Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тарко-Сале 23 мая 2019 г.
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего - судьи Слюсаренко А.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой И.В.,
с участием представителя ответчика Горяева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-362/2019 по исковому заявлению Новоуренгойского транспортного прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – ГУП ЯНАО) «Аэропорт Тарко-Сале» о признании незаконной эксплуатации транспортных средств, спецмашин и механизмов; возложении обязанности обеспечить проведение технического осмотра и осуществить регистрацию в государственных органах транспортных средств, спецмашин и механизмов,
УСТАНОВИЛ:
Новоуренгойский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведённой прокурорской проверки установлено, что в ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» эксплуатируются следующие транспортные средства, не прошедшие государственный технический надзор:
аэродромный топливозаправщик 2006 года выпуска <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>
автомобиль 2013 года выпуска <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>
аэродромный подвижной агрегат на шасси грузового автомобиля 2012 года выпуска <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>
универсальный моторный подогреватель на шасси грузового автомобиля 2010 года выпуска УРАЛ-4320 УМП-350, госномер А431У089;
трактор 2003 года выпуска <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>;
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 1989года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 2009 года выпуска <данные изъяты> Амкодор гаражный №;
аэродромный топливозаправщик 1991 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 1983 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
аэродромный подвижной агрегат на шасси грузового автомобиля 1992 года выпуска <данные изъяты> гаражный №.
Кроме того, ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» вопреки указанному законодательству не зарегистрировало в государственных органах транспортные средства с гаражными номерами 001, 002, 004, 006, 051.
Принадлежность указанных транспортных средств ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» подтверждается инвентаризационной описью основных средств предприятия. Приказы ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» о допуске к работе в осенне-зимний период 2018-2019 гг. свидетельствуют о регулярной эксплуатации данного спецтранспорта. Об отсутствии технического осмотра и регистрации у перечисленных единиц техники указано самим предприятием.
Ссылаясь на ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), пунктом 24 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 44 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, прокурор указал, что спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих уполномоченных государственных органах. Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, должен иметь гаражный номер.
Данным пунктом предусмотрено, что необходимость иметь гаражный номер - это дополнительное требование, предъявляемое к транспорту, который эксплуатируется только на территории аэропорта.
Пункт 16 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28.1 1.2005 № 142, предусматривает, что в контролируемой зоне аэропорта не допускается эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта.
В целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ № 938) установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, а также военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти.
В силу п. 3 постановления Правительства РФ № 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Иных способов регистрации, а также исключений из требований о регистрации транспортных средств нормативными актами Российской Федерации не предусмотрено.
В соответствии с п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр.
Исходя из требований п. 2 Правил проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 № 1013, технический осмотр машин проводится органами гостехнадзора
По смыслу п. 5 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 1080, технический осмотр транспортных средств, за исключением состоящих на учете в органах гостехнадзора, проводится аккредитованными операторами технического осмотра.
Учитывая изложенное, прокурор просил признать незаконной эксплуатацию ответчиком указанной выше техники, обязать ответчика в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение технического осмотра указанных выше транспортных средств, а также обязать ответчика в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать в государственных органах следующую технику:
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 1989года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 2009 года выпуска <данные изъяты> Амкодор гаражный №;
аэродромный топливозаправщик 1991 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 1983 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
аэродромный подвижной агрегат на шасси грузового автомобиля 1992 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №.
Ответчик ГПУ ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» представил возражения на иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д. 43-45). Подтвердил факт эксплуатации указанных в иске транспортных средств без прохождения государственного технического осмотра и отсутствие у спецтехники, имеющей только гаражные номера, регистрации в государственных органах. Ссылаясь на п. 24 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», утвержденных приказом Минтранса РФ от 23.06.2003 № 150, п. 44 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13.07.2006 № 82, указал, что собственник спецтранспорта, эксплуатируемого исключительно на территории аэродрома, освобождён от государственной регистрации в органах ГИБДД, и предписывает присвоение такому транспорту гаражного номера и ведение учёта паспортов и формуляров на него владельцем. Поскольку спорный специализированный транспорт используется только на территории аэродрома (за пределы не выезжает), то и обязанности регистрировать его в государственных органах у аэропорта не возникает. Ссылаясь на ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отмечает, что транспортное средство – это устройство, предназначенное для перевозок по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования. В ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. В силу указанных норм полагает, что участки аэродрома, по которым передвигается спецтранспорт, не является дорогой, в связи с чем, регистрация спецмашин, используемых исключительно на территории аэродрома, и прохождение на них государственного технического осмотра не требуется.
Новоуренгойский транспортный прокурор представил отзыв на возражения, в котором дополнительно указал, что согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Территория аэродрома, предназначенная для движения спецтехники также подпадает под понятие дороги.
