ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3624/2014 от 24.06.2014 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

  Дело № 2-3624/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 24 июня 2014 года

 Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

 председательствующего судьи Стех Н.Э.,

 при секретаре Ахуковой А.Ю

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии от <дата> года Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики об отказе во включении ФИО1 в кадровый резерв Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики для замещения должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики «<данные изъяты>

 у с т а н о в и л:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии от <дата> года Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики об отказе во включении ФИО1 в кадровый резерв Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики для замещения должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики «начальник юридического сектора».

 Исковые требования мотивировал тем, что <дата> года он принял участие в проводимом ответчиком конкурсе на включение в кадровый резерв на замещение должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики «<данные изъяты> Ответчик письмом от <дата> года № <номер> сообщил о том, что решением конкурсной комиссии во включении его кандидатуры в кадровый резерв отказано.

 Считает решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку ответчик не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса не направил ему сообщение о дате, времени и месте проведения данного конкурса, чем поставил истца в худшее положение по сравнению с иными лицами, допущенными к участию в конкурсе.

 Кроме того, принятое комиссией решение нелегитимно, поскольку в состав комиссии не входили независимые эксперты.

 В судебном заседании истец исковые требования уточнил, просил признать незаконным решение конкурсной комиссии от <дата> года Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики в части отказа во включении ФИО1 в кадровый резерв Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики для замещения должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики <данные изъяты>

 Заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

 В судебном заседании представитель ответчика, ФИО2, исковые требования не признала. При этом пояснила, что Приказом о конкурсе на включение в кадровый резерв от <дата> года № <номер> утвержден состав конкурсной комиссии. Поскольку просьбы о направлении представителей для участия в заседании конкурсной комиссии в качестве независимых экспертов направлены в три различные организации, следовательно, в состав конкурсной комиссии входило 3 независимых эксперта. Считает заседание конкурсной комиссии правомочным, поскольку на нем присутствовало 5 человек, что составляет 2/3 от общего числа ее членов.

 В последующем проводились конкурсы на включение в кадровый резерв Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики для замещения должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики <данные изъяты> по результатам последнего конкурса гражданин включен в кадровый резерв, в последующем назначен на должность <данные изъяты> в связи с чем более в формировании кадрового резерва для замещения указанной должности нет необходимости.

 Выслушав мнение истца, его представителя и представителя ответчика, проверив полномочия представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В силу п.п. 1, 4, 5, 6, 8, 12 ст. 64 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации",

 1. Для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.

 4. Кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также - кадровый резерв государственного органа) формируются соответствующим представителем нанимателя.

 5. Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены.

 6. Включение в кадровый резерв государственного органа производится:

 1) граждан - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;

 8. Конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится конкурсной комиссией государственного органа.

 12. Положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

 В силу ст. 36 Закона УР от 05.07.2005 N 38-РЗ "О государственной гражданской службе Удмуртской Республики", с учетом Реестра государственных гражданских служащих Удмуртской Республики и поступивших заявлений гражданских служащих Удмуртской Республики (граждан) формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы Удмуртской Республики кадровый резерв Удмуртской Республики и кадровый резерв государственного органа Удмуртской Республики. Включение гражданского служащего Удмуртской Республики (гражданина) в кадровый резерв Удмуртской Республики оформляется правовым актом государственного органа Удмуртской Республики по управлению государственной службой, в кадровый резерв государственного органа Удмуртской Республики - правовым актом государственного органа Удмуртской Республики с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего Удмуртской Республики и иные документы, подтверждающие служебную деятельность гражданского служащего Удмуртской Республики. Положение о кадровом резерве на гражданской службе Удмуртской Республики утверждается Правительством Удмуртской Республики.

 В силу п. 2 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Удмуртской Республики", утвержденного Постановлением Правительства УР от 15.05.2006 N 53, кадровый резерв Удмуртской Республики и кадровый резерв государственного органа Удмуртской Республики (далее - кадровый резерв) формируется из государственных гражданских служащих Удмуртской Республики (далее - гражданские служащие) и лиц, не состоящих на государственной гражданской службе Удмуртской Республики (далее - граждан), для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Удмуртской Республики.

