Дело № 2- 3626 (2020)
32RS0027-01-2020-006446-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2020 года Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Позинской С.В.,
при секретаре Борисенковой Е.М.,
с участием
представителя истца - старшего помощника Прокурора Володарского района г. Брянска по доверенности ФИО1, представителя ответчика Брянской городской администрации по доверенности ФИО2, представителя ответчика по доверенности МБОУ детский сад № 183 «Незабудка» ФИО3, представителей третьих лиц МЧС России, ГУ МЧС России по Брянской области по доверенностям ФИО4, ФИО5, представителя третьего лица МКУ «Управление по делам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций г. Брянска» по доверенности ФИО6, представителя третьего лица Финансового Управления Брянской городской администрации ФИО7, представителя третьего лица ОНД и профилактической работы по г. Брянску ГУ МЧС Росси по Брянской области ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Володарского района г.Брянска к Брянской городской администрации, МБДОУ Детский сад № 183 «Незабудка» о понуждении привести в соответствие защитное сооружение гражданской обороны (ул.Пушкина, 15),
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Володарского района г. Брянска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, прокуратурой Володарского района города Брянска проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации объектов гражданской обороны расположенных на территории Володарского района г.Брянска. Прокурорской проверкой установлено, что защитное сооружение гражданской обороны( Далее ЗС ГО) расположенное по адресу: <...> находится в неудовлетворительном состоянии. Установлено, что на дверях (аварийном выходе) ЗС ГО не нанесены обозначения, резина имеет повреждения. Полы, стены, потолки требуют ремонта, в отдельных местах имеется плесень. Проверкой установлено, что право собственности на вышеназванное защитное сооружение гражданской обороны зарегистрировано за муниципальным образованием г.Брянска и передано в оперативное управление МБДОУ детский сад № 183 «Незабудка». Условиями договора о порядке использования муниципального имущества закрепленного за МБДОУ детский сад № 183 «Незабудка», установлена обязанность по содержанию ЗС ГО и несению расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии.
По результатам проведенной 15.07.2019г. проверки в указанном ЗС ГО были выявлены аналогичные нарушения. Нарушения законодательства о гражданской обороне напрямую могут привести к невозможности обеспечить своевременную эвакуацию людей и ценностей в случае наступления чрезвычайной ситуации. Ссылаясь на требования Федерального закона «О гражданской обороне», Федерального закона «О противодействии терроризму», Правила эксплуатации защитных сооружений, утв. Приказом МЧС Российской Федерации №583 от 15.12.2002 года, Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №575 от 21 июля 2005 года, представитель истца, с учетом уточнений от 19 октября 2020 года, просила суд обязать Брянскую городскую администрацию и МБДОУ детский сад № 183 «Незабудка» устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <...> и привести сооружение в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583 и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 г. №575 путем выполнения работ по ремонту пола, стен и потолка ЗС ГО в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 31 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам Гражданской обороны и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций города Брянска», Главное управление МЧС России по Брянской области, МЧС России.
Протокольными определениями от 18.09.2020г., 19 октября 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое Управление Брянской городской администрации, ОНД и профилактической работы по г.Брянску ГУ МЧС Росси по Брянской области, Управление образования Брянской городской администрации.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Володарского района г. Брянска по доверенности ФИО1 исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Брянской городской администрации, третьего лица Управления образования Брянкой городской администрации по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила в иске отказать. В случае удовлетворения иска просила суд ввиду отсутствия финансирования на 2020 года определить срок исполнения решения суда до 1 сентября 2021 года, т.е. после целевого финансирования ремонтных работ вышеназванного защитного сооружения гражданской обороны.
Представитель ответчика по доверенности МБОУ Детский сад № 183 «Незабудка» ФИО3 не возражала против удовлетворения иска. Указала, что при наличии финансирования в защитном сооружении гражданской обороны – укрытии, будут произведены ремонтные работы.
Представитель третьего лица МКУ «Управление по делам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций г. Брянска» по доверенности ФИО6 исковые требования прокурора поддержала, просила его удовлетворить.
