РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2018 года Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Гондельевой Т.С.,
при секретаре судебного заседания Стадничук Е. В.,
с участием заместителя Ямало – Ненецкого природоохранного прокурора ЯНАО ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-362/2018 по иску Ямало – Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «РН- Бурение» об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Ямало – Ненецкий природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО «РН- Бурение», в котором просил обязать ответчика устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности путем заключения договора на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессиональными аварийно- спасательными формированиями в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование требований прокурором указано, что по результатам прокурорской проверки выявлены нарушения в деятельности общества в части несоблюдения требований законодательства о промышленной безопасности. Было установлено, что ООО «РН- Бурение» эксплуатирует буровые установки на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> месторождениях, которые относятся к участку ведения буровых работ Губкинским филиалом ООО «РН- Бурение» на территории Ямало- Ненецкого автономного округа. Указанный участок ведения буровых работ внесен в государственный реестр опасных производственных объектов и ему присвоен III класс опасности. В нарушение требований ст. 9, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ООО «РН- Бурение» не заключило договор на обслуживание эксплуатируемого опасного производственного объекта с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессиональными аварийно- спасательными формированиями. Неисполнение требований законодательства о промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, что закреплено в статье 42 Конституции РФ.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ООО «РН- Бурение» устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации буровых установок на участке ведения буровых работ Губкинского филиала ООО «РН- Бурение» на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> месторождениях Ямало- Ненецкого автономного, путем заключения договора с профессиональными аварийно- спасательными службами или аварийно-спасательными формированиями на противофонтанные работы в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчика ФИО2, ФИО3 исковые требования не признали. Показали, что по итогам проведения прокурорской проверки прокурором в адрес ответчика было направлено представление об устранении нарушений закона о промышленной безопасности при использовании опасных промышленных объектов с требованием о заключении договоров на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными формированиями и (или) службами. Полагают, что ответчик в полной мере исполнил требования, изложенные в представлении. В рамках исполнения предписания ответчиком был заключен договор № от 9 апреля 2018 года с федеральным государственным автономным учреждением «Учреждение» на оказание услуг по обслуживанию бригад бурения. Согласно указанного договора в обязанности исполнителя входит осуществление контроля за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, участие в разработке и согласовании планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, проводятся закупочные работы по заключению еще одного договора на противофонтанное обслуживание, предусматривающего расширение территории обслуживания и увеличения количества обслуживаемых объектов(бригад) бурения в связи с их увеличением. В связи с чем, не имеется оснований дополнительно возлагать на ответчика обязанность по заключению договора со специализированными организациями для проведения противофонтанных работ.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, объяснения представителей ответчика, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик ООО «РН- Бурение» выполняет работы по бурению скважин на основании договора № от 1 апреля 2017 года, заключенному с пользователем недр ПАО «Общество 1» в лице ООО «Общество 2», действующего на основании доверенности л.д. 19-67). Объем работы, сроки выполнения и место выполнения работ определяются наряд- заказами и заявками.
В целях исполнения указанного договора Губкинским филиалом ООО «РН- Бурение» эксплуатируются буровые установки на <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> месторождениях на территории Ямало- Ненецкого автономного округа, которые объединены в единый участок ведения буровых работ Губкинским филиалом ООО «РН- Бурение».
Указанный участок ведения буровых работ внесен в государственный реестр опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации, выданном ответчику Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (л.д.14-28).
Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, должна при соблюдении требований промышленной безопасности, в том числе, осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В соответствии со статьей 10 указанного закона в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В силу части 8 статьи 24 Федерального закона «О недрах» пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.
Данная норма согласуется со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, наряду с прочим обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.
Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
28 марта 2018 года в адрес генерального директора ООО «РН- Бурение» природоохранным прокурором Ямало- Ненецкого автономного округа внесено представление о необходимости заключения договора с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание опасных производственных объектов (буровые устанвоки), эксплуатация которых ведется на <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> месторождениях на территории Ямало- Ненецкого автономного округа, а именно на участке ведения буровых работ, проводимых Губкинским филиалом ООО «РН- Бурение»(л.д.68).
Из представленной в материалы дела копии договора № от 9 апреля 2018 года, заключенного между ООО «РН- Бурение» (заказчик) и федеральным государственным автономным учреждением «Учреждение» (исполнитель), а также протокола разногласий к нему, следует, что в соответствии с пунктом 1.1 договора, определяющим предмет договора, исполнитель принимает на себя обязательства оказывать услуги по противофонтанному обслуживанию одной бригады бурения Губкинского филиала ООО «РН- Бурение», работающей на буровой установке на <адрес> месторождении АО «Общество 3»(л.д. л.д. 88-109).
Доказательств того, что в отношении остальных бригад бурения, выполняющих буровые работы и эксплуатирующие буровые установки на <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> месторождениях Ямало- Ненецкого автономного округа, которые входят в участок ведения буровых работ Губкинский филиал ООО «РН- Бурение», также заключены договоры со специализированными организациями на проведение противофонтанных работ, суду не представлено.
То обстоятельство, что в настоящее время ответчиком проводятся закупочные процедуры по заключению еще одного договора на противофонтанное обслуживание, предусматривающее расширение территории обслуживания и увеличения количества обслуживаемых объектов (бригад бурения), не свидетельствует о надлежащем исполнении ООО «РН- Бурение» обязанности по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов на момент рассмотрения настоящего дела.
В связи с чем, требования прокурора о необходимости обязать ООО «РН- Бурение» устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - участок ведения буровых работ Губкинского филиала ООО «РН- Бурение» на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> месторождениях Ямало- Ненецкого автономного, путем заключения договора с профессиональными аварийно- спасательными службами или аварийно-спасательными формированиями на противофонтанные работы, подлежит удовлетворению.
Учитывая, что заключение договора предполагает определенную процедуру, предусмотренную локальными нормативными документами ответчика, суд находит возможным обязать ответчика провести работу по заключению договора в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п.4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования Ямало – Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «РН- Бурение» об устранении нарушения законодательства о промышленной безопасности, возложении обязанности заключить договор на противофонтанные работы, подлежат удовлетворению.
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, с ООО «РН- Бурение» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей в бюджет муниципального образования г. Губкинский.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ямало – Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «РН- Бурение» об устранении нарушения законодательства о промышленной безопасности, возложении обязанности заключить договор на противофонтанные работы, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «РН- Бурение» устранить нарушения требований законодательства промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - участок ведения буровых работ Губкинского филиала Общества с ограниченной ответственностью «РН- Бурение» на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> месторождениях Ямало- Ненецкого автономного, путем заключения договора с профессиональными аварийно- спасательными службами или аварийно-спасательными формированиями на противофонтанные работы в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РН-Бурение» в доход местного бюджета муниципального образования город Губкинский государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Губкинский районный суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.С. Гондельева
Решение в окончательной форме изготовлено 30 июля 2018 года.