Новоуренгойский транспортный прокурор, будучи уведомленным о месте, дате и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), дело рассмотрено в отсутствие прокурора.
В судебном заседании представитель ответчика Горяев В.В. просил отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в иске. Подтвердил, что указанная в иске спецтехника и спецавтотранспорт принадлежат ответчику и эксплуатируются без прохождения государственного технического осмотра; а техника, имеющая только с гаражные номера, не зарегистрирована в уполномоченных государственных органах.
Судом исследованы представленные доказательства и установлены следующие обстоятельства.
На основании решения заместителя Новоуренгойского транспортного прокурора от 11.02.2019 № 19 в отношении ответчика проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы эксплуатации спецавтотранспорта и спецтехники аэропорта.
Судом не выявлено нарушений регламентированного Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» порядка организации и проведения прокуратурой указанной проверки.
В ходе проведённой проверки установлено, что в ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» эксплуатируются следующие транспортные средства, не прошедшие государственный технический надзор:
аэродромный топливозаправщик 2006 года выпуска <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>;
автомобиль 2013 года выпуска <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>;
аэродромный подвижной агрегат на шасси грузового автомобиля 2012 года выпуска <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>
универсальный моторный подогреватель на шасси грузового автомобиля 2010 года выпуска <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>;
трактор 2003 года выпуска <данные изъяты> госномер <данные изъяты>;
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 1989года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 2009 года выпуска <данные изъяты> Амкодор гаражный №;
аэродромный топливозаправщик 1991 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 1983 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
аэродромный подвижной агрегат на шасси грузового автомобиля 1992 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №.
Кроме того, ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» не зарегистрировало в государственных органах транспортные средства с гаражными номерами 001, 002, 004, 006, 051.
Сведениями о наличии транспортных средств на предприятии ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» (л.д. 13-14), инвентаризационными описями основных средств (л.д. 21-33), приказами ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ и № о допуске спецтранспорта к работе <данные изъяты> (л.д.17-20), объяснениями представителя ответчика подтверждено, что указанная в иске спецтехника и спецавтотранспорт принадлежат ответчику и эксплуатируются без прохождения государственного технического осмотра; а техника, имеющая только с гаражные номера, - не зарегистрирована в уполномоченных государственных органах.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат: 1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажиров вместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;2) гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации; 3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.
Согласно ч. 3 ст. 8 ВК РФ юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются указанными уполномоченными органами.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Статьёй 2 указанного Федерального закона даны определения следующих понятий: дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
В целях обеспечения полноты учёта автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее - Постановление).
Согласно указанному Постановлению, в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации принято предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о государственной регистрации на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепов к ним (далее именуются -транспортные средства), принадлежащих юридическим и физическим лицам.
Пунктом 2 Постановления установлено, что подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция) осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно ст. 84 ВК РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома (подпункт 1 пункта2).
Порядок регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938, согласно которому все автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам, подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации.
Данный нормативный правовой акт не содержит исключений в отношении спецтранспорта, допускаемого к эксплуатации на территории аэропорта, обладающего указанными выше признаками.
Пунктом 24 приказа Минтранса России от 23.06.2003 № 150 (в редакции от 15.02.2016) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов, и почты» (зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2003 № 5097) спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих уполномоченных государственных органах. Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, должен иметь гаражный номер. Учет и ведение паспортов и формуляров на указанный спецтранспорт осуществляются Организацией.
Согласно пункту 44 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.07.2006 № 82 (зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2006 № 8343) спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах. Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома, присваиваются гаражные номера. Учет и ведение паспортов и формуляров на спецмашины производятся главным оператором аэропорта и организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.
Юридически значимыми обстоятельствами для определения порядка регистрации и учёта транспортных средств в данном случае являются установление места эксплуатации спорных транспортных средств – только на территории аэропорта либо, как на территории аэропорта, так и за его пределами, а также установление наличия у транспортных средств признаков, указанных в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938.
Возражая относительно исковых требований представитель ответчика указывает, что спорные транспортные средства эксплуатируются только на территории аэропорта, поэтому не подлежат государственному учёту в органах ГИБДД, поскольку не участвуют в дорожном движении, не передвигаются по дорогам общего пользования и авиационным законодательством предусмотрено ведение учета указанных транспортных средств предприятием, с присвоением им гаражных номеров.
Суд полагает, что данная позиция стороны ответчика основана на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего отношения в области безопасности дорожного движения.
Материалами дела подтверждено, что собственником ответчик является собственником транспортных средств и спецтехники, указанной в иске.
