Дело № 2-3631/2021
43RS0001-01-2021-006945-41
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. ФИО4 29 сентября 2021 года
Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:
судьи Чинновой М.В.,
при секретаре Охмат С.В.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда в г.Кирове по доверенности ФИО2
рассмотрев гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной пенсии по старости,
установил:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной пенсии по старости. {Дата изъята} он обратился в ГУ – УПФР в городе Кирове Кировской области с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии, однако решением ответчика от {Дата изъята} в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. Ответчиком из подсчета специального стажа был исключен период работы с {Дата изъята} по {Дата изъята} в должности главного кондуктора грузовых поездов станции Кирс ГЖД, поскольку постановлением данная должность не предусмотрена. С указанным решением не согласен, т.к. в спорный период он фактически выполнял работу кондуктора грузовых поездов. С учетом уточнений просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области включить в стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с {Дата изъята} по {Дата изъята} в должности главного кондуктора грузовых поездов станции ФИО4 ГЖД и назначить ему пенсию по стрости с {Дата изъята}.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании изложенное в исковом заявлении поддержал, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда в г.Кирове по доверенности ФИО2 возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в решении.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения иска. Суду пояснила, что решением Ленинского районного суда г.Кирова от 08.02.2021 ФИО3 отказано по иску к ОАО РЖД об обязании выдать уточняющую справку. Истцом пропущен срок исковой давности. Должность главного кондуктора грузовых поездов в списке должностей, дающих право на назначение досрочной пенсии отсутствует, поэтому уточняющую справку ОАО «РЖД» не выдает.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Частями 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272.
Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 предусмотрена профессия "кондуктор грузовых поездов"; до принятия указанного Списка время выполнявшихся до 01 января 1992 года работ засчитывалось в соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, которым право на досрочную пенсию по старости также было предоставлено кондукторам грузовых поездов.
Как следует из трудовой книжки ФИО3, {Дата изъята} года рождения, архивной справки, {Дата изъята} он принят практикантом главного кондуктора грузовых поездов станции Кирс Горьковской железной дороги, {Дата изъята} переведен на должность главного кондуктора грузовых поездов станции Кирс Горьковской железной дороги, {Дата изъята} уволен по собственному желанию, {Дата изъята} принят на должность главного кондуктора грузовых поездов станции Кирс Кировского линейного станционного объединения Горьковской железной дороги, {Дата изъята} переведен на должность составителя поездов станции Кирс Кировского линейного станционного объединения Горьковской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги».
Согласно штатным расписаниям {Дата изъята}.-{Дата изъята}., {Дата изъята}-{Дата изъята} на станции Кирс имелась только должность главного кондуктора грузовых поездов, должность кондуктора грузовых поездов отсутствовала.
Из расчетных листков следует, что ФИО3, главному кондуктору начислялась доплата по коду 057 за вредные условия труда.
Пунктом 3 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 1 апреля 2003 года N 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. "д" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. "д" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272.
Согласно п.8 Разъяснения Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 2 апреля 1976 года N 5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года N 81/8, если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список N 2, раздел XXX, подраздел 1, включены "кондукторы грузовых поездов"), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов (п. 8).
Аналогичные разъяснения даны Минтрудом РФ 22 мая 1996 г. N 5 (п. 7, 9).
Так, в соответствии с п. 9 разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками. Например, разделом XXXII "Общие профессии" Списка N 2 предусмотрена профессия "Аккумуляторщики". Право на пенсию в связи с особыми условиями труда в этом случае имеют также старшие аккумуляторщики и помощники аккумуляторщиков.
Сборник тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на железнодорожном транспорте, содержит характеристику работ кондуктора грузовых поездов и описание того, что должен знать кондуктор грузовых поездов. Должность "кондуктор главный грузовых поездов" в ЕТКС отмечена в примечании, где указано, что кондуктор главный, руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд.
Из приведенных в справочнике тарифно-квалификационных характеристик следует вывод, что у кондуктора главного грузовых поездов та же характеристика работ, что и у кондуктора грузовых поездов, разница лишь в возложении дополнительных обязанностей по руководству кондукторской бригадой или маневровой работой.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 367, предусматривает профессии "кондуктор главный грузовых поездов" и "кондуктор грузовых поездов", которые включены в первый раздел - профессии рабочих, который включает в себя профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), который у обеих профессий указан под кодом выпуска 56. Профессии "кондуктор главный грузовых поездов" и "кондуктор грузовых поездов" относятся к одной группе Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) - 5112.
"Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93", утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года N 298, представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований. Объектами классификации являются однородные, с точки зрения содержания работ, укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих. Структурно классификатор состоит из девяти укрупненных групп, подразделяющихся на подгруппы, составные группы и базовые группы. В качестве признаков для определения общности (сходства) работ и группировки занятий положены характеристики занятий: содержание функций (выполняемых работ), предметы и орудия труда, масштаб и сложность руководства, конечные результаты трудовой деятельности и др., определяющие квалификацию и специализацию работников.
Названные профессии имеют лишь разный диапазон тарифных разрядов: "кондуктор главный грузовых поездов" 3-5; "кондуктор грузовых поездов" 2-4.
Сравнивая профессии "кондуктор грузовых поездов" и "кондуктор главный грузовых поездов", судебные инстанции пришли к выводу, что они относятся к одной группе ОКЗ, это рабочие профессии, однородные по содержанию, с одинаковой спецификой условий труда и характера работы, общими требованиями безопасности труда, истец и другие кондукторы главные грузовых поездов выполняли непосредственно работу кондуктора, которая охарактеризована в ЕТКС.
Как следует из материалов дела, при работе главным кондуктором грузовых поездов истец имел 5 разряд. В тарифно-квалификационной характеристике кондуктора грузовых поездов отмечено, что при обслуживании на железных дорогах сети сборных, вывозных и передаточных поездов с маневровой работой кондуктору грузовых поездов присваивается 4-й разряд, однако кондуктор главный, руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд. Тем самым, отличие главного кондуктора грузовых поездов от кондуктора заключается в наличии у главного кондуктора более высокого разряда, позволяющего руководить маневровой работой или кондукторской бригадой. В то время, как и для кондуктора грузовых поездов предусмотрено выполнение работ по руководству действиями всех работников, участвующих в маневрах с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных станциях. В этой связи, доводы ответчика о том, что главный кондуктор в отличие от кондуктора выполняет иные функции, являются необоснованными. Характер работы кондуктора грузовых поездов и главного кондуктора грузовых поездов является одинаковым, иначе для данных должностей были бы установлены разные тарифно-квалификационные характеристики.
Таким образом, в соответствии вышеуказанными Разъяснениями от 22 мая 1996 года, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку от 24 апреля 1992 года пользуются не только кондукторы грузовых поездов, но и главные кондукторы.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о включении периода работы истца с {Дата изъята} по {Дата изъята} в льготный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости.
Исследованными в судебном заседании материалами дела, подтверждается, что специальный стаж для начисления досрочной страховой пенсии истца составил более 12 лет 6 месяцев, что является достаточным для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии {Дата изъята}, имея необходимый специальный стаж. Следовательно, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, с учетом включенного судом периода работы, возникает у истца с {Дата изъята}, в связи с чем, суд полагает возможным требование истца удовлетворить и обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области» назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с {Дата изъята}.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кирове Кировской области удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области включить в стаж ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с {Дата изъята} по {Дата изъята} в должности главного кондуктора грузовых поездов станции ФИО4 ГЖД.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области назначить ФИО3 пенсию по стрости с {Дата изъята}.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Чиннова М.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 06.10.2021.