ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-362/2017 от 15.06.2017 Бобровского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-362/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров

Воронежская область 15 июня 2017 года

Бобровский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Степановой Т.М.,

при секретаре Каменевой М.А.,

с участием представителя истца прокурора прокуратуры Бобровского района Воронежской области Катцын А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района Воронежской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с иском к администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности произвести государственную регистрацию объектов недвижимости (л.д. 4-6).

Согласно иску в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований жилищного законодательства в администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области, выявлены нарушения, а именно отсутствие каких-либо правоустанавливающих документов на переданные в муниципальную собственность дома, в частности квартиры, кроме уведомления конкурсного управляющего и акта приема-передачи. Проверкой установлено, что вышеуказанные многоквартирные дома внесены в реестр муниципального имущества администрации Чесменского сельского поселения. В результате отсутствия государственной регистрации права собственности на указанный выше квартиры в многоквартирных жилых домах, исключает: 1) возможность сдачи незарегистрированного объекта муниципальной собственности в аренду и распоряжения им иными установленными законом способами с учетом интересов муниципального образования; 2) возможность приватизации жителями <адрес> жилых помещений; 3) поступление в доход местного бюджета средств от использования муниципального имущества, чем нарушаются интересы муниципального образования Чесменского сельского поселения и неопределенного круга лиц.

Кроме того, прокуратурой района <дата> в адрес администрации Чесменского сельского поселения вносилось представление, в котором было указано о необходимости оформления собственности на квартиры, расположенных в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, д.<адрес>, 5, 6.

Однако, как установлено настоящей проверкой, на ряд квартир, так и не зарегистрировано в установленном порядке, а именно: квартиры №<номер>, 4, 7, 8 <адрес>; квартиры №<номер>, 2, 3, 4, 5, 7, 8 <адрес>; квартиры №<номер>, 2, 3, 4, 5, 7 <адрес>.

Просит суд обязать администрацию Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района <адрес> произвести государственную регистрацию объектов недвижимости (квартир), а именно: квартиры №<номер>, 4, 7, 8 <адрес>; квартиры №<номер>, 2, 3, 4, 5, 7, 8 <адрес>; квартиры №<номер>, 2, 3, 4, 5, 7 <адрес>, в течении шести месяцев после вступления решения в законную силу (л.д. 4-6).

Представитель истца прокурор прокуратуры <адрес>ФИО4 в судебном заседании поддержал заявленные требования, уточнившись, просил суд обязать администрацию произвести государственную регистрацию объектов недвижимости (квартир), а именно: квартиры №<номер>, 4, 7, 8 <адрес>; квартиры №<номер>, 2, 3, 4, 7, 8 <адрес>; квартиры №<номер>, 2, 3, 4, 5, 7 <адрес>, села Чесменка Бобровского муниципального района <адрес>, в связи с отказом от иска в части регистрации <адрес>, села Чесменка Бобровского муниципального района

Представитель ответчика администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района <адрес> – глава Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района <адрес>ФИО5 не возражала против удовлетворения заявленных требований

Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив представленные письменные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со статьей 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности возникает с момента такой регистрации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии с частью 5 ст.51 Федерального закона от <дата><номер>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесен учет муниципального жилищного фонда.

Муниципальный жилищный фонд определен п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии со ст. 18 ЖК РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно пунктами 1.1, 1.3, 6.1 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от <дата><номер>, отдельно стоящее основное здание является единицей технической инвентаризации. Учету в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд. Учет принадлежности домовладения, здания (строения), жилою помещения осуществляется в соответствующем разделе технического паспорта на основе информации поступающей от учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом в техническом паспорте отражаются полное именование юридического лица - (по Уставу), документы, подтверждающие право собственности, пользования, владения и долевое участие.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от <дата> №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 указанного Федерального закона - передаточный акт подписанный главой администрации Чесменского сельского поселения и конкурсным управляющим ОАО «Конный завод «Чесменский» являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно пункту 8 статьи 43 Федерального закона от <дата> №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» с даты вступления в силу настоящего Федерального закона не взимается плата за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество государственной казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в целях совершения сделок приватизации государственного или муниципального имущества.

Прокуратурой Бобровского района на основании поступившего обращения проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района в порядке ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В ходе проведения проверки установлено, что в соответствии с решением Арбитражного суда <адрес> от <дата> №А14-3384-2006 86/276 в связи с признанием ОАО «Конный завод «Чесменский» несостоятельным (банкротом) жилищный фонд и социально-значимые объекты в кол-ве 78 наименований переданы в собственность Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района.

В числе переданных объектов в собственность значатся 3 (три) 2-х этажных многоквартирных дома, расположенных по адресам: <адрес>, д.<адрес>, 5, 6.

Вместе с тем, в ходе выездной проверки к администрации Чесменского сельского поселения установлено отсутствие каких-либо правоустанавливающих документов на переданные в муниципальную собственность дома, в частности квартиры, кроме уведомления конкурсного управляющего и акта приема-передачи.

Проверкой установлено, что вышеуказанные многоквартирные дома внесены в реестр муниципального имущества администрации Чесменского сельского поселения.

<адрес><дата> в адрес администрации Чесменского сельского поселения вносилось представление, в котором было указано о необходимости оформления собственности на квартиры, расположенных в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, 5, 6. Однако, как установлено настоящей проверкой, ряд квартир, так и не зарегистрирован в установленном законом порядке.

Неисполнением требований федерального законодательства о государственной регистрации права собственности или иных вещных прав на объекты недвижимости нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти, что является недопустимым.

Отсутствие надлежащего учета муниципального имущества и контроля за его использованием, может стать причиной совершения коррупционных правонарушений, злоупотреблений со стороны муниципальных служащих.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать администрацию Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района <адрес> произвести государственную регистрацию объектов недвижимости находящихся на территории муниципального образования.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик администрация Чесменского сельского поселения подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление прокурора Бобровского района Воронежской области к администрации Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности.

Обязать администрацию Чесменского сельского поселения Бобровского муниципального района <адрес> произвести государственную регистрацию объектов недвижимости (квартир), а именно: квартиры №<номер>, 4, 7, 8 <адрес>; квартиры №<номер>, 2, 3, 4, 7, 8 <адрес>; квартиры №<номер>, 2, 3, 4, 5, 7 <адрес>, села Чесменка, Бобровского муниципального района <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Воронежский областной суд, через Бобровский районный суд Воронежской области.

Председательствующий Т.М. Степанова