ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-362/14 от 05.08.2014 Сараевского районного суда (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<данные изъяты> районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего – судьи Ширшовой Н.В.,

с участием – помощника прокурора <данные изъяты> района Рязанской области ФИО5,

при секретаре – Литвиновой Г.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по заявлению

прокурора <данные изъяты> района Рязанской области в защиту прав

Российской Федерации о признании незаконным бездействия

администрации муниципального образования – <данные изъяты>

сельское поселение <данные изъяты> муниципального района

Рязанской области по проверке муниципальных служащих на

соответствие их занимаемым должностям в части требований

действующего законодательства об отсутствии не отбытого

уголовного наказания, исключающего возможность исполнения

должностных обязанностей по должности государственной

гражданской (муниципальной) службы по приговору суда,

вступившему в законную силу, а также отсутствии не снятой и

не погашенной в установленном федеральным законом порядке

судимости, а также обязании администрации муниципального

образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты>

муниципального района Рязанской области проверить

муниципальных служащих, работающих в администрации,

у с т а н о в и л:

Прокурор <данные изъяты> района Рязанской области обратился в суд с заявлением в защиту прав Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области по проверке муниципальных служащих на соответствие их занимаемым должностям в части требований действующего законодательства об отсутствии не отбытого уголовного наказания, исключающего возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской (муниципальной) службы по приговору суда, вступившему в законную силу, а также отсутствии не снятой и не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости, а также обязании администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области проверить муниципальных служащих, работающих в администрации.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что прокуратурой <данные изъяты> района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области, в ходе которой было установлено, что в администрации сельского поселения занимают должность муниципального служащего ведущий специалист ФИО2, специалист 1 категории ФИО3, специалист ФИО4. При поступлении на муниципальную службу сведения, подтверждающие отсутствие судимости, указанные лица не представляли. С момента назначения на занимаемую должность и по настоящее время проверки на наличие или отсутствие у них судимости, привлечение к уголовной ответственности администрацией не проводились.

Учитывая наличие трудовых отношений (прохождение муниципальной службы), работодатель (администрация <данные изъяты> сельского поселения) ежедневно допускает работников (муниципальных служащих) к работе. Отсутствие у работодателя сведений о наличии либо отсутствии судимости и факта уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям не позволяет работодателю установить право работника на нахождение в занимаемой должности муниципального служащего.

Изучение личных дел муниципальных служащих администрации сельского поселения показало, что в них отсутствуют сведения о судимости, привлечении к уголовной ответственности.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы) по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости (п. 2 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона).

Таким образом, в деятельности администрации <данные изъяты> сельского поселения имеется незаконное бездействие по неисполнению требований действующего законодательства, выражающееся в неполучении сведений о наличии (отсутствии) судимости муниципальных служащих, что является нарушением федерального законодательства о государственной гражданской службе имуниципальнойслужбе, а также исключает возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской (муниципальнойслужбы).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <данные изъяты> сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, однако до настоящего времени указанные сведения о наличии (отсутствии) судимости муниципальных служащих не запрошены.

В связи с этим прокурор просит суд признать бездействие администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области по проверке муниципальных служащих в администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение на соответствие их занимаемым должностям в части требовании действующего законодательства об отсутствии не отбытого уголовного наказания, исключающего возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской (муниципальной) службы по приговору суда, вступившему в законную силу, отсутствии не снятой и не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости незаконным, а также обязать администрацию муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области проверить муниципальных служащих в администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение на соответствие их занимаемым должностям в части требования действующего законодательства об отсутствии не отбытого уголовного наказания, исключающего возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской (муниципальной) службы по приговору суда, вступившему в законную силу, а также отсутствии не снятой и не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

В судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты> района Рязанской области ФИО5 поддержала заявленные требования, и просила суд удовлетворить их, предоставив администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения нарушений.

Ответчик – представитель администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области ФИО2, действующая на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ, согласилась с заявленными требованиями прокурора, пояснив, что для того, чтобы проверить муниципальных служащих работающих в администрации на наличие или отсутствие судимости необходимо время. В связи с этим просила суд предоставить срок для устранения нарушений.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 п.2 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы) по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе, справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В части 1 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается, в частности, посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу (п. 2 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона).

Статьей 19 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены основания для расторжения трудового договора с муниципальными служащими, одним из принципов которых является несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, установленных статьями 13 и 14 Федерального закона.

В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В силу п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона одной из мер профилактики коррупции является проверка в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных и муниципальных должностей государственной или муниципальной службы.

В соответствии с административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным Приказом МВД РФ от 7 ноября 2011 года № 1121, информация о судимости лица может быть предоставлена государственным или муниципальным органом, имеющим право на обработку персональных данных о судимости в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, такими полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с другими органами исполнительной власти при предоставлении государственных услуг. Срок предоставления государственной услуги не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ.

Согласно справки о результатах проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции от ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области в личных делах муниципальных служащих, работающих в администрации, отсутствуют сведения о судимости и привлечении к уголовной ответственности.

Из ответа администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией <данные изъяты> сельского поселения принимаются меры по устранению выявленных нарушений и впредь обязуются их не допускать.

Поскольку в судебном заседании было установлено, что в личных делах администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области отсутствуют сведения о наличии, либо отсутствии судимости на муниципальных служащих, работающих в администрации, и это не оспаривалось сторонами, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора <данные изъяты> района Рязанской области в защиту прав Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области по проверке муниципальных служащих на соответствие их занимаемым должностям в части требований действующего законодательства об отсутствии не отбытого уголовного наказания, исключающего возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской (муниципальной) службы по приговору суда, вступившему в законную силу, а также отсутствии не снятой и не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости, а также обязании администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области проверить муниципальных служащих, работающих в администрации, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области по проверке муниципальных служащих в администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение на соответствие их занимаемым должностям в части требования действующего законодательства об отсутствии не отбытого уголовного наказания, исключающего возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской (муниципальной) службы по приговору суда, вступившему в законную силу, а также отсутствии не снятой и не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты> муниципального района Рязанской области проверить муниципальных служащих в администрации муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение на соответствие их занимаемым должностям в части требования действующего законодательства об отсутствии не отбытого уголовного наказания, исключающего возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской (муниципальной) службы по приговору суда, вступившему в законную силу, а также отсутствии не снятой и не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через <данные изъяты> районный суд в течение месяца.

Председательствующий – подпись

Копия верна: Судья <данные изъяты>

районного суда Н.В. Ширшова

С П Р А В К А

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Судья <данные изъяты>

районного суда Н.В. Ширшова