ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3630/17 от 04.10.2017 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Дело <адрес>

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

октября

Центральный районный суд <адрес> в составе:

судьи

Зининой И.В.

при участии:

секретаря судебного заседания

ФИО1

истца

ФИО2

представителя ответчика

ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику и просил отменить дисциплинарное взыскание, наложенное приказом от 28 апреля 2017 года.

В обоснование своих требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности начальника юридического отдела Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за допущенные нарушения законодательства Российской Федерации, выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований пункта 2 части 1 стати 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Полагает указанный приказ незаконным, поскольку вменяемого дисциплинарного проступка он не совершал.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и дал соответствующие пояснения.

Представитель ответчика в судебном заедании исковые требования не признала и дала пояснения согласно письменным возражениям на иск.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ был принят на федеральную государственную службу и назначен на должность начальника юридического отдела Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 15 указанного закона гражданский служащий в том числе обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

Согласно подпунктам 1 и 3 части 1 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

В силу статьи 47 указанного закона профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются: 1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы; 2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения; 4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений; 5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений; 6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; 7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа; 8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Согласно должностному регламенту начальника юридического отдела ФИО2, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальник юридического отдела обеспечивает защиту и представление интересов Управления в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, у мировых судей, в органах государственной власти и местного самоуправления, у нотариуса перед юридическими и физическими лицами (пункт 3.2.9).

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ должностного регламента предусмотрено, что начальник юридического отдела организует и обеспечивает правовое сопровождение деятельности аппарата Управления.

В пункте ДД.ММ.ГГГГ должностного регламента установлено, что начальник отдела обязан взаимодействовать с сотрудниками других отделов Управления, других государственных органов для решений вопросов, входящих в его компетенцию.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

В силу части 1 статьи 57 указанного Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (часть 2 указанной статьи).

В соответствии с приказом Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ гола за допущенные нарушения законодательства Российской Федерации, выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований пункта 2 части статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении ФИО2 было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

С указанным приказом ФИО2 был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Согласно заключению о проведении служебной проверки, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в акте комплексной проверки деятельности Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указано, что в ходе инвентаризации активов Барабинского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания за 2016 год выявлена недостача объектов нефинансовых активов на общую сумму 141462 рубля 30 копеек. По данному факту была проведена служебная проверка (заключение от ДД.ММ.ГГГГ), в результате которой комиссия одним из предложений рекомендовала решить вопрос о направлении в правоохранительные органы документов по факту выявленной недостачи материальных ценностей в Барабинском отделе.

На момент проведения проверки было установлено, что юридическим отделом Управления информация по данному факту в правоохранительные органы официально не направлялась, в результате чего был сделан вывод, что руководство Управления не принимает должных мер для возмещения причиненного ущерба, в том числе через обращение в органы прокуратур и судебные органы.

В ходе проведения служебной проверки у ФИО2 было отобрано объяснение, согласно которому истец полагает, что по факту недостачи в Барабинском отделе Управления органами МВД проводится уголовно-процессуальная проверка. Подача же двух и более заявлений не предусмотрена уголовно-процессуальным законодательством.

Комплексной проверкой деятельности ФИО4 Росрыболовства установлено, что заявление в МО МВД России «Барабинский» направил ДД.ММ.ГГГГФИО5 (бывший начальник Барабинского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания).

Как следует из материалов дела, пояснений истца, уголовно-процессуальная проверка по факту недостачи в Барабинском отделе Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству проводилась на основании сообщения, поступившего из Управления ФСБ России по <адрес>. С заявлением по данному факту Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, как лицо, в чью структуру входит Барабинское отделение, в правоохранительные органы самостоятельно не обращалось.

Указанное обстоятельство уже само по себе свидетельствует о том, что истцом ненадлежащим образом были исполнены должностные обязанности по организации и обеспечению правового сопровождения деятельности аппарата Управления.

Кроме того, утверждая, что не требовалось дополнительной подачи заявления от имени Управления, поскольку проводилась уголовно-процессуальная проверка, ФИО2 не представил относимых и допустимых доказательств, что им, от имени Управления, проводилось взаимодействие с правоохранительными органами в ходе проведения проверки, подавались запросы, направлялись документы).

Доказательств тому, что по результатам заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 предпринимались какие-либо действия по направлению в правоохранительные органы документов по факту выявленной недостачи материальных ценностей в Барабинском отделе, истцом не представлено.

Не принимает суд и доводы истца о невозможности подачи заявления в связи с отсутствием необходимых документов, поскольку истцом не представлены доказательства тому, что отсутствие документов явилось единственным и безусловным препятствием для обращения в правоохранительные органы, а также тому, что руководство Управления было поставлено в известность об отсутствии документов и невозможности обращения с заявлением.

При этом суд учитывает, что на момент проведения служебной проверки, комиссии было известно о направлении ФИО5 заявления ДД.ММ.ГГГГ по факту недостачи материальных ценностей, что не исключает подачу заявления в правоохранительные органы по факту недостачи материальных ценностей надлежащим лицом, а именно Верхнеобским территориальным управлением Росрыболовства, в чью структуру и входит Барабинский отдел.

Таким образом, должные меры по возмещению причиненного ущерба Управлению ФИО2 в рамках исполнения служебных обязанностей приняты не были.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что ФИО2 был совершен дисциплинарный проступок, выразившейся в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, и работодатель был вправе разрешить вопрос о привлечении истца к дисциплинарной ответственности.

Анализируя материалы дела, суд приходит к выводу, что порядок и сроки проведения служебной проверки, а также привлечения к дисциплинарной ответственности ФИО2 были соблюдены. Нарушений суд не усматривает и в этой части не принимает доводы истца.

О наличии дисциплинарного проступка работодателю достоверно стало известно из акта комплексной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств обратному суду не представлено.

При выборе меры дисциплинарного воздействия работодателем были учтены тяжесть совершенного дисциплинарного проступка, степен вины истца, обстоятельства, при которых был совершен дисциплинарный проступок.

Оценивая меру дисциплинарного наказания, суд приходит к выводу, что она соразмерна тяжести совершенного дисциплинарного проступка.

При таких обстоятельствах требования истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

В удовлетворении иска ФИО2 к Верхнеобскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.В.Зинина