ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-362/2022 от 13.09.2022 Карагайского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-362/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2022 года с. Карагай Пермский край

Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Малегиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Филимоновой О.Н., ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борчаниновой О.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Карагайского района Пермского края Носова А.В.,

представителя ответчика - администрации Карагайского муниципального округа Пермского края ФИО5 к., действующей по доверенности,

представителя третьего лица - Управления земельных и имущественных отношений Карагайского муниципального округа Пермского края ФИО6, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карагайского районного суда Пермского края гражданское дело по иску прокурора Карагайского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию – Карагайский муниципальный округ Пермского края в лице администрации Карагайского муниципального округа Пермского края, третьему лицу – Управлению земельных и имущественных отношений Карагайского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности по расширению специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного жилого фонда до общего количества не менее пяти благоустроенных жилых помещений в населенных пунктах Карагайского муниципального округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

установил:

Прокурор Карагайского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Карагайский муниципальный округ Пермского края в лице администрации Карагайского муниципального округа Пермского края, третьему лицу – Управлению земельных и имущественных отношений (далее по тесту – УЗиИО) Карагайского муниципального округа Пермского края о возложении на ответчика обязанности по расширению специализированного жилищного фонда.

Требования мотивированы следующим. Прокуратурой Карагайского района ранее была проведена проверка исполнения администрацией Карагайского муниципального округа требований жилищного законодательства, законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, по результатам которой выявлены следующие нарушения, в собственности муниципального образования Карагайский муниципальный округ Пермского края находится одно жилое помещение маневренного жилищного фонда по адресу: которое на основании распоряжения главы администрации округа от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено для проживания ФИО1, иные жилые помещение маневренного жилищного фонда в муниципальной собственности отсутствуют, в период с января по июнь 2022 года администрацией Карагайского муниципального округа рассмотрено 10 заявлений граждан по вопросам предоставления жилых помещений, при этом в предоставлении жилых помещений гражданам отказано по причине отсутствия свободного жилищного фонда, часть заявителей обратилась в прокуратуру района с заявлениями об обжаловании действий органа местного самоуправления, по результатам рассмотрения которых, прокурор района обратился в Карагайский районный суд в защиту нарушенных жилищных прав, судом исковые требования прокуратуры района в полном объеме удовлетворены, наличие на территории округа жилых помещений маневренного жилищного фонда в административном центре округа ведет к нарушению прав граждан, проживающих в иных населенных пунктах округа, поскольку специализированные жилые помещения предоставляются в том населенном пункте, где они не обеспечены жилыми помещениями, всего на территории Карагайского муниципального округа признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и состоят в очереди 184 человека, 20 из которых имеют право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, однако, орган местного самоуправления не располагает свободным муниципальным жилищным фондом, пригодным для проживания, чем ущемляются права указанных граждан, на территории муниципального округа признаны аварийными и подлежащими сносу 15 многоквартирных домов в 5 населенных пунктах, в которых проживает 266 человек, для переселения граждан из аварийного жилья органом местного самоуправления в 2021 году приобретено всего 2 жилых помещения, в 2022 году приобретение жилых помещений не запланировано в связи с отсутствием бюджетных средств, орган местного самоуправления не имеет в настоящее время в муниципальной собственности свободных жилых помещения маневренного жилищного фонда. Обязанность администрации Карагайского муниципального округа по созданию в достаточном количестве маневренного жилищного фонда предусмотрена законом и не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий, в том числе по причине отсутствия бюджетных средств, отсутствие свободного и достаточного количества маневренного жилищного фонда на территории Карагайского муниципального округа нарушает конституционные права неопределенного круга граждан, оказавшихся в трудной ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися как в очередном так и во внеочередном предоставлении жилых помещений, так и гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, с учетом наличия на территории Карагайского муниципального округа многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, отсутствие свободного и достаточного маневренного жилищного фонда препятствует принятию администрацией Карагайского муниципального округа действенных мер по обеспечению граждан жилыми помещениями в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил возложить на администрацию Карагайского муниципального округа обязанность по расширению специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного жилищного фонда, до общего количества не менее пяти благоустроенных жилых помещений в населенных пунктах Карагайского муниципального округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, дополнительно указал, что на территории округа имеется три населенных пункта, в которых постоянно проживают люди и где существует реальная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций – лесных пожаров, на территории округа имеются семьи погорельцев а так же граждане, не имеющие возможности проживания в муниципальных жилых помещениях, признанных аварийными, муниципальная программа по расселению граждан из аварийного жилищного фонда не обеспечивает цели, для которой она принята, жилые помещения для предоставления гражданам по договорам социального найма не приобретаются, ответчик надлежащих мер для реализации жилищных прав граждан, состоящих на учете как нуждающиеся в жилом помещении по договору социального найма, в том числе во внеочередном порядке, наличие одного жилого помещения маневренного фонда, которое находится на значительном расстоянии от центра округа, нарушает права жителей Карагайского муниципального округа и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций не способно обеспечить потребность в предоставлении жилого помещения. Просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Карагайского муниципального округа Пермского края ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в ранее направленном суду отзыве относительно заявленных требований прокурора (л.д. 45), где в обоснование возражений указала на отсутствие норм действующего законодательства, обязывающих органы местного самоуправления иметь определенное количество жилых помещений маневренного жилищного фонда, дополнительно пояснила, что Положение о специализированном маневренном жилищном фонде муниципального образования Карагайского муниципального округа Пермского края разработано на основании действующего законодательства регламентирующего создание такого фонда, состоявшиеся прокурорские проверки не выявили каких либо нарушений при разработке и принятии указанного Положения, в Карагайском муниципальном округе имеется жилое помещение маневренного фонда – квартира площадью 29.9 кв.м в , в настоящее время в этом специализированном жилом помещении маневренного фонда никто не проживает, граждане от вселение в это жилое помещение и в предлагаемые им свободные жилые помещения специализированного фонда (служебные) отказываются, ждут предоставления жилых помещений по договору социального найма либо денежных выплат на приобретение жилья, семье Д-ных и семье ФИО2, гражданину ФИО4 неоднократно предлагалось вселиться временно в имеющиеся жилые помещения в , , , но они отказались, с заявлениями о предоставлении жилого помещения в маневренном фонде в администрацию округа никто не обращался, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица - УЗиИО администрации Карагайского муниципального округа ФИО6 в судебном заседании исковые требования прокурора района не признала по основаниям, изложенным в отзыве УЗиИО, где указано на отсутствие в действующем законодательстве, регулирующем указанные в исковом заявлении правоотношения по определению количества жилых помещений маневренного фонда, правовой нормы, прямо предусматривающей обязанность органа местного самоуправления создавать маневренный фонд на территории муниципального округа, не имеется, на сегодняшний день в муниципальной собственности имеется муниципальный специализированный жилищный фонд, состоящий из 93 помещений, из них: служебные жилые помещения-33, жилые помещения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей-59, маневренный жилищный фонд-1, наличие нескольких видов специализированного жилищного фонда свидетельствует о соблюдении администрацией Карагайского муниципального округа в рамках предоставленных федеральным законом, полномочий, отнесенных к вопросам местного значения муниципального округа, предусмотренных статьей 92 Жилищного кодекса российской Федерации требований, названная норма права предусматривает восемь видов жилых помещений специализированного жилищного фонда, но не содержит прямую обязанность органа местного самоуправления по созданию каждого его вида, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, дополнительно пояснила суду, что в отношении всех граждан, указанных прокурором, вопрос об обеспечении их и членов их семей жилыми помещениями решен, жилые помещения им должны быть предоставлены по договору социального найма.