Представители третьих лиц МЧС России, ГУ МЧС России по Брянской области по доверенностям ФИО4, ФИО5, ОНД и профилактической работы по г.Брянску ГУ МЧС России по Брянской области ФИО8, исковые требования прокурора поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель третьего лица Финансового Управления Брянской городской администрации ФИО7 не возражал против удовлетворения требований, пояснил, что денежные средства на ремонтные работы в вышеназванном ЗС ГО на 2020 год не выделялись.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В силу требований ч. 1 ст. 9 выше указанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Статьей 6 Закона установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющего фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
В силу п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
При этом периодичность текущего и капитального ремонта строительных конструкций защитных сооружений гражданской обороны установлена императивно (таблица N к указанным Правилам, п. 5.2.3 указанных Правил). Определено, что перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в разрабатываемых организацией годовых планах планово-предупредительных ремонтов, но в первоочередном порядке проводятся мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения (п. 5.2.4 указанных Правил). Приведенные положения приняты для выполнения задачи обеспечения постоянной готовности защитных сооружений гражданской обороны к использованию, а не предполагают возможность эксплуатирующей их в мирное время организации самостоятельно определять этапы, сроки и объем ремонтных работ.
Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 №575 утвержден Порядок содержания и использования ЗС ГО в мирное время.
Согласно п. 2 Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. Таким образом, законодательством предусмотрено необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовностьи к использованию согласно их назначению. Поэтому, согласно п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.1999 N 1309), организации, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают их сохранность, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной, а не поэтапной готовности к использованию. В рассматриваемом случае система гражданской обороны не воссоздается заново с соблюдением этапов строительства и оснащения защитных сооружений, а требует постоянного поддержания уже имеющихся защитных сооружений в состоянии готовности к чрезвычайным ситуациям.
В этой связи оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации. Ежегодные и специальные осмотры проводятся в порядке, установленном руководителем организаций, эксплуатирующей защитные сооружения гражданской обороны (п. 4.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583).
Комплексные осмотры проводятся раз в три года (п. 4.1.3 указанных Правил).
Результаты оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны оформляются актом, а при обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов составляется ведомость дефектов (п. 4.1.6 указанных Правил). На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций (п. 4.1.7 указанных Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела ЗС ГО зарегистрировано за муниципальным образованием г. Брянска и передано в оперативное управление МБОУ детский сад № 183 «Незабудка» на основании договора № 18 от 20.10.2000г. расположенное по адресу: Брянская область, г. Брянск, Володарский район, ул. Пушкина д. 15. Дополнительным соглашением № 14ВДС/2019 от 18.04.2019г. пункт 1.2 раздела 1 изложены в новой редакции, о чем также свидетельствует свидетельство о регистрации права.
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ, укрытия) инв. 113-32 от 25июля 2018 года, утв. И.о. заведующего МБДОУ Детского сада № 1483 «Незабудка» г. Брянска защитное сооружение по адресу: <...> принято в эксплуатацию в 1956 году и находится в муниципальной собственности и передано в оперативное управление МБДОУ Детского сада № 1483 «Незабудка» г. Брянска, вместимость 160 чел., общая площадь 80,2 кв.м, встроенное здание 2-х этажей, что указано так же в паспорте ЗС ГО (укрытия) № 113-32.
Фактическое состояние ЗС ГО и его готовность к приему укрываемых: Лестничные пролеты содержатся в хорошем состоянии-замечаний нет; состояние защитно-герметических дверей удовлетворительное, есть ржавчина, не нанесены обозначения, резина имеет повреждения; аварийный выход в удовлетворительном состоянии -есть ржавчина, не нанесены обозначения, резина имеет повреждения; загромождений (захломленностей) входа, тамбуров, аварийного выхода, воздухоприемного оголовка - не выявлено; полы, стены, потолки требуют ремонта, в отдельных местах имеется плесень; гидроизоляция в хорошем состоянии – следов протечек и подтоплений не выявленно; санитарные узлы находятся в удовлетворительном состоянии - замечаний по содержанию не выявлено; фильтровентиляционное оборудование не испытывалось, фильтры поглотители ФПУ 200 - 3 шт., есть следы ржавчины. ДЭС не предусмотрена проектом: инженерно-технические системы в удовлетворительном состоянии, окрашены в соответствии с правилами эксплуатации ЗС, есть следы ржавчины. ЗС ГО «не готово» к приему укрываемых.