Перечисленные транспортные средства имеют максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. и конструктивно предназначены для движения по дорогам общего пользования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», не должны регистрироваться транспортные средства: участвующие в международном движении (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»), ввозимые на территорию РФ на срок менее 6 месяцев (там же), имеющие объем двигателя внутреннего сгорания 50 куб. см и менее либо максимальную мощность электродвигателя 4 кВТ и мене (п. 1 Постановления), предназначенные для продажи, которые принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю транспортными средствами (абз. 3 п. 3 Постановления).
Принадлежащие ответчику транспортные средства не отвечают указанным признакам, исключающим необходимость обязательной регистрации транспортного средства на территории РФ.
Таким образом, принадлежащие ответчику транспортные средства, имеющие только гаражные номера, подлежали регистрации в государственных органах в течение 10 дней с момента приобретения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Доводы ответчика о том, что нормы авиационной безопасности, допускают возможность не регистрировать транспортные средства, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п. 44 Инструкции спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учёту в соответствующих государственных органах. Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома, присваиваются гаражные номера. Учёт и ведение паспортов и формуляров на спецмашины производятся главным оператором аэропорта и организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.
Согласно подпункту «а» пункта 16 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» в контролируемой зоне аэропорта не допускается эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта.
Таким образом, требования авиационного законодательства также предусматривают необходимость регистрации эксплуатируемых ответчиком автомобилей в уполномоченных государственных органах.
Одновременно, указанные нормы предусматривают дополнительный учёт транспортных средств, допускаемых к эксплуатации только на территории аэродрома, с присвоением автомобилям гаражных номеров, что не исключает необходимость регистрации указанных средств в установленном законом порядке.
Таким образом, ответчик нарушает требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и иных вышеуказанных нормативных правовых актов не принимая мер к регистрации транспортных средств в уполномоченных государственных органах.
Кроме того, государственная регистрация указанных транспортных средств обеспечит контроль за их техническим состоянием со стороны уполномоченных органов, который является одной из гарантий обеспечения безопасности транспортных средств для окружающих.
Статьёй 2 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что настоящим Федеральным законом устанавливаются порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра.
Согласно части 2 названной статьи действие настоящего Федерального закона не распространяется на транспортные средства, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом не более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью не более 4 киловатт и максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 50 километров в час, а также прицепы к ним.
Эксплуатируемый ответчиком спецавтотранспорт не соответствует указанным критериям.
Из содержания ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона следует, что основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона технический осмотр проводится в соответствии с правилами проведения технического осмотра, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств».
В силу содержания ч. 3 ст. 2 названного Федерального закона Правила проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2013 № 1013.
Указанные акту не содержат исключений из требования закона об обязательности прохождения государственного технического осмотра спецавтотехники, эксплуатируемой на территории аэродрома.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить исковые требования Новоуренгойского транспортного прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Ямало-Ненецкого автономного округа «Аэропорт Тарко-Сале» о признании незаконной эксплуатации транспортных средств, спецмашин и механизмов; возложении обязанности обеспечить проведение технического осмотра и осуществить регистрацию в государственных органах транспортных средств, спецмашин и механизмов.
Признать незаконной эксплуатацию государственным унитарным предприятием Ямало-Ненецкого автономного округа «Аэропорт Тарко-Сале» транспортных средств, спецмашин и механизмов в отсутствие технического осмотра и регистрации в уполномоченных государственных органах.
Обязать государственное унитарное предприятие Ямало-Ненецкого автономного округа «Аэропорт Тарко-Сале» в течение трёх месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу обеспечить проведение технического осмотра следующих транспортных средств:
аэродромного топливозаправщика 2006 года выпуска <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>
автомобиля 2013 года выпуска <данные изъяты> госномер <данные изъяты>
аэродромного подвижного агрегата на шасси грузового автомобиля 2012 года выпуска <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>
универсального моторного подогревателя на шасси грузового автомобиля 2010 года выпуска <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>
<данные изъяты>
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 1989года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 2009 года выпуска <данные изъяты> Амкодор гаражный №;
аэродромный топливозаправщик 1991 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 1983 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
аэродромный подвижной агрегат на шасси грузового автомобиля 1992 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №.
Обязать государственное унитарное предприятие <адрес> «Аэропорт Тарко-Сале» в течение трёх месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу зарегистрировать в государственных органах:
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 1989года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 2009 года выпуска <данные изъяты> Амкодор гаражный №;
аэродромный топливозаправщик 1991 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
шнекороторный снегоочиститель на шасси грузового автомобиля 1983 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №;
аэродромный подвижной агрегат на шасси грузового автомобиля 1992 года выпуска <данные изъяты>, гаражный №.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия.
Решение суда в окончательной форме составлено 28 мая 2019 г.
Председательствующий А.В. Слюсаренко
Копия верна: судья Слюсаренко А.В. ___