УИД 63RS0№-40 гражданское дело № 2-3627/2022 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 апреля 2022 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Лифановой Л.Ю., при секретаре Черных М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Сергеевой Е.С., представителя ответчика Чеснокова С.Н., гражданское дело по иску прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти «Школа № 84 имени Александра Невского» о возложении обязанности устранить нарушения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Автозаводского района г. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних и молодежь, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти «Школа № 84 имени Александра Невского» (далее МБУ «Школа № 84») с требованиями признать незаконным бездействие, выразившееся в неинформировании прокуратуры Автозаводского района г. Тольятти о случае травматизма, возложении обязанности незамедлительно информировать прокуратуру Автозаводского района г. Тольятти о каждом случае травматизма (получения несовершеннолетними учащимися повреждения здоровья). В обоснование требований указал, что прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти проведена проверка соблюдения общеобразовательными учреждениями района, в том числе ответчиком, требований законодательства Российской Федерации, направленного на профилактику безнадзорности и совершение правонарушений несовершеннолетними. В действиях ответчика установлены факты бездействия, выразившиеся в неинформировании прокуратуры района о случае получения травмы учащейся МБУ «Школа №» ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в ДЧ ОП № У МВД России по <адрес> из травмпункта № поступило сообщение по факту обращения за медицинской помощью несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По данному факту сотрудником ОП № У МВД России проведена проверка, в ходе которой установлено, что указанную травму ФИО2 получила в результате действий одноклассника ФИО3 По результатам проверки по данному факту старшим инспектором ПДН ОУУП и ПДН ОП № У МВД России по <адрес> на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО3 Статьей 9 Федерального закона № 120-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлено, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать, в том числе орган прокуратуры, о нарушении прав и свобод несовершеннолетних. В нарушение указанных требований федерального законодательства прокуратура района о получении травмы несовершеннолетней ФИО2 ответчиком не проинформирована. В судебном заседании прокурор Сергеева Е.С. на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика директор Чесноков С.Н. в судебном заседании против исковых требований не возражал, суду пояснил, что ранее МБУ «Школа № 84» не извещала прокуратуру района о случаях травматизма с учащимися, поскольку такой обязанности не было возложено. По результатам проверки, проведенной прокуратурой, МБУ «Школа № 84» была привлечена к административной ответственности за такое несообщение, после чего стали направлять такие сообщения в прокуратуру. Третье лицо Администрация г.о. Тольятти, будучи извещенным, своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, представило письменные возражения на исковые требования, в которых указало, что Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 и утвержденный Приказом Минобрнауки России от 27.06.217 № 602 Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность не содержат нормы, обязывающей информировать прокуратуру о получении травмы обучающимся, в связи с чем административным истцом не доказана обязанность образовательного учреждения сообщать о травме учащегося в органы прокуратуры. Кроме того, исходя из норм действующего законодательства, оценка того, был ли причинен вред здоровью в результате противоправных действий, относится к компетенции органов внутренних дел, которые осуществляют проверку по сообщениям из медицинского учреждения. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что в целях прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов детей, рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти проведена проверка соблюдения общеобразовательными учреждениями района требований законодательства Российской Федерации, направленного на профилактику безнадзорности и совершение правонарушений несовершеннолетними. В ходе проверки было выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ДЧ ОП № У МВД России по <адрес> из травмпункта № поступило сообщение по факту обращения за медицинской помощью несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По данному факту сотрудником ОП № У МВД России проведена проверка, в ходе которой установлено, что указанную травму ФИО2 получила в результате действий одноклассника ФИО3 По результатам проверки по данному факту старшим инспектором ПДН ОУУП и ПДН ОП № У МВД России по <адрес> на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО3 Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № имени Александра Невского» является юридическим лицом, учреждением, осуществляющим образовательную деятельность. МБУ «Школа №» о случае получения травмы вышеуказанным обучающимся во время пребывания в образовательном учреждении в прокуратуру района не сообщило. Данное бездействие прокурор считает незаконным, поскольку оно противоречит требованиям российского законодательства, что повлекло обращение истца в суд с данным иском. Суд считает, что обращение прокурора в суд с данным иском является обоснованным и не содержит превышения полномочий, предоставленных прокурору действующим законодательством. При этом суд исходит из следующего: В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат судебной защите. В силу п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Обеспечение благополучного и защищенного детства как конституционно признаваемая обязанность государства, вытекающая из ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, направленная на недопущение дискриминации несовершеннолетних, упрочение гарантий их прав и законных интересов, а также восстановление этих прав в случаях их нарушения, формирование правовых основ гарантий прав ребенка, защиту детей от факторов негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, являются приоритетными направлениями деятельности. Указанные цели закреплены Федеральным законом от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 4) и согласуются с положениями Декларации прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года), в соответствии с которыми ребенок нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту (преамбула); законом и другими средствами ребенку должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, позволяющие ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства (принцип 2); ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9). Как подчеркивается в Конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка (пункт 1 статьи 3); государство обязано принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (пункт 1 статьи 19). Указанные международно-правовые акты, как следует из их содержания, ориентируют Российскую Федерацию на принятие мер, направленных на обеспечение интересов детей, предотвращение всех форм физического или психологического насилия над ними, в том числе со стороны лиц, работающих или претендующих на работу с детьми и призванных отстаивать их интересы. Правовое регулирование в сфере государственной защиты прав несовершеннолетних - исходя из требований Конституции Российской Федерации, а также международно-правовых обязательств Российской Федерации - должно в приоритетном порядке гарантировать им защиту достоинства личности, права на жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность, что предполагает, в частности, наличие законодательных мер, имеющих целью обеспечение безопасности каждого ребенка как непосредственно от преступных посягательств, так и от неблагоприятного воздействия на его нравственность и психику, которое может существенным образом повлиять на развитие его личности, даже не будучи выраженным в конкретных противоправных деяниях. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от обстоятельств, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся. Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Закон № 120-ФЗ) установлено, что индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социальнопедагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. В соответствии со ст. 2 Закона № 120-ФЗ одной из основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Согласно п.1 ч.2 ст. 9 Закона № 120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать, в том числе орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления образованием, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Глава II Закона № 120-ФЗ, устанавливающая «Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в статье 14 причисляет организации, осуществляющие образовательную деятельность, к органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и раскрывает их функции, в том числе выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, то есть лиц, в отношении которых применены насильственные действия, в результате которых они получили повреждение здоровья (травмы). Следует также обратить внимание на методические рекомендации Минобрнауки России от 19.12.2017 № 07-7453, согласно которым образовательные организации в соответствии с ч.2 ст.4 Закона № 120-ФЗ являются частью системы профилактики наряду с иными органами. Вышеуказанное свидетельствует о том, что образовательные организации осуществляют отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и согласно ч.2 ст.14 Закона № 120-ФЗ входят в систему органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и в соответствии с ч.2 ст.9 этого же закона обязаны информировать органы прокуратуры о нарушении прав и свобод несовершеннолетних, в частности, о случаях получения учащимися повреждения здоровья (травмы). Ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что ему было известно о получении травмы при пребывании в школе несовершеннолетней ученицей ФИО2 Из пояснений директора ФИО5 следует, что по указанному факту проведено расследование несчастного случая. При этом о случаях травмы прокурору ответчик не сообщил, что также им не оспаривается. Постановлением мирового судьи судебного участка № Автозаводского судебного района <адрес> от 25.03.2022г. МБУ «Школа №» привлечена к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ за непредоставление в органы прокуратуры информации о получении травмы несовершеннолетним учащимся в образовательном учреждении. То обстоятельство, что расследование несчастного случая проведено в соответствии с правилами проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев, происшедших с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, установленными Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№, не исключает исполнения обязанности информировать прокурора о случае причинения вреда здоровью несовершеннолетнего, поскольку такая обязанность возлагается на образовательное учреждение иными указанными выше законодательными актами. Доводы третьего лица о том, что образовательное учреждение не входит в систему органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в связи с чем не обязано было направлять сообщение в органы прокуратуры о травме несовершеннолетних, полностью противоречит вышеуказанным правовым актам и не могут быть приняты во внимание. Доводы третьего лица о том, что, предъявляя требование об обязании информирования о получении травмы, прокурор не указал, в защиту каких конституционных прав несовершеннолетнего это направлено, какие нарушенные права несовершеннолетнего будут восстановлены либо возникла реальная угроза их нарушения, судом проверены и признаны несостоятельными. Так, в силу действующего законодательства Российской Федерации, лицо, которому причинен вред, имеет право на его возмещение в полном объеме любыми способами, установленными законом. Соблюдение прав и законных интересов детей, которые в силу возраста, не имеют возможности самостоятельно осуществлять защиту своих прав, возложено государством на различные специализированные органы, в том числе органы прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», на основании приказа Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 на прокуроров всех уровней, в том числе, прокурора района, возложена обязанность обеспечить системный и своевременный прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов, исходя из того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Первостепенной задачей рассматривать предупреждение нарушений прав детей, причинения им вреда, профилактику преступлений среди подростков (п.1.1). Организовать проведение ежедневного мониторинга соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних..., обеспечив незамедлительное реагирование на все ставшие известными факты нарушения прав и законных интересов детей (п.1.2). Систематически проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, соблюдение их прав на бесплатное, своевременное и качественное оказание медицинской помощи, обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями (п.2.1.1). Во всех организациях для детей, включая учреждения культуры и спорта, оценивать соблюдение требований законодательства о создании безопасных условий пребывания несовершеннолетних в них (п.2.1.3). Оперативно принимать меры к восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда (п.1.4). В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних. Обращение прокурора в суд с настоящими требованиями направлено на защиту конституционных прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, в том числе при получении образовательных услуг, на обеспечение надлежащего исполнения требований федерального законодательства всеми участниками системы профилактики безнадзорности и совершения правонарушений несовершеннолетними. На основании совокупности исследованных судом доказательств суд приход к выводу о законности и обоснованности заявленных истцом требований, в связи с чем они подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Автозаводского района г. Тольятти удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Школа № 84 имени Александра Невского», выразившееся в неиформировании прокуратуры Автозаводского района г. Тольятти о случае травматизма. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 84 имени Александра Невского» незамедлительно информировать прокуратуру Автозаводского района г.Тольятти о каждом случае травматизма (получения несовершеннолетними учащимися повреждения здоровья). Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Л.Ю. Лифанова Решение в окончательной форме принято 22.04.2022 года |