Потребность в убежище для защиты населения г. Брянска отсутствует, комиссия в составе председателя ФИО3. исполняющего обязанности заведующего МБДОУ детского сада № 183 «Незабудка» г.Брянска, заведующего хозяйством МБДОУ детского сада № 183 «Незабудка» г.Брянска Л., старшего инспектора - государственного инспектора гор. Брянска по пожарному надзору ГУ МЧС России по Брянской области ФИО8, начальника сектора МКУ «Управление по делам ГОЗНТЧС города Брянска» по Володарскому району С. считает, что целесообразно перевести ЗС ГО на эксплуатацию в качестве укрытия.
Проведенной прокуратурой Володарского района г. Брянска проверкой установлено, что ЗС ГО расположенное по адресу: <...> находится в неудовлетворительном состоянии.
Согласно акту оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны инв. №113-32 у от 16.10.2019 года состояние системы вентиляции – не проводилось, естественная вентиляция; состояние системы энергоснабжения: в рабочем стоянии; состояние системы водоснабжения: в рабочем состоянии; состояние системы канализации: имеется.
Общее состояние защитного сооружения: входные двери в наличии, входы не загромождены, гидроизоляция не нарушена, помещения не подтапливаются. Система энергоснабжения в рабочем состоянии, водопровод перекрыт. Требуется косметический ремонт стен и потолка.
15.07.2019 Прокуратурой Володарского района вынесено представление заведующей МБДОУ детского сада № 183 «Незабудка» г.Брянска об устранении нарушений, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Письмом от 15 июля 2020 года МБДОУ детского сада № 183 «Незабудка» г.Брянска рассмотрено представлением от 15.07.2019 года №41/2019 об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне и сообщено, что 17.08.2019г. была составлена заявка в управление образования Брянской городской администрации на внесение ЗС ГО № 32-113 в график капитального ремонта на 2020 год с предварительной сметой на 940000руб.
Согласно акту проверки от 15.10.2020г. представленного истцом следует, что в ходе визуального осмотра установлено что ранее выявленные нарушения выразившиеся в неудовлетворительном состоянии полов, стен, потолка и полов не устранены. Стены, потолок и пол ЗС ГО требуют ремонта. В обоснование данных визуального осмотра и состояния ЗС ГО истцом приобщены фотоматериалы.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
К вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны (пп. 28 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно Уставу Брянской городской администрации принятому Брянским городским советом народных депутатов 30.11.2005 (в ред. с изм. на 18.12.2019 г.) в соответствии сФедеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"к вопросам местного значения города Брянска относятся, в том числе: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории города Брянска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не установлено законом или договором.
Право собственности на вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны зарегистрировано за муниципальным образованием г. Брянска и передано в оперативное управление МБДОУ детского сада № 183 «Незабудка» г.Брянска, на которое возложена обязанность по содержанию ЗС ГО и несению расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии.
Установив, что указанное защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, с учета, как защитное сооружение гражданской обороны, не снят, объект своего статуса не утратил, объем указанных в предписании несоответствий ответчиком не оспорен, доказательств полного или частичного устранения перечисленных недостатков не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора.
ЗС ГО убежище передано в оперативное управление МБДОУ детского сада № 183 «Незабудка» г.Брянска которое в свою очередь не обеспечило соблюдение обязательных требований в области гражданской обороны, законодательством не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущество. Выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении мероприятий по гражданской обороне со стороны ответчика. Не обеспечение ответчиком мер по поддержанию в надлежащем состоянии спорного объекта, создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
При таких обстоятельствах, суд находит требования заместителя прокурора Володарского района г. Брянска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Суд полагает возможным с учетом мнения сторон, необходимостью проведения значительного объема работ, определить срок для исполнения решения суда до 01.09.2021 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя Прокурора Володарского района г.Брянска к Брянской городской администрации, МБДОУ Детский сад № 183 «Незабудка» о понуждении привести в соответствие защитное сооружение гражданской обороны (ул.Пушкина, 15), удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию и МБДОУ детский сад № 183 «Незабудка» устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны(укрытия), расположенного по адресу: <...> и привести сооружение в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583 и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 г. №575, путем выполнения работ по ремонту пола, стен и потолка в срок до 01 сентября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Позинская
Решение в мотивированной форме изготовлено 26 октября 2020 года