Выслушав представителя истца прокурора Носова А.В., представителей ответчика и третьего лица, заслушав свидетеля ФИО3, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3).

В силу пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе помещения маневренного фонда.

Наличие жилых помещений маневренного фонда органа местного самоуправления является обязательным для своевременного предоставления гражданам, указанным в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, для временного проживания до предоставления им другого жилого помещения.

Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии со статьей 106 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса); до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 настоящего Кодекса); до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса); до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года; установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса).

Из ответа администрации Карагайского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за на требование прокурора Карагайского района следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Карагайского муниципального округа признаны нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма и состоят в очереди 184 человека, 20 на учете во внеочередном порядке; в муниципальной собственности зарегистрировано 140 жилых помещений, проводится обследование технического состояния жилищного фонда; свободный муниципальный жилищный фонд, пригодный для проживания, отсутствует, но проводятся мероприятия по выявлению свободного муниципального жилищного фонда пригодного для проживания и свободного муниципального жилищного фонда подлежащего ремонту с целью проведения ремонта в период 2022 года и предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете во внге043Eередном порядке; на территории округа 15 многоквартирных домов признаны аварийными и подлежащими сносу в установленном порядке, в них проживает 266 человек; в 2021 году приобретено 2 жилых помещения для переселения граждан, в период 2022 года приобретение жилых помещений не запланировано в связи с отсутствием финансирования (л.д. 10-11).