 В силу п. 5 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Удмуртской Республики", кадровый резерв формируется на конкурсной основе с учетом Реестра государственных гражданских служащих Удмуртской Республики и поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) для замещения должностей государственной гражданской службы Удмуртской Республики, если иное не предусмотрено федеральными законами.

 В силу п. 8 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Удмуртской Республики", порядок и условия проведения конкурса для формирования кадрового резерва, включая оповещение, работу конкурсной комиссии, консультации, информирование граждан о результатах конкурса, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации".

 В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

 Таким образом, правом на обращение в суд обладает лицо, право которого нарушено. Избранный способ защиты права должен быть направлен на восстановление прав заявителя.

 В силу п.п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

 Конкурс не проводится в том числе при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

 Таким образом, действующее законодательство различает конкурс для замещения гражданином должности гражданской службы и конкурс на включение в кадровый резерв.

 Пунктом 11 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства УР от 15.05.2006 N 53, по результатам проведения конкурса конкурсная комиссия принимает следующие решения:

 рекомендовать представителю нанимателя включить гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв;

 отказать гражданскому служащему (гражданину) в рекомендации о включении его в кадровый резерв;

 признать конкурс несостоявшимся.

 В силу п. 10 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя.

 Таким образом, решение конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв носит для представителя нанимателя рекомендательный характер. Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется по решению представителя нанимателя.

 Изложенное означает, что положительный результат конкурса на включение в кадровый резерв не гарантирует для гражданина ни включение его представителем нанимателя в кадровый резерв, ни его последующее назначение на должность гражданской службы.

 Следует отметить, что законодательством предусмотрено обжалование претендентом на замещение должности гражданской службы решения конкурсной комиссии (п. 27 Указа Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации"; п. 7 ст. 15 Закона УР от 05.07.2005 N 38-РЗ "О государственной гражданской службе Удмуртской Республики"; п. 11 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

 Право обжалования решения конкурсной комиссии претендентом на включение в кадровый резерв законодательством не предусмотрено.

 Обжалование решения конкурсной комиссии претендентом на включение в кадровый резерв не направлено на восстановление прав претендента, поскольку положительное решение конкурсной комиссии не гарантирует претенденту включение в кадровый резерв и замещение должности гражданской службы. Последствия признания незаконным решения конкурсной комиссии по мотивам нарушения порядка его проведения законодательством не предусмотрены.

 В рассматриваемом случае решением конкурсной комиссии Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики № 7 от 31 июля 2013 года конкурс на включение в кадровый резерв признан несостоявшимся, в связи с отсутствием кандидатов, отвечающих квалификационным требованиям по должности, на которую формируется кадровый резерв.

 В случае признания конкурса на включение в кадровый резерв несостоявшимся, также как и признания конкурса на включение в кадровый резерв недействительным, для определения кандидатуры, подлежащий включению в кадровый резерв, необходимо проведение нового конкурса. Иные последствия, такие как включение истца в кадровый резерв по результатам рассмотрения настоящего дела, невозможны.

 То есть само по себе признание незаконным решения конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв не восстанавливает права претендента, а заявленные требования не направлены на восстановления прав истца.

 Претендуя на включение в кадровый резерв, истцу в любом случае необходимо поучаствовать в новом конкурсе на включение в кадровый резерв, для чего нет необходимости ставить вопрос о признании состоявшегося конкурса недействительным.

 Поскольку избранный истцом способ защиты права - оспаривание решения конкурсной комиссии Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики № <номер> от <дата> года - не направлен на восстановление прав истца, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.

 Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

 Исковые требования ФИО1 к Управлению по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики о признании незаконным и отмене решения конкурсной комиссии от <дата> года Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики об отказе во включении ФИО1 в кадровый резерв Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики для замещения должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики <данные изъяты> оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

 Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере в совещательной комнате.

Судья Стех Н.Э.