дополнительное ежемесячное материальное обеспечение – ... руб. Размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров Ненахову ФИО20. с <дата> составлял ... руб., с ноября 2006 по настоящее время составляет ... руб.

Оснований не доверять приведенным сведениям у суда не имеется. В иске и расчетах истец указывает аналогичный размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело по заявленным исковым требованиям.

Проанализировав доводы истца и представленные по делу доказательства, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных исковых требований.

При этом суд учитывает, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от 20.11.2006 размер выплат на приобретение продовольственных товаров, установленных Законом от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 300 руб. ежемесячно, был проиндексирован за определенные периоды в отсутствие законодательного урегулирования этого вопроса и установлен на момент вынесения решения суда. Порядок последующей индексации установленного размера выплат и обязанность ответчика производить такую индексацию решением суда не установлены.

После вынесения указанного решения суда порядок индексации спорных выплат законодательно урегулирован.

Ненахов ФИО21. получает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в большем размере, чем это предусмотрено вышеназванными нормативными актами.

При таких обстоятельствах применение индексации к указанным в решении Свердловского районного суда г. Костромы от 20.11.2006 суммам выплат индексов, определенных Постановлениями Правительства РФ, приведет к необоснованному увеличению их размера для истца по сравнению с иными лицами, имеющими право на получение таких выплат.

Доводы истца о нарушении его конституционных прав на получение спорных выплат в соответствии с решением суда основаны на неправильном применении положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ненахова ФИО22 к ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» о признании действий незаконными, индексации присужденной суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных продуктов и взыскании невыплаченных сумм оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2022.