В соответствии с перечнем населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на территории Пермского края, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п, несколько населенных пунктов Карагайского муниципального округа в весенне-летний период ДД.ММ.ГГГГ () подвержены угрозе распространения пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров (л.д. 44.

Согласно распоряжения администрации Карагайского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма из маневренного жилищного фонда Карагайского муниципального округа ФИО1 предоставлено жилое помещение из маневренного жилищного фонда Карагайского муниципального округа, расположенное по адресу:(л.д. 14).

Согласно постановления администрации Карагайского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная адресная программа Карагайского муниципального округа по расселению граждан из аварийного жилищного фонда (л.д. 32, 33-38).

Решением Думы Карагайского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о специализированном маневренном жилищном фонде муниципального образования Карагайского муниципального округа Пермского края (л.д. 54, 55-57).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащей сведения о характеристиках объекта недвижимости, постановления администрации Карагайского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилого помещения в маневренный жилищный фонд» и технического паспорта здания, жилое помещение – квартира площадью 29,9 кв.м, кадастровый , расположенная по адресу, принадлежащая на праве собственности Карагайскому муниципальному округу Пермского края включена в специализированный жилищный фонд Карагайского муниципального округа в качестве жилого помещения маневренного фонда (л.д. 66-74).

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснила, что в настоящее время совместно с ней в ее жилом помещении проживает престарелый ФИО4, ее дед, ему уже более 90 лет, квартира деда сгорела в результате совершенного преступления, в интересах деда она ранее обращалась в прокуратуру Карагайского района и по решению суда по иску прокурора, которое состоялось в 2021 году дед во внеочередном порядке администрацией Карагайского округа должен быть обеспечен жилым помещением, предоставленным по договору социального найма, администрация округа после пожара предлагала ФИО4 жилое помещение маневренного фонда после пожара в , но эта квартира их не устраивает, она далеко от Карагая, в Юриче нет фельдшерско-акушерского пункта, дед хочет жить в , впоследствии администрация предлагала деду для временного проживания жилое помещение в , но там тоже нет медика, предлагали и квартиру в в деревянном доме, но в таких условиях он жить не сможет, квартира им необходима в .

Таким образом судом установлено, что в настоящее время в Карагайском муниципальном округе Пермского края в соответствии с нормами действующего законодательства органом местного самоуправления сформирован специализированный жилищный фонд, в который входит в том числе жилое помещение маневренного фонда в муниципального округа. Положение о специализированном маневренном жилищном фонде муниципального образования Карагайского муниципального округа Пермского края принято в соответствии с нормами действующего законодательства, не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и иным нормативно-правовым актам. Жилое помещение маневренного фонда – квартира площадью 29,9 кв.м – находится на территории Карагайского муниципального округа, сведений о том, что данное жилое помещение не пригодно для проживания граждан либо не соответствует требованиям статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, иным нормативно-правовым актам, суду не представлено.

Как следует из пояснений представителей ответчика и третьего лица в судебном заседании, свидетеля ФИО3, гражданам, подлежащим обеспечению жилым помещением в специализированном маневренном жилищном фонде ответчиком предлагались жилые помещения как маневренного фонда, так и иные, расположенные в том числе, в , однако от вселения для временного проживания в жилое помещение маневренного фонда до предоставления им жилых помещений на условиях социального найма, либо денежных компенсаций, лица, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств или жилые помещения стали непригодными для проживания - в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, отказывались, заявления о предоставлении жилых помещений маневренного фонда ответчику не поступали. Доказательств обратного суду не предоставлено.

Суду также не представлено объективных доказательств нарушения жилищных прав граждан в связи с отсутствием свободных жилых помещений именно маневренного фонда на территории Карагайского муниципального округа Пермского края, истцом не обосновано указанное в исковом заявлении количество жилых помещений, до которого необходимо расширить специализированный фонд.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на администрацию Карагайского муниципального округа Пермского края обязанности по расширению специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного жилого фонда до общего количества не менее пяти благоустроенных жилых помещений в населенных пунктах Карагайского муниципального округа

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Карагайского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию – Карагайский муниципальный округ Пермского края в лице администрации Карагайского муниципального округа Пермского края, третьему лицу – Управлению земельных и имущественных отношений Карагайского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности по расширению специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного жилого фонда до общего количества не менее пяти благоустроенных жилых помещений в населенных пунктах Карагайского муниципального округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Карагайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